Напоминание

Тренинговое занятие "Уверенность в себе, преодоление тревожности"


Автор: Трушкова Анастасия Валерьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "СШ №9"
Населённый пункт: г.Норильск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тренинговое занятие "Уверенность в себе, преодоление тревожности"
Раздел: среднее образование





Назад




Тренинговое занятие направленное на повышение уверенности в себе и

преодоление тревожности.

Цель: выработка умения анализировать ситуацию.

Данное тренинговое занятие проводилось для подростков циклоидного и эмотивного

типа акцентуации характера.

1. Ритуал приветствия.

Участники встают в круг. Поочередно каждый подросток выходит в центр круга и

называет свое имя, сопровождая это каким-либо жестом или позой. Выбор жеста или позы

осуществляется произвольно, по желанию игрока. Главное, чтобы через это движение был

передан образ человека, представляющего себя.

Например, одна из участниц называет свое имя «Анна» и одновременно делает

низкий русский поклон. Другая участница произносит имя «Ирина» и демонстрирует

танцевальное

па.

При

помощи

жестов

и

поз

участники

представляют

группе

свой

характер, темперамент, свою «визитную карточку».

После того как каждый из участников представил группе свое имя,

остальные по

очереди

рассказывают,

как

они

поняли

партнеров

по

этому

упражнению.

Особенно

подробно разбираются случаи, где было замечено рассогласование имени человека и позы,

через которую он себя представил.

Это упражнение направлено на углубление процесса самораскрытия личности, поиск

того, что отличает конкретного человека от других людей.

2. Упражнение «Саймон сказал».

Участники

тренинга

садятся

в

круг.

По

команде

ведущего

группа

выполняет

определенные

действия.

Участникам

необходимо

выполнять

только

те

действия,

сообщение которых сопровождается словами «Саймон сказал».

Например: ведущий говорит – Саймон сказал поменяться местами тем, кто носит

брюки.

Данное упражнение является разминкой.

Информация ведущего: тревожность – это отрицательное эмоциональное состояние,

возникающее в состоянии опасности, неопределенности, стресса. В ситуации тревожности

люди

обычно

испытывают

чувство

страха,

тревоги.

Это

ситуативная

тревожность,

функция которой состоит в обеспечении безопасности на личном уровне. Повышенный

уровень

тревожности

может

привести

к

различным

расстройствам

и

заболеваниям.

Стремлениям изменить свое состояние искусственным способом, используя алкоголь и

другие психоактивные вещества.

Ситуации

тревоги

повышение

частоты

сердцебиения,

потливость,

напряжение

мышц

и

т.д.

Стресс

неспецифические

физиологические

психологические

реакции

организма при резких экстремальных для него воздействиях, вызывающие в организме

сильные проявления адаптационной активности. У стресса есть 3 стадии: первая – стадия

тревоги, вторая – стадия сопротивления, когда происходит расходование адаптационных

резервов организма, и третья – стадия истощения. Главное не допустить развитие стресса

до третьей стадии, а для этого распознать чувство тревоги.

3. Упражнение «Пожелание».

Каждый из участников бросает мяч тому, кому хочет что-то пожелать и высказывает

это пожелание. Высказывание должно быть кратким, в одно слово. Необходимо, чтобы

мяч побывал у всех.

Упражнение снимает напряжение, позволяет осознать свой опыт в этом вопросе,

делает отношения между участниками более открытыми.

4. Упражнение «Медитация».

Это упражнение может использоваться для борьбы со специфическими страхами и

тревожностью.

Процедура: - Закройте глаза и расслабьтесь.

Дышите глубоко. Найдите свой пульс, почувствуйте, как кровь течет по кровеносным

сосудам.

Ваше сердце бьется ровно. Вам спокойно и хорошо.

Впереди у вас приятное общение, вы что-то узнаете о себе, о других. Вас окружают

люди, которым вы интересны и которые интересны вам. Вы доверяете им, вы — один из

группы, и от каждого из вас зависит успех нашей работы. Сделайте несколько глубоких

вдохов.

Представьте себя зерном какого-нибудь растения. Вам тепло и уютно в земле, но у

вас есть потребность как-то выразить себя и поэтому вы начинаете расти.

Вы ощущаете свою силу, свои возможности. Вот вы и проросли, прорвались на

поверхность. Почувствуйте солнечное тепло, комфорт. Вас окружают растения, похожие

на вас, но другие. Это цветы, ягоды, грибы, деревья. Их внешний вид очень разный, но они

и вы развиваетесь по одним законам. Никто никому не мешает, вам радостно, что теперь

вы

не

один:

вы

можете

слышать,

чувствовать

других.

Представьте

себе

со

всеми

подробностями, какое вы растение, во что вы выросли. Постепенно возвращайтесь сюда, в

класс.

Когда будете готовы — откройте глаза.

Затем ведущий начинает опрос по кругу: - кто во что вырос? - что вы чувствовали во

время медитации?

Далее ведущий говорит: - Мне хотелось сегодня дать такое упражнение, скорее всего из-за

того, что наступила весна. Как вы относитесь к весне? Любите ли вы ее? Какое у вас

настроение весной? А какое время года вы любите больше всего?

5. Упражнение «Крокодил».

Ведущий

говорит

о

том,

что

многие

люди

боятся

показаться

окружающим

смешными, нелепыми. Спрашивает участников, знакомо ли им это чувство.

Следующее

упражнение

предлагается

в

качестве

средства

избавления

от

этого

опасения.

Группа разбивается на две команды. Первая команда загадывает некоторое слово или

словосочетание (можно название предметов, часто встречающихся в обиходе), вторая —

делегирует своего участника (лучше, если добровольно), которому сообщается загаданное

слово. Последний должен изобразить это слово только при помощи жестов и мимики, а

его команда попытаться понять, что было загадано.

Команды загадывают слова по очереди. После того как в роли изображающего

побывало

большинство

участников,

можно

обсудить

чувства,

возникавшие,

когда

приходилось что-то изображать.

6. Упражнение «Слепец и поводырь.

Группа разбивается на пары.

Партнеры в парах от упражнения к упражнению меняются. Один из партнеров

должен закрыть глаза, а другой — провести его по помещению, познакомить с этим

помещением,

уберечь

от

столкновений,

дать

пояснения,

так

как

является

«глазами»

первого.

Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:

-

Как

важно

в

нашей

жизни

доверять

людям,

самому

себе?

Часто

нам

этого

недостает, и мы многое теряем из-за того, что нет доверия.

- Уверенно ли вы себя чувствовали в роли слепца?

- Было ли желание полностью довериться партнеру?

- Что вселило такую уверенность?

Это

упражнение

направлено

на

развитие

доверия

к

окружающим

людям,

преодоление страха довериться другому.

7. Упражнение «Найди свою пару».

Ведущий дает инструкцию:

«Я

раздам

вам

карточки,

на

которых

написано

название

животного.

Названия

повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой

будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой тоже написано

"слон".

Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы

надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою

пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только

ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами,

все, что мы будем делать, мы будем делать молча.

Когда

вы

найдете

свою

пару,

останьтесь

рядом,

но

продолжайте

молчать,

не

переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас

получилось».

Данное

упражнение

обучает

подростков

анализировать

сложившуюся

ситуацию,

выбрать именно то, что необходимо им.

8. Ритуал прощания.

Предложите детям сесть поудобнее, закрыть глаза. Мысленно увидеть лес, который

темной стеной подступает к озеру, на берегу стоит гостиница, в которой проводится

занятие,

услышать

крики

чаек

и

почувствовать

прохладный

вечерний

ветер.

(Любая

картинка на выбор каждого участника.) Затем следует отождествить себя с кем-либо из

мысленной картинки и в тот момент, когда это начинает удаваться, встать и покинуть

тренинговый зал, сообщив всем, с кем отождествил себя.

Например, один из членов тренинговой группы встает и уходит со словами: «Я туча.

Я уплываю за горизонт», кто-то продолжает: «Я лилия. Я сложила лепестки и погрузилась

в воду вместе с закатом» и т. д.



В раздел образования