Автор: Карловская Ирина Михайловна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ Петровобудская ООШ
Населённый пункт: село Петрова Буда Гордеевский район Брянская область
Наименование материала: Конспект урока музыки в 5 классе
Тема: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»
Раздел: среднее образование
Конспект урока по музыке в 5 классе
на тему: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».
Цель:
Сформировать представление о колокольном звоне как явлении
музыкального искусства.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать созданию условий для знакомства с колокольными
звонами, как ярком явлении русской православной культуры, с
произведениями живописи, музыки, отражающих значимость этого
явления.
Развивающие:
Развивать умение анализировать музыкальные примеры, сравнивать
их;
Работать с учебником и дополнительной литературой.
Воспитательные:
Воспитывать патриотизм, любовь к Отечеству и уважение к своему
народу, чувство гордости за свою Родину.
Тип урока:Урок – изучение нового материала.
Оборудование: Компьютер, проектор, презентация, аудиозаписи.
Ученики должны:
1.
Знать жанры музыкального и изобразительного искусства, в которых
встречается колокольный звон;
2.
Понять значение колокола для русского человека;
3.
Уметь различать на слух виды колокольного звона.
Ход урока:
1.
Определение темы урока
У: Ребята, попробуйте отгадать загадку:
Язык есть,
Речей нет,
А вести подает. (колокол)
А теперь мы с вами заслушаем одно музыкальное произведение. (Звучит
сюита С. Рахманинова «Светлый праздник» 4 часть).
Подумайте, что лежит в основе этой музыки?
Д: Колокольный звон.
У: Какой инструмент подражает колокольному звону?
Д: Фортепиано.
У: Действительно, с помощью одного музыкального инструмента мы смогли
услышать целый оркестр колоколов. Это и маленькие колокольчики, и
большие колокола.
Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?
Д: О колоколах и колокольном звоне.
2.
Изучение нового материала.
У: Правильно. Колокольный звон всегда был неотъемлемой частью духовной
жизни народа. На колокола жертвовали, им давали имена. Звон сопровождал
человека на протяжении всей его жизни. И, конечно, это находило отражение
в народном творчестве. Каждый из вас, наверное, слышал колокольный звон.
Скажите, одинаково ли они звучат?
Д: Нет.
У: В церкви различают 4 канонических звона. А какими они бывают мы с
вами сейчас узнаем. Они зашифрованы и находятся в этих двух конвертах.
Сейчас мы с вами разделимся на две группы и расшифруем названия
колокольных звонов.
(Делимся на группы, получаем конверты с двумя
лишними словами).
ХРАМ – 23, 18, 1, 14
ГЛАС – 4, 13, 1, 19
НАБАТ – 15, 1, 2, 1, 20
БЛАГОВЕСТ – 2, 13, 1, 4, 16, 3, 6,19, 20
ПЕРЕЗВОН – 17, 6, 18, 6, 9, 3, 16, 15
ТРЕЗВОН – 20, 18, 6, 9, 3, 16, 15
А теперь мы с вами найдем определения данных слов. (Работа со словарем).
Ну а теперь давайте послушаем как звучат эти колокольные звоны. (звучат
колокольные звоны).
Колокольность – это важный элемент национального мировосприятия.
Красота звучания колокола не могла не отразиться в музыкальных
произведениях
отечественных
композиторов.
Исключительное
место
занимает колокольность в творчестве С. Рахманинова. На слайде мы с вами
видим Софийский Собор в г. Новгород. Сюда Серёжа вместе со своей
бабушкой приезжал в церковные праздники, и здесь Сергей мог слышать
колокольный
звон.
Давайте
обратимся
к
учебнику
и
прочитаем
воспоминания композитора о его детских впечатлениях. (страница 108)
А сейчас мы еще раз обратимся к музыкальному фрагменту из сюиты –
фантазии
С.
Рахманинова
«Светлый
праздник»
и
подумаем
каким
настроением наполнена эта часть произведения?
Д: Радость, восторг, ликование.
У: С каким православным праздником у вас ассоциируется это фрагмент?
(Пасха)
Какой вид колокольного звона использовал композитор? (трезвон).
В основе прослушанной музыки лежат 4 ноты колокольного звона. Четыре
ноты складывались во вновь и вновь повторяющею тему…Композитор лишь
изменил чередование 4 знакомых нам нот, и сложилась иная музыка (тема
«Слёзы»)
- Что изменилось? Как звучит колокольный напев?(Музыка стала грустной,
печальной).
Сравнительная характеристика музыкальных произведений.
Темп
Динамика
Мелодия
«Светлый праздник»
быстрый
Громкая, яркая
Торжественная.
праздничная
«Слёзы»
медленный
тихая
грустная, печальная
ВЫВОД: Звучание колокольных звонов оставили глубокий след в душе
композитора, что нашло отражение в его творчестве. И в этом мы с вами сегодня
на уроке убедились.
Еще один композитор, деятель искусств России и УкраиныВалерий
Григорьевич Кикта
также обращался в своём творчестве к церковным
мотивам. Свою концертную симфонию для арфы с оркестром «Фрески
Софии Киевской» он посвятил 1500-летию Киева. Несколько веков назад на
Руси был возведен собор Святой Софии, украшенный мозаикой, фресками,
орнаментом.
Симфония состоит из 9 частей. Каждая часть – это образ новой фрески,
возникающей перед взором композитора. Автор идет вдоль многовековых
стен храма, он рассматривает возникающие передним живописные образы, и
в его творческом воображении, они превращаются в образы музыкальные.
Фрески живописные становятся фресками музыкальными.
Кто знает, что такое «Фреска»? (выполняется по сырой штукатурке, одна из
техник стенных росписей.)
А что такое орнамент? (узор, основанный на повторе и чередовании
составляющих его элементов.)
Давайте обратим внимание на следующий слайд. Что вы видите?
Перед вами орнамент и нотный пример «Орнамента». (волнистые линии).
Такой прием в музыке называется АРПЕДЖИО, где звуки воспроизводятся
последовательно. (Звучит фрагмент «Орнамент»).
С каким жанром русского музыкального творчества имеет сходство эта тема?
(былин)
Звучание какого музыкального инструмента имитирует композитор? (гусли)
«Фрески Софии Киевской» - это своего рода большая инструментальная
былина, которую композитор назвал «концертная симфония».
Итак, мы с вами заслушали отрывок из произведения В.Кикты и отрывок из
произведения С.Рахманинова. Что их объединяет? (обращаются к народным
источникам, используют прием имитации).
3.
Рефлексия
Ну а сейчас для вас итоговое задание.
«Вставь нужное слово»
Колокола – это символ…. (России). Колокольный …. (звон) всегда был
частью духовной жизни…. (народа). Различают ….. (4) канонических звона.
Колокольный звон в один колокол за другим поочередно, начиная с самого
большого – это ….. (перезвон). Музыкальные инструменты, как и голос
человека, могут …. (имитировать) колокольный звон. Красота звучания ….
(колокола) отразилась в разных музыкальных произведениях русских
композиторов.
Неотъемлемой
чертой
русской
музыки
является
…..
(колокольность).
Вывод: на примере творчества русских композиторов (Кикта и Рахманинов)
можно
сделать
вывод,
что
каждый
композитор
отражает
в
своих
произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к духовным
ценностям. Именно такая музыка становится близкой ипонятной.
4.
Домашнее задание
Знать определения, найти песни в интернете, в которых поётся о
колокольных звонах.