Напоминание

Программа по социальной адаптации воспитанников центра для детей - сирот


Автор: Людмила Ивановна Чердакова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: БУ ЧР "Чебоксарский центр для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики "
Населённый пункт: г. Чебоксары Чувашская республика
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа по социальной адаптации воспитанников центра для детей - сирот
Раздел: дополнительное образование





Назад




Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Центр для детей - сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей» Министерства образования и

молодежной политики Чувашской Республики

Программа по социальной адаптации

воспитанников семьи №1 «Радуга»

«Кулинарные секреты» для детей

восьмого вида

Выполнила:

воспитатель Чердакова Л.И..

Актуальность, педагогическая целесообразность

программы.

Анализ проблемы сиротства привел к пониманию того, что условия, в

которых живут дети, оставшиеся без попечения семьи, и тем более дети с

ограниченными возможностями здоровья, зачастую ведут к искажению

процесса социализации, социальной адаптации личности. Трудно обеспечить

полноценное развитие детей в системе общественного воспитания, не

прививая им навыки кулинарного искусства. Несмотря на усилия людей,

посвятивших себя служению детям-сиротам, особенно детям с ОВЗ результат

не всегда соответствует ожиданиям. Существуют причины, которые трудно

преодолеть в системе общественного воспитания. Материнская, социальная

депривация,

дефицит

общения

с

взрослыми,

коллективные

методы

воспитания и другие особенности воспитания в сиротском учреждении

приводят к искажению, нарушению взаимодействий ребенка с социальной

средой.

Успешная социальная адаптация предполагает наличие у детей-сирот с

ограниченными возможностями здоровья комплекса определенных знаний и

умений, необходимых для жизнедеятельности в социуме. Особенно важно

овладение ими навыков и умений приготовления вкусной и здоровой пищи,

что приведет к поддержанию здоровья всего организма выпускника.

Привитие желания и любви к кулинарному искусству окажет большую

помощь и при выборе профессии воспитанника детского дома с ОВЗ.

Полноценное формирование таких знаний и умений затруднено в условиях

государственного

попечения.

Дети,

воспитывающиеся

вне

семьи,

идеализируют жизнь за стенами детского дома и представления о себе и

своих возможностях. Самостоятельная жизнь в их представлении полна

развлечениями, весельем, отсутствием контроля.

Несмотря на то, что общество заинтересовано в успешности социальной

адаптации всех его членов, у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей с ОВЗ, слабо выражены признаки адаптированности даже на

уровне микро группы.

Повышение уровня социальной адаптации воспитанников детского

дома с ОВЗ средствами социально-педагогической деятельности

будет

обеспечено, если:

- выявлены средства и особенности организации социально-педагогической

деятельности в условиях детского дома по обучению и привитию навыков

приготовления пищи, что в конечном итоге приведет к социальной адаптации

воспитанников на этапе подготовки к самостоятельной жизни;

- определены критерии и показатели умений и навыков приготовления

домашней пищи воспитанников детского дома подросткового и юношеского

возраста в условиях детского дома;

-

создана и реализована структурно-функциональная модель домашней

кухни в условиях детского дома для проведения социально-педагогической

деятельности по повышению уровня социальной адаптации воспитанников

детского дома с ОВЗ;

- разработана и внедрена в практику работы детского дома программа

деятельности специалистов детского дома по обучению и привитию навыков

кулинарного

мастерства

и

в

подготовке

воспитанников

к

ОВЗ

самостоятельной жизни.

Выполняя Постановление Правительства Российской Федерации от 24

мая 2014 г. №481 г. Москва «О деятельности организаций для детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей,

оставшихся без попечения родителей» специалисты и педагоги, работающие

в детском доме, могут помочь воспитанникам успешно подготовиться к

самостоятельной

жизни,

если

будет

реализована

модель

социально-

педагогической деятельности в рамках которой на основе диагностики круга

проблем воспитанников с ОВЗ детского дома, готовящихся к выпуску, будут

выявлены

средства

и

создана

программа

социально-педагогической

деятельности, направленная на повышение уровня социальной адаптации

воспитанников на этапе подготовки к самостоятельной жизни, в частности в

умении обеспечивать себя вкусной и полезной пищей. Так как типовых

программ для учреждений данного типа и вида нет, проблема разработки

программ, организующих воспитательный процесс с воспитанниками с ОВЗ

в детском доме по привитию им навыков приготовления вкусной и полезной

пищи, остается актуальной.

Основная идея Программы состоит в качественном обновлении

подготовки выпускников с ОВЗ детского дома к самостоятельной жизни

после выпуска из государственного учреждения на основе создания

структурно-функциональной

модели

социально-педагогической

деятельности,

обеспечивающей

воспитание

и

развитие

успешного

воспитанника

в

соответствии

с

актуальными

и

перспективными

потребностями личности, общества, региона, государства.

Инновационность Программы предопределяется

:

- созданием технических условий для освоения кулинарных навыков

воспитанниками

(оснащение

кухонным

оборудованием

группового

помещения:

кухонная

мебель,

электрическая

плита,

холодильник,

микроволновая печь; кухонная посуда: кастрюли, тарелки, чашки, )

- подготовкой успешного выпускника детского дома, которая проводится на

основе

интеграции

воспитательного

процесса

(через

включение

педагогического коллектива в поиск новых технологий и их реализацию в

воспитательный процесс);

- реализацией гуманно-личностного подхода в разработке программы;

-

использованием

современных

информационно-коммуникационных

технологий и возможностью использования сети Интернет;

- сотрудничеством с общеобразовательными учреждениями и учреждениями

профессионального образования.

Цель программы:

обучение навыкам самостоятельного приготовления пищи в домашних

условиях, ознакомление с технологией приготовления различных блюд.

Задачи программы:

1.

Формировать у воспитанников с ОВЗ элементарные технологические

знания по кулинарии.

2.

Развивать у детей трудовые умения и навыки: ориентироваться в

поставленной цели, планировать последовательность действий, выполнять

и контролировать ход работы, анализировать результаты труда.

3.

Обучать пользоваться пошаговой инструкцией и технологическими

картами.

4.

Обучать воспитанников профессиональным приемам приготовления пищи

и прививать им соответствующие трудовые навыки.

5.

Работать

над

развитием

речи

учащихся

с

использованием

профессиональной

терминологии

на

основе

их

практической

деятельности.

6.

Воспитывать трудолюбие, нравственные качества личности, эстетический

вкус.

Главная задача детского дома - подготовка воспитанников с ОВЗ к

самостоятельной жизни и труду на производстве, сфере обслуживания,

малых предприятиях и на дому. Трудовое обучение играет большую роль в

реализации этой задачи. В процессе обучения кулинарному мастерству

воспитанники

приобретают

профессиональные

знания,

овладевают

умениями и навыками по профилю трудового обучения.

Совместные

занятия по приготовлению вкусной и здоровой пищи создают наиболее

благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих детям с

ограниченными возможностями здоровья в трудовой и познавательной

деятельности, формирования благоприятного климата в микро коллективе и

устранения дефицита общения.

При

составлении

программы

учтены

принципы

повторяемости

и

постепенности

ввода

программного

материала.

Концентрическое

расположение материала в программе позволяет усложнять обучение

приготовления от более простых блюд к более сложным блюдам. Обучение

базируется на знаниях, получаемых воспитанниками знаний на уроках

технологии в общеобразовательной школе. Программа включает в себя

теоретические и практические занятия в области этикета, безопасного

приобретения и сроков хранения продуктов питания, предусмотрены

экскурсии в цеха столовой детского дома. В группе воспитываются дети

разного возраста: девочки с 12 до 15 лет. Девочки помладше опираются на

опыт и знания девочек постарше.

Занятия по кулинарии проводятся в

оборудованной по правильным техническим характеристикам

кухне,

которая была подготовлена для обучения детей кулинарному искусству за

время летних каникул.

В процессе обучения воспитанники знакомятся с оборудованием кухни,

посудой и инвентарем, правилами пользования кухонной техникой, основами

питания, приобретают навыки первичной обработки продуктов, учатся

владеть

кухонным

инвентарем

при

обработке

и

нарезке

овощей.

Воспитанники осваивают приемы тепловой обработки при приготовлении

блюд из овощей, рыбы, мяса, круп, макаронных изделий, яиц, теста. Также

учатся оформлять блюда и сервировать стол к чаю, обеду, ужину. Большое

внимание уделяется санитарно-гигиеническим требованиям и правилам

техники безопасности. Перед началом совместных занятий проводится с

воспитанниками

предварительный инструктаж, детей знакомят с новым

блюдом,

с

ингредиентами

к

блюду

и

с

пошаговой

инструкцией

приготовления блюда. В течение всего времени кулинарного часа ведется

сопровождение и наблюдение за процессом и качеством труда;

при

необходимости оказывается помощь. В основном приготовление домашней

праздничной еды приурочивается к знаменательным датам: дням рождения

детей и взрослых, общественным праздникам, к приходу гостей, к

получению наград. Всегда можно найти повод для совместных чаепитий,

которые

сплачивают

микро

коллектив,

помогают

предотвратить

конфликтные ситуации, придать торжественность любому мероприятию.

Программой можно руководствоваться в течение нескольких лет, меняя темы

и

блюда

в

зависимости

от

возраста

и

контингента

воспитанников,

поступающих в разное время в детский дом.

Данная рабочая программа разработана на основе программ С.Л. Мирского

по

трудовому

обучению

«Программы

специальных

(коррекционных)

общеобразовательных

учреждений

8

вида

5-9

классы».

Сб.

2

Профессионально-трудовое обучение. Под ред. В.В. Воронковой. – М.:

Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.

Совместные занятия кулинарией, как и любой другой деятельностью в

детском доме способствует коррекции детей с ОВЗ и формированию у них

общественных и трудовых качеств личности.

Создание и реализация структурно-функциональной модели социально-

педагогической

деятельности,

обеспечивающей

подготовку

социально

активной,

творческой,

компетентной

личности

выпускника,

соответствующей социальному и региональному заказам и создание

современной

информационной

среды

детского

дома

как

базы

для

инновационной деятельности.

Этапы реализации Программы

I этап подготовительный – июнь – август 2022 г.

- разработка подпрограммы и программы педагогами;

- утверждение подпрограмм и программы на уровне учреждения;

- разработка модели социально-педагогической деятельности по повышению

уровня социальной адаптации воспитанников детского дома через привитие

кулинарных

способностей;

- начальная диагностика на выявление существующих навыков и умений в

приготовлении домашней пищи воспитанников, будущих выпускников

детского дома с ОВЗ ;-

оснащение групповых комнат современным

кухонным оборудованием и кухонной утварью.

II этап основной – сентябрь 2022 г.– май 2024 г.

- разработка критериев для оценки эффективности апробируемых средств;-

создание

средств

и

технологий

реализации

модели

социально-

педагогической деятельности по повышению уровня социальной адаптации

воспитанников

детского

дома

с

ОВЗ

через

освоение

кулинарных

способностей

;

- апробация модели социализации воспитанников детского дома с ОВЗ

посредством привития кулинарных способностей;

III этап заключительный – июнь – август 2024г.

-заключительная

диагностика

готовности

воспитанников,

будущих

выпускников детского дома с ОВЗ к использованию полученных знаний и

навыков в области кулинарии в самостоятельной жизни;

-анализ реализации Программы;-систематизация и обобщение выполнения

Программы. - оформление отчетов о выполнении

индивидуальных исследовательских проектов педагогов.

Практическое содержание программы

Кухня, столовая

Овладение основными навыками

пользования оборудованием,

техникой, инструментами и

посудой на кухне.

Сервировка стола и способы

подачи блюд

Учить сервировке стола в

соответствии с меню и ситуацией

Застольный этикет

Изучение правил этикета во время

приёма пищи и их соблюдение.

Знакомство с приготовлением блюд

Пошаговое приготовление разных

блюд.

Содержание программного материала по месяцам

Сентябрь

неде

ли

Тема занятия

Содержание занятия

1.

Знакомство с

кухонной

техникой.

Техника

безопасности при

работе с

электроприборами.

Бутерброд с

маслом и сыром.

Знакомство с функциональными значениями

кухонных приборов: электрическая плита,

вытяжка, микроволновая печь. Правила

поведения и безопасной работы на кухне.

Санитарно-гигиенические требования.

Организация рабочего места. Подготовка

рабочей формы. Распределение рабочих мест.

Обязанности дежурного. Пошаговое

приготовление бутерброда.

2.

Знакомство с

кухонной посудой.

Карамель на

палочке.

Знакомство с необходимыми продуктами для

приготовления карамеля на палочке. Выбор

формы. Правила поведения и безопасной

работы на кухне. Пошаговое приготовление

карамеля на палочке..

3.

Правила и сроки

хранения

продуктов.

Бутерброд с

творожной массой

и киви.

Беседа о правилах и сроках хранения

продуктов питания.

Пошаговое приготовление бутерброда с

творожной массой с курагой.

4.

Знакомство с

правилами этикета.

Беседа: «Как правильно есть блины по

правилам столового этикета».

Приготовление

блинчиков с

использованием

электроблинницы«

Тефаль»

Знакомство с принципом работы

электрической блинницы «Тефаль».

Пошаговое приготовление блинов.

Октябрь

недел

и

Тема занятия

Содержание занятия

1.

Столовый этикет.

Приготовление салата

«Винегрет».

Беседа: «Как правильно вести себя за

столом». Знакомство с правилами

безопасного использования кухонного

ножа при обработке вареных овощей.

Пошаговое приготовление салата

«Винегрет».

2.

Столовый этикет.

Сервировка стола.

Закрепление знаний о

посуде.

Приготовление

бутерброда с сайрой.

Продолжение беседы: «Как правильно

вести себя за столом».

Знакомство с кухонной посудой и их

применением.

Пошаговое приготовление бутерброда с

сайрой и маринованными огурцами..

3.

Беседа «Хлеб –

всемуголова».

Приготовление жареного

хлеба на сковороде.

Беседа «Хлеб – всемуголова».

Пошаговое приготовление обжаренного

хлеба, предварительно обмакнув его в

яйцо с молоком.

4.

Гастрономическая

викторина «Смак».

Приготовление

пирожного «Картошка».

Продолжение беседы: «Как правильно

вести себя за столом».

Проведение викторины «Смак».

Пошаговое приготовление пирожного

«Картошка».

Ноябрь

недели

Тема

Содержание занятия

1.

Осенние каникулы

Дети находятся в гостевых семьях.

2.

Микроволновка.

Приготовление

горячих бутербродов.

Знакомство с правилами пользования с

микроволновкой.

Пошаговое приготовление бутербродов с

колбасой, ветчиной и сыром в

микроволновке.

3.

Хранение продуктов

в холодильнике.

Приготовление

пельменей.

Беседа: «Хранение продуктов в

холодильнике».

Пошаговое приготовление готовых

пельменей.

4.

Столовый этикет.

Кроссворд «Тайна в

тарелке».

Приготовление

блюда «макароны

по-флотски».

Продолжение беседы «Столовый этикет».

Разгадывание кроссворда «Тайна в

тарелке».

Пошаговое приготовление Блюда

«макароны по-флотски».

Декабрь

недел

и

Тема занятия

Содержание занятия

1.

Правила хранения

продуктов вне

холодильника.

Приготовление

жареного картофеля.

Беседа «Правила хранения продуктов вне

холодильника».

Пошаговое приготовление жареного

картофеля, закрепляя правила

пользования ножом во время чистки

картофеля.

2.

Признаки

недоброкачественных

продуктов.

Приготовление омлета.

Беседа «Признаки недоброкачественных

продуктов».

Пошаговое приготовление омлета с

колбасой.

3.

Хранение продуктов в

холодильнике.

Приготовление пиццы.

Беседа «Хранение продуктов в

холодильнике».

Пошаговое приготовление пиццы.

4.

Сроки хранения

продуктов в

холодильнике.

Салат «Оливье».

Беседа «Сроки хранение продуктов в

холодильнике».

Пошаговое приготовление салата

«Оливье».

Январь

недел

и

Тема занятия

Содержание занятия

1.

Зимние каникулы

Дети находятся в гостевых семьях

2.

Роль витаминов в жизни

человека.

Картофельные драники.

Беседа «Роль витаминов в жизни

человека».

Пошаговое приготовление

картофельныхдраников.

3.

Соотношение белков и

углеводов в пище

человека.

Олади с кабачками.

Беседа «Соотношение белков и

углеводов в пище человека».

Пошаговое приготовление оладушек с

кабачками.

4.

Польза и вред жира.

Приготовление блинов

с разной начинкой.

Беседа «Польза и вред жира».

Пошаговое приготовление блинов с

разной начинкой.

Февраль

недел

и

Тема занятия

Содержание занятия

1.

Сроки хранения

вареных продуктов вне

холодильника.

Салат из крабовых

палочек.

Беседа «Сроки хранения вареных

продуктов вне холодильника».

Пошаговое приготовление салата из

крабовых палочек.

2.

Приготовление

продуктов из теста.

Печенье «Валентинки».

Беседа «Приготовление продуктов из

теста».

Пошаговое приготовление печенья

«Валентинки».

3.

Сроки хранения яиц.

Приготовление

яичницы.

Беседа «Сроки хранения яиц».

Пошаговое приготовление яичницы.

4.

Викторина «Пальчики

оближешь».

Масленичные блины со

сметаной.

Проведение викторины «Пальчики

оближешь».

Пошаговое приготовление

масленичных блинов со сметаной.

Март

недел

и

Тема занятия

Содержание занятия

1.

Меры

предосторожности при

работе с мясом.

Приготовление плова.

Беседа «Меры предосторожности при

работе с мясом».

Пошаговое приготовление плова.

2.

Правила

размораживания

продуктов.

Беседа «Правила размораживания

продуктов».

Пошаговое приготовление «Фальшивая

Блюда-скороспелки

«Фальшивая пицца».

пицца».

3.

Виды соусов.

Макароны отварные с

соусом.

Беседа «Виды соусов».

Пошаговое приготовление макарон

отварных с соусом.

4.

Кроссворд «Вкусно».

Суп-пюре из овощей.

Разгадывание кроссворда «Вкусно».

Пошаговое приготовление блюда «Суп-

пюре» из овощей.

Апрель

недели

Тема занятия

Содержание занятия

1.

Весенние каникулы.

Дети находятся в гостевых семьях

2.

Блюда из яблок.

Выпечка на скорую

руку «Шарлотка».

Беседа «Блюда из яблок».

Пошаговое приготовление выпечки на

скорую руку «Шарлотка».

3.

Правила этикета за

столом в гостях.

Приготовление

пирожков с начинкой.

Круглый стол: Правила этикета за столом

в гостях.

Пошаговое приготовление пирожков с

начинкой (с изюмом).

4.

Правила хранения в

морозильной камере.

Приготовление

изделия из теста

«Хворост».

Дискуссия: Правила хранения в

морозильной камере.

Пошаговое приготовление изделия из

теста «Хворост».

Май

недели

Тема занятия

Содержание занятия

1.

Викторина

«Сервировка стола».

Приготовление вафель

с наполнителем.

Поведение викторины «Сервировка

стола».

Пошаговое приготовление вафель с

наполнителем .

2.

Блюда для жаркой

погоды.

Приготовление

окрошки.

Беседа «Блюда для жаркой погоды».

Пошаговое приготовление окрошки.

3.

Этикет за столом.

Жаркое по -

домашнему.

Продолжение темы «Этикет за столом».

Пошаговое приготовление блюда

«жаркое по -домашнему».

4.

Викторина

Итоговое занятие: Викторина

"Кулинарный эрудит".

Игра "Поле чудес"

Праздничный торт.

"Кулинарный эрудит".

Игра "Поле чудес".

Пошаговое приготовление праздничного

торта.



В раздел образования