Напоминание

« Эмоциональность и артистизм на уроках эстрадного вокала»


Автор: Гаранина Елена Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Майнская ДШИ им.В.Н.Кашперова"
Населённый пункт: (отделение р.п.Игнатовка)
Наименование материала: Статья
Тема: « Эмоциональность и артистизм на уроках эстрадного вокала»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья

« Эмоциональность и

артистизм на уроках эстрадного вокала»

Преподаватель:

Гаранина Елена Геннадьевна

2024г.

Человек стремится к самовыражению с младенчества. Сначала младенец

просто кричит, требует еды. Он доказывает своим криком: «Я есть! Я

голоден! Накормите меня!», т.е. самовыражается самым примитивным пока

образом: творит крик, резонируя всем существом. Это эмоциональное

самовыражение.

Родившись, все взрослеют, а кому повезёт – стареют. При этом желание

самовыражаться никуда не исчезает, т.к. в каждом заложена потребность

творить. Просто происходит трансформация этого желания, согласно

генетике, окружающей среде, внутренним потребностям. Так, часто в

соответствующей среде дети актёров – актёры, дети музыкантов –

музыканты, дети врачей – врачи. Династии циркачей – тоже яркий пример

того, как генетика и окружение влияют на способности человека.

Мы знаем о наскальных рисунках, о египетских пирамидах, о великих

шедеврах в живописи, музыке, поэзии, архитектуре, скульптуре – это

памятники самовыражения людей. Так как статья об искусстве, упоминаний

о величайших творениях в области науки, техники, физики, химии, а также о

большом адронном коллайдере и т.д. здесь не будет.

Итак, эмоция в вокальном искусстве. Эмоция как таковая – сиюминутная

субъективная реакция человека на внешний раздражитель. Но её

отличительной чертой является самовыражение.

Приведу несколько упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости и

артистизма у детей 7-9 лет на уроках по вокалу, в фазе, когда ребёнок ещё

распевается.

Важно сформировать интересные в плане ритма и мелодики распевки и

вокализы, т.к. они способствуют нахождению замечательного настроения.

Часто дети очень эмоциональны, но встречаются ребята, эмоциональная

сфера которых ещё дремлет – тут нужно исхитриться, чтобы ребёнок вовсе

не зажался и не спрятался в панцирь, как черепаха в свой домик.

1. «Иллюстрация»

Например, вручить ученику красивые билеты в виде веера. На каждом билете

– слово из двух слогов. Задача ребёнка состоит в том, что каждое из слов

нужно описать, прибегая к пантомиме. При этом упражнении будут

убираться все зажимы, а артистизм неизбежно мало-помалу появится. Надо

заявить:

– Твои руки – большие живописные кисти, которыми ты рисуешь в воздухе.

(«Рисует» тот предмет, который написан на билете (арбуз, цветок, звезда,

свинья, бычок, метель).

Если слова «арбуз» или «цветок» можно изобразить только пантомимой, то

«бычка» или «свинью» – вполне можно ещё и озвучить. Дети любят

подобные весёлые упражнения. Каждый персонаж затем озвучивается по

заранее заготовленной мелодико-ритмической схеме-распевке (Т-S-D-T),

играется гармонический аккомпанемент (басы и аккорды), а ребёнок

«рисует» голосом мелодическую линию (выучить её нужно заранее).

Доктор психологических наук и исполнитель собственных песен В.Г.

Ражников считает, что артистизм прежде всего является перевоплощением и

связывает его на эстраде со смелостью. Музыка, а в частности пение, – это

свобода. Уметь разумно пользоваться своей свободой – наивысший пилотаж.

2. Очень весёлое упражнение-распевка, несущее в себе положительные

эмоции, свободу, смелость и перевоплощение «Контраст»:

Например, как вариант этого упражнения, – «Волк и ягнёнок».

По мажорной гамме вверх на звук «ррр» и «меее» поочерёдно изображать

грозного волка и трепещущего ягнёнка («до» I октавы: «рр», «ммеее», «ррр»,

«ммее» и т.д. 4 раза «перевоплощений» на каждый звук мажорной гаммы).

Очень хорошо, если ребёнок будет не только голосом изображать

персонажей, но и мимикой, и жестами. К примеру, волк – растопыривает в

обе стороны страшные лапы, чтобы схватить и растерзать. А ягнёнок –

вжимает голову в плечи и трясётся. Забавнее будет изобразить голосом -

трусливого волка и могучего ягнёнка, который не блеет, а раскатисто мычит

«ммээээ», а волк напротив – предстаёт вялым и жалким.

3. Смена настроений.

По тоническому трезвучию сверху-вниз, по полутонам вверх по гамме. Здесь

идёт чередование мажора и минора.

«Хохотун и Ревун». Хохотун поётся в мажоре, на stakkato, Ревун – в миноре и

на legato. Нужно улыбаться в мажоре и резко менять мимику в миноре.

«Солнечно и пасмурно».

Продолжать можно до бесконечности, была бы фантазия.

4.Выбираем четыре эмоции «Грусть», «Радость», «Ярость», «Нежность» и

читаем стихотворение, иллюстрируя каждую эмоцию отдельно.

Стихотворение лучше выбрать краткое, весёлое, которое несомненно, снимет

не один десяток зажимов даже у самого робкого начинающего вокалиста.

Например,

С точки зрения Кота

С точки зрения Кота –

жизнь понятна и проста:

Вовкин папа существует,

чтоб ходить Коту за рыбой,

Потому что сами рыбы

прыгнуть в миску не смогли бы;

Мама Вовки – ну, чтоб было

с кем дремать под телевизор,

А пожарная команда –

чтоб снимать Кота с карниза;

Кресло – чтобы драть обивку,

Шкаф – чтоб прятаться в него,

Только Вовка существует

не понятно для чего.

Он, по мнению Кота,

Очень вреден для хвоста!

А у порядочных Котов,

Знаете, не сто хвостов!

(Нина Тарасова),

Макарона

Дали мальчику Антону

За обедом макарону.

Макарона на тарелке

Свилась в узел, как змея.

Она выглядела страшно,

Но Антон её отважно

Продырявил тут же вилкой,

Только охнула семья!

— Дайте, — вымолвил Антоша, —

Макарону мне побольше!

Все с восторгом посмотрели

На него со всех сторон.

И медаль большую дали,

И картину написали,

Где он храбро побеждает

Стадо хищных макарон.

С. Востоков

Или же пантомима «Ваш билетик»:

– Ваш билетик.

– Мой билетик!

– Ваш билетик.

– Мой билетик!

– Вы что, заяц?

– А вы, что, волк?

– Я контролёр.

– А я – актер.

И т.д. сначала. Хорошо изображать и манеры, и голоса контролёра и

пассажира.

Любое стихотворение можно положить на мелодию тут же, экспромтом,

заучить и исполнить.

При каждом упражнении нужно следить за жестами, телодвижениями, ведь

они расскажут о многом. Мимика, жесты выдают степень раскрепощенности

или же зажатости.

Заключение.

Роль эмоциональности и артистизма в вокальном искусстве велика.

Неэмоциональный артист – это не артист. Важно донести до ученика, что

обаятельное пение – это пение, которое исполнитель переживает прямо

сейчас. Именно переживает, а не имитирует жизнь.

Артистизм нарабатывается постепенно. Важно следить, чтоб ученик мог

уверенно поддерживать зрительный контакт с предполагаемой аудиторией и

делиться с нею своими эмоциями, то есть уметь самовыражаться эстетично.



В раздел образования