Автор: Кузнецов Николай Артемьевич
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "СШОР "Факел"
Населённый пункт: городской округ "Город Лесной"
Наименование материала: Статья
Тема: "Основы техники легкоатлетических видов"
Раздел: дополнительное образование
Кузнецов Николай Артемьевич
Основы техники легкоатлетических видов
Легкоатлетические упражнения - естественные виды двигательной
активности человека, поэтому в повседневной жизни редко кто задумывается
над тем, правильно или неправильно он ходит, бегает, прыгает или метает. В
спортивной практике для достижения максимального результата необходимо
знать закономерности организации движений.
Техника спортивного упражнения - это рациональный способ его
выполнения для решения конкретной двигательной задачи. В ходьбе и беге
двигательная задача - как можно быстрее преодолеть дистанцию, в прыжках -
как можно выше или дальше прыгнуть, в метании - как можно дальше
бросить снаряд. Техническое мастерство-это совокупность умений и навыков
спортсмена, т.е. то, что он умеет и как умеет делать.
Для
оценки
техники
различают
абсолютную,
сравнительную
и
реализационную эффективность.
Для определения абсолютной эффективности техники регистрируют
биохимические параметры изучаемого вида, а затем сопоставляют их
значение
эталонными
критериями.
Например,
сравнение
реальных
и
эталонных энергозатрат в беге позволяет оценить технику бега. Для
определения сравнительной эффективности техники сопоставляется техника
конкретного спортсмена с техникой аналогичного вида, выполненной
спортсменами
высокой
квалификации.
Таким
образом,
определяются
отдельные показатели техники (т.е. такие, значения которых у спортсменов
разной квалификации неодинаковы).
Реализационная
эффективность
техники
сопоставляется
с
двигательным
потенциалом
спортсмена
и
спортивным
результатом,
показанным в соревновательном упражнении. Двигательный потенциал
определяется по комплексу наиболее информативных физических качеств.
Для этого у группы спортсменов измеряют результат в легкоатлетическом
1
виде и результаты в тестах. По этим данным выводятся уравнения регрессии.
На основании этих уравнений составляют специальные таблицы или
номограммы, с помощью которых можно определить эффективность техники
спортсменов.
Технику выполнения легкоатлетических упражнений принято делить
на фазы, например, прыжки состоят из разбега, отталкивания, полета и
приземления; метания - из разгона системы «метатель - снаряд», обгона
снаряда и финального усилия; беговые виды - из старта, стартового разгона,
бега по дистанции, финишировании.
Прежде чем приступить к изучению какому-либо вида легкой атлетики,
необходимо определить степень готовности к его освоению. Готовность
выявляется с помощью контрольных упражнений (тестов) и сведений о
прошлом двигательном опыте спортсмена. Степень готовности к обучению
определяют три компонента: физическая, координационная, психологическая
(мотивация учебной деятельности) готовность.
В зависимости от соотношения этих компонентов подготовленности
будет зависеть успешность обучения различным видам легкой атлетики.
Освоение техники видов начинается с этапа начального разучивания
движения.
Первая задача этого этапа
- создать общее представление о
двигательном действии и технике его выполнения.
При этом необходимо учитывать следующее:
1. рассказ о двигательном действии должен быть кратким, ярким, образным,
длится не более 2-3 мин;
2. демонстрация его должна быть наглядной и безупречной и повторяться не
более 2-3 раз;
3. показ должен сопровождаться словесным комментарием и выделением
главной части двигательного действия.
Вторая задача - это обучение главной, ключевой фазе двигательного
действия. Например, в прыжках такой фазой является отталкивание, в
2
метаниях – финальное усилие, в спортивной ходьбе усилие газа, в барьерном
беге переход барьера.
При решении второй задачи необходимо придерживаться следующих
правил:
1. начальное обучение следует проводить в облегченных условиях таким
образом, чтобы занимающиеся при выполнении двигательного действия
прикладывали от 50 до 80 % усилий;
2. желательно использовать большое количество разнообразных подводящих
упражнений, которые по мере усвоения должны чередоваться;
3. для исправления ошибок необходим показ правильного и неправильного
выполнения разучиваемого упражнения.
Третья
задача
обучения
связана,
как
правило,
с
фазой,
предшествующей главной фазе движения. В этом случае средства обучения и
задания подбираются таким образам, чтобы постепенно увеличивались
скорость и точность выполнения движения.
Четвертая задача - изучение части двигательного действия.
Пятая
задача
- целостное изучение двигательного действия в
упрощенных условиях.
Шестая задача
предусматривает соединение всех частей в единое
целое.
Седьмая задача - совершенствование техники вида.
Обучение видам легкой атлетики на начальном этапе, как правило,
сопровождается
значительным
количеством
ошибок
при
выполнении
двигательных
действий.
Наиболее
характерными
отклонениями
от
правильной техники являются:
1. внесение в двигательный акт дополнительных, ненужных действий;
2. отклонение движений по направлению и амплитуде;
3. несоразмерность мышечных усилий и излишняя напряженность многих
мышечных групп;
4. искажение общего ритма движения;
3
Основными
причинами
грубых
искажений
техники
на
этапе
разучивания обычно бывают:
1. недостаточная физическая подготовленность занимающихся;
2. боязнь выполнения двигательного действия;
3. недостаточное понимание двигательной задачи;
4. недостаточный самоконтроль движений:
5. ошибка в исполнении предыдущих частей действия;
6. утомление;
7. перенос навыков неправильного выполнения двигательного действия;
8. неблагоприятные условия выполнения действий.
4