Автор: Дутова Ольга Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ р.п.Тельма" ОСП в с. Большая Елань
Населённый пункт: с. Большая Елань, Усольский район, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: «Фортепианный ансамбль как форма совместного музицирования обучающихся в классе фортепиано»
Раздел: дополнительное образование
Дутова О.А.
преподаватель музыкального отделения
МБУДО «Детская школа искусств рабочего поселка Тельма»
ОСП в с. Большая Елань
«Фортепианный ансамбль как форма совместного
музицирования обучающихся в классе фортепиано»
Музыкальное воспитание является, не столько обучением музыке, сколько
воздействием на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их
нравственность. Это одна из центральных составляющих эстетического
развития, которая играет особую роль во всестороннем развитии личности
ребенка.
Исключительная возможность воздействия музыки на ребенка, на его
чувства и душевное состояние во многом зависит от эмоциональной
отзывчивости ученика, от его подготовленности к общению с настоящим
искусством, от того, насколько близка ему та или иная музыка.
Одной из интересных и увлекательных возможностей расширить
музыкальный кругозор, вовлечь в активное музицирование, заинтересовать
учащихся при обучении игре на фортепиано является игра в ансамбле.
Игра в ансамбле (ансамблевое исполнительство), в настоящее время,
является одним из самых доступных и интересных видов деятельности в
процессе обучения игре на фортепиано. С помощью исполнения ансамблей
обучающимся предоставляется возможность поучаствовать в музицировании и
полюбить музыкальное искусство. Через образное мышление и фантазию у
младшего
школьника
закрепляются
теоретические
знания:
строение
интервалов. Быстрое прочтение нотных текстов оказывает эффективную
помощь в освоении музыкального инструмента.
Фортепианный ансамбль - это вид совместного музицирования, которым
занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне
владения инструментом.
1
В этом жанре писали почти все выдающиеся композиторы. Писали как для
домашнего музицирования, так и для интенсивного обучения и концертных
выступлений.
В наше время музыка широко проникает в быт и сознание детей. С самого
раннего возраста дети привыкают к музыке, естественно и легко воспринимают
ее и стараются понять с таким же любопытством, как и другие проявления
окружающего мира. Поэтому при обучении игре на фортепиано ребенка
необходимо заинтересовать, используя его естественную любознательность.
Лучшим средством для этого является игра в ансамбле.
В отличие от других видов совместной игры фортепианный дуэт
объединяет исполнителей одной и той же специальности, что в значительной
степени облегчает их взаимопонимание.
С самого первого урока ученик-пианист вовлекается в активное
музицирование. Совместно с преподавателем он играет простые, но имеющие
художественное значение пьесы. То, что ученики играют музыку, которая у них
на слуху, несомненно, будет побуждать их как можно лучше выполнять свои
первые
музыкальные
обязанности.
Это
и
есть
начало
работы
над
художественным образом, которая должна начинаться с первоначальным
обучением игре на фортепиано.
Одной из важных задач является подбор участников ансамбля, равных по
своей музыкальной подготовке и владению инструментом. Начинать занятия
надо с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности
преодолеваются
сравнительно
легко,
а
все
внимание
направляется
на
художественные цели.
К первым шагам в овладении ансамблевой техникой можно отнести
следующие разделы начального обучения:
- особенности посадки и педализации при четырехручном исполнении на
одном фортепиано;
- способы достижения синхронности при взятии и снятии звука;
- равновесие звучания в удвоениях и аккордах, разделенных между
2
партнерами;
- передача голоса от партнера к партнеру;
- соразмерность в сочетании нескольких голосов, исполняемых разными
партнерами, соблюдение общности ритмического пульса.
По мере усложнения художественных задач расширяются и технические
задачи совместной игры: преодоление трудностей полиритмии, использование
особых тембральных возможностей фортепианного дуэта, педализация на двух
фортепиано и т.д.
При четырехручном исполнении за одним роялем отличие от сольного
исполнения начинается с самой посадки, т.к. каждый пианист имеет в своем
распоряжении
только
половину
клавиатуры.
Партнеры
должны
уметь
«поделить» клавиатуру и гак держать локти, чтобы не мешать друг другу,
особенно при сближающемся или перекрещивающемся голосоведении (один
локоть под другим).
При исполнении произведения за двумя инструментами отпадают
сложности и неудобства при посадке. Каждый получает всю клавиатуру в свое
распоряжение. Однако появляются другие важные моменты. Каждый участник
ансамбля должен пользоваться педалью (в отличие от исполнения на одном
инструменте, где педализирует исполнитель партии secondo).
Расстояние
между играющими увеличивается и не всегда есть возможность видеть руки
другого исполнителя. В этом случае очень важным становится умение каждого
ученика
ощущать
ритмическое
движение
произведения
(метроритм,
пульсацию).
Естественно, имеет важное значение и тембр инструментов, за которыми
играют учащиеся. В зависимости от тог, насколько более звонко или глухо
звучит инструмент, учащиеся должны выстраивать динамическую линию
произведения.
Учащимся нужно объяснить, что педализирует исполнитель партии
secondo,
так как обычно она служит фундаментом мелодии, чаще всего
проходящей в верхних регистрах. При этом нужно внимательно следить за тем,
3
что происходит во второй партии (primo).
Умение слушать звучание обеих партий - основа совместного
исполнительства во всех его видах.
Полезно предложить учащемуся, исполняющему партию secondo, ничего
не играя, только педализировать, когда другой ученик исполняет партию primo.
Затем поменять пианистов местами. При этом сразу обнаружится, насколько
это непривычно и требует особого внимания и навыка.
Очень часто непрерывность четырехручного исполнения нарушается из-за
отсутствия у пианистов простейших навыков переворачивания страниц и
отсчета пауз. Учащиеся должны установить, кому из партнеров в зависимости
от занятости рук, удобней перевернуть страницу. Этому тоже надо учиться, не
пренебрегая специальной тренировкой.
Самый простой и эффективный способ преодолеть возникающее в
длительных паузах ненужное .напряжение и боязнь пропустить момент
вступления - проиграть звучащую у партнера музыку.
Для того, чтобы начать вместе играть, учащимся нужно объяснить, чем
технически обусловлен прием дирижерского замаха - ауфтакта, и как он может
быть применен в данном случае пианистом:
1.
При исполнении за одним или параллельно стоящими двумя
инструментами, когда руки каждого видны другому - легким движением
кисти (с ясно определенной верхней точкой).
2.
Кивком головы или с помощью знака глазами в тех случаях, когда
руки не видны (при расположении пианистов напротив друг друга).
3.
Одновременно с жестом обоими исполнителями взятием дыхания
(сделать вдох).
Начинать исполнение учащиеся могут, следуя указаниям руки
преподавателя, а затем самостоятельно. Нужно очень строго отмечать
малейшую неточность при неполном совпадении звуков.
Не меньшее значение, чем синхронное начало имеет и синхронное
окончание. Партнерам необходимо добиться и равновесия их звучания.
4
Пианисты должны научиться подхватывать незаконченную фразу и передавать
ее партнеру, не разрывая музыкальной ткани.
Наиболее распространенный недостаток ученического исполнения —
динамическое
однообразие.
Необходимо
объяснить
учащимся,
что
динамический диапазон четырехручного исполнения никак не уже, а шире, чем
при сольной игре, так как наличие двух пианистов позволяет полнее
использовать клавиатуру.
Общность понимании и чувствования темпа - одно из первых условий
ансамбля. Партнеры должны одинаково чувствовать темп, еще не начав играть.
Можно рекомендовать при разучивании просчитать в соответствующем темпе
«пустой такт». В дальнейшем достаточно в ставшем уже привычным темпе теть
движение затакта.
Особое место в совместном исполнительстве занимают вопросы,
связанные с ритмом. Малозаметные в сольной игре ритмические недостатки в
ансамбле могут резко нарушить целостность исполнения. Работа в ансамбле
начинается с устранения индивидуальных ритмических недостатков.
Таким образом, в результате совместных занятий возникают некоторые
благоприятные возможности для исправления не только общих, но и
индивидуальных погрешностей исполнения.
Когда учащийся впервые получит удовлетворение от совместно
выполненной художественной работы, почувствует радость общего порыва,
объединенных усилий, взаимной поддержки - можно считать, что уроки в
классе ансамбля дали принципиально важный результат.
Таким образом, данная тема является актуальной в современной методике
обучения
игре
на
фортепиано.
Помогает
поддерживать
интерес
юных
музыкантов к дальнейшему изучению музыкального инструмента, музыкальной
грамоты. Материалы, предложенные в данной статье, могут быть использованы
в практической деятельности преподавателями ДШИ, ДМШ, педагогами
дополнительного образования, а также студентами музыкальных колледжей,
Вузов при прохождении педагогической практики.
5
Список источников:
1.Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле// Музыкальное
исполнительство. Вып.8. Москва, 1973.
2.Готлиб А. Основы ансамблевой техники.- Москва, Музыка, 1971.- 94 с.
3. Спектор Б. Организация и методика проведения развивающих форм
работы в классе фортепиано// Учебное пособие для слушателей факультета
повышения квалификации руководящих работников и специалистов культуры.
– Минск: Издательство БелГИПК, 2004.- 58 с.
6