Напоминание

Приёмы письменного контроля на уроках математики


Авторы: Крыкина Наталья Николаевна, Наталья Николаевна Крыкина
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Липницкая средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: п.Косицы Севского района Брянской области
Наименование материала: статья
Тема: Приёмы письменного контроля на уроках математики
Раздел: полное образование





Назад




ПРИЁМЫ ПИСЬМЕННОГО КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Письменный

контроль

знаний

и

умений

учащихся

на

уроках

математики

является

важным

элементом

учебного

процесса.

Он

позволяет учителю оценить уровень освоения материала, выявить

пробелы в знаниях и способствовать формированию математической

грамотности. Существуют различные методы и приёмы письменного

контроля, которые могут быть использованы в зависимости от целей

урока, уровня подготовки учащихся и изучаемой темы. Рассмотрим

наиболее распространённые и эффективные из них.

1. Контрольные работы

Контрольные работы являются классическим методом письменного

контроля, который позволяет проверить усвоение большого объёма

материала за определённый период. Они могут включать задания

разных типов: задачи, примеры, уравнения и задачи на доказательство.

Важно,

чтобы

контрольная

работа

охватывала

ключевые

темы

и

проверяла

как

теоретические

знания,

так

и

практические

навыки.

Учителю

рекомендуется давать задачи

разного уровня

сложности,

чтобы оценить как базовые, так и углубленные знания.

Пример заданий для контрольной работы:

Решите квадратное уравнение.

Найдите площадь треугольника с заданными координатами вершин.

Докажите теорему Пифагора на основе данных условий.

2. Тестирование

Тестирование — это быстрый и удобный способ проверки знаний,

который позволяет охватить большое количество учащихся за короткий

период времени. Тесты могут включать вопросы с выбором ответа,

задания

на

соответствие,

установление

последовательности

или

задания с кратким ответом. Преимущество тестов заключается в их

объективности и возможности автоматической проверки результатов.

Пример вопросов для теста:

Найдите значение выражения:

Найдите значение выражения :2x+3=9.

Выберите

правильный

ответ:

«Корнем

квадратного

уравнения

является…»

Установите соответствие между графиками и их уравнениями.

3. Самостоятельные работы

Самостоятельные

работы

выполняются

учащимися

на

уроке

и

позволяют учителю оценить текущие знания и умения в реальном

времени.

Эти

работы

часто

используются

для

закрепления

пройденного материала и могут быть как индивидуальными, так и

групповыми. Учащиеся решают задачи на доске или в тетрадях, а

учитель следит за процессом и предоставляет обратную связь.

Пример заданий для самостоятельной работы:

Решите систему уравнений методом подстановки.

Постройте график функции и найдите её основные характеристики.

Выполните разложение многочлена на множители.

4. Домашние задания

Домашние задания позволяют учащимся углубить понимание темы и

самостоятельно отработать навыки. Важно, чтобы задачи были не

слишком сложными, но и не слишком простыми, чтобы мотивировать

учеников к размышлению. Проверка домашних заданий даёт учителю

представление

о

том,

насколько

ученики

понимают

материал

и

способны ли самостоятельно его применять.

Пример домашних заданий:

Решите задачу на проценты.

Найдите корни уравнения с двумя переменными.

Выполните

чертёж

геометрической

фигуры

и

вычислите

её

параметры.

5. Математические диктанты

Математический диктант — это быстрый способ контроля знаний,

который помогает развить у учащихся навыки быстрого решения задач.

Учитель

диктует

краткие

задания,

которые

требуют

немедленного

решения, например, вычисление значений выражений или нахождение

решений уравнений. Этот метод хорошо подходит для повторения

пройденного материала и тренировки быстрого мышления.

Пример математического диктанта:

Найдите сумму чисел 5 и7

Решите уравнение x-3=8

Вычислите значение выражения 6*7

6. Проектные работы

Проектные работы дают учащимся возможность применить знания

на практике и решить реальные математические задачи. Это более

сложный

и

долгосрочный

вид

письменного

контроля,

который

развивает у учеников навыки самостоятельной работы, критического

мышления

и

аналитики.

Ученикам

предлагается

исследовать

определённую тему, провести расчёты и представить результаты в

виде письменного отчёта или презентации.

Пример проектной работы:

Исследование зависимости высоты траектории мяча от угла броска.

Анализ геометрических свойств фигур в архитектуре.

Разработка

математической

модели

для

решения

прикладной

задачи.

7. Рефераты и эссе

Рефераты

и

эссе

позволяют

ученикам

проявить

свои

знания

и

аналитические

способности

в

письменной

форме,

рассуждая

на

математические темы. Эти работы развивают навыки аргументации,

логического мышления и структурирования информации. Темы могут

варьироваться

от

истории

математики

до

анализа

сложных

математических проблем.

Пример тем для рефератов:

История открытия интегралов.

Применение математических моделей в экономике.

Геометрические открытия древних цивилизаций.

Заключение

Использование разнообразных приёмов письменного контроля на

уроках математики способствует всестороннему развитию учащихся.

Чередуя

разные

методы

контроля,

учитель

может

эффективно

оценивать как теоретические знания, так и практические навыки, а

также поддерживать интерес к изучению математики. Важно, чтобы

контрольные

мероприятия

не

превращались

в

формальность,

а

действительно помогали выявлять и устранять пробелы в знаниях и

способствовали успешному обучению.



В раздел образования