Напоминание

"Профилактика сколиоза и близорукости в школе"


Автор: Андреев Николай Петрович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Ожулунская СОШ"
Населённый пункт: с.Ожулун Чурапчинского улуса
Наименование материала: статья
Тема: "Профилактика сколиоза и близорукости в школе"
Раздел: среднее образование





Назад




1

Введение

На

протяжении

более

чем

вековой

истории

существования

и

развития

системы

массового

школьного

образования

в

России,

даже,

несмотря

на

существенные

преобразования

материальной

базы

учебных

учреждений

в

советское время, нарушения у школьников осанки (сколиоз), зрения

носили и

продолжают

сохранять

массовый

характер.

Столь

печальное

постоянство

во

многом определяется самой природой процесса обучения, требующего от детей и

подростков большой зрительной работы, нервного напряжения, сидячей рабочей

позы и ограничения двигательной активности.

По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет

хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные

отклонения.

А

ведь

успешность

обучения

в

школе

определяется

уровнем

состояния

здоровья,

с

которым

ребёнок

пришёл

в

первый

класс.

Однако

результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно

считать

лишь

20-25%

первоклассников.

У

остальных

же

имеются

различные

нарушения в состоянии здоровья.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходимы

профилактические работы по устранению сколиоза и близорукости у школьников.

Актуальность

исследования: профилактика сколиоза и близорукости у

школьников является одной из социально значимых задач современной школы. В

моём

докладе

я

хочу

доказать,

что

ежедневный

комплекс

упражнений

по

устранению сколиоза и близорукости поможет повысить тонус мышц, улучшить

осанку, дыхание и окажет общеукрепляющее воздействие на организм школьника.

Объект

исследования:

профилактика

сколиоза

и

близорукости

у

школьников МБОУ – Ожулунской СОШ.

Предмет

исследования:

в л и я н и е

ко м п л е к с а

у п р а ж н е н и й

п о

профилактике сколиоза и близорукости.

Цель исследования: профилактика сколиоза и близорукости у школьников за

период обучения в школе.

Задачи исследования:

- раскрыть сущность профилактики сколиоза и близорукости;

- анализ медицинских осмотров за 2014 и 2015 учебные годы;

- на основе полученных данных разработать комплекс упражнений.

2

Гипотеза

исследования:

профилактика

сколиоза

и

близорукости

будет

наиболее эффективным, если:

- систематически использовать комплекс упражнений по профилактике сколиоза и

близорукости;

- учитывать возрастные особенности учащихся, соответствовать их интересам и

возможностям.

Новизна исследования:

- составление комплекса упражнений по профилактике сколиоза и близорукости;

- внедрение комплекса упражнений в образовательный процесс в Ожулунской

СОШ.

Сколиоз

Согласно

современным

взглядам,

осанка

является

интегральной

характеристикой

состояния

организма

и

отражает

результат

комплексного

воздействия на него факторов физической и социальной среды.

На формирование осанки воздействуют различные факторы, но наиболее

негативно

на

ее

состоянии

сказываются

несовершенство

школьной

мебели,

сидячая рабочая поза учащихся и нехватка двигательной активности.

Начальные явления сколиоза могут быть обнаружены уже в раннем детстве,

но в школьном возрасте он проявляется наиболее выражено.

Сколиоз

это сложная деформация позвоночника, характеризующаяся, в

первую очередь, боковым искривлением позвоночника.

3

Существует 4 степени сколиоза:

1.

Угол

ис кривле ния

позвоноч ника

не

пре выша е т

5

г р а д у с о в .

2 .

Уг о л

и с к р и в л е н и я

п о з в о н о ч н и к а

о т

6

д о

2 5

г р а д у с о в .

3 .

Уг о л

и с к р и в л е н и я

п о з в о н о ч н и к а

о т

2 6

д о

8 0

г р а д у с о в .

4. Угол искривления позвоночника более 80 градусов.

Лечение сколиоза имеет сложно прогнозируемый результат, эффективность

которого во многом зависит от самого больного.

При лечении сколиоза различают два вида лечения:

1.

Консервативное

- одним

из

ведущих

средств

консервативного

лечения

сколиоза

является

лечебная

физкультура.

Физические

упражнения

оказывают

стабилизирующее

влияние

на

позвоночник,

укрепляя

мышцы

туловища,

позволяют

добиться

корригирующего

воздействия

на

деформацию,

улучшить

осанку,

функцию

внешнего

дыхания,

дают

общеукрепляющий

эффект.

ЛФК

показана на всех этапах развития сколиоза, но более успешные результаты она

дает при начальных формах сколиоза.

Противопоказаны

физические

упражнения,

увеличивающие

гибкость

позвоночника и приводящие его к перерастяжению.

2.

Оперативное - назначается при значительном и быстро прогрессирующем

сколиозе и состоит в установке различного рода механических эндокорректоров,

и с п р а в л я ю щ и х

к р и в и з н у

п о з в о н о ч н и к а .

Как правило, полностью исправить искривление в детском возрасте возможно

4

лишь при сколиозах 1-2 степени, когда нет выраженных необратимых изменений

в позвоночнике. При сколиозах 3-4 степеней можно добиться лишь остановки

прогрессирования болезни.

Приведенные данные служат основанием строить профилактику нарушений

осанки и возникновения сколиозов у школьников не только путем оптимизации

школьно средовых условий обучения, но и через воздействие на детский организм

занятий

физической

культурой,

на

которых

особое

внимание

будет

уделено

комплексу упражнений, направленных на совершенствование пространственно-

ориентировочных реакций.

И первым шагом в этом направлении должен стать контроль за соответствием

школьной мебели росту учащихся, особенно в начальной школе. Приступая к этой

работе, важно знать, какую сидячую позу считают правильной.

Второе, чему должно уделяться внимание в профилактике нарушений осанки –

это контроль за позой учащихся во время занятий.

Немалую роль в профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у

школьников может сыграть их валеологическое воспитание, то есть научение

тому, как следует ходить, свободно сидеть, лежать во время сна, чтобы избежать

повреждений позвоночника и нарушения осанки.

Близорукость.

Нарушения зрения, так же как и нарушения осанки у школьников относят к

традиционным школьно обусловленным заболеваниям. Среди нарушений зрения,

возникающих у детей после рождения, наиболее часто встречается близорукость,

при

этом

установлено

ее

интенсивное

нарастание

у

них

с

возрастом.

Среди

причин установленной закономерности офтальмологи называют неблагоприятные

условия для зрительной работы во время школьных занятий в школе и дома. В

профилактику близорукости у школьников включают обеспечение рационального

освещения детских учреждений и рабочих мест в школе и дома, выполнение

5

определенных требований к объектам зрительной работы, выработку правильной

посадки детей во время занятий, соблюдение режима умственного труда и отдыха,

поскольку такой труд всегда сопряжен со зрительной нагрузкой.

Статистика свидетельствует о постоянном росте нарушений зрения среди

школьников.

Сегодня

3

процента

детей

в

первые

годы

учебы

уже

имеют

нарушения зрения. К 3-4 классу этот показатель увеличивается до 10%. В 7-8

классах

он

составляет

16%,

а

среди

старшеклассников

почти

20%

страдают

близорукостью.

Школьные

программы

перегружены,

уроки

проводятся

в

несколько смен, а с этим связан разный уровень освещения во время занятий. Ну

и,

безусловно,

крайне

отрицательную

роль

на

зрение

оказывает

повальное

увлечение детей телевидением и компьютерными играми. Как правило, усиление

близорукости начинается в школьные годы и протекает до 18-22 лет.

Специальное изучение у школьников состояния зрительных функций при

чтении

показало,

что

его

непрерывная

продолжительность

должны

быть

ограничена для младших школьников 15-20 минут, для учащихся среднего звена

25-30

минут,

для

старшеклассников

45

минут.

Более

длительное

чтение

у

большинства школьников разного возраста вызывает напряжение функций глаза,

изменяет характер глазных движений и приводит к сокращению расстояния глаз

до

книги.

Для

восстановления

выявленных

изменений

им

требовался

отдых

продолжительностью

6-10

мин.Если

учесть,

что

любая

учебная

деятельность

детей в школе сопряжена с элементами чтения, то в целях охраны их зрения его

непрерывная продолжительность должна быть либо регламентирована указанным

временем, либо сопровождаться вкраплением в учебную деятельность интервалов

для

отдыха

глаз

от

зрительной

работы.

Эффективность

такого

отдыха

существенно возрастает при проведении на уроках комплекса упражнений.

Существенную

нагрузку

на

зрение

оказывает

работа

школьников

с

компьютерной техникой. Поэтому для таких занятий также установлены пределы

непрерывной длительности работы учащихся непосредственно с дисплейными

терминалами. Так, для учащихся 1 класса она регламентирована 10 минут, 2-5

классов

15

минут,

6-7

классы

20

минут,

8-9

классов

25

минут.

Для

школьников

10-11

классов,

имеющих

сдвоенные

уроки

по

вычислительной

6

технике, непрерывная длительность занятий с компьютером должна составлять на

первом

часу

занятий

30

минут,

а

на

втором

20

минут.

После

занятий

с

видеотерминалами учащимся всех классов рекомендовано выполнять гимнастику

для глаз непосредственно на рабочем месте.

При распределении школьников на группы для уроков физкультуры нужно

знать,

что

школьники

со

средней

степенью

близорукости

могут

заниматься

физкультурой

только

в

подготовительной

группе,

а

имеющие

высокую

близорукость - в специальной группе по индивидуальным программам.

Диагностика

результатов

ежегодного

медицинского

осмотра

детей

Ожулунской СОШ.

Для того чтобы выявить группы здоровья детей каждый год проводится

медицинский

осмотр.

Медицинский

осмотр

состоит

из

телесного

осмотра

и

опроса

обследуемого,

антропометрических

измерений

(рост,

вес

и

т.

д.)

и

простейших

инструментальных

и

лабораторных

исследований.

При

целевых

медицинских осмотрах, а также при появлении у врача определенных подозрений

на заболевание, осматриваемый направляется на более детальное обследование.

Медицинские

осмотры

дают

большие

возможности

для

правильной

организации лечебно-профилактические мероприятий и выявления заболеваний

на ранней стадии их развития, а раннее выявление заболевания обеспечивает

более успешное его лечение.

Рассмотрим результаты ежегодного мед. осмотра Ожулунской средней

общеобразовательной школы:

Диаграмма №1

7

45,3

43,1

11,5

группа здоровья детей на 2013 году

I группа

II группа

III группа

Первая группа – 45,3 %

Вторая группа – 43,1 %

Третья группа – 11,6 %

Диаграмма №2

45,3

43,1

11,5

группа здоровья детей на 2014 году

I группа

II группа

III группа

Первая группа – 43,7%

Вторая группа – 43,2 %

Третья группа – 13,1 %

Из этих результатов мы видим что, на 2014 году здоровья детей ухудшилось,

чем в 2013 году.

8

Наиболее встречаемые заболевании, это – сколиоз и близорукость. На этой

диаграмме мы видим, что в 2013 году плохое зрение было у 9 школьников, а в

2014 году у 15 школьников.

Сколиоз – в 2013 году у 13 школьников, а в 2014 году у 19 школьников.

Диаграмма №3

2012

2013

0

2

4

6

8

10

12

14

16

18

20

зрение

сколиоз

Уточнив эти данные составила:

комплекс

упражнений

по

улучшению

зрения.

С

помощью

таких

приёмов

развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве,

стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция. Учитывается также

материал психологического воздействия цвета на ребёнка:

белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко

всему;

чёрный – в небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой – вызывает

мрачные мысли;

9

красный – возбуждает, раздражает;

голубой – ухудшает настроение;

зелёный – улучшает настроение, успокаивает;

жёлтый – тёплый и весёлый, создаёт хорошее настроение.

коричневый – в сочетании с яркими цветами создаёт уют, без

сочетания

указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон,

депрессию.

комплекс упражнений при сколиозе

комплекс

упражнений

повышения

направленные

на

профилактику

и

коррекцию функционального состояния младших школьников.

10

Заключение

В системе образования охрану здоровья детей можно назвать приоритетным

направлением, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом

усваивать

полученные

знания

и

в

будущем

способны

заниматься

производительно-полезным трудом.

Я составил комплекс упражнений по профилактике сколиоза и близорукости,

которую внедрила в школьный образовательный процесс.

В

ходе

исследовательской

работы

я

выдвинула

следующую

гипотезу:

профилактика

сколиоза

и

близорукости

будет

наиболее

эффективным,

если

систематически использовать комплекс упражнений по профилактике сколиоза и

близорукости; учитывать возрастные особенности учащихся, соответствовать их

интересам

и

возможностям.

Для

подтверждения

гипотезы

я

провел

исследовательскую

работу

по

профилактике

сколиоза

и

близорукости

у

школьников.

Проведенная мною работа по профилактике сколиоза и близорукости у

школьников

даст

положительные

результаты

на

следующем

медицинском

осмотре школьников .

Рекомендуем:

1.Гимнастика

и

физическая

активность

это

важные

составляющие

правильной осанки. Делайте по утрам гимнастику, сначала разминку, а затем

р а с т я ж к у

в с е х

г р у п п

м ы ш ц .

2. Попробуйте упражнение - ношение на голове книги. Положите книгу на

голову, а руки на пояс и соревнуйтесь, кто дольше будет так ходить или дальше

пронесет.

Постепенно

усложняйте

упражнение

вытягивайте

руки

вперед,

приседайте, не отрывая пятки от пола и сохраняя ровную спину, разводите руки в

стороны,

поднимайте

поочередно

ноги.

Эти

упражнения

хорошо

укрепляют

11

м ы ш ц ы

с п и н ы .

3. Следить за правильной осанкой во время учебных занятий. Расстояние от

парты (стола) до глаз не менее 30 –35 см; следить за правильной осанкой во время

выполнения домашних заданий, просмотра телевизора, работой на персональном

к о м п ь ю т е р е ,

п р и е м а

п и щ и

и

т . д .

4. Укреплению позвоночника и сохранению правильной осанки способствуют

п е ш и е

п р о г у л к и ,

к а т а н и е

н а

в е л о с и п е д е .

5. Правильно чередуйте учебные занятия (работу) с отдыхом. Полезно

разумно

использовать

спортивные

упражнения,

такие

как

ходьба

на

лыжах,

спортивные игры.

Таким

образом, комплекс упражнений,

есть

эффективное

средство

по

профилактике сколиоза и близорукости.

12

Использованная литература:

1. Амосов, Н.М. Эксперимент по преодолению старости / Н. М. Амосов. – М.:

АСТ, 2003. – 128 с.

2.

Базарный

В.Ф.

Программа

экспресс–диагностики

динамики

психосенсорного,

функционального

и

физического

развития

учащихся/В.Ф.

Базарный. – Сергиев-Посад.: Загорская типография, 1995. – 70 с.

3.Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы

по

его

формированию

/И.С.

Грач

//

Образование.

-

2002.

-

5.-С.88-91.

-

(Здоровье и образование).

4.

Зайцев

Г.К.

Педагогика

здоровья:

Образовательные

программы

по

валеологии Санкт-Петербурга /Г.К. Зайцев, З.В. Колбанов, М.Г. Колесникова. –

СПб.: Акцидент, 1994. – 78 с.

5. Зайцев Г.К. Школьная валеология / Г.К. Зайцев. – СПб.: Акцидент, 1998. –

159 с.



В раздел образования