Автор: Денисова Светлана Александровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ ОСОШ № 1
Населённый пункт: Новосибирская область ,р.п.Ордынское
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Литературное чтение 2 кл.В.Осеева "Печенье"
Раздел: начальное образование
В.А.Осеева «Печенье»
Цели
Предметные:
читать вслух целыми словами, понимать содержание, смысл прочитанного
произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому
содержанию произведения; владеть элементарными умениями анализа и
интерпретации текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить
последовательность событий в тексте произведения.
Метапредметные:
Познавательные – анализировать литературный текст с опорой на систему
вопросов учителя; выявлять основную мысль произведения, формулировать
её на уровне обобщения в групповой форме и фронтальной работе,
предлагать итоги анализа на обсуждение;
коммуникативные – проявлять уважительное отношение к собеседнику,
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность
существования разных точек зрения, корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с
поставленной задачей;
регулятивные – планировать действия по решению учебной задачи для
получения результата; выстраивать последовательность выбранных
действий; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
Личностные: осознание этических понятий, оценка поведения и поступков
персонажей
художественных
произведений
в
ситуации
нравственного
выбора .
Ребята, начинаем нашу работу. Как всегда начнём с гимнастики.
1. Дыхательная гимнастика «Задуй свечу».
-Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну
большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки.
Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую
свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много
маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно
больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких
выдохов.
-Мы с вами провели дыхательную гимнастику, приготовились к тому, что бы
работать дальше.
-Разговаривать будем сегодня много, проведём ещё и речевую зарядку.
СЛАЙД № 1
2.Речевая зарядка.
ру-ру-ру — коза грызет кору;
ры-ры-ры — летят комары;
ар-ар-ар — летит комар;
ор-ор-ор — у Ромы топор;
ур-ур-ур — не гонит кур
Учись отчётливо произносить звуки.
Читай без ошибок. Произноси быстро.
Ткет ткач ткани на платье Тане.
- Возвращаемся к нашей дыхательной гимнастике. Когда задувают
свечи?(ответ) А что ещё из угощений может стоять на столе?(ответ).Кто при
этом присутствует? (ответ).Как называется эта церемония? (ответ). Отгадаем
загадки.
3.Загадки к словам (чай ,печенье)
1.Заварку кипятком залить,
И скорее можно пить,
Запиваешь им конфету,
Лучше в мире его нету.
СЛАЙД 2
2.Есть, наверно, в каждом доме,
В шкафу на полочке лежит,
А когда в рот его положишь,
То очень вкусно так хрустит!
СЛАЙД 3
4.Начало урока. Работа в группах.
1.
- Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением?
2.
Верите ли вы, что главным героем могут быть мальчики?
-Рассмотрите картинку. Предположите, что будет в произведении? На
нашем дереве предсказаний повесим свои предположения. (ответы детей)
СЛАЙД 4
ПЕЧЕНЬЕ
-Ребята ,это произведение написала писательница, про которую нам сейчас
расскажет
( кратко рассказывает один ребёнок)
СЛАЙД 5,6,7,8,9,10.11.
В.А. ОСЕЕВА
• Валентина
Александровна
родилась в Киеве
15 (28) апреля 1902
года
•
Она мечтала стать актрисой.
Училась на драматическом факультете
института им. Н. В. Лысенко.
• Но закончить его не удалось, так как её семья
переехала в Москву
• Работала
воспитательницей в
Даниловском
детприёмнике.
• Для своих
воспитанников
Валентина
Александровна
сочиняла сказки и
пьесы, также
придумывала игры.
• По требованию своих воспитанников в
1937 году Осеева отнесла в редакцию
свой первый рассказ «Гришка»
• В. А. Осеева публиковала свои
произведения для детей в журналах :
Дети переворачивают листочек, первичное чтение.
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все
уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
— Дели по одному, — строго сказал Миша.
Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.
— Ровно? — спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки:
— Ровно… Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро
уменьшались.
— Рассыпчатые! Сладкие ! — говорил Миша.
— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко
вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел
последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой
неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного
хлеба.
- Почему этот рассказ для детей написала писательница? (ответы)
6.Вторичное чтение.
-Читаем самостоятельно и подчёркиваем карандашом непонятные вам слова.
( Разбор непонятных слов )
ФИЗМИНУТКА
7.Работа по тексту.
- С какими словами обратился Миша к бабушке?
- Можно ли считать слова Миши просьбой? Почему?
- Какое предложение говорит о том, что настроение у мамы и бабушки было
плохое. ?
- Прочитать, как начался и как закончился вечерний чай для всей семьи?
- Прочитайте самые весёлые строки? Самые грустные строки?
Задают дети по тексту тонкие и толстые вопросы друг другу.
- Какие вопросы вы задали бы ребятам?
- Какие бабушка и мама в рассказе?
- Какими показались вам Вова и Миша?
- Как они поступили: правильно или нет? (примерные вопросы)
- Дадим им характеристику. Какие они ? ( таблица черт характера )
СЛАЙД 12
Положительные качества
Отрицательные качества
мама
бабушка
Миша
Вова
Вывод: значит, оба эти мальчика поступили неправильно, и поступки их
отрицательные
- Кто из вас поступает так же?
- А как поступили бы вы
8. Восстановим текст .
СЛАЙД 13
. Делили печенье.
. Разливали чай.
. Печенье в тарелках.
. Корочка хлеба.
9. Обобщение
1. Работа над идеей произведения.
Ответим на поставленный вопрос в начале урока: “Почему В.А.Осеева
решила поведать нам эту историю?”.
- Можно ли назвать её поучительной? Почему?
2. Работа с пословицами. (подготовить дома: о семье, дружбе в семье,
уважении)
Прочитайте свои пословицы .- Чему они учат ?
10.Итог урока. Обратимся к нашему дереву и проверим, сбылись ли наши
предсказания?