Автор: Огладенова Ирина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 184
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"
Раздел: полное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Аннотация: В работе был рассмотрен метод построения ментальных карт на
уроках русского языка и литературы. Данный метод дает возможность
учителю повышать мотивацию, качество знаний, конкурентоспособность
учащихся,
развивать
предметные
и
коммуникативные
компетенции,
творческие способности, активизировать деятельность, выявлять причины
когнитивных затруднений, корректировать знания учащихся.
Ключевые
слова:
ментальная
карта,
интеллект-карта,
мышление,
универсальные учебные действия.
Модернизация
российского
образования
ставит
перед
учителем
средней
общеобразовательной
школы
задачу
переосмысления
своей
педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания,
использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные
действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной
личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать
осознанный и ответственный выбор. Но многие учителя в своей деятельности
сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся
на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности, а
также разным уровнем когнитивного развития каждого ученика. Одним из
универсальных средств, способствующих познавательной мотивации, а
также формированию универсальных учебных действий является метод
составления ментальных карт, в основу которого положены исследования и
разработки английского психолога и консультанта по вопросам интеллекта,
психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзена.
[6, c. 28]. Иногда в
русских переводах термин может переводиться как «карты мыслей»,
«интеллект-карты», «карты памяти», «ментальные карты», «ассоциативные
карты», «ассоциативные диаграммы» или «схемы мышления».
Цель данной работы – рассказать о методе составления ментальных
карт для формирования познавательных универсальных учебных действий
обучающихся на уроках русского языка и литературы.
Ментальная карта (интеллект-карта) -это наглядное представление
естественного течения мыслей от одной центральной идеи. Даже сам
внешний вид этой схемы дает понять, что она помогает эффективно
проводить мозговые штурмы, составлять конспекты, усваивать информацию
и делать презентации.
Известно, что мышление наиболее эффективно тогда, когда мы
используем и правое, и левое полушария мозга. Именно на этом основана
работа карт ума. Визуализация информации – представление информации в
виде графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т.д. Ментальные
карты
–
это
инструмент,
позволяющий
эффективно
структурировать
информацию; мыслить, используя весь свой творческий потенциал. С одной
стороны, они помогают нам мыслить, а с другой стороны, развивают наше
мышление. То есть, ментальные карты – это наши мысли, изложенные на
бумаге графическим способом, где основная мысль или идея рисуется
в центре карты, а все дополнительные — вокруг (это в классических версиях
создания ментальных карт).
Свойства ментальных карт:
1. Наглядность: всю проблему с её многочисленными сторонами можно
окинуть одним взглядом.
2. Привлекательность: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику,
её рассматривать не только интересно, но и приятно.
3.
Запоминаемость:
благодаря
работе
обоих
полушарий
мозга,
использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
4. Своевременность: интеллект-карта помогает выявить недостаток
информации и понять, какой информации не хватает.
5. Творчество: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает
найти нестандартные пути решения задачи.
6. Возможность пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое
время помогает усвоить картину в целом, запомнить её, а также увидеть
новые идеи.
При
создании
интеллект-карт,
необходимо
придерживаться
определенных правил, разработанных Тони Бьюзеном. Можно выделить три
этапа творческого процесса:
1 этап.
- определение объекта изучения (центрального образа интеллект-
карты);
- извержение ассоциаций (запись любых слов, образов, символов,
связанных с объектом изучения);
2 этап. Построение первичной интеллект-карты
- для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры
и т. д. (не более 8 цветов);
- основная идея, проблема или слово располагается в центре;
- для изображения центральной идеи можно использовать рисунки,
картинки;
- каждая главная ветвь имеет свой цвет;
- главные ветви соединяются с центральной идеей. От них идут ветви
второго, третьего порядка (уровня);
- ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
- над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово,
максимум два слова и только печатными буквами.
- везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая
графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами.
3 этап. «Реконструкция и ревизия»
- пересмотр интеллект-карты;
- проверка способности к вспоминанию информации, содержащейся в
интеллект-карте.
Тони Бьюзен считает, что для того чтобы карта отложилась в
долговременной памяти ее необходимо постоянно повторять. [4, c. 46].
Применение интеллект-карт в учебном процессе для формирования
универсальных учебных действий обучающихся очень разнообразно:
- создание ясных и понятных конспектов лекций;
- максимальная отдача от прочтения книг и параграфов учебников;
- написание сочинений, рефератов, исследовательских работ;
- запоминание необходимого материала при подготовке к зачетам,
экзаменам;
- показ презентации (за меньшее время демонстрируете больше
информации, при этом вас лучше понимают и запоминают);
- мозговой штурм (генерация новых идей, творчество; коллективное
решение сложных задач);
- аннотирование (индивидуальное усвоение информации при работе с
различными текстовыми источниками);
- групповая работа обучающихся.
Виды ментальных карт
1. Графический органайзер: сфокусирован на одной центральной идее,
которая детализируется посредством радиальной иерархии и древовидных
структур, состоящих из категорий, связанных с этой идеей. Здесь есть два
обязательных условия: веточки должны быть изогнутыми и информация
должна быть изложена различными цветами с использованием рисунков.
2. Концепт-карта (карта понятий): используется для представления
взаимосвязей между множеством понятий (не меньше 20-30 понятий!)
3. Кластеры: это графическая форма организации информации, в
которой основные единицы фиксируются в виде схемы с обозначением всех
связей между ними.
3.1. Кластер «Дерево». Такая схема очень удобна на уроках русского
языка,
когда
нужно
обобщить
и
систематизировать
информацию.
Отличительной особенностью такой модели кластера является наличие
иерархии понятий.
3.2.
Кластер
«Звезда».
Используется
тогда,
когда
хотим
охарактеризовать несколько признаков одного понятия.
3.3. Кластер «Гроздь». Используется как подмножество результатов
поиска, связанных единством темы, т.е. в такой модели кластера указываем
разные смысловые блоки, связанные с центральной темой по схеме «темы –
подтемы».
4. Спайдерграмма: от слова спайдер – паучок. Предназначена для
представления структур и классификаций по нескольким основаниям.
Используется, когда нужно проанализировать различные аспекты проблемы,
привести
характеристику
разных
сторон
темы
с
их
детализацией.
Отличительной особенностью такого кластера является то, что он более
графичен. Используется большей частью на уроках литературы. Кстати, это
считается одним из самых эффективных способов читательского дневника.
На уроках русского языка интеллект-карты составляются по правилам.
Например, по теме «Правописание приставок пре- и при». Сложная тема для
учащихся 5 класса после составления интеллект карты станет более
доступной.
Мыслительные карты на уроках литературы использую при работе с
лексическим материалом, литературоведческим, при введении терминов,
контроле. Можно составлять карты о писателях, которые могут включать в
себя их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений,
крылатые выражения, биографию писателей и т.д. Использование картинок
и образов облегчает понимание и запоминание значения материала. Читая
книгу, можно составить ее краткий конспект, отметив ключевые моменты
и сохранив
заинтересовавшие
цитаты.
Например,
интеллект-карта,
посвященная жизни и творчеству А. С. Пушкина. Ребята прочитали статью в
учебнике о писателе, затем посмотрели видеофильм «О жизни Пушкина» и
приступили к составлению интеллект - карты. На уроке ребята только
наметили структуру будущей интеллект - карты, поэтому завершение работы
по оформлению карты и подготовка пересказа по ней станет домашним
заданием.
Преимущества ментальных карт перед другими методами:
- концентрация информации на важных моментах;
- визуально чёткие ассоциации;
- улучшение запоминания.
Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах
урока:
- изучение нового материала
- закрепление материала
- обобщение материала
- написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы,
- подготовка презентации, проекта,
- конспектирование.
Данный метод даёт возможность учителю:
- повышать мотивацию, качество знаний;
- развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие
способности;
- активизировать деятельность;
- выявлять причины когнитивных затруднений;
- корректировать знания учащихся.
При
самостоятельном
создании
интеллект
–
карт
реализуется
исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл
которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде,
а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок нужен
сегодняшнему ученику
С помощью карты можно глубже вникать в читаемый текст,
останавливаться на важных деталях, видеть смысловые образы, выходить на
тему и идею.
В нашем современном мире с большим потоком информации,
применение мыслительных карт в обучении школьников может дать
огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать,
структурировать
и
запоминать
ключевую
информацию,
а
также
воспроизводить
её
в
последующем.
Мыслительные
карты
помогают
развивать креативное и критическое мышление, память и внимание
школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее,
занимательнее и плодотворнее.
1.
Бруннер Е.Ю.
Применение технологии mind map в учебном процессе//
Развитие международного сотрудничества в области образования в
контексте Болонского процесса: материалы международной науч.-
практ. конф. г. Ялта (5-6 марта 2008 г.). Ялта: РИО КГУ, 2008. – Вып.
19. Ч. 1. – 50-53с.
2.
Воробьева В. М. Эффективное использование метода интеллект–карт
на уроках: методическое пособие// Москва: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013.
– 44 с.
3.
Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения//Москва,
Народное образование, 2001. – 128 с.
4.
Дорошенко Е.Г. О технологии разработки ментальных учебников//
Вестник Томского государственного педагогического университета
(Tomsk State Pedagogical University Bulletin), 2013, – Вып. 12 (140). —
145-151с.
5.
Каримова М. А. Развитие мышления и творчества на уроках
литературы с помощью метода интеллект-карт // Молодой ученый.-
2016, -№ 3 (107).
6.
Мюллер Х. Составление ментальных карт. Метод генерации и
структурирования идей// – Москва: Омега-Л, 2007, – 126 с.