Автор: Маслова Елена Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Новоивановская ООШ
Населённый пункт: с. Новоивановка Приаргунского МО Забайкальского края
Наименование материала: Технологическая карта урока алгебры 7 класс
Тема: "Умножение одночлена на многочлен"
Раздел: среднее образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель
Маслова Елена Владимировна
Школа
МБОУ Новоивановская ООШ Приаргунский округ
Предмет
Алгебра
Класс
7
Тип урока
Урок применения знаний и умений
Тема
Умножение одночлена на многочлен
Цель урока
Создать условия для развития умений применять умножение одночлена на многочлен и решать задачи с помощью уравнений.
Задачи урока
-обучающие:
повторить сложение и вычитание многочленов, умножения одночлена на многочлен, закрепить умение умножать
одночлен на многочлен, применять полученные знания при упрощении выражений, развивать умения составлять и
решать уравнения по условию задачи, научить самостоятельно оценивать результаты своей работы.
-развивающие:
развивать познавательный интерес к предмету, внимание, память, культуру математической речи, логическое мышление;
формировать умение наблюдать, подмечать закономерности, обобщать, проводить рассуждения по аналогии, делать
выводы;
активизировать мыслительную, познавательно- языковую и коммуникативно-речевую деятельность учащихся.
-воспитательные:
воспитывать в учащихся веру в себя, настойчивость в достижении цели, самостоятельность, внимание и трудолюбие;
создать условия для формирования устойчивой мотивации к изучению математики.
Планируемые
результаты
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке, проводить самоконтроль, самооценку, соотносить свои знания
с той учебной информацией, которую нужно знать; высказывать личное предположение.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы; преобразовывать информацию
из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД: уметь полно и точно выражать свои мысли; уметь слушать, проводить взаимоконтроль,
взаимопроверку.
Предметные УУД: научатся применять правило умножения одночлена на многочлен, составлять уравнения по условию задачи,
решать линейных уравнений с одной переменной.
Методы
обучения
Словесный, практический, проблемно-поисковый, самостоятельной работы, самоконтроля
Формы работы
Групповая, коллективная, индивидуальная
Оборудование
Персональный компьютер, доска, проектор, компьютерная презентация учебник, карточки, карта результативности для каждого
ученика.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1.Самоопределение к
деятельности. (1 мин)
Цель: Обеспечение
психологического настроя
учащихся и создание
мотивации к деятельности
на уроке.
Прозвенел уже звонок –
Начинается урок.
А теперь все повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, друзьям
И садитесь по местам.
– Какое у вас сейчас настроение?
– Я желаю сохранить это хорошее
настроение в течение всего урока.
– Я верю в вас, у вас все получится.
– Прочитайте самостоятельно про себя
пословицу, записанную на экране:
«С малой удачи начинается большой
успех».
– Прочитайте вслух.
– Как вы её понимаете?
– Пусть эти слова помогут вам
добиваться успеха на уроке.
Приветствуют учителя
Отвечают на вопросы
Читают вслух пословицу
Каждое задание, выполненное на уроке
– это маленькая удача, а из них
складывается большой успех. А из
успехов каждого из вас складывается
успех всего класса
Желают себе и друг другу успеха.
Л: самоорганизация
Р: саморегуляция, умение
настроить себя на работу.
К: уметь совместно
договариваться; слушать и
понимать других.
2.Целеполагание (3 мин)
Цель: Подведение детей к
формулированию темы и
цели урока
Давайте вспомним, какую тему мы
изучили на прошлом уроке?
- Кто напомнит нам правило умножения
одночлена на многочлен?
-Какова же цель урока?
- Тогда проверим, как вы справились с
домашним заданием.
У вас у каждого карта результативности
-Нужно записать результат в карту
-Поднимите зеленую карточку у кого нет
-Умножение одночлена на многочлен
- Чтобы умножить одночлен на
многочлен, нужно умножить этот
одночлен на каждый член многочлена и
полученные произведения сложить
-Применять изученный материал
-Взаимопроверка домашнего задания
(сверяют по эталону) №26.2, 26.4
-Делают записи в карте
результативности
-Поднимают карточки
Л: осознавать цели и результаты
саморазвития, развитие навыков
сотрудничества.
Р: определять цель,
прогнозировать результат и
уровень усвоения материала.
К: умение слушать собеседника,
дополнять и уточнять
высказанные мнения.
П: умение осознанно строить
речевое высказывание,
составление алгоритма
выполнение задания.
ошибок, желтую – у кого 1-2 ошибки и
красную – у кого 3 более ошибок.
На уроке по теме «Умножение
одночлена на многочлен» мы применим
изученный материал. Ваша задача,
ребята: показать свои знания и умения.
Откройте свои тетради и запишите дату
и классную работу
- Записывают дату и классная работа
3.Актуализация знаний
(7 мин)
Цель: Проверка
готовности обучающихся,
активизация их умственной
деятельности. Повторение
уже имеющихся знаний.
1.
Разминка «Проверь себя»
Индивидуальная работа: Задание 1
ответить в таблице верно ли данное
утверждение, определение, правило.
Теоретический материал проверяем,
проектируя на экран с помощью
проектора.
Оценка выставляется в зависимости от
количества верных ответов
Дополнительные вопросы классу по
теории:
уровень Б и уровень В нужно
исправить неверные утверждения;
Как умножить одночлен на многочлен?
Какое свойство умножения при этом
используется?
Выполняют теоретическую
самостоятельную работу
Задание1:
Верно ли утверждение, определение,
правило?
(верно +/ неверно -)
1. Одночленом называют сумму
числовых и буквенных множителей.
2. Буквенный множитель одночлена,
записанного в стандартном виде,
называют коэффициентом одночлена.
3. Выражение, которое содержит
произведение чисел, переменных и их
степеней, называют одночленом.
4. Сумма показателей степеней всех
переменных, входящих в одночлен,
называется степенью одночлена.
5. Одинаковые или отличающиеся друг
от друга только коэффициентами,
называют подобными членами.
6. Сумма нескольких одночленов
называется одночленом.
7. В результате умножения многочлена
на одночлен получается одночлен.
8. Многочлен, в котором каждый из его
членов одночлен стандартного вида и
отсутствуют подобные члены,
называется многочленом стандартного
вида.
Л: развитие мотивов учебной
деятельности, рефлексия
собственной деятельности.
К: слушать собеседника,
взаимоконтроль.
П: самостоятельно выделять и
формулировать познавательную
цель, строить речевое
высказывание в устной форме.
Р: Выделение и осознание того,
что уже пройдено;
целеполагание, саморегуляция,
соотнесение своих знаний с той
учебной информацией, которую
нужно усвоить.
Задание 2 выдает учитель
9. Чтобы раскрыть скобки, перед
которыми стоит знак « + », скобки надо
опустить, сохранив знак каждого члена,
который был заключен в скобки.
10. Когда раскрываем скобки, перед
которыми стоит знак « - », скобки
опускаем, и знаки членов, которые были
заключены в скобки, меняем на
противоположные.
Самооценка
- « 5 » 10 верных ответов
- « 4 » 8– 9 верных ответов
- « 3» 6– 7 верных ответов ОЦЕНКА:
Исправляют неверные утверждения
уровень Б и уровень В
Задание2:
8с•(-5х)
-3х•ху
2
-7аb•(-2a)
2у•(у-1)
3а•(а-b+4)
5а•(3х – у)
Учащиеся берут одну карточку, решают
ее на доске и делают записи в тетрадях
5.Применение изученного
материала (5 мин)
Цель: Выявление качества
и уровня усвоения знаний
и способов действий.
Выполнение тестовой работы
Тест выполнятся самостоятельно,
проверка решения проводится с
помощью мультимедиа (для тех
учащихся, которые справились быстрее
отведенного времени, проверка
проводится учителем)
Анализ допущенных ошибок
Промежуточная оценка знаний
Решите пример и выберите правильный
ответ:
1.Раскройте скобки 2(х
2
-4) =
А) 2х
2
-4;
Б) 2х
2
-2;
В)3х
2
-8;
С) 2х
2
-8.
2. Раскройте скобки а(3а-4а
2
) =
А) 3-4а;
Б )3а
2
-4а
3
;
В) 3а
2
-4а
2 ;
Г) 3а
2
-4а
3
+а .
К:умение слушать и вступать в
диалог, участвовать в
коллективном обсуждении
проблемы.
П: строить логически
обоснованное рассуждение,
использовать доказательную
математическую речь.
Л: смыслообразование
3. Раскройте скобки -2х(х
2
-х-4) =
А) 2х
3
+2х
2
+8;
Б )-2х
3
-х
2
+8х;
В) -2х
3
+2х
2
+8х;
Г )-2х
3
-2х
2
+8х.
4. Выполните действия: 4х
2
+4х(х-5) =
А) -20х;
Б )8х
2
-5;
В )8х
2
-20х;
Г) 8х
2
+20х.
5. Выполните действия: 6х(х-3)-9(х ²-
2х+4) =
А) -3х²-36;
Б) -3х² -36х-36;
В) 3х² -36;
Г) -3х²+36х+36.
Критерии оценивания :
«5» - 5 верных ответов
«4» - 4 верных ответа
«3» - 3 верных ответа ОЦЕНКА:
Исправляют допущенные ошибки
6.Выполнение
разноуровневой
самостоятельной работы
(10 мин)
Цель: Закрепление
правила умножения
одночлена на многочлен,
развитие
самостоятельности и
способности
корректирования
деятельности.
Разноуровневая самостоятельная работа.
Ребятам выдается конверт с заданиями, в
котором все три варианта: текст
написанный на желтой карточке
(минимальный уровень) соответствует
оценке «3», на зеленом фоне ( средний
уровень) решают учащиеся,
выполнившие тест на «4», на
фиолетовом фоне ( хороший уровень
подготовки) для учащихся,
выполнивших тест на «5». Учащиеся
могут по желанию выбрать сами
карточку и начинают выполнять
самостоятельную работу в карточке.
Уровень А
1) Выполните умножение:
а) 4а(х – у) = б) -3в(а + в) =
в) (6х + у)х
2
= г) –а
2
(4а – 1) =
2) Ученик умножил одночлен на
многочлен, после чего стёр одночлен.
Восстановите одночлен:
а) …(х – у) = 3ах – 3ау;
б) …(2а + в) = 2а
2
+ ав;
в) …(х – у
2
+ 1) = ху
2
– у
4
+ у
2
Уровень Б
1) Упростите выражение:
а) 5(х + 8) + 2(х – 10) =
б) 12(4 – а) – 3(5 + а) =
в) 15х
2
(2х + 6) – х(9х
2
– 1) =
г) а(а
2
+ а – 1) – а
2
(а – 1) =
Л:уважительное отношение к
ошибкам одноклассников,
независимость и критичность
мышления, нравственная
этическая ориентация.
Р: осуществляют самоконтроль
процесса выполнения задания,
оценивают предложенные
варианты решений. Коррекция.
Соотнесение своих знаний с той
учебной информацией, которую
нужно усвоить.
К:Слушать собеседника, строить
понятные для собеседника
высказывания.
П:способность к использованию
Молодцы, справились с заданием
На выполнение этих заданий отводится
15 минут. Затем уровень А проверяет
ученики из уровня Б, уровень Б
проверяют ученики из уровня В, уровень
В поверяет учитель.
2) Замените … одночленом так, чтобы
получилось верное равенство:
а) …(х + у) = ах + ау;
б) …(а + в – 1) = 2ах + 2вх – 2х;
в) …(2у – 1) = 10у
4
– 5у
3
.
Уровень В
1) Упростите выражение:
а) (5а
2
– 7в
2
)ав – 3ав(а
2
– 2в
2
) =
б) 8х
4
у(3у
2
– х) – 7ху
2
(3х
5
– у
2
) =
в) 4х(а+х+у) + 4а(а-х-у) -4у(х-а-у)=
2) Докажите, что значение выражения
6у(х – 1) – 3у( х – 1) – у(у + 3х) зависит
только от значения у.
3) Замените … одночленом так, чтобы
получилось верное равенство:
а) …(3х – у) = 3х
2
– ху;
б) 2а( … + … ) = 6а
3
+ 2ав.
Критерии оценивания :
«5» - 5-6 верных ответов
«4» - 4 верных ответа
«3» - 3 верных ответа ОЦЕНКА:
выведенного алгоритма;
7.Динамическая пауза
(1 мин)
Цель: Снятие усталости,
утомляемости ребенка,
обеспечение активного
отдыха и повышение
умственной
работоспособности
учащихся.
«Звезды с небес»
Давайте отдохнем
Это упражнение расслабляет руки, плечи
и позвоночник и, кроме того, улучшает
дыхание. Встаньте, поставьте ноги врозь
на ширину плеч. Поднимите руки
высоко над головой и вытягивайте их все
выше вверх, глубоко дышите.
Выполняют упражнения
Учащиеся меняют вид деятельности,
К: умение работать в группе
8.Решение задач (15 мин)
Цель: Формировать
умение решать задачи с
помощью уравнений
Работа по учебнику
№26.12
От поселка до станции велосипедист
ехал со скоростью 10 км/ч, а
возвращался со скоростью 15 км/ч,
поэтому он затратил на обратный путь
на 1 час меньше. Найдите расстояние от
Работают в группах по 3 человека,
решают задачи
П: уметь анализировать,
обобщать, делать выводы,
строить логические
обоснованные рассуждения.
Р: уметь составлять план
решения, выбирать пути и
средства достижения цели,
поселка до станции.
№26.13
Катер плыл 4 ч по течению реки и 3ч
против течения, пройдя за это время
расстояние 93 км. Найдите собственную
скорость катера, если скорость течения
реки равна 2 км/ч.
работать по плану, вносить
коррективы в свои действия.
К: вести диалог, работать в
группе, индивидуально.
9.Домашнее задание
(1 мин)
Цель: Обеспечение
понимание цели,
содержания и способов
выполнения домашнего
задания
Уровень А
1. Выполните действия:
а) – 6x (5x – 1)
б) (3a – b) * 9b + 9b
2
в) 8x (y – 0,5x) – 8y (x – 0,5)
2. Решите уравнение:
7x – 3 (x + 1) = 13
Уровень Б
1. Выполните действия:
а) (– 7b * b – b + 2)(– 2b
3
)
б) 0,3a(2a – b) – 0,3b(2b – a)
2. Решите уравнения:
а) 3x (2x + 1) – x (6x – 1) = 10
б) x
– 1
–
x
+ 1
= 1
2 3
Уровень В
1. Выполните действия:
а) – 4
a (2,1a
3
– 0,7a +
1
)
7 4
б) 5a(a + b) – (3a – b)b + 2b(b – a)
2. Решите уравнения:
а) 6x
2
– 4x = 0
б) 6
x
– 1
– 2
x
– 1
=
3
x
+ 2
5 4 2
Критерии оценивания :
«5» - 4 верных ответа
«4» - 3 верных ответа
«3» - 2 верных ответа ОЦЕНКА:
Подготовка к ОГЭ /линейные уравнения
Записывают домашнее задание
Задают вопросы по выполнению
домашней работы
Учащиеся выбирают уровень
выполнения домашней работы
Л:формирование понимания
необходимости выполнения
домашнего задания;
Р:самоконтроль
К: уметь слушать и понимать
речь учителя
10.Рефлексия
деятельности (итог
урока) (2 мин)
Цель: Анализ и оценка
собственной деятельности
Давайте найдем ошибки
Найдите ошибку:
1) 3х (х-3)=3х
2
-6х ;
2) -5а(а² -3а -4)=-5а³ -15а² -20а ;
3) х
5
(х
3
– х
2
+2х – 1)= х
15
–х
10
+ 2х
6
–х
5
;
4) (2х – х
3
) (-5х
4
) = 10х
5
– 5х
7
;
5) 3х(х – 2) – 5х (х +3) = 3х² – 6х – 5х² –
15х = 2х² – 9х .
– Ребята, над какой темой работали на
уроке?
– Ребята, давайте вернёмся к пословице
на экране.
«С малой удачи начинается большой
успех».
– Расскажите о своих удачах на уроке.
– Оцените свою работу на уроке,
используя один из кружочков: зелёный,
красный, жёлтый.
– Я все понял! Мне все удалось!;
– Кое-что не понял!;
– Мне надо потрудиться!
– Молодцы, ребята!
На этом наш урок окончен,
Спасибо ВАМ за урок!!!
Желаю быть бодрыми, активными и
здоровыми для покорения новых
вершин знаний!!!
Осуществляют самооценку
собственной учебной деятельности
По листам самооценки, оценивают свою
работу на уроке
Находят ошибки
Л:уметь осуществлять
самооценку на основе критерия
успешности учебной
деятельности;
Р:рефлексия и самоконтроль;
П:умение ориентироваться в
своей системе знаний,
адекватное понимание причин
успеха или неуспеха.