Напоминание

"Основы техники легкоатлетических видов"


Автор: Кузнецов Николай Артемьевич
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "СШОР "Факел"
Населённый пункт: городской округ "Город Лесной"
Наименование материала: Статья
Тема: "Основы техники легкоатлетических видов"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Кузнецов Николай Артемьевич

Основы техники легкоатлетических видов

Легкоатлетические упражнения - естественные виды двигательной

активности человека, поэтому в повседневной жизни редко кто задумывается

над тем, правильно или неправильно он ходит, бегает, прыгает или метает. В

спортивной практике для достижения максимального результата необходимо

знать закономерности организации движений.

Техника спортивного упражнения - это рациональный способ его

выполнения для решения конкретной двигательной задачи. В ходьбе и беге

двигательная задача - как можно быстрее преодолеть дистанцию, в прыжках -

как можно выше или дальше прыгнуть, в метании - как можно дальше

бросить снаряд. Техническое мастерство-это совокупность умений и навыков

спортсмена, т.е. то, что он умеет и как умеет делать.

Для

оценки

техники

различают

абсолютную,

сравнительную

и

реализационную эффективность.

Для определения абсолютной эффективности техники регистрируют

биохимические параметры изучаемого вида, а затем сопоставляют их

значение

эталонными

критериями.

Например,

сравнение

реальных

и

эталонных энергозатрат в беге позволяет оценить технику бега. Для

определения сравнительной эффективности техники сопоставляется техника

конкретного спортсмена с техникой аналогичного вида, выполненной

спортсменами

высокой

квалификации.

Таким

образом,

определяются

отдельные показатели техники (т.е. такие, значения которых у спортсменов

разной квалификации неодинаковы).

Реализационная

эффективность

техники

сопоставляется

с

двигательным

потенциалом

спортсмена

и

спортивным

результатом,

показанным в соревновательном упражнении. Двигательный потенциал

определяется по комплексу наиболее информативных физических качеств.

Для этого у группы спортсменов измеряют результат в легкоатлетическом

1

виде и результаты в тестах. По этим данным выводятся уравнения регрессии.

На основании этих уравнений составляют специальные таблицы или

номограммы, с помощью которых можно определить эффективность техники

спортсменов.

Технику выполнения легкоатлетических упражнений принято делить

на фазы, например, прыжки состоят из разбега, отталкивания, полета и

приземления; метания - из разгона системы «метатель - снаряд», обгона

снаряда и финального усилия; беговые виды - из старта, стартового разгона,

бега по дистанции, финишировании.

Прежде чем приступить к изучению какому-либо вида легкой атлетики,

необходимо определить степень готовности к его освоению. Готовность

выявляется с помощью контрольных упражнений (тестов) и сведений о

прошлом двигательном опыте спортсмена. Степень готовности к обучению

определяют три компонента: физическая, координационная, психологическая

(мотивация учебной деятельности) готовность.

В зависимости от соотношения этих компонентов подготовленности

будет зависеть успешность обучения различным видам легкой атлетики.

Освоение техники видов начинается с этапа начального разучивания

движения.

Первая задача этого этапа

- создать общее представление о

двигательном действии и технике его выполнения.

При этом необходимо учитывать следующее:

1. рассказ о двигательном действии должен быть кратким, ярким, образным,

длится не более 2-3 мин;

2. демонстрация его должна быть наглядной и безупречной и повторяться не

более 2-3 раз;

3. показ должен сопровождаться словесным комментарием и выделением

главной части двигательного действия.

Вторая задача - это обучение главной, ключевой фазе двигательного

действия. Например, в прыжках такой фазой является отталкивание, в

2

метаниях – финальное усилие, в спортивной ходьбе усилие газа, в барьерном

беге переход барьера.

При решении второй задачи необходимо придерживаться следующих

правил:

1. начальное обучение следует проводить в облегченных условиях таким

образом, чтобы занимающиеся при выполнении двигательного действия

прикладывали от 50 до 80 % усилий;

2. желательно использовать большое количество разнообразных подводящих

упражнений, которые по мере усвоения должны чередоваться;

3. для исправления ошибок необходим показ правильного и неправильного

выполнения разучиваемого упражнения.

Третья

задача

обучения

связана,

как

правило,

с

фазой,

предшествующей главной фазе движения. В этом случае средства обучения и

задания подбираются таким образам, чтобы постепенно увеличивались

скорость и точность выполнения движения.

Четвертая задача - изучение части двигательного действия.

Пятая

задача

- целостное изучение двигательного действия в

упрощенных условиях.

Шестая задача

предусматривает соединение всех частей в единое

целое.

Седьмая задача - совершенствование техники вида.

Обучение видам легкой атлетики на начальном этапе, как правило,

сопровождается

значительным

количеством

ошибок

при

выполнении

двигательных

действий.

Наиболее

характерными

отклонениями

от

правильной техники являются:

1. внесение в двигательный акт дополнительных, ненужных действий;

2. отклонение движений по направлению и амплитуде;

3. несоразмерность мышечных усилий и излишняя напряженность многих

мышечных групп;

4. искажение общего ритма движения;

3

Основными

причинами

грубых

искажений

техники

на

этапе

разучивания обычно бывают:

1. недостаточная физическая подготовленность занимающихся;

2. боязнь выполнения двигательного действия;

3. недостаточное понимание двигательной задачи;

4. недостаточный самоконтроль движений:

5. ошибка в исполнении предыдущих частей действия;

6. утомление;

7. перенос навыков неправильного выполнения двигательного действия;

8. неблагоприятные условия выполнения действий.

4



В раздел образования