Напоминание

Формирование каллиграфического письма как условие повышения грамотности младших школьников


Автор: Сауле Айтпаевна Коканова
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Макушинская средняя общеобразовательная школа"№2
Населённый пункт: г.Макушино Курганская бласть
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование каллиграфического письма как условие повышения грамотности младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование каллиграфического письма как условие

повышения грамотности младших школьников.

Как только ребёнок зачислен в первый класс, его начинают обучать тем

первоначальным навыкам чтения и письма, без которых дальнейшее

приобретение знаний невозможно. Чтение и письмо тесно связаны между

собой, но каждый из этих навыков имеет свою специфику.

Специфика письма заключается в том, что оно имеет две стороны –

графическую и орфографическую. Ребенок должен научиться писать не

только красиво и довольно быстро, но одновременно и грамотно. И это очень

часто вызывает трудности у большинства школьников.

Каллиграфия – это искусство писать красивым почерком. Сегодня, к

сожалению, как у большинства из нас, так и обучающихся далеко не

каллиграфический почерк.

Известные лингвисты (К.Д. Ушинский, С.П. Редозубов) установили,

что уровень владения техникой письма, ее каллиграфической стороной

оказывает влияние на грамотность письма. Например, если у ребёнка

крупный почерк, он труднее усваивают орфографию. Это происходит,

потому что детский глаз охватывает слово, написанное крупным почерком, с

напряжением

и

плохо

воспринимает

орфограммы.

Появление

орфографических ошибок часто вызывается нечетким или неправильным

изображением формы букв, соединений, небрежной записью слов.

Бесспорно, каллиграфия влияет на орфографию, а значит и на

интеллект школьника, поэтому работа над каллиграфией актуальна.

Развитие методики чистописания связано с историей письменности, на

возникновение

которой,

в

свою

очередь,

оказали

влияние

этапы

исторического развития общества, расширяющиеся и усложняющиеся

потребности

людей

в

общении,

достижения

научно-технического

и

культурного прогресса человечества.

Обучение письму в XVII в. был сложным процессом, применялся

метод механических упражнений переписывания. Несколько месяцев дети

срисовывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, слоги, предложения,

многие не умели читать. Графические трудности письменного алфавита,

трудности овладения грамотой при обучении письму не учитывались

Через определённое время обучение письму ввели в курс начальной

школы как учебный предмет, и входило оно в цикл предметов искусства.

Важно было писать красиво и скоро.

В 1824 - 1870 г. К.Д. Ушинский создал методику, он предлагал обучать

детей письму совместно с чтением, т.е. осмысленно. Таким образом, порядок

обучения письму зависел от порядка обучения чтению. В итоге введения

новой методики обучающиеся стали овладевать письмом более успешно.

Этот принцип мы применяем в школах и в настоящее время.

Чтобы

научить

детей

чистописанию,

нужно

понимать

как

формируются графические навыки письма, знать наилучшие условия

формирования этих навыков. Графические навыки письма относятся к

сенсорным навыкам. Они связаны с учебной деятельностью человека и

обслуживают процесс письменной речи. Они формируются совместно с

чтением, орфографией, развитием письменной речи.

В системе обучения письму получили распространение такие методы,

как копировальный, ритмический, линейный, генетический, метод Карстера.

В разные годы предпочтение отдавалось какому-либо одному из них.

Обучение правописанию копировальным методом заключалось в

обведении букв, напечатанных в специальных тетрадях (точками) или

написанных от руки учителем карандашом. Передовые методисты конца XIX

и начала XX в. (И.Е. Евсеев, Ф.В Греков) критиковали этот метод за то, что

такое обучение не ведет к сознательному овладению почерком, а построено

на механическом, притупляющем ум упражнении.

Однако многие методисты (Д.А. Писаревский, Н.И. Боголюбов)

признавали,

что

использование

копировального

метода

в

условиях

индивидуальной работы с детьми на ранней стадии обучения вполне

целесообразно.

Линейный метод также берет свое начало в далеком прошлом. В основе

этого метода лежит шрифтовый подход к обучению – одинаковые расстояния

между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее

частей. Букву и слова можно было писать, пользуясь вспомогательной

сеткой, определяющей высоту письма буквы, наклон, расстояние между

элементами и т.д.

Большинство методистов до революции и в советское время видели

вредное влияние частой косой сетки, рекомендовали пользоваться ею очень

ограниченно, либо призывали к отказу от нее: Е.В. Гурьянов, Ф.Г. Голованов.

Тактический (или ритмический) способ – это письмо под счет, в

одинаковом для всех обучающихся темпе, ритме. Ритмический способ имеет

свои достоинства и недостатки. Но большинство методистов признают

положительные черты тактического способа, так как он удобен для работ со

всем классом, повышает интерес к занятиям, способствует установлению

нужной скорости письма, развивает уверенность и плавность движений руки,

Генетический способ заключается в том, что буквы изучаются в

порядке от графически простой по форме буквы к графически более

сложной. По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по

нарастающей графической сложности. Однако все методисты понимали, что

нельзя писать буквы без их осмысливания, учить писать в отрыве от

обучения чтению. Генетический метод у нас в школах применяли только для

совершенствования письма букв, слогов, слов.

Еще один из распространенных методов – обучение письму путем

прописывания специальных упражнений для развития движений рук:

пальцев, кисти, предплечья. При использовании этого метода достигаются

свободные и быстрые движения руки: сначала письмо 19 элементов в

крупном плане, затем букв, связанных особыми штрихами, затем слов без

вспомогательных линий. Этот метод вошел в историю как метод англичанина

Карстера.

Данные

методы

обучения

письму

являются

традиционными.

Наилучшие результаты всегда достигались путем разумного сочетания этих

способов на определенном этапе обучения письму.

Одним из наиболее популярных авторских приемов обучения письму

является

прием,

разработанный

Потаповой

Евгенией

Николаевной

и

названный «Радость познания». Обучение письму по данной методике

разделено на три этапа. Первый этап – развитие мускульной памяти, второй -

развитие тактильной памяти, третий – закрепление знаний и умений с

помощью вкладыша букв. Все этапы связаны между собой, сочетаются в

одном уроке.

Первый этап – развитие мускульной памяти определяет успех всего

обучения.

Развитие мускульной памяти осуществляется с помощью штриховки.

Дети штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили с

помощью фигурных линеек с вырезанными на них геометрическими

фигурами.

Правила штриховки: штриховать только в заданном направлении, не

заходить за контуры рисунка, соблюдать одинаковое расстояние между

линиями (штрихами). Дети принимают эти условия быстро, легко как в игре.

Штриховать дети начинают с первого урока и продолжают до конца периода

обучения грамоте.

Второй этап – развитие тактильной памяти.

Понятие у ребенка образуется, когда сформировано ощущение. С этой

целью второй этап данной методики обучения письму предполагает

использование на уроке карточек с буквами, вырезанными из нежной

наждачной бумаги (или из толстой нитки) и приклеенными на эти карточки.

Указательным пальцем руки ученик ощупывает контуры букв, запоминает их

образы, элементы, направление письма.

Прочному запоминанию буквы во многом способствуют игровые

моменты.

Они

имеют

большое

значение,

особенно

при

работе

с

первоклассниками.

Главная цель двух этапов: научить делить сложные геометрические

фигуры на параллельные отрезки – штрихи, развить мускульную память,

создать в памяти ребенка модель буквы. В результате реализации данных

целей тренируется рука обучающихся, развивается их мышление, речь.

Третий этап – письмо букв с помощью вкладыша («Праздник письма»).

Он длится 10 - 14 дней. В течение этого времени закрепляются навыки,

отработанные на первых двух этапах, т.е. с помощью вкладыша букв у детей

вырабатывается правильный наклон букв и закрепляются приобретенные

навыки: направление письма, написание буквы, ее элементов.

Еще одним известным приемом формирования каллиграфического

навыка письма является прием, разработанный Илюхиной Валентиной

Алексеевной и названный «Письмо с секретом».

Данный метод включает 4 этапа:

1.

Введение детей в новую деятельность. Обучение письму с первых

минут строится на сказочном материале. Дети отправляются в

удивительную страну Букволандию, где их ждут интересные встречи,

преодоление препятствий. На этом этапе дети рассматривают интересные

вещи, сделанные руками человека, в том числе тетради с красивым

правильным почерком.

2.

Ознакомление с основным алгоритмом письма, состоящим из 7

частей:

1)

Написание прямых наклонных линий с соблюдением интервалов и

параллельности линий.

2)

Умение делить наклонную линию, рабочую строку на 2 и 3 части

по вертикали с целью подготовки к правильному выполнению

соединений элементов букв и букв в слове.

3)

Умение правильно выполнять закругление на нижней линии

рабочей строки как связующего с последующим элементом.

4)

Умение после закругления правильно поднять вверх – в сторону,

до середины строки – письмо крючковой линии, которая вместе с

прямой наклонной и закруглением называется крючком.

5)

Письмо «секрета» - линии, которая продолжает крючковую линию

от середины строки до верхней ее линии.

6)

Письмо вниз по «секрету» до нижней линии строки, т.е. написание

второй наклонной линии, являющейся параллельной первой наклонной

линии («спрятать секрет»).

7)

Завершение написания второго крючка (второе закругление и

вторая «крючковая линия»).

Все 7 частей алгоритма определяют собой написание буквы и, а по

отдельности или по несколько вместе входят в написание многих букв

русского алфавита. Это означает, что при написании остальных букв дети не

встретятся

с

новыми

элементами,

написание

их

будет

в

основном

подготовлено. [31]

3.

Использование основного алгоритма письма при написании всех

букв, отработка специфических элементов написания каждой буквы.

Это более длительный этап, который должен соответствовать букварному

периоду.

4.

Автоматизация

графического

навыка

и

дальнейшее

развитие

способности проговаривать способ написания буквы.

При обучении детей письму важную роль играют методические

знания учителя. В последнее время в методике русского языка описаны

разнообразные

приемы

и

упражнения,

помогающие

формировать

графические навыки. Основными из них являются следующие:

1. Списывание учениками с готового образца – прописей, образца

учителя на доске или в тетради.

2. Показ учителем процесса письма и объяснение способов написания

букв, слогов, слов, предложений на доске или индивидуально в тетради

обучающегося.

3. Обведение образца буквы (копировальный прием).

4. Воображаемое письмо, письмо в воздухе.

5. Анализ формы буквы с выделением зрительных элементов.

6. Прием показа ошибочного написания.

7. Письмо под счет.

Наиболее эффективным является реализация педагогом не одного, а

всех вышеназванных приемов, что позволит ему разнообразить деятельность

школьника и достичь наибольшего успеха в обучении детей письму. На

разных этапах обучения степень применения того или иного приема будет

различной, что зависит от уровня овладения навыками письма.

Для того чтобы обеспечить соблюдение обучающимися

определенных гигиенических требований (для левшей или правшей) учитель

обязан еще в 1 классе определить рукость ребенка, т.е. предпочтение

ребенком правой или левой руки при письме, рисовании и др.

Для

определения

рукости

существует

множество

упражнений,

тестирований, которые позволяют определить ведущую руку ученика, что дает

возможность учителю организовать учебно-воспитательный процесс с

учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, и сделать этот

процесс максимально продуктивным.

Успешность

в

обучении

чистописанию

во

многом

зависит

от

выполнения учеником важнейших гигиенических требований в процессе

письма: правильная посадка, положение ручки в руке, размещение тетради на

парте, что в итоге способствует профилактике нарушения осанки и зрения

детей, повышению работоспособности, формированию четкого, быстрого

письма.

Большое значение для соблюдения гигиенических требований имеет

правильное

определение

длительности

непрерывного

письма.

При

выполнении упражнений большого объема следует организовывать отдых

детей, вводить упражнения для глаз. Также необходимо проведение 2–3

физкультминуток, специальных упражнений для развития пальцев, кисти,

предплечья руки.

Гигиенические условия письма для праворуких и леворуких детей

имеют свои особенности, определенные сходства и отличия.

Общими требованиями посадки для праворуких и леворуких детей

являются следующие правила:

1. Сидеть прямо.

2. Туловище, голову, плечи держать ровно.

3. Опираться спиной на спинку стула.

4. Сиденье стула должно заходить за край стола.

5. Стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между

грудью и столом помещалась ладонь, кулак.

6. Нельзя опираться грудью о край парты.

7. Расстояние от глаз до книги (тетради) - приблизительно 30 см.

8. Руки на парте лежат свободно: на тетради лежит правая рука и кисть

левой (для правшей), на тетради лежит левая рука и кисть правой (для

левшей).

9. Обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти

должны выступать за край.

10. Ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку.

11. Обе ноги должны опираться всей ступней на пол.

12. Свет должен падать слева (для правшей), справа (для левшей).

Особое внимание следует уделить и тому, как правильно держать

ручку. Здесь существуют свои особенности для праворуких детей.

Положение ручки в руке при письме праворукого ребенка:

1. Ручка удерживается тремя пальцами: большим, указательным и

средним. Она находится между большим и средним пальцами, указательный

придерживает ее сверху.

2. Нельзя крепко зажимать ручку.

3. Указательный палец не должен прогибаться.

4. Пальцы слегка вытянуты.

5. Расстояние от кончика указательного пальца до шарика ручки 2 – 2,5

см.

6. При письме необходимо слегка нажимать указательным пальцем на

ручку.

Важно научить обучающихся правильно располагать тетрадь на парте:

1. Тетрадь должна лежать прямо перед ребенком и быть чуть

сдвинутой, чтобы ее нижний правый край находился немного правее. Этот

вариант позволяет правильно сидеть, легко и свободно передвигать руку по

строке от начала к концу.

2. По мере заполнения листа тетрадь отодвигается вверх. Сначала левая

рука поддерживает ее снизу, а когда страница заполняется внизу – сверху .

3. Целесообразнее всего, наклонив тетрадь влево, писать прямо, не

загораживая строку и соблюдая правильную посадку, выдвинув немного

вперед правое плечо.

Положение ручки в руке при письме леворукого ребенка:

1. Ручка

должна

лежать

на

правой

стороне

среднего

пальца.

Указательный палец придерживает ее сверху, а большой поддерживает с

правой стороны.

2. Не сжимать ручку сильно.

3. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не

должна падать.

4. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь

мизинца.

5. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно

быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких, и необходимо для

того, чтобы не закрывать линию письма.

6. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.

Расположение тетради на парте при письме леворукого ребенка:

1. Тетрадь должна лежать прямо перед ребенком и быть чуть

сдвинутой, чтобы ее нижний левый край находился немного левее. Этот

вариант позволяет правильно сидеть, легко и свободно передвигать руку по

строке от начала к концу.

2. По мере заполнения листа тетрадь отодвигается вверх. Сначала

правая рука поддерживает ее снизу, а когда страница заполняется внизу –

сверху.

3. Целесообразнее всего, наклонив тетрадь вправо, писать прямо, не

загораживая строку и соблюдая правильную посадку, выдвинув немного

вперед левое плечо.

Особое внимание следует уделить тому, как помочь научиться писать

леворукому ребенку, какую методику обучения применить.

Леворукий ребенок нуждается в специальной помощи на начальных

этапах обучения:

- нужно зафиксировать внимание на право-левосторонней ориентации

штрихов, иначе возможно зеркальное письмо;

- особое внимание следует уделить направлению письма: слева —

направо;

- необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию

движений при письме каждого элемента (буквы);

- очень подробно разобрать инструкцию вместе с ребенком;

- выполнить все задания в медленном темпе.

Педагогу, обучающему леворукого ребенка, нужно в первую очередь

иметь в виду следующие моменты :

1. Медлительность леворуких детей не должна стать предметом

упреков. Левшу нельзя торопить, в суете он может сделать массу ошибок.

2. Необходимость создания спокойной доброжелательной атмосферы

во время занятия, призванной успокоить тревожных обучающихся.

3. Следует учитывать отличную от правшей организацию деятельности

полушарий головного мозга леворукого ребенка, отражающуюся в его

деятельности.

4. Наличие путаницы в пространственных представлениях леворуких

детей с вытекающей отсюда необходимостью искать арифметическую

ошибку.

5. Необходимость использования пошаговой подачи материала с

выделением необходимых этапов в процессе усвоения любого алгоритма, что

облегчает

выстраивание

леворукими

детьми

логической

цепочки

по

овладению данным материалом и созданию целостной картины усвоенного.

6. Необходимость использования в работе творческих заданий,

обеспечивающих интеллектуальное развитие, поддерживающих интерес к

работе.

7.

Необходимость

поддерживать

обратную

связь

с

леворуким

ребенком.

8.

К

ошибкам

относиться

философски,

с

интересом

естествоиспытателей.

Таким образом, при обучении письму леворуких детей необходимо

учитывать их индивидуальные особенности и в соответствии с ними

выбирать нужную методику, которая позволит сделать процесс обучения

продуктивней и интересней.

Наблюдения за письмом леворуких детей, анализ их рабочих тетрадей

показывают, что самыми распространенными являются ошибки, в которых

дети путают близкие по форме буквы и затрудняются в их расположении.

Чтобы правильно организовать работу по предупреждению ошибок такого

рода, следует подробнее рассмотреть написание этих букв. Так, первая

группа букв имеет организацию при их изображении слева направо, а также

симметричное строение: Е, З; С, Э; к, н, г. При написании этих букв часто

возникают ошибки «зеркального письма». Чтобы предупредить зеркальное

изображение, необходимо включить в предварительную работу зрительный

анализ буквы (куда смотрит буква, откуда берет начало, из каких элементов

состоит), конструирование буквы из ее элементов. Эту букву лучше

прописывать в альбомах с письменными буквами и их элементами, где в

каждой букве обозначено начало стрелкой красного цвета, а траектория

движения – стрелками черного цвета. При письме данных букв желательно

начало каждой буквы обозначить красным цветом. [24]

Вторая группа букв имеет такую форму, где верхняя часть одной буквы

соответствует нижней части другой: т, ш; п, и; в, д. Для предупреждения

ошибок в изображении этих букв следует проводить их зрительное

сопоставление и сравнение, а также накладывание одной буквы на другую.

При письме в тетради ввести для них специальные указатели и опоры

(точки). После письма букв необходимо сравнить их с образцом путем

зрительного

сопоставления

или

накладывания

образца,

написанного

учителем на прозрачной бумаге. [30]

Третья группа букв и элементов не имеет ориентации в пространстве

(о). При письме овалов особенно необходимы опоры и указатели, которые бы

показывали начало и направление движения при их письме.

К

другому

роду

ошибок

относятся

ошибки,

которые

вызваны

забыванием редко встречающихся форм букв: Ч, ч; Х, х; Ф, ф. Для более

точного запоминания конфигурации данных букв следует ввести образное

изображение этих букв. Например, букву х можно увидеть в шагающем

человеке, ч – в носике чайника, ф – в очках и др.

Формирование

каллиграфического

навыка

письма

младших

школьников является одной из важнейших задач начальной школы: именно

от начальной школы зависит то, как ребенок будет относиться к процессу

письма в дальнейшем. Учителю начальных классов важно не только

способствовать формированию каллиграфического почерка, но и развить в

каждом ученике потребность в правильном, красивом и скором письме.



В раздел образования