Автор: Соврикова Лариса Андреевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования городского округа «Город Калининград» «Детская музыкальная школа имени Д.Д. Шостаковича»
Населённый пункт: Калининград
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "Уроки музыки - уроки жизни"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования городского округа «Город Калининград»
«Детская музыкальная школа имени Д.Д. Шостаковича»
Уроки музыки - уроки жизни
Автор методической работы - Соврикова Лариса Андреевна, заслуженный работник
культуры РФ, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества,
преподаватель высшей квалификационной категории ДМШ имени Д.Д. Шостаковича
17.11.2024г.
г. Калининград
План методической работы
1. Вступление
2. О мотивации музыкального обучения ребенка
3.
Секрет успеха в тройственном союзе: ребенок – семья- педагог
4.Заключение
Музыкальное воспитание - это не
воспитание музыканта, а прежде
всего, воспитание ЧЕЛОВЕКА.
В.А.Сухомлинский
1.Вступление
Изменения, происходящие в области дополнительного образования в сфере
искусства и культуры, говорят о том, что в обществе сложилось осознание
важности и необходимости художественно – эстетического образования
подростков.
В 21 веке в мире происходят глобальные преобразования, связанные с
экономическими и политическими процессами, с развитием
информационных технологий и т. Д. В связи с этим перед каждым мыслящим
человеком встают вопросы жизненных ценностей, мировоззрения,
отношения к окружающей действительности, сохранения и развития
личности. Эти вопросы особенно остро возникают в подростковом возрасте.
От сделанного в этот период выбора личностных ценностей во многом
зависит будущее молодого человека, а также будущее нашего общества в
целом. Одним из актуальных направлений деятельности, позволяющих
влиять на формирование личностных ценностей подростка, является
музыкальное творчество. Искусство моделирует пространство, в центре
которого находится человек и его мир, а это максимально соответствует
психологическим особенностям подросткового возраста.
2. О мотивации музыкального обучения ребенка
Если осмыслить степень интенсивности предпрофессионального обучения,
введенного в ДМШ, ДШИ, а также осознавая интенсивность и скорость
жизни в наше время, можно заметить, как обучение в ДМШ (в т.ч. игре на
фортепиано) со временем становится все более прогматичным и
рациональным. Педагоги, находящиеся под прессом сложных объемных
обязательных программ для учащихся, и вечно спешащие ученики,
перегруженные школьной программой и занятиями с многочисленными
репетиторами, - это сегодняшняя реальность. К занятиям музыкой, к
сожалению, все чаще дети начинают относиться не как к творческому
процессу и возможности эмоционального высказывания, а как к любому
другому уроку. Поэтому вопрос мотивации, осмысленности музыкального
обучения сейчас является одним из наиболее актуальных. Чтобы уроки в
музыкальной школе не превратились в формальную самоцель, в данной
ситуации педагогу нежелательно отделять учебные задачи от
воспитательных.
Знакомясь с различными методиками (Э. Бальчитис, Д. Кабалевский,
Э. Величка и др.), надо определиться, что и как в обучении будет более
действенно и возможно? Например, изучать ИНТОНАЦИЮ через
сольфеджио (пение по нотам, опыты импровизации пения, ритма, или игры
на детских инструментах, изучение музыкального языка и анализа (Э.
Бальчитис) или больше формировать умение изучения ИНТОНАЦИИ через
слушание в музыке: песенные, танцевальные, маршевые, выразительные и
изобразительные ИНТОНАЦИИ и их развитие (Д. Кабалевский).
Именно через осознание музыкальной ИНТОНАЦИИ учатся, познавая
музыку, познавать жизнь. ИНТОНАЦИЯ речи, ИНТОНАЦИЯ языков,
ИНТОНАЦИЯ вслушивания в музыку - очень важный момент в обучении и
необходимо как можно раньше обратить внимание ребенка на это (ведь даже
в трех звуках может быть выражен характер героя, всего произведения,
дыхание музыки – эмоция). ИНТОНАЦИЯ открывает душу музыки, душу
человека, мир фантазий, мир жизни, окружающего мира.
В процессе работы каждый преподаватель выбирает свой путь к ученику, но
для всех преподавателей все же основной педагогической задачей является
необходимость увлечь ребенка музыкой, научить ребенка существовать ,
жить в музыке и стимулировать его интерес к невероятно богатому
музыкальному наследию человечества. При этом главной педагогической
задачей является способствовать активному самовыражению детей в
музыке, творческому проявлению каждого ребенка в ней.
3.
Секрет успеха в тройственном союзе: ребенок – семья- педагог
Общепринятым
мнением является понимание секрета мотивации и
успешного развития ребенка в ДМШ: только при согласии и единых
желаниях ребенка, его родителей(семьи) и преподавателя возможны
положительные результаты обучения.
Все дети обладают способностями и эта способность может быть развита
и повышена за счет благоприятной окружающей среды. Практика
показывает, чем раньше начинается музыкальное образование, тем лучше
конечные творческие результаты.
Именно в начальный момент музыкального
обучения важно не утратить заинтересованность ребенка, а наоборот,
разбудить этот интерес, заразить его вирусом любви к музыке и к
фортепианному исполнительству.
Ребенок должен понять, что с помощью
музыки он может проявить себя творчески.
Семья играет решающую роль в формирование мотивации к
музыкальной деятельности у ребенка. Важный фактор - активное занятие
музыкой кем - либо из членов семьи.
Интересен опыт Японии, одной из стран с
наиболее развитым музыкальным образованием: обучение музыке начинается ещё
в младшей школе и является настолько же важным предметом, как и, например,
математика и родной язык. Благодаря этому всё население страны в той или иной
степени знакомо с историей японской музыки, сольфеджио, пением и даже игрой
на музыкальных инструментах.
В Японии детей обучают музыке по методу
Судзуки. При этом, взрослые обучаются вместе со своим ребенком!
По мнению Судзуки, вовлечение родителей в процесс обучения
музыкальным навыкам играет очень важную роль, как и в преподавании
языковых навыков. В методе Судзуки краеугольным камнем является
гармоничное взаимодействие учителя, родителя и ребенка. Роль родителя
заключается прежде всего в том, чтобы посещать с ребенком уроки у
преподавателя, помогать ребенку запоминать требования преподавателя,
заниматься с ребенком дома. По сути, родители становятся домашними
учителями своего юного музыканта. Некоторые родители даже сами
начинают учиться игре на инструменте, чтобы передать ребенку свой опыт.
Синити Судзуки говорил, что для того, чтобы у ребенка была правильная
осанка и постановка руки, необходимо сначала научить этому родителей. В
обязанности родителя входит посещение концертов, летних школ и прочих
мероприятий с ребенком.
Дети учатся на энтузиазме, и их успехи нуждаются в поддержке, а
выступления в поощрении. Родителям нужно хвалить ребенка за каждое
самое маленькое достижение (как за достижение в произнесении первых
слов), а также иметь терпение бесконечно исправлять его. Обучение должно
проходить в атмосфере любви. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка
играть на музыкальных инструментах «из-под палки». Никогда нельзя
заставлять ребенка заниматься музыкой.
Ведущую роль в развитии ребенка играет педагог, его основная цель -
«влюбить» ребенка в музыку, погрузить в этот бездонный и невероятно
увлекательный мир музыки, воспитывать в нем любовь к прекрасному и
помогать нести это прекрасное в окружающий мир.
Цель грамотного и
неравнодушного преподавателя – не в том, чтобы отыскивать среди
обучающихся гениев, а чтобы раскрыть способности каждого ребенка
посредством игры на музыкальном инструменте. С первого дня обучения
ребенка и до окончания музыкальной школы роль преподавателя
первостепенна. Педагог для ребенка и наставник, и воспитатель (а мы не
столько образовываем, сколько воспитываем), и проводник, и просветитель,
и разъяснитель, и толкователь музыки (в том числе сольфеджио, истории
музыки), и психолог (помогающий преодолеть все сложности и проблемы) и
т. п. Введение ребенка в мир музыки для преподавателя - одновременно и
задача, и громадная ответственностью, и определенная сложность,
требующая невероятной настойчивости и терпения. Именно начальный этап
обучения является решающим для всей дальнейшей судьбы музыканта. В
начальном этапе обучения ребенка преподавателю нужно иметь бесконечное
терпение, чтобы постепенно, по крупицам создавать и наращивать
фундамент, который называется «школой», ждать, надеяться и постоянно
вселять веру в каждого ученика. И неустанно действовать по принципу как у
Шекспира в знаменитом произведении: «…чем больше отдаю, тем больше
остается». Когда ребенок учится говорить, изучает математику, искусство и
поэзию, огромное значение имеют следующие моменты:
Раннее начало обучения
Раннее начало занятий очень важно, ведь первые годы жизни ребенка -
это критическое время для развития умственных процессов и
координации мышц. Дошкольный период - пик усвоения родного
языка, именно это время является благотворным и для занятий
музыкой, потому что слух ребенка настроен на то, чтобы впитывать,
усваиваить, запоминать.
.
Погружение в изучаемый предмет
Если ребенок с момента своего рождения слушает хорошую музыку и
учится играть сам, он будет стремиться к красоте и гармонии во всех
проявлениях жизни, в нем будут развиваться глубокие чувства,
дисциплина и выносливость. Он приобретает доброе сердце. Для него
эта среда станет естественной и понятной.
Чем чаще ребенок слушает
музыку (аудиозаписи, видеозвписи) или посещает школьные или
филармонические концерты, тем проще ему научиться играть на
инструменте.
Социальная среда
Дети всегда учатся языку в своей семье, а также с друзьями.
Позитивный настрой должен создаваться на уроках музыки и во время
домашних занятий. Родители должны создать благоприятные условия
для обучения. Вся семья должна радоваться успехам крохи
(пошаговым- от урока к уроку, а также всецело поддерживать ребенка
на его публичных выступлениях). Мотивацией для малышей является
игра старших детей: слушая более технически совершенную и
сложную игру своих старших товарищей, малыши стремятся как
можно скорее достигнуть их уровня. Отсутствие благоприятных
условий дома, а позднее и в школе, часто воспитывает у ребенка
равнодушие к музыке.
Пошаговый метод изучения предмета
С первых уроков маленькому ребенку предстоит учиться изучать
предмет. Важно научить ребенка работать! Вот где очень важен
принцип «Не кратковременный штурм, а длительная осада!». После
того, как выучен музыкальный текст, необходимо проявлять
усидчивость, настойчивость, внимание, сосредоточенность в работе
над хорошим звуком, фразировкой и музыкальной чувствительностью.
Когда ребенок может в совершенстве исполнить одну пьесу, ему
можно дать еще одну, но продолжать работать над обеими. Выучивая
одно произведение, надо продолжать шлифовать его еще
продолжительное время, пока не достигнешь следующего, более
высокого уровня. Одновременно разбирать и начинать работать над
новым материалом. Так происходит накапливание репертуара,
постепенно используются все новые навыки и приемы,
каждое
музыкальное произведение - кирпичик в обучении музыке.
Музыкальные произведения, которые дети выучили на ранней стадии
обучения, всегда используются как техническая основа для более
сложных произведений. И здесь речь идет не о технике, а о воспитании
духа и сердца.
Развитие памяти
Наиболее важный аспект природных данных ученика – память.
Татьяна Владимировна Черниговская, российская ученая в области
нейронауки и психолингвистики, доктор биологических наук,
профессор филологического факультета СПбГУ утверждает: «Мы – это
наша память». Все творческие идеи у ребенка возможны только на базе
сведений, накопленных в его памяти. Если имеется база памяти, то
присутствует и опыт, а если есть опыт, то человек обладает
мышлением.
4.Заключение
Главная цель музыкального воспитания - это связь музыки с жизнью,
развитие личности. Познавая музыку, можно познать жизнь – так кратко и
точно может быть выражена мысль, объединяющая и связующая задачи
обучения и воспитания. Законы и принципы развития музыки важно
объединять и связывать с законами развития жизни.
Уроки, и особенно интегрированные с другими видами искусства и
предметами, могут повлиять музыкальными средствами на воспитание
духовного мира детей, формирование в них человечности, гуманности,
интеллигентности, культурных норм.
Анализ любого произведения поможет соединить музыку с внутренним
миром ребенка. Всегда важно с учениками обсуждать и музыку, и личность
композитора, и эпоху. Слушая и изучая музыку, преподаватель может в
учениках развивать способность к сопереживанию, чувствам, разбудить
интерес и фантазию, связывать музыку с жизнью.
Очень важно, когда ученики ощущают прекрасное отношение преподавателя
к музыке, его опыт и знания, доверяют ему.
К.Д.Ушинский: “Передать опыт нельзя, передается мысль, выведенная из
опыта».
Д.Б.Кабалевский: «Главное в профессии учителя музыки – это любить
музыку и любить детей».
Уроки музыки могут быть разными, у каждого преподавателя свой путь и
свои секреты педагогического мастерства, но, главное, чтобы уроки музыки
всегда были уроками искусства, уроками жизни.