Автор: Наталья Ивановна Шмакова
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Средняя школа №41 городского округа Мариуполь" Донецкой Народной Республики
Населённый пункт: Мариуполь
Наименование материала: «Индивидуальная траектория профессионального развития»
Тема: «Индивидуальная траектория профессионального развития»
Раздел: начальное образование
«Индивидуальная траектория профессионального развития» представляет
собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную
программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной
программы развития профессиональной компетентности при осуществлении
методического сопровождения его профессионального развития.
Индивидуальная траектория развития педагога реализуется в основных
направлениях (подходах) на основе существенных свойств индивидуального
образовательного маршрута педагога: 1).как индивидуальный путь педагога в
профессиональном самосовершенствовании и 2).как средство, т.е. маршрут, план,
программа.
Цель проектирования и реализации ИОМ: создание условий непрерывного
профессионального развития педагога, содействие его самообразованию
Алгоритм разработки индивидуальной образовательной траектории профессио-
нального развития педагога
•
диагностика профессионального мастерства, самоопределение педагога;
•
проектирование на основе полученных результатов индивидуальной образо-
вательной траектории;
•
реализация индивидуальной профессиональной образовательной траектории
•
рефлексивный мониторинг эффективности ИОТ
1 этап - диагностика профессионального мастерства, формирование потребностей,
мотивов и целей, побуждающих педагога к пополнению знаний, совершенствова-
нию учебно-познавательных и профессиональных умений, самосовершенствова-
нию
2 этап - определение «точек роста» - проблем или затруднений, выявленных в
ходе первого диагностического этапа:
в сфере общения с обучающимися;
в проведении диагностики обучающихся;
в постановке целей урока;
в выборе форм и методов обучения ;
в формировании навыков учебного труда;
в развитии интереса к учению ;
в общении с коллегами ;
в объективности оценки деятельности обучающихся ;
в оптимальном решении педагогических проблем .
3 этап - проектирование индивидуального образовательного маршрута, обес-
печение условий для положительной динамики развития профессиональной
компетентности учителяцели и задачи своего профессионального развития,
которые соотносятся с планом образовательного учреждения и его основной
образовательной программой; развитием обучающихся;
профессиональные умения, которые необходимо развить или сформировать;
средства (модели, механизмы, методы, техники, технологии);
решения поставленных целей и задач.
4 этап - реализация индивидуальной образовательной траектории педагога
-
изучение психолого-педагогической литературы. ;
-
разработка программно-методического обеспечения образовательного про-
цесса;
-
разработка программно-методического обеспечения образовательного про-
цесса;
-
усвоение учителем педагогических технологий;
-
создание собственной методической системы;
-
разработка диагностического инструментария;
-
- участие в исследовательской и экспериментальной деятельностиучастие в
реализации программы развития учебного заведения, в системе методической
работы;
-
обучение на курсах повышения квалификации;
-
участие в мастер-классах, конференциях, форумах той направленности, кото-
рую выбрал для своего развития педагог;
-
участие в работе творческих групп;
-
обобщение собственного опыта педагогической деятельности.
Целью и результатом реализации индивидуальной образовательной траектории
профессионального развития является развитие профессиональной компетентности
педагога.
В ИОТ каждого педагога отражаются три основных направления деятельности:
•
Участие педагога в методической деятельности образовательного учрежде-
ния
•
Деятельность педагога в профессиональном сообществе (участие в конкурсах
профессиональной направленности, обобщение и представление собственно-
го опыта работы в методических объединениях, творческих группах)
•
Самообразование педагога (курсы повышения квалификации, инновационная
деятельность, освоение новых педагогических технологий)
5 этап - всесторонний комплексный мониторинг результатов работы и определение
дальнейших направлений деятельности
В результате каждый педагогический работник должен научиться:
1)
проектировать личностно-значимую систему самоорганизации и саморазви-
тия;
2)
самостоятельно планировать профессиональный рост с учетом собственных
педагогических способностей, качеств и потенциальных возможностей, об-
разовательно-личностных потребностей и запросов;
3)
определять ближайшие и дальнейшие перспективы профессионального раз-
вития;
4)
вести самостоятельно творческий поиск профессионально значимой инфор-
мации;
5)
использовать собственный опыт (социальный, профессиональный, личност-
ный) в качестве источника обучения;
6)
анализировать эффективность ИОТ и при необходимости менять ее.
Практическая значимость индивидуальной образовательной траектории заключает-
ся в систематизации деятельности педагога, профессиональном росте «на рабочем
месте», использовании внешних (существующих в педагогическом коллективе) и
внутренних стимулирующих факторов