Автор: Казакова Ольга Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ ВО "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Петушки"
Населённый пункт: Владимирская область
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта работы.
Тема: «Развитие познавательных процессов у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС».
Раздел: начальное образование
ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная
школа-интернат г. Петушки».
Тема: «Развитие познавательных
процессов у младших школьников с
ограниченными возможностями
здоровья в условиях ФГОС».
Учитель начальных классов
Казакова О. М.
2024-2025 уч.г.
Развитие познавательной активности - одна из важнейших задач
современного учителя. Особенно актуален этот вопрос для педагога,
работающего с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, т.к.
у них часто отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий
уровень
развития
познавательных
интересов, прослеживается
наличие
повышенного уровня тревожности и эмоциональная нестабильность.. У
значительной части детей с ограниченными возможностями наблюдаются
затруднения в усвоении программного материала, связанные с нарушением
развития речи и особенностями их психической деятельности. Ключевым
моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к
правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных
условиях, которые общество принимает и учитывает.
Поэтому учитель должен не только донести важную и полезную информацию
до учащегося, но и уметь представить ее так, чтобы это привлекло внимание,
заставило задуматься, было доступно для понимания ребенка, имеющего
особенности в обучении.
Обучение учащихся с ОВЗ, детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) направлено на личностное развитие,
способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений
и навыков, успешной социальной адаптации через коррекционно-
развивающее обучение и воспитание.
Изучая особенности психического развития детей данной категории через
соответствующую литературу, личные наблюдения за детьми, тестирование, я
поняла, что патология этих детей проявляется, прежде всего, в отставании
познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышлении. Им
свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень
восприятия. Невысокие показатели характеризуют долговременную и
кратковременную память. Значительно снижена способность к непрерывному
запоминанию, при этом наглядный материал удерживается в памяти лучше,
чем вербальный.
Обозначив для себя проблему, я стала искать пути ее решения и определила
следующие принципы организации работы с детьми с ОВЗ:
• максимальное использование анализаторов: слухового, зрительного,
тактильного, речедвигательного;
• широкое использование наглядности для активизации познавательной и
речевой деятельности;
• опора на игру, как ведущую деятельность ребенка с задержкой психического
развития, активное использование игротехники на каждом этапе занятия;
• стимулирование познавательного интереса многообразием приемов
занимательности (задачами – шутками, игрой, занимательными
упражнениями и т.д.)
- Положительный эффект в обучении дают различные дидактические игры,
творческие задания, практические работы, занимательные задачи…
Для этой категории детей характерны грубые нарушения психических
познавательных процессов, а также значительные нарушения моторики
пальцев рук, снижение двигательной памяти, затруднения при переносе
двигательных поз пальцев с одной руки на другую, плохо развитое чувство
ритма.
Состояние двигательной сферы существенно влияет на процесс овладения
письменной речью. Для детей с умеренной степенью умственной отсталости
овладение письмом является одной из труднейших задач обучения. Чаще
всего это оказывается недоступным для них. Тем не менее, некоторые
учащиеся с умеренной умственной отсталостью всё же способны освоить
письмо на доступном для них уровне. Прежде, чем дети начнут осваивать
доступные навыки письменной речи, они должны овладеть графическими
навыками.
Формирование графо-моторных навыков и правильное развитие мелкой
моторики у ребенка с нарушением интеллекта невозможно без
систематической коррекционной работы.
Проблемой изучения мелкой моторики рук у детей с интеллектуальной
недостаточностью занимались Вайзман Н.П., Головина Т.Н., Екжанова Е.А.,
Павлов И.П., Сухарева Г.Е. и другие. Некоторые из них (Кольцова М.М.,
Озерецкий Н.И.) отмечают, что нарушения интеллекта у младших
школьников сочетается с аномальным развитием двигательной сферы и
несформированностью пальцевого праксиса.
Развитие графо-моторных навыков предполагает коррекцию элементарных
моторных способностей, которыми дети с умеренной степенью умственной
отсталости самостоятельно овладеть не могут. Необходимо исправлять
неправильно сформированные двигательные образы, формировать
произвольность и целенаправленность движений, развивать некоторые
основные двигательные качества.
Данная категория детей часто оказывается не в состоянии правильно держать
ручку, карандаш, ограничивать свои движения пределами строки, чертить
ровные линии. Именно поэтому необходимо формировать графо-моторные
навыки, используя специальные игры, упражнения и многократные
тренировки.
Для своих занятий я использую следующие игры и упражнения:
Массаж или самомассаж рук:
Очень эффективный способ развития мелкой моторики. Можно
проводить с речевым сопровождением, в результате которого
формируется чувство ритма.
- массаж подушечек и фаланг пальцев, прижимающий массаж;
- упражнение с мячом-ёжиком;
Упражнения с прищепками;
- самомассаж ладоней и пальцев горохом, фасолью, шестигранным
карандашом, колечками;
- поглаживание, потирание, сгибание и разгибание пальчиков при
использовании потешек-упражнений.
Пальчиковая гимнастика и упражнения для развития координации
движений пальцев рук:
- «Семья» - в соответствии с текстом стиха поочередно сгибать пальцы руки;
- «Замок» - соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот
ключа) разъединить;
- «Дождик» - барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
- «Пальчики здороваются» - на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединить кончики пальцев
обеих рук – большой с большим и т.д.;
- Посчитай-ка» - сжать руку в кулак, считать пальцы, разгибая их, сначала на
правой руке, затем на левой;
- «Соревнования по бегу» - средний и указательный пальцы правой, затем
левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе);
- «Кулак-ребро-ладонь» - поочередное выполнение движений каждой рукой,
затем обеими руками вместе;
- «Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим,
большие пальцы убрать внутрь ладоней;
- «Фонарики» - руки поднять вверх, кисти рук опустить, опущенные пальцы
раздвинуть, тянуть вниз, имитируя форму фонарика;
- имитационные движения для кистей рук: мытье рук перед едой,
стряхивание воды с кисти, надевание перчаток, поглаживание кошки и др.
Упражнения с предметами:
- перекатывание карандаша по столу и между ладонями;
- перебирание бус или четок;
- завязывание и развязывание узлов;
- плетение косичек, завязывание бантов;
- стирание ластиком нарисованных предметов;
- всасывание воды пипеткой или капание из пипетки в узкое горлышко
бутылочки;
- нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне»;
- прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;
- наматывание ниток, ленточек на катушки;
- составление цепочки из канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением
очередности цветов;
- составление контуров предметов из палочек (стол, дом, треугольник,
машина);
- нанизывание на шнурок крупных бусин, пуговиц, макаронных изделий;
- застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
- завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков, баночек;
- доставание бусин ложкой из стакана;
- складывание мелких деталей в узкий цилиндр;
- работа со шнуровкой.
Упражнения с разнофактурными наполнителями:
- поиск спрятанной в песок игрушки, предмета;
- рисование на песке различных линий, орнаментов, изображений;
- «сухой бассейн» из фасоли и гороха;
- массаж ладоней при помощи горошины или фасоли;
- сенсорные подушечки, начиненные разными крупами (разминание,
похлопывание, постукивание, перекатывание);
- пересыпание крупы из одной ёмкости в другую;
- «волшебный мешочек»;
- выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным
точкам;
- выкладывание цифр, букв, фигурок животных.
Графическая работа с рисунком:
- проведение карандашом различных линий: прямых горизонтальных,
вертикальных, диагональных, перекрестных, петлеобразных;
- рисование в пределах строки бордюров, состоящих из прямых, наклонных,
ломаных линий;
- обводка фигур с использованием «рамок-вкладышей»;
- обводка рисунка по контуру, используя трафареты, линейки;
- штриховка контурных рисунков в разных направлениях;
- рисование по опорным точкам;
- дорисовывание изображений;
- простейшее рисование по клеткам;
- рисование предметов, по форме напоминающих буквы (петельки, капельки,
ежики и т.д.);
- письмо элементов букв.
Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в
себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и
формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного
процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания
приобретают новые качества.
На своих уроках также использую следующие методы и приёмы
обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной
стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по
звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его
правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с
целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном
материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна
работа каждого ребёнка.
2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания,
разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный
момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить
свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или
выполнить предложенное задание лучше других.
3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных
моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный
приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления,
подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при
выполнении заданий.
4. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе
занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации
словарного запаса, развития связной речи.
- Игры для начала занятия. Самый простой способ создать непринужденную
атмосферу - это провести игру, которая задаст позитивный тон и придаст
заряд энергии педагогу и всей группе. Дружелюбная и веселая атмосфера
позволяет участникам расслабиться и способствует установлению понимания
и ощущения безопасности. Игры-приветствия используются в начале занятия
для поднятия настроения и активизации группы. Особенно эффективны они
на первых занятиях для раскрепощения и снятия напряжения, когда
участники еще плохо знакомы друг с другом. Важно и то, как будет закончено
занятие. Оставить хорошее впечатление от всего занятия помогают и игры-
прощания, дающие заряд отличного настроения.
- Игры на знакомство. Эти игры направлены на знакомство участников
группы между собой, запоминание имен, снятие напряжения в группе,
вызванное присутствием большого количества незнакомых людей, а также на
подготовку
участников
к
дальнейшей
совместной
работе.
Игры
для
активизации группы.
- Игры на концентрацию внимания.
- Игры на снятие напряжения. Эти упражнения целесообразно проводить,
если группа слишком напряжена или возбуждена. А также после занятий или
упражнений, требующих большого эмоционального напряжения.
-
Релаксации.
Включается
инструментальная,
спокойная,
возможно,
«природная» музыка. Ведущий дает участникам инструкции: «Сядьте удобно.
Расслабьтесь. Если вы чувствуете, что какая-то часть тела напряжена или
«зажата», напрягите эту область как можно сильнее, подержите 5 секунд и
расслабьте.
- Игры на сплочение группы. В этом разделе приведены примеры игр, не
несущих информационной нагрузки, но помогающих сплотить группу и
развить командное и межличностное взаимодействие.
7. Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
Внедрение современных компьютерных технологий
в школьную
практику
позволяет
сделать
работу
учителя
более
продуктивной
и
эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные
формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя
с
другими
участниками
образовательного
процесса. Использование
программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах
можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии,
тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к
демонстрации презентации. При такой организации материала включаются
три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет
сформировать
устойчивые
визуально-кинестетические
и
визуально-
аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В
процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются
правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.
Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие,
повышают
мотивационную
активность,
способствуют
более
тесной
взаимосвязи учителя и ребёнка. Благодаря последовательному появлению
изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения
более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и
сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и
выразительным. Дети получают одобрение не только от учителя, но и со
стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым
оформлением.
8. Активные методы рефлексии. В современной педагогической науке под
рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
Виды рефлексии:
∙
€€€€€€€€
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
∙
€€€€€€€€
рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать,
чтобы
выяснить,
как
учащиеся
осознали
содержание
пройденного
материала);
∙
€€€€€€€€
рефлексия
деятельности
(ученик
должен
не
только
осознать
содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы,
уметь выбрать наиболее рациональные).
Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и
коллективно.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия,
содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы
обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.
На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется
рефлексия настроения и эмоционального состояния. Широко используется
приём с различными цветовыми изображениями.
У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в
соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае
можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в
процессе
занятия.
Учитель
должен
обязательно
уточнить
изменения
настроения
ребёнка
в
ходе
занятия.
Это
ценная
информация
для
размышления
и
корректировки
своей
деятельности.
«Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки
красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного,
если ощущают дискомфорт.
«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему
настроению.
Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент
считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками
(символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце
занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся,
запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к
нему свою картинку.
9. Для решения проблемы развития познавательной деятельности детей с
ОВЗ актуальным становится использование в коррекционно-развивающей
работе
нетрадиционных
форм
развития
детей
с
ОВЗ.
Успешность
обучения
детей
с
умеренной
умственной
отсталостью зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых
учителем.
Содержание
уроков
планируется
таким
образом,
чтобы
обучающиеся могли изучить один и тот же материал при постепенном его
усложнении. В зависимости от возможностей детей по мере обучения можно
замедлять
или
увеличивать
темп
прохождения
материала.
Перечисленные выше задания, игры и упражнения не только развивают
графо-моторные навыки детей, но и способствуют развитию внимания, речи,
мышления, памяти, наблюдательности, зрительного восприятия, помогают
двигательному раскрепощению и преодолению замкнутости.
Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю
чередовать различные виды работы, что также является эффективным
средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на
другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от
изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных
сторон.
Средства активизации необходимо использовать в системе, которая,
объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы
организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты
учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся с ОВЗ.