Автор: Ткаченко Инна Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №7"
Населённый пункт: г. Колпашево, Томская область
Наименование материала: конспект урока окружающего мира
Тема: "Растения-производители"
Раздел: начальное образование
Урок окружающего мира
Тема урока: Растения – производители.
Класс: 3
Тип урока: проблемный урок, урок изучения нового материала.
Цели:
Показать разнообразие растений,
познакомить со строением цветковых
растений и ролью каждого органа.
Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к
живым организмам.
Минимум и максимум: Стебель, лист, корень, цветок, цветковые растения,
хвойные растения. Плод, способы распространения растений, водоросли,
мхи, хвощи, плауны, папоротники.
Оборудование:
для
учителя:
презентация
«Растения
производители»
выполненная
в
программе Notebook, интерактивная доска, коллекция «Гербарии растений»,
программа «Мир природы»
для учащихся: ЭУП «Природа, человек и общество», ноутбуки (15 шт),
учебник А.А. Вахрушев «Обитатели Земли» Москва «Баласс» 2009,
индивидуальная карта, алгоритм работы с ЭУП.
Ход урока.
Этапы урока
учитель
ученики
Актуализация
знаний.
Слайд 2
Расцвела черемуха около ручья,
На апрельском солнышке ветками
шепча.
Легкая, как облачко, чистая, как снег!
Радовался деревцу каждый человек.
Приходили девочки посидеть под ней,
И могла цвести она много-много дней.
- Почему деревцу радовался каждый
человек?
Растения играют большую роль в
жизнедеятельности
всех
живых
организмов
на
Земле.
Без
них
существование на нашей планете было
бы невозможным. Они вырабатывают
кислород, который нужен для дыхания,
как животным, так и людям (да и самим
растениям
тоже).
Растениями
мы
питаемся.
Из
большого
количества
диких
растений
производят
лекарственные препараты, чтобы лечить
различные заболевания.
- Какая профессия у растений?
Вы сейчас назвали тему нашего урока
Ученики
высказывают свое
мнение.
Растения -
1
(щелчком удаляется фотография со
слайда и под ней тема урока)
-Какие растения вы знаете?
Молодцы!
Предлагаю вам совершить
увлекательное
путешествие
в
мир
растений нашей планеты.
( щелчком по птичке открыть слайд –
шоу «Разнообразие растений)
Мир
растений
очень
разнообразен.
Самые
распространенные
из
них
–
цветковые. О них мы и поведем наш
разговор сегодня.
- А что вы хотите узнать о цветковых
растениях?
По ходу урока будем заполнять таблицу,
которая поможет нам систематизировать
изучаемый материал.
производители.
Дети называют
известные им
растения.
Дети смотрят слайд –
шоу «Разнообразие
растений»
- Как устроено
растение? (Какие у
растения есть
органы?)
- Какие функции
выполняет каждый
орган?
Проблемная
ситуация
Слайд 3
Героиня
нашего
учебника
Лена,
увлеклась составлением гербариев.
- А что такое гербарий?
Гербарий – это коллекция засушенных
растений (Показ нескольких гербариев)
Давайте рассмотрим, гербарий Лены.
- Что вы можете сказать о нем?
(Если
учащиеся
не
говорят
об
отсутствии
корня,
то
на
помощь
приходит другой герой учебника – брат
Лены Миша)
-
Давайте
посмотрим,
что
скажет
Миша?!
(щелчок по правому нижнему углу
слайда - появление)
И действительно, корня нет!
.
Дети высказывают
свое мнение.
Ученики
высказывают свое
мнение.
Открытие новых
знаний
Слайд 5
-
Как устроено растение?
Расставьте правильно надписи на схеме.
Дети изучают схему.
Один ученик выходит
к доске и расставляет
надписи, остальные
контролируют его.
2
Слайд 6
Слайд 7
Давайте занесем эту информацию в
таблицу. Начнем снизу, с подземной
части (открываю шторки на
соответствующих ячейках таблицы)
- На какой вопрос мы нашли ответ?
Переходим к следующему вопросу.
- Кто напомнит этот вопрос?
Какие функции выполняет каждый
орган?
Этот вопрос вы изучите самостоятельно.
Откройте учебник на стр. 78 – 79,
коротко запишите информацию в
таблицу. На работу 5 минут.
Проверка самостоятельной работы.
- Какую роль выполняет в растении
корень?
Открывается информация на слайде
- Какие качества корня вы бы отметили?
Открывается информация на слайде
- Какую роль выполняет стебель?
Открывается информация на слайде
Дети заполняют
первый столбик
таблицы.
Дети вспоминают
следующую
проблему.
Самостоятельная
работа.
Корень закрепляет
растение в почве,
всасывает воду и
минеральные
вещества.
Корень сильно
разветвлен, на концах
тонких корней
множество выростов-
волосков.
Стебель – это опора
для листьев. Он
связывает все органы
растения, по нему
передвигаются
вещества.
Стебель прочный.
Лист отвечает за
производство
питательных веществ.
3
Слайд 8
- Какие качества стебля вы бы
отметили?
Открывается информация на слайде
- Какую роль выполняет в растении
лист?
Информация на слайде
- Какие качества листа вы бы отметили?
Открывается информация на слайде
Листья выполняют главную задачу –
накормить все клетки растения.
Флеш - фотосинтез (открываем через
вкладку)
- Какую роль выполняет цветок?
Открывается информация на слайде
- Какие качества цветка вы бы
отметили?
Открывается информация на слайде
Предлагаю вам посмотреть «Сказку о
цветке – недотроге». (Щелчок в правом
нижнем углу, запускается сказка)
- Для чего растениям цветы?
- Почему не из каждого цветка
образуется плод?
- Как вы поняли, что такое плод?
Открывается информация на слайд.
Дети дополняют свои таблицы.
- Какие плоды вы знаете?
Смена слайда
Демонстрирую детям различные плоды
(орехи, фрукты, шишка и т.д.) Разрезаю,
показываю семена.
- На какие группы можно разделить
В листьях идет
фотосинтез.
Лист имеет нежные
внутренние части.
Цветок – орган
размножения.
Цветок – яркий,
душистый.
Привлекает
насекомых.
- Цветы нужны для
образования плодов?
- Для образования
плода необходимо,
чтобы насекомые его
опылили.
- Плод – это орган
размножения,
развивается из цветка
и содержит семена.
- Дети перечисляют
известные им плоды.
4
плоды? (Щелчком по тексту на слайде
открываю флеш)
Как и цветы – плоды так же поражают
своим
разнообразием.
Их
можно
разделить на сухие и сочные. Многие
плоды являются ценными продуктами
питания,
сырьем
для
получения
лекарственных
препаратов,
красящих
веществ.
(Дописываем информацию в таблицу)
Вместе мы смогли найти ответы на
поставленные вопросы.
Ученики делят плоды
на сочные и сухие.
Самостоятельное
применение новых
знаний
Работа с ЭУП
«Человек, природа и общество»
Природа
Растительный мир России
Учебные упражнения № 15, 6, 1
У учащихся алгоритм входа в
задания.
Я вижу по вашим рабочим тетрадям,
что вы справились с заданиями, значит,
поставленных целей добились.
Дети работают
самостоятельно за
ноутбуками (в парах)
Итог урока
Во все времена растения вдохновляли
поэтов,
писателей,
композиторов
на
творчество.
Послушайте
басню
И.
Крылова «Листы и корни».
- Подумайте, какой же орган растения
главный?
Молодцы!
Три девочки читают
по
ролям
наизусть
басню.
Делают
вывод,
что
каждый орган имеет
свое
значение,
каждый - жизненно
необходим.
Домашнее задание
Слайд 9
А чем же вы должны выяснить дома!?
Щелчок
в
нижнем
правом
углу
–
появляется д\з.
-
А
как
плоды
и
семена
распространяются
и
помогают
растениям расселяться?
На
этот
вопрос
вы
найдете
ответ,
поработав с материалами учебника.
Стр. 80
- по таблице – приготовить рассказ об
одном из органов цв. растения.
- тетрадь стр..42, задания по выбору.
Слайд 10
-
Какие
фразеологические
обороты
отражают вашу работу на уроке?
Дети
выбирают
фразеологические
обороты и оценивают
себя на уроке.
5
6