Автор: Смердова Тамара Витальевна
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: ГБПОУ МО "Красногорский колледж" Волоколамский филиал
Населённый пункт: г. Волоколамск
Наименование материала: Доклад по теме "Наставничество"
Тема: Организация работы начинающего педагога. (Из опыта работы: наставник-молодой педагог)
Раздел: среднее профессиональное
ГБПОУ МО «Красногорский колледж» Волоколамский
филиал
Доклад
«Организация работы начинающего педагога»
(Из опыта работы: Наставник – молодой педагог)
Смердова Т.В.
Педагог - наставник
Г. Волоколамск
Практика
показывает,
что начинающие педагоги оказываются
подготовлены к профессии более теоретически, нежели практически. При
этом с первого же рабочего дня начиняющий педагог имеет
те же
обязанности и несет ту же ответственность, что и педагоги со стажем.
Обучающиеся, родители не делают скидки на молодость и неопытность.
Таким образом, возникает противоречие между больше теоретической
подготовкой
начинающего педагога и практической его готовностью к
педагогической деятельности. В условиях реформирования образования это
извечное противоречие становится особенно актуальным, так как требования
к повышению профессиональной компетенции и ответственности каждого
специалиста возрастают.
Затруднения педагога в подготовке современного урока
Первая трудность связана с поиском такой организации урока, которая
обеспечила бы не только усвоение учебного материала всеми обучающимися
на самом уроке, но и их самостоятельную познавательную деятельность,
способствующую умственному развитию. А это связано с подготовкой
учебного материала и выбором соответствующих методов обучения.
Вторая трудность состоит в нахождении способов и приемов создания таких
учебных ситуаций и такого подбора дидактического материала (задания для
самостоятельной
познавательной
деятельности
творческого
характера,
заданий, связанных с жизнью, подбор наглядных пособий и др.), который
обеспечил бы эффективную познавательную деятельность всех обучающихся
в меру их способностей и подготовленности.
Третья трудность связана с необходимостью комплексного применения
различных средств обучения, в том числе и технических, направленных на
повышение темпа урока и экономию времени для усвоения нового учебного
материала и способов его изучения, а также применение приобретенных
знаний, умений и навыков.
Четвертая
трудность -
сложность
формирования
мотивов
учения,
возбуждения познавательного интереса обучающихся по теме, повышения их
эмоционального настроения и обеспечения единства обучения, воспитания и
развития.
Причины этих трудностей
Первая. Изменилось соотношение деятельности педагог и обучающийся в
учебном процессе, что требует поисков новой схемы взаимодействия
педагога и обучающихся. Увеличилась доля самостоятельной познавательной
деятельности
школьников.
Увеличилась
информативность
учебного
материала, а также активизировалась деятельность обучающихся: они
выполняют много учебно-практических работ (анализируют, обсуждают,
решают задачи, ставят опыты, пишут различные рефераты, доклады), а
частные методики еще слабо оказывают помощь педагогу в этом.
Вторая. Научная организация труда еще не вошла в практику должным
образом.
Третья. На молодых педагогах, как ни странно, лежит «груз» инерции: они
стараются преподавать так, как преподавали им, не учитывая изменений в
образовательной системе.
Четвертая. Изложение учебного материала в учебниках (даже в последних)
остается чаще всего информационным, в них нет заданий вариативного
характера, заданий для творческой деятельности обучающихся как при
изучении нового материала, так и при применении полученных знаний и
умений.
Пятая. Нет целенаправленной работы педагога над развитием творческих
способностей.
Советы молодому педагогу при подготовке к уроку (алгоритм действий)
Учет особенностей обучающихся группы:
успеваемость (сильный, слабый, неоднородный, пассивный, активный и т.
п.);
отношение обучающихся к предмету;
темп работы;
сформированность учебных умений;
общая подготовленность обучающихся;
отношение к разным видам учебной деятельности;
отношение к разным формам учебной работы, в том числе нестандартным;
общая дисциплина обучающихся.
Учет своих индивидуальных особенностей:
тип нервной системы;
коммуникативность;
эмоциональность при организации учебной деятельности обучающихся;
управление восприятием нового учебного материала обучающимися;
умение преодолеть плохое настроение;
уверенность в своих знаниях, умениях;
наличие умений импровизации;
умения пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО.
Литература.
1.
Педагогика - тема "Этико-педагогический подход к формированию
ценностных ориентаций будущего педагога и принципы его реализации"
2021г.
2.
Народное образование - тема "Есть ли правовой статус у молодого
специалиста?" 2021
3.
Школа начинающего педагога: Методические рекомендации. Воробьева
Н.И., Цынцарь А.Л.,2022