Автор: Чайкина Наталья Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Монастырщинская средняя школа им.А.И.Колдунова
Населённый пункт: п. Монастырщина
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: "Азбука добрых дел" 2 класс
Раздел: начальное образование
МБОУ Монастырщинская средняя школа имени А. И. Колдунова
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании МС
заместитель директора по УВР
протокол заседания педагогического совета от
от
№
__________ С.В. Толстенкова
№
Директор МБОУ Монастырщинская
средняя школа имени А. И. Колдунова
_____________Е.Л. Ефременкова
приказ от
№
Рабочая программа
внеурочной деятельности
Наименование учебного предмета
Азбука добрых дел
Класс
1-4
Уровень общего образования
начальное общее
Срок реализации программы, учебный год
2022 – 2026
Количество часов по учебному плану
всего
33/34 часа в год;
в неделю
1час
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука добрых дел» разработана на основе авторской программы «Этика: азбука добра» для
начальной школы И.С. Хомяковой, В.И. Петровой
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 168с.- С.91-93
Рабочую программу составила: Чайкина Н.А.
Пояснительная записка
В соответствии с основной общеобразовательной программой начального общего
образования в МБОУ Монастырщинская средняя школа имени А.И. Колдунова,
реализующем ФГОС НОО, в рамках внеурочной деятельности по духовно-нравственному
направлению в 1–4 классах проводится
«Азбука добрых дел». На изучение данной
внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю (33 часа в первом классе, по 34 часа во
2–4 классах).
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука добрых дел» разработана на
основе авторской программы «Этика: азбука добра» для начальной школы И.С.
Хомяковой, В.И. Петровой
.
Цель:
формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности,
общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи
развитие способности увидеть нравственную ситуацию;
осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация — поведение —
правило;
оценка нравственных поступков.
Общая характеристика курса
Нравственное развитие личности учащегося является
приоритетной
целью
начальной школы. Оно предполагает организацию нравственного образования младших
школьников в процессе изучения предметов, таких как литературное чтение, русский
язык, окружающий мир, основы духовно-нравственной культуры народов России, и во
время внеурочной деятельности в форме курса «Азбука добрых дел».
В основе отбора содержания, методов, используемых в процессе обучения и
воспитания, лежит принцип гуманизма. Содержание обучения и воспитания направлено
прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его
мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять
нравственный выбор.
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот
внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила
на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание,
стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).
Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в
следующей логике:
1 класс
Развитие
способности
осмысления
нравственной
ситуации.
Осознание
нравственных правил как ориентира поступков: ситуация — поведение — правило.
Оценка нравственных поступков.
2 класс
Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление
следовать правилам. Переход от социального контроля (учитель, родители, сверстники) к
самоконтролю. Формирование у школьников понимания, что стремление следовать
определённым правилам при совершении поступков обеспечивает их нравственное
взросление.
3 класс
Ознакомление
с
внутренней
сутью
нравственного
поступка
—
мотивом.
Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения,
знакомятся с качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.
4 класс
Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств
личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и средство
предотвращения нежелательных (безнравственных) действий.
пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу
Планируемые результаты
В результате изучения курса «Азбука добрых дел» на ступени начального общего
образования планируется достижение следующих результатов:
Ученик научится:
воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
использовать в речи слова вежливости;
участвовать
в
диалоге:
высказывать
свои
суждения
по
теме,
анализировать
высказывания собеседников, дополнять их высказывания;
высказывать предположения о последствиях недобрых поступков (как в реальной
жизни, так и в художественных произведениях);
создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
описывать сюжетную картинку (серию);
оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок, корректировать его;
оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и
жизненных ситуациях;
оценивать внешний вид человека.
использовать в общении доброжелательный тон;
оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных
местах.
Учебно-тематический план
1 класс
№
Наименование раздела
Часы учебного времени
1 класс
33 часа
1
Школьный этикет
5
2
Правила общения
11
3
О трудолюбии
6
4
Культура внешнего вида
4
5
Внешкольный этикет
7
2 класс
34 часа
1
Школьный этикет
5
2
Правила общения
11
3
О трудолюбии
7
4
Культура внешнего вида
4
5
Внешкольный этикет
7
3 класс
34 часа
1
Школьный этикет
5
2
Правила общения
11
3
О трудолюбии
8
4
Культура внешнего вида
4
5
Внешкольный этикет
6
4 класс
34 часа
1
Школьный этикет
8
2
Правила общения
8
3
О трудолюбии
7
4
Культура внешнего вида
4
5
Внешкольный этикет
7
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№
Наименование раздела и тем занятий
Дата
Школьный этикет
1.
Мы в школе
2.
Мы пришли на урок
3.
Зачем нужны перемены?
4.
Мы в школьной столовой
5.
Правила поведения за столом
Правила общения
6.
Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)?
7.
Правила вежливости
8.
Элементарные представления о добрых и недобрых поступках
9.
Знакомство с образом добрых поступков с помощью
художественных произведений, сказок, фильмов
10.
Значение вежливых слов в жизни
11.
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам
12.
Мой учитель
13.
Думай о других: сочувствие, как его выразить?
14.
Моя семья
15.
Пути выхода из конфликтной ситуации
16.
Практическое знакомство с правилами коллективных игр
О трудолюбии
17.
Значение труда в жизни людей
18.
Что помогает учиться лучше (старательность)
19.
Учение как основной труд и обязанность школьника
20.
Трудолюбие как главная ценность человека
21.
Трудолюбие как главная ценность человека
22.
Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои
школьные вещи)
Культура внешнего вида
23.
Внешний вид человека
24.
Правила опрятности и их значение для здоровья
25.
Основные правила Мойдодыра
26.
Итоговое занятие
Внешкольный этикет
27.
Правила поведения на улице
28.
Правила поведения в транспорте
29.
Правила поведения в общественных местах
30.
Вежливое отношение к людям
31.
«Спасибо» и «пожалуйста»
32.
«Здравствуйте» и «до свидания»
33.
Итоговое занятие
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№
Наименование раздела и тем занятий
Дата
Школьный этикет
1
Дисциплина в школе
2
Дисциплина в классе
3
В библиотеке
4
Книга — твой друг, береги её
5
Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка.
Правила общения
6
Что такое сопереживание?
7
Помощь друзьям
8
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна»
9
Преданный друг
10
О доброте и бессердечии
11
Дал слово — держи его
12
Диалоги со сверстниками и со взрослыми
13
О зависти и скромности
14
Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не
нравится
15
Учимся понимать настроение другого по внешним
признакам
16
Чего в другом не любишь, того и сам не делай
О трудолюбии
17
Самообслуживание
18
Учусь всё делать сам
19
Взаимопомощь дома и в школе
20
Труд моих родных
21
Труд людей вокруг нас
22
В мире мудрых мыслей
23
Что значит беречь результаты труда?
Культура внешнего вида
24
Правила личной гигиены
25
Игра «Узнай по описанию»
26
Бережное отношение к своей одежде
27
Ремонт одежды
Внешкольный этикет
28
Правила поведения в общественном транспорте
29
Правила поведения в музее, кино, театре
30
Растения в жизни человека
31
Братья наши меньшие
32
Бережное отношение к природе
33
В мире мудрых мыслей
34
Итоговое занятие
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№
Наименование раздела и тем занятий
Дата
Школьный этикет
1
Правила поведения в школе
2
Перемена с увлечением
3
Долг воспитанных ребят — режим школьный выполнять
4
Взаимопомощь: учёба и труд
5
Школьное имущество надо беречь
Правила общения
6
Добрый день. Здравствуйте
7
По стране вежливых слов
8
Поговорим о доброте
9
Без друга в жизни туго
10
Порадовать близких — как это просто!
11
Можно и не ссориться
12
Большое значение маленьких радостей
13
Этикет познавая, дружно, весело играем!
14
Время надо беречь
15
Слово лечит, слово ранит
16
Я и мои друзья (справедливость, коллективизм)
О трудолюбии
17
Твой труд дома
18
Учись учиться
19
Ответственность
20
Труд кормит, а лень портит
21
Как организовать свой труд
22
Даже будни может труд сделать праздничными днями
23
Цена ломтика
24
Профессии людей
Культура внешнего вида
25
Уход за своими вещами
26
Одежда будничная и праздничная
27
По одёжке встречают
28
Есть обычай у ребят —гигиену соблюдать
Внешкольный этикет
29
Разговор по телефону
30
Поведение в гостях
31
Я пишу письмо
32
Правила безопасности при общении с животными
33
Поведение на природе
34
Я в роли прохожего. Путь от дома до школы
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№
Наименование раздела и тем занятий
Дата
Школьный этикет
1
Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим
2
Забота о младших
3
«Познай самого себя»
4
Определение цели и составление плана самовоспитания на
неделю
5
Как я работаю над собой
6
О терпении
7
Конец каждого дела обдумай перед началом
8
«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь
пересмотри»
Правила общения
9
Традиции общения в русской семье. «Домострой»
10
Культура общения в современной семье
11
Правила приличия в житейских ситуациях
12
Культура спора
13
Правила этикета: знакомство
14
Язык, мимика и жесты
15
«Приветливость — золотой ключик, открывающий сердца
людей»
16
Игра «Город вежливости»
О трудолюбии
17
Культура физического и умственного труда
18
Положительные герои в былинах и сказках
19
Книга — источник знаний
20
Золотые руки
21
Кем быть?
22
Твоя малая Родина
23
Герои труда
Культура внешнего вида
24
Что такое культура внешнего вида?
25
Одежда и осанка
26
Вежливость и внешний вид
27
«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»
Внешкольный этикет
28
Осваиваем правило «так нельзя»
29
Услышать собеседника
30
Совесть — основа нравственности
31
Что такое хорошо и что такое плохо
32
В мире мудрых мыслей
33
Россияне о любви к Родине
34
Итоговое занятие
Содержание программы
1
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу
без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила
поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
— воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
— оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
Правила
вежливости,
элементарные
представления
о
добрых
и
недобрых
поступках.
Знакомство
с
образом
этих
поступков
с
помощью
художественных
произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций
(школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике
вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе,
терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в
семье, проявление уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации).
Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно,
без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк,
признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной),
её оценка.
Универсальные учебные действия:
— использовать в речи слова вежливости;
— участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,
анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
— высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни,
героев произведений);
— создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
— описывать сюжетную картинку (серию);
— оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
— самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность
школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и
старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы
культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду.
Бережное отношение к вещам, созданным трудом других людей. Способы преодоления
лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
— проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
— оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
Культура внешнего вида
1 Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-
Граф, 2011. – 168с.- С.91-93
Культура внешнего вида, чистота, опрятность, аккуратность.
Правила опрятности и их значение для здоровья, хорошего самочувствия,
отношения окружающих.
Оценка внешнего вида человека, критерии оценки: аккуратность, опрятность,
удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
— воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и
жизненных ситуациях;
— оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности
вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время
прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства,
неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым;
доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и
«пожалуйста» и т. д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и
т. д.): не мешать другим людям;
Универсальные учебные действия:
— использовать доброжелательный тон в общении;
— оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных
местах.
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература
1.
Сборник
программ
внеурочной
деятельности:
1–4
классы
/
под
ред.
Н.Ф.
Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168с.
2.
Этикет от А до Я / Автор составитель Н.В.Чудакова.- М.: ООО «Фирма «Издательство
АСТ», 1999. — 112с.
3.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова,
И. Хомякова //Воспитание школьников. — 2004–2007. — №1–9.
4.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
[Текст] / сост. Е.С. Савинов.— М. : Просвещение, 2010. 204 с.
5.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального
общего
образования [Текст] — М.: Просвещение, 2009. 41 с.