Автор: Гаранина Елена Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Майнская ДШИ им.В.Н.Кашперова"
Населённый пункт: (отделение р.п.Игнатовка)
Наименование материала: Статья
Тема: « Эмоциональность и артистизм на уроках эстрадного вокала»
Раздел: дополнительное образование
Статья
« Эмоциональность и
артистизм на уроках эстрадного вокала»
Преподаватель:
Гаранина Елена Геннадьевна
2024г.
Человек стремится к самовыражению с младенчества. Сначала младенец
просто кричит, требует еды. Он доказывает своим криком: «Я есть! Я
голоден! Накормите меня!», т.е. самовыражается самым примитивным пока
образом: творит крик, резонируя всем существом. Это эмоциональное
самовыражение.
Родившись, все взрослеют, а кому повезёт – стареют. При этом желание
самовыражаться никуда не исчезает, т.к. в каждом заложена потребность
творить. Просто происходит трансформация этого желания, согласно
генетике, окружающей среде, внутренним потребностям. Так, часто в
соответствующей среде дети актёров – актёры, дети музыкантов –
музыканты, дети врачей – врачи. Династии циркачей – тоже яркий пример
того, как генетика и окружение влияют на способности человека.
Мы знаем о наскальных рисунках, о египетских пирамидах, о великих
шедеврах в живописи, музыке, поэзии, архитектуре, скульптуре – это
памятники самовыражения людей. Так как статья об искусстве, упоминаний
о величайших творениях в области науки, техники, физики, химии, а также о
большом адронном коллайдере и т.д. здесь не будет.
Итак, эмоция в вокальном искусстве. Эмоция как таковая – сиюминутная
субъективная реакция человека на внешний раздражитель. Но её
отличительной чертой является самовыражение.
Приведу несколько упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости и
артистизма у детей 7-9 лет на уроках по вокалу, в фазе, когда ребёнок ещё
распевается.
Важно сформировать интересные в плане ритма и мелодики распевки и
вокализы, т.к. они способствуют нахождению замечательного настроения.
Часто дети очень эмоциональны, но встречаются ребята, эмоциональная
сфера которых ещё дремлет – тут нужно исхитриться, чтобы ребёнок вовсе
не зажался и не спрятался в панцирь, как черепаха в свой домик.
1. «Иллюстрация»
Например, вручить ученику красивые билеты в виде веера. На каждом билете
– слово из двух слогов. Задача ребёнка состоит в том, что каждое из слов
нужно описать, прибегая к пантомиме. При этом упражнении будут
убираться все зажимы, а артистизм неизбежно мало-помалу появится. Надо
заявить:
– Твои руки – большие живописные кисти, которыми ты рисуешь в воздухе.
(«Рисует» тот предмет, который написан на билете (арбуз, цветок, звезда,
свинья, бычок, метель).
Если слова «арбуз» или «цветок» можно изобразить только пантомимой, то
«бычка» или «свинью» – вполне можно ещё и озвучить. Дети любят
подобные весёлые упражнения. Каждый персонаж затем озвучивается по
заранее заготовленной мелодико-ритмической схеме-распевке (Т-S-D-T),
играется гармонический аккомпанемент (басы и аккорды), а ребёнок
«рисует» голосом мелодическую линию (выучить её нужно заранее).
Доктор психологических наук и исполнитель собственных песен В.Г.
Ражников считает, что артистизм прежде всего является перевоплощением и
связывает его на эстраде со смелостью. Музыка, а в частности пение, – это
свобода. Уметь разумно пользоваться своей свободой – наивысший пилотаж.
2. Очень весёлое упражнение-распевка, несущее в себе положительные
эмоции, свободу, смелость и перевоплощение «Контраст»:
Например, как вариант этого упражнения, – «Волк и ягнёнок».
По мажорной гамме вверх на звук «ррр» и «меее» поочерёдно изображать
грозного волка и трепещущего ягнёнка («до» I октавы: «рр», «ммеее», «ррр»,
«ммее» и т.д. 4 раза «перевоплощений» на каждый звук мажорной гаммы).
Очень хорошо, если ребёнок будет не только голосом изображать
персонажей, но и мимикой, и жестами. К примеру, волк – растопыривает в
обе стороны страшные лапы, чтобы схватить и растерзать. А ягнёнок –
вжимает голову в плечи и трясётся. Забавнее будет изобразить голосом -
трусливого волка и могучего ягнёнка, который не блеет, а раскатисто мычит
«ммээээ», а волк напротив – предстаёт вялым и жалким.
3. Смена настроений.
По тоническому трезвучию сверху-вниз, по полутонам вверх по гамме. Здесь
идёт чередование мажора и минора.
«Хохотун и Ревун». Хохотун поётся в мажоре, на stakkato, Ревун – в миноре и
на legato. Нужно улыбаться в мажоре и резко менять мимику в миноре.
«Солнечно и пасмурно».
Продолжать можно до бесконечности, была бы фантазия.
4.Выбираем четыре эмоции «Грусть», «Радость», «Ярость», «Нежность» и
читаем стихотворение, иллюстрируя каждую эмоцию отдельно.
Стихотворение лучше выбрать краткое, весёлое, которое несомненно, снимет
не один десяток зажимов даже у самого робкого начинающего вокалиста.
Например,
С точки зрения Кота
С точки зрения Кота –
жизнь понятна и проста:
Вовкин папа существует,
чтоб ходить Коту за рыбой,
Потому что сами рыбы
прыгнуть в миску не смогли бы;
Мама Вовки – ну, чтоб было
с кем дремать под телевизор,
А пожарная команда –
чтоб снимать Кота с карниза;
Кресло – чтобы драть обивку,
Шкаф – чтоб прятаться в него,
Только Вовка существует
не понятно для чего.
Он, по мнению Кота,
Очень вреден для хвоста!
А у порядочных Котов,
Знаете, не сто хвостов!
(Нина Тарасова),
Макарона
Дали мальчику Антону
За обедом макарону.
Макарона на тарелке
Свилась в узел, как змея.
Она выглядела страшно,
Но Антон её отважно
Продырявил тут же вилкой,
Только охнула семья!
— Дайте, — вымолвил Антоша, —
Макарону мне побольше!
Все с восторгом посмотрели
На него со всех сторон.
И медаль большую дали,
И картину написали,
Где он храбро побеждает
Стадо хищных макарон.
С. Востоков
Или же пантомима «Ваш билетик»:
– Ваш билетик.
– Мой билетик!
– Ваш билетик.
– Мой билетик!
– Вы что, заяц?
– А вы, что, волк?
– Я контролёр.
– А я – актер.
И т.д. сначала. Хорошо изображать и манеры, и голоса контролёра и
пассажира.
Любое стихотворение можно положить на мелодию тут же, экспромтом,
заучить и исполнить.
При каждом упражнении нужно следить за жестами, телодвижениями, ведь
они расскажут о многом. Мимика, жесты выдают степень раскрепощенности
или же зажатости.
Заключение.
Роль эмоциональности и артистизма в вокальном искусстве велика.
Неэмоциональный артист – это не артист. Важно донести до ученика, что
обаятельное пение – это пение, которое исполнитель переживает прямо
сейчас. Именно переживает, а не имитирует жизнь.
Артистизм нарабатывается постепенно. Важно следить, чтоб ученик мог
уверенно поддерживать зрительный контакт с предполагаемой аудиторией и
делиться с нею своими эмоциями, то есть уметь самовыражаться эстетично.