Напоминание

Викторина по окружающему миру


Авторы: Ирина Петровна Силантьева, Силантьева Ирина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Ардатовская СОШ"
Населённый пункт: г.Ардатов
Наименование материала: Мир вокруг нас
Тема: Викторина по окружающему миру
Раздел: начальное образование





Назад




«Мир вокруг нас»

Викторина по окружающему миру для учащихся начальных классов.

Подготовила: Силантьева Ирина Петровна,

учитель

начальных

классов

МБОУ

«Ардатовская

средняя

общеобразовательная школа», г.Ардатов РМ.

Цель: осознание ценности окружающего мира и ответственности за её

сохранение.

Задачи:

Личностные: принятие ценности окружающего мира.

Метапредметные:

коммуникативные: умение выслушать мнение собеседника по команде,

соблюдать правило ведения при обсуждении.

познавательные: формировать умение делать выводы, обобщать полученную

информацию;

регулятивные: формировать умение анализировать ситуацию и делать из этого

выводы.

Предметные: получить представление о значимости живой природы для

человека.

Форма организации: групповая.

Место проведения: учебный кабинет класса.

Оборудование и наглядные пособия: мультимедийное оборудование.

Класс делится на 2-3 команды.

Ответьте на вопросы.

1.Каких насекомых и почему нужно считать вредителями?

Ответ: вши - сыпной и возвратный тиф; блохи - чуму и лихорадки; комары -

малярию и жёлтую лихорадку; москиты - лихорадку; слепни - сибирскую язву и

туляремию, муха це-це - африканскую сонную болезнь.

Но наиболее опасным является муха. Она переносит на своих лапках

микробы, которые, попадая на кожу или в пищу человека, вызывают

желудочно-кишечные и кожные заболевания.

Моли портят одежду, ковры; жучки-короеды и древоточцы портят мебель;

амбарный

долгоносик

способен

уничтожить

огромные

запасы

зерна.

Перелётная саранча, колорадский жук, луговой мотылёк, гусеница озимой

совки, черепашка в период массового размножения могут уничтожить десятки

тысяч гектаров сельхозкультур.

2. Какие насекомые одомашнены человеком?

Ответ: пчела домашняя, тутовый шелкопряд, тля кошениль (служат исходным

сырьем для изготовления краски кармин)

3.Какую пользу и какой вред приносят бабочки и их гусеницы?

Ответ: Бабочки вместе с другими насекомыми опыляют культурные растения,

плодовые деревья, ягодники, цветы. Сами по себе взрослые бабочки безвредны,

т.к. питаются нектаром и соком растений. Но они откладывают яйца, из

которых выходят гусеницы, которые портят растения полей, садов и огородов.

4. Почему муху трудно поймать в полёте?

Ответ: мухи, как и другие двукрылые насекомые, обладают сложными

движениями крыльев при взмахах, отчего и сам их полёт делается сложным. В

полёте они могут делать самые неожиданные и резкие повороты и рывки,

выключая из работы то одно, то другое крыло.

5. Что такое мирмекология?

Ответ: наука, изучающая муравьёв.

6.Почему муравья считают силачом?

Ответ: Он может тащить груз в 111 раз превышающий его собственный вес.

7. Как объяснить названия: рыба-солнце?

Ответ: названия эти весьма условны. Рыба-солнце – за её широкое тело и

сильное разрастание непарных плавников. Рыба- луна – за её особенность

подниматься на самую поверхность моря и при определённых условиях

светиться, будто луна отражается в воде.

8. Почему рыба скользкая и её трудно удержать в руках?

Ответ: потому, что рыба с помощью особых желёз выделяет слизь, которая

выполняет роль смазки и уменьшает трение воды о тело рыбы.

9. Какие рыбы прозрачны?

Ответ: рыба «лапша», обитающая у морских побережий. А на большой глубине

в озере Байкал обитает прозрачная рыба голомянка.

10. Какие наши рыбы имеют сильный голос, а какие говоря шепотом?

Ответ: Из наших рыб наиболее сильные звуки издаёт ставрида: она шипит,

хрюкает как свинья. Килька гудит, треска тихо чирикает.

А шёпот сельдей можно услышать лишь с помощью подводного уха гидрофона.

11.Могут ли лягушки летать?

Ответ:

летающая лягушка не летает, но она может планировать между

деревьями. Спрыгивая с ветки в воздух, лягушка вытягивает лапы и раздвигает

пальцы, между которыми натягиваются перепонки. Летающая лягушка обитает

в тропических лесах Юго-Восточной Азии и большую часть жизни проводит на

деревьях.

12. Как отличить жабу от лягушки?

Ответ: жаба крупнее лягушки. Верхняя сторона тела серой жабы усеяна

большими, иногда шиповатыми бородавками; по бокам головы, сзади ушей,

большие бугры грязно –бурого ил чёрного цвета: брюхо светлое, пятнистое.

Передвигается жаба медленно, неуклюже, иногда просто ползёт, не может

делать больших прыжков, так как её задние ноги развиты слабее, чем у

лягушки. Плавает жаба плохо и в воду заходит только для икрометания.

13.Почему мы считаем птиц своими друзьями?

Ответ: большинство птиц прямо или косвенно приносит пользу человеку и его

хозяйству. К полезным птицам относятся: истребляющие вредных насекомых и

грызунов, охотничье-промысловые и домашние птиц. Основная заслуга птиц в

уничтожении неисчислимого количества вредных насекомых .

14. Существует ли птичий язык?

Ответ: птицы разговаривают между собой не только голосом, но и жестами,

позами. Причем в зависимости от контекста одна и та же поза может говорить о

разных вещах. Например, в период брачных игр она может использоваться для

привлечения самки, а в другое время дает понять возможным соперникам, что

гнездо занято.

Сейчас ученым известно более ста таких сигналов. Часть этих сигналов носит

универсальный характер, вроде человеческих жестов, которые понятны без

перевода. Другие употребляются для внутривидового общения

15. Сколько яиц откладывает самка домового воробья в одну кладку и за сезон?

Ответ: как правило, для птиц холодного и умеренного поясов характерна одна

кладка и один вывод птенцов, а у птиц субтропиков и тропиков – две и более

кладок в год. Воробьи - исключение из этого правила. Самка домашнего

воробья откладывает по 5-6 яиц в одну кладку и за сезон успевает по два-три

раза выводить птенцов.

16. Дышит ли птенец в яйце?

Ответ: дышит, так как воздух проходит через поры скорлупы.

17. Каких наших птиц можно назвать санитарами?

Ответ: дятел – лесной санитар, серая мухоловка, ласточка, стриж, козодоя. Эти

птицы в огромном количестве истребляют мух, комаров и других насекомых,

переносчиков

и

распространителей

многих

инфекционных

заболеваний.

-Подведение итогов.

Литература:

1.Зоовикторина.В.Нестеров - Санкт-Петербург, 1997.



В раздел образования