Автор: Матвеева Юлия Владимировна
Должность: учитель Этики и основ православной культуры
Учебное заведение: МБОУ НСКШИ
Населённый пункт: г. Ногинск, Московская область
Наименование материала: Рабочая программа по предмету "Этика и Основы православной культуры" ( 5 класс коррекционная школа ФАООП)
Тема: Рабочая программа по предмету "Этика и Основы православной культуры"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Ногинская специальная (коррекционная) школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”
«Утверждаю»
и.о. директора МБОУ НСКШИ
______________ /Гуляйкина М.А./
Приказ № 262 от 30.08.2024 г.
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету
«ОПК и этика»,
составленная с учетом федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)
5 класс
Составитель: Матвеева Юлия Владимировна,
учитель ОПК и этики,
первой квалификационной категории
2024-2025 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3
2.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
4
2.1. Пояснительная записка
3-4
2.2. Планируемые результаты освоения ФАООП УО
4-6
2.3. Оценка достижений планируемых результатов освоения ФАООП УО
6-7
3.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
АООП учебного предмета «Основы православной культуры и этики » предметной
области «Духовно-нравственное направление»
7
3.1. Пояснительная записка
7-9
3.2. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Основы
православной культуры и этики »
9-10
3.3. Содержание учебного предмета «Основы православной культуры и этики »
11-12
3.4. Программа формирования базовых учебных действий
12-13
4.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
4.1. Календарно - тематическое планирование
16-24
1
1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Адаптированные основные общеобразовательные программы по учебным предметам обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - ВАРИАНТ 1 - учитывают особенности психофизического развития детей, их
индивидуальные возможности, обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию и разработаны в
соответствии с требованиями:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.);
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации
№1026 от 24 ноября 2022 года.
В основу разработки ФАООП УО по учебным предметам заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный
подход предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в
неоднородности возможностей освоения содержания образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания,
предоставляя
обучающимся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
возможность
реализовать
индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих
основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им
деятельности (предметно-практической и учебной).
2
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации
познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием
образования.
В контексте разработки ФАООП УО реализация деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в
изучаемых предметных областях;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий,
которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков
(академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
2.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
2.1. Пояснительная записка
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
в том числе глухим, слабослышащим и позднооглохшим, слепым, слабовидящим, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата, с расстройствами аутистического спектра.
Цель
реализации
ФАООП
УО
(вариант
1)
образования
обучающихся
с
легкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) – создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации образовательной организацией АООП предусматривает
решение следующих основных задач:
- овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью,
обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
3
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое,
социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными
и социокультурными ценностями;
- достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей;
- выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы,
организацию художественного творчества с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая
организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих соревнований;
- участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в
проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
2.2. Планируемые результаты освоения АООП УО
Освоение обучающимися АООП УО (вариант 1) предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и
предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они
обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели
современного образования - введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру,
овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП УО (вариант 1) образования включают индивидуально-личностные качества
и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП УО (вариант 1) относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и
невербальными
коммуникативными
компетенциями,
использование
доступных
информационных
технологий
для
коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного,
социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи,
проявление сопереживания к чувствам других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Личностные результаты освоения курса «Основы православной культуры и этики» включают овладение обучающимися
социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими
формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Предметные результаты освоения АООП УО (вариант 1) образования включают освоенные обучающимися знания и
умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием курса «Основы православной культуры и
этики» и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической
деятельности.
5
АООП УО (вариант 1) определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Предметная область дисциплины «Основы православной культуры и этики»:
Минимальный уровень:
- знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;
- знакомство с основами религиозной морали;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Достаточный уровень:
- знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;
- знакомство с основами религиозной морали;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
-знания основных событий Ветхого и Нового Завета (сотворение мира, потоп, Синайское Законодательство, правление судей, первые израильские
цари, пророки, Рождество Иисуса Христа, события земной жизни Иисуса Христа и др.)
-знание основных православных праздников (Пасха, Рождество и др.)
-понимание значения слов: Ангел, Ангел-Хранитель, апостол, Библия. Благовещение. Богоявление, Вавилонская башня, Ветхий и Новый Завет,
Вознесение, Дни творения, дух, душа, Евангелие, заповеди, икона, исповедь, ковчег, крест, молитва, монах, монастырь, нимб, Пасха, пост, рай,
Святой Дух, совесть, сотворение мира, Троица, храм, христиане, Литургия.
2.3. Оценка достижений планируемых результатов освоения АООП УО
В соответствии с требованием ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные
результаты
включают
овладение
обучающимися
социальными
(жизненными)
компетенциями,
необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных
отношений обучающихся в различных средах.
6
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными
(жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют
достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей, тестирование, анкетирование,
сочинения, рисунки, понятийные диктанты, зачеты, подготовка и презентация проекта.
Время от времени необходимо повторять, вспоминать, суммировать пройденное. Можно это делать в форме вопросников,
составленных преподавателем, решения загадок в виде кроссвордов и т.д. Цель всех этих проверочных испытаний – повторение
того, что было пройдено, и выяснение смысла изученного ранее материала. Самое главное, чтобы между детьми и
преподавателем царили доверие, взаимопонимание и уважение друг к другу. Учитывая специфику данного предмета, знания
детей не оцениваются. Главное – приобщение детей к православной культуре, обретение внутреннего равновесия.
3.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.
Пояснительная записка
Учебный предмет «Основы православной культуры и этики» входит в предметную область области «Духовно-нравственное
направление»
и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (1 вариант).
Цель данной программы состоит в том, чтобы помочь воспитаннику школы вырасти человеком высоконравственным: добрым
и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою
Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других
национальностей, верований и убеждений.
В ходе изучения этого предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной
православной культуры.
Учебный материал в каждом классе представлен основными разделами курса. Распределяя этот
7
материал по учебным триместрам, учитель должен опираться на актуальный уровень знаний и «зоны ближайшего развития»
каждого ученика.
Распределение материала по классам представлено концентрически с учетом познавательных и возрастных возможностей
учащихся, поэтому в процессе обучения необходим постепенный переход от простых понятий и тем в младших классах к более
сложным - в старших. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний.
При отборе учебного материала учитываются разные возможности учащихся по усвоению православных представлений,
знаний, умений практически их применять в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Преподавание этики и
основ православной культуры в начальных классах не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию
нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при
этом интеграцию в культурную традицию общества — в глубь времен. Учащиеся начальной школы прежде всего должны
ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен
стремиться к добродетельной жизни. На уроках по этике и основам православной культуры должны быть объяснены следующие
понятия: религия, культура, православие, высшие нравственные ценности: добро, совесть, справедливость, раскаяние,
милосердие, сострадание.
Особенностью данной программы является её христоцентричность (личность Иисуса Христа и его учение), универсальность
(знакомство с другими религиями с достижениями современной культуры, науки). Порядок следования тем может быть
нарушен. Это обусловлено спецификой церковного календаря, в частности смещением некоторых праздников и дат.
Программа ориентирована не столько на усвоение учащимися объёма знаний, сколько на духовно- нравственное воспитание.
Основные задачи изучения курса «Основы православной культуры и этики»:
- помочь каждому ребенку обрести подлинное понимание смысла жизни человека, своего предназначения и места в жизни,
традиционного образа жизни;
- раскрыть основные религиозные понятия и представления православного христианства;
- познакомить учащихся с историей Ветхого и Нового Завета, развитием христианской Церкви, происхождением и
особенностями других религий мира;
- изучить историю Русской Православной Церкви, раскрыть культурно образующую и государство образующую роль Церкви в
8
истории России;
- приобщать детей к пониманию и освоению православного искусства;
- помочь детям в раскрытии смысла высоких нравственных ценностей христианства, дать детям твердые нравственные
ориентиры в образцах православной жизни на основе веры, надежды и любви
3.2. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Основы православной культуры и этики».
Минимальный уровень:
- знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;
- знакомство с основами религиозной морали;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Достаточный уровень:
- знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;
- знакомство с основами религиозной морали;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
-знания основных событий Ветхого и Нового Завета (сотворение мира, потоп, Синайское Законодательство, правление судей,
первые израильские цари, пророки, Рождество Иисуса Христа, события земной жизни Иисуса Христа и др.)
-знание основных православных праздников (Пасха, Рождество и др.)
-понимание значения слов: Ангел, Ангел-Хранитель, апостол, Библия. Благовещение. Богоявление, Вавилонская башня, Ветхий
и Новый Завет, Вознесение, Дни творения, дух, душа, Евангелие, заповеди, икона, исповедь, ковчег, крест, молитва, монах,
монастырь, нимб, Пасха, пост, рай, Святой Дух, совесть, сотворение мира, Троица, храм, христиане, Литургия.
9
Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета «Основы православной культуры и этики».
Личностные результаты:
- формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие этических чувств;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
10
3.3. Содержание учебного предмета
(1 ч в неделю)
Мироведение
Бог сотворил мир. Невидимый ангельский мир. Ангелы и демоны. Ангел – Хранитель.
Человек
Доверие к Богу. Молитва – разговор с Богом. Человек – храм Божий. Бессмертие души. Назначение человека и смысл жизни. Что
такое совесть. Поведение человека. Таинство покаяния.
Библия Ветхий Завет
Библия. Священное Писание. Священное Предание. Покров Пресвятой Богородицы. Синайское Законодательство. Законы в
современном мире. События Ветхого Завета (повторение тем). Пророки.
Новый Завет
Рождество Богородицы. Введение Богородицы в храм. Благовещение Пресвятой Богородицы. Пришествие на Землю и
воплощение сына Божия. События земной жизни Иисуса Христа. Учение Иисуса Христа. Притчи.
Главная заповедь Иисуса Христа - любовь к Богу и ближнему. О прощении обид, о неосуждении, о силе молитвы.
О Церкви
Церковь как община верующих людей. Крест – главный символ. Церкви. Таинства Церкви. Суточный, недельный, годовой.
Поведение.
Храм
Внешнее устройство храма. Внутреннее устройство. Поведение.
О богослужении Церкви
Божественная Литургия. Начало Великого поста. Масленица. Прощёное воскресение. Великий пост. Праздники Великого поста.
Страстная седмица. Пасха.
История Православной Церкви
11
Сошествие Святого Духа на апостолов. Проповедь апостолов. Жизнь первых христиан. Гонения на христиан. Прекращение
гонений. Просвещение славян. Святые книжники Кирилл и Мефодий.
В учебный предмет «Основы православной культуры» входят разделы:
Мироведение – 2 ч.
Человек – 3 ч.
Библия. Ветхий завет – 4 ч.
Новый Завет – 7 ч.
О Церкви – 4 ч.
Храм – 3 ч.
О таинствах Церкви – 1 ч.
О богослужениях православной цели – 6 ч.
История Православной Церкви – 4 ч.
3.4. Программа формирования базовых учебных действий
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий
потенциал образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Базовые учебные действия обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее
составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.
Личностные учебные действия
- испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих
товарищей.
Коммуникативные учебные действия
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач.
12
Регулятивные учебные действия
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск
средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных
задач.
Познавательные учебные действия
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные
связи и отношения между объектами и процессами.
В соответствии с планом ФАООП и годовым календарным графиком МБОУ НСКШИ на 2024-2025 учебный год рабочая
программа по предмету «Основы православной культуры и этики» предметной области «Духовно-нравственное направление» в
5 классе рассчитана на 34 часов.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по предмету.
Специфика курса предполагает широкое использование разного рода учебно-наглядных пособий:
-
хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием
курса;
- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих
целостное представление об историческом развитии религий мира);
- энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории
религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
- религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах);
- художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
- картографические издания, иллюстративные материалы;
- видеофильмы, репродукции, аудиозаписи, материалы на DVD и CD-носителях.
13
Учебно - методическое обеспечение образовательного процесса
Для учителя:
1.
Детская библия. Библейские рассказы в картинках. Изд. Российское библейское общество, Москва 1997.
2.
Священник И. Бухарин. Жития святых православной церкви. Изд. «Отчий дом», Москва 2001 г.
3.
Протоиерей Константин Островский, Татьяна Вальдина. Жития Святых, изложенные в сокращении по Димитрию
Ростовскому. Изд.Твердо, М.2012.
4.
Афанасьева С.Ю. Основы христианской культуры. Занятия для детей младшего возраста. 1-й и 2-й годы обучения. – Изд.
Калининградско- Смоленской епархии РПЦ.
5.
Бородина А.В. Основы православной культуры. Учебно-методическое пособие. – М.: Православная педагогика, 2004.
6.
Вертьянов С. Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства. Очерк естествознания. – М., Свято-Троице-Сергиева
Лавра, 2003.
7.
Закон Божий для семьи и школы со многими иллюстрациями. Сост. прот. Серафим Слободской. Изд. Свято-Троицкая
Сергиева Лавра,1993.
8.
Коротких Сергей, священник. Основы православной культуры и нравственности. Ч. 1–2. – М., 2003.
9.
Макарова Е.В. Методические рекомендации преподавателю церковно-славянского языка. – М.: Про-Пресс, 2003.
10.Основы православной культуры. Сост. Харитонова О.К./ Под ред. прот. Виктора Дорофеева. Книга для учителя (1-й класс). –
М.: Издательский дом «Покров», 2002.
11.Православная культура в школе. Ежемесячные учебно-методические пособия (сентябрь, октябрь и т.д.). – М.: Издательский
дом «Покров», 2003–2004.
12.. Шевченко Л.Л., Шестун Е. прот. Православная культура. Методические комплекты (Методическое пособие,
иллюстрированный альбом, аудиокассета) для учителя. 1-й и 2-й годы обучения. – М., 2003.
13.Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2001.
14.Владимиров Артемий, священник. Учебник жизни. – М.: Изд-во Православного братства святителя Филарета, митрополита
Московского, 1998.
14
15.
Сурова Л.В. Православная школа сегодня. – М., Изд-во Владимирской епархии, 1996.
16.
Сценарии православных праздников. Книга 1; Книга 2. /Сост. Соколов А.В. – М.: Школьная пресса, 2003, 2004.
17.
Борис Ганаго. Будем как дети (семейные вечера). Издательство Белорусского экзархата, Минск, 2002.
18.
Борис Ганаго. Навстречу детским сердцам. Издательство Белорусского экзархата, Минск, 2003
19.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №1026 от 24 ноября 2022 года.
Для учащихся:
1.
С. Куломзина. Закон Божий для детей (Основы православной веры в изложении для детей);
2.
Протоиерей Виктор Дорофеев, О.Л. Янушкявичене. Основы Православной культуры 1 класс, «ПРО-ПРЕСС», Москва 2006.
Материалы и оборудование
Специфика курса предполагает широкое использование разного рода учебно-наглядных пособий:
-
хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием
курса;
- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих
целостное представление об историческом развитии религий мира);
- энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории
религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
- религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах);
- художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
- картографические издания, иллюстративные материалы;
15
- видеофильмы, репродукции, аудиозаписи, материалы на DVD и CD-носителях.
4.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
4.1.
Календарно-тематическое планирование
Основы православной культуры и этики. (34 ч.)
№
п/
п
Тема
урока
Цель
деятельности
учителя
Понятия
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Дата
проведения урока
Предметные
результаты
Базовые учебные действия (БУД)
по плану
5 «А», «Б».
по факту
Мироведение
1.
Бог
сотворил
мир.
Знакомство с
понятиями Мир.
Рассуждение на
тему: Мир - наш
дом.
Мир
рукотворный,
нерукотворный.
Мир. Бог.
Учить рассуждать о
понятии мир, о
том, что создано
руками человека и
руками Бога.
Беречь мир.
Р. Формулирование учебной задачи урока,
оценивание своей работы на уроке
П. Формировать умение осуществлять поиск
нужной информации, ориентироваться в ней
К. считывать необходимую информацию,
отвечать на вопросы.
Л. Проявление уважения к Миру
04.09.2024
16
2.
Невидимый
ангельский
мир. Ангелы
и демоны.
Ангел –
Хранитель.
Знакомство с
понятиями Ангел,
демон, Ангел –
Хранитель.
Бог, природа.
Человек и
природа. Ангел –
Хранитель.
Учить работать над
смысловым
содержанием.
Невидимый
ангельский
мир.
Ангелы и демоны.
Ангел – Хранитель.
Р. Формулировать учебную задачу, понимать её,
оценивание своей работы на уроке.
П. Работать с несложной по содержанию и
структуре информацией.
К. Вступать в контакт и работать в коллективе.
Л. Формирование адекватных представлений о
собственных возможностях.
11.09.
Человек
3.
Доверие
к
Богу.
Молитва
–
разговор
с
Богом.
Познакомить с
понятием молитва
учиться
рассуждать,
отвечать на
вопросы.
Доверие.
Молитва.
Уметь
развивать
устную
речь,
рассуждать,
отвечать
на
поставленные
вопросы.
Р. Принимать цели и произвольно включаться в
деятельность.
П.. Работать с информацией.
К. Вступать в контакт и работать в коллективе
Л. Самостоятельность в выполнении учебных
заданий.
18.09.
4.
Человек
–
храм Божий.
Бессмертие
души.
Назначение
человека
и
смысл
жизни.
Учиться
рассуждать,
развивать устную
речь, отвечать на
вопросы.
Жизнь.
Служение.
Бессмертие.
Учить работать над
смысловым
содержанием
,
рассуждать.
Р. Адекватно соблюдать ритуалы школьного
поведения.
П. Делать простейшие обобщения.
К. Вступать в контакт и работать в коллективе.
Л. Проявлять интерес к новым знаниям.
25.09.
5.
Что
такое
совесть.
Поведение
человека.
Таинство
покаяния.
Познакомить
с
понятием
совесть.
Покаяние.
Совесть.
Покаяние.
Умение
выделять
главное,
отвечать
на
вопросы
по
прочитанному
тексту.
Р. Адекватно соблюдать ритуалы школьного
поведения.
П. Делать простейшие обобщения.
К. Вступать в контакт и работать в коллективе.
Л. Проявлять интерес к новым знаниям.
02.10.
Библия Ветхий Завет
6.
Библия.
Священное
Писание.
Развивать устную
речь и пополнять
словарь.
Священное
писание. Покров
Пресвятой
Умение
выделять
главное
в
прочитанном
Р. Принимать цели и произвольно включаться в
деятельность.
П. Работать с несложной по содержанию и
16.10.
17
Священное
Предание.
Покров
Пресвятой
Богородицы
.
Богородицы.
тексте,
краткие
записи в тетради.
структуре информацией.
К. Вступать в контакт и работать в коллективе.
Л. Формирование адекватных представлений о
собственных возможностях.
7.
Синайское
Законодател
ьство.
Законы
в
современно
м мире.
Развивать устную
речь и пополнять
словарь при
составлении
описания жизни
первых людей в
Раю
Синайское
законодательств
о. Закон. Мир.
Умение выделять
главное в
прочитанном
тексте, краткие
записи в тетради.
Р. Адекватно соблюдать ритуалы школьного
поведения.
П. Делать простейшие обобщения.
К. Вступать в контакт и работать в коллективе.
Л. Проявлять интерес к новым знаниям.
23.10.
8.
События
Ветхого
Завета
(повторение
тем).
Учиться
рассуждать,
развивать устную
речь, отвечать на
вопросы.
Ветхий Завет.
Умение
выделять
главное
в
прочитанном
тексте,
краткие
записи в тетради.
Р. Соотносить свои действия и их результаты с
заданными образцами, принимать оценку
деятельности.
П.. Читать.
К. Слушать и понимать инструкцию к учебному
заданию в разных видах деятельности и быту.
Л. Осознание себя как ученика,
заинтересованного посещением школы.
30.10.
9.
Ветхий
Завет
(повторение
тем).
Повторить события
Ветхого завета.
Учиться рассуждать
Ветхий Завет.
Умение
выделять
главное
в
прочитанном
тексте,
краткие
записи в тетради.
Р. Контролировать и оценивать свои действия.
П. Делать простейшие обобщения.
К. Вступать в контакт и работать в коллективе.
Л. Осознание себя как ученика,
заинтересованного посещением школы.
06.11.
10
Пророки.
Учиться
рассуждать,
развивать устную
речь, отвечать на
вопросы.
Пророк.
Умение выделять
главное в
прочитанном
тексте, краткие
записи в тетради.
Р. Адекватно соблюдать ритуалы школьного
поведения.
П. Делать простейшие обобщения.
К. Вступать в контакт и работать в коллективе.
Л. Проявлять интерес к новым знаниям.
13.11.
Новый Завет
18
11
Рождество
Богородицы
. Введение
Богородицы
в храм.
Познакомить с
событием
Рождество
Богородицы.
Введение
Богородицы в храм.
Богородица.
Храм.
Умение
выделять
главное
в
прочитанном
тексте,
краткие
записи в тетради.
Р. Соотносить свои действия и их результаты с
заданными образцами, принимать оценку
деятельности.
П.. Читать.
К. Слушать и понимать инструкцию к учебному
заданию в разных видах деятельности и быту.
Л. Осознание себя как ученика,
заинтересованного посещением школы.
27.11.
12
Благовещен
ие
Пресвятой
Богородицы
.
Познакомить
с
событием
Благовещение
Пресвятой
Богородицы.
Богородица.
Храм.
Умение рассуждать,
отвечать на
вопросы.
Р. Принимать цели и произвольно включаться в
деятельность.
П.. Работать с информацией.
К. Вступать в контакт и работать в коллективе
Л. Самостоятельность в выполнении учебных
заданий.
04.12.
13
Пришествие
на Землю и
воплощение
сына Божия.
События
земной
жизни
Иисуса
Христа.
Познакомить с
событием
пришествия на
Землю сына Божия.
Пришествие.
Христос.
Умение рассуждать,
отвечать на
вопросы.
Р. Принимать цели и произвольно включаться в
деятельность.
П. Работать с несложной по содержанию и
структуре информацией.
К. Вступать в контакт и работать в коллективе.
Л. Формирование адекватных представлений о
собственных возможностях
11.12.
14
Учение
Иисуса
Христа.
Притчи (о
сеятеле, о
семени и
плевелах).
Познакомить с
учением Иисуса
Христа.
Учение. Притчи.
Умение рассуждать,
отвечать
на
вопросы.
Умение
найти
тайный
смысл притчи.
Р. Соотносить свои действия и их результаты с
заданными образцами, принимать оценку
деятельности.
П.. Читать.
К. Слушать и понимать инструкцию к учебному
заданию в разных видах деятельности и быту.
Л. Осознание себя как ученика,
заинтересованного посещением школы.
18.12.
15
Притча о
милосердно
м
Умение найти
тайный смысл
притчи.
Притча.
Развивать умение
устанавливать
несложные
Р. Адекватно соблюдать ритуалы школьного
поведения.
П. Делать простейшие обобщения.
25.12.
19
Самарянине.
причинно-
следственные и
временные связи.
К. Вступать в контакт и работать в коллективе.
Л. Проявлять интерес к новым знаниям.
16
Рождество
Христово.
Подготовка
к празднику.
Работать с
иллюстративны
материалом. Уметь
выделять главное.
Рождество
Христово.
Традиции.
Выделять главное,
узнавать традиции
празднования
Рождества
Христова.
Р. Контролировать и оценивать свои действия.
П. Делать простейшие обобщения.
К. Вступать в контакт и работать в коллективе.
Л. Осознание себя как ученика,
заинтересованного посещением школы.
15.01.2024
17
Главная
заповедь
Иисуса
Христа-
любовь к
Богу и
ближнему.
О прощении
обид, о не
осуждении,
о силе
молитвы.
Развивать
познавательную
деятельность.
Борьба добра и зла.
Заповедь.
Прощение.
Развивать умение
устанавливать
несложные
причинно-
следственные и
временные связи.
Р. Принимать цели и произвольно включаться в
деятельность.
П. Работать с несложной по содержанию и
структуре информацией.
К. Вступать в контакт и работать в коллективе.
Л. Формирование адекватных представлений о
собственных возможностях.
22.01
О Церкви
18
Церковь как
община
верующих
людей.
Крест –
главный
символ.
Церкви.
Познакомить с
понятиями община,
крест.
Община, крест.
Умение рассуждать,
отвечать на
вопросы.
Р. Принимать цели и произвольно включаться в
деятельность.
П.. Работать с информацией.
К. Вступать в контакт и работать в коллективе
Л. Самостоятельность в выполнении учебных
заданий.
29.01.
Храм
19
Внешнее
устройство
Познакомить с
внешним
Храм.
Устройство.
Умение рассуждать,
отвечать на
Р. Адекватно соблюдать ритуалы школьного
поведения.
05.02.
20
храма.
устройством храма.
вопросы.
П. Делать простейшие обобщения.
К. Вступать в контакт и работать в коллективе.
Л. Проявлять интерес к новым знаниям.
20
Внутреннее
устройство
храма.
Познакомить с
внутренним
устройством храма.
Храм.
Устройство.
Умение рассуждать,
отвечать на
вопросы.
Р. Контролировать и оценивать свои действия.
П. Делать простейшие обобщения.
К. Вступать в контакт и работать в коллективе.
Л. Осознание себя как ученика,
заинтересованного посещением школы.
12.02.
21
Поведение в
храме.
Познакомить с
правилами
поведения в храме.
Правила.
Поведение.
Умение рассуждать,
отвечать на
вопросы.
Р. Следовать предложенному плану.
П. Пользоваться предметами.
К. Вступать в контакт и работать в коллективе.
Л. Осознание себя как ученика.
26.02.
О Таинствах Церкви
22
Таинства
Церкви.
Познакомить с
Таинствами
Церкви.
Таинства.
Умение рассуждать,
отвечать на
вопросы.
Р. Следовать предложенному плану.
П. Пользоваться предметами.
К. Вступать в контакт и работать в коллективе.
Л. Осознание себя как ученика.
05.03.
О богослужении Православной Церкви
23
Суточный,
недельный,
годовой
круг
богослужен
ия.
Развивать
у
учащихся
связную
устную
речь,
слуховое
восприятие.
Круг
богослужения.
Умение рассуждать,
отвечать на
вопросы.
Р. Контролировать и оценивать свои действия.
П. Делать простейшие обобщения.
К. Вступать в контакт и работать в коллективе.
Л. Осознание себя как ученика,
заинтересованного посещением школы.
12.03.
24
Божественн
ая Литургия.
Начало
Великого
поста.
Развивать
у
учащихся
связную
устную
речь,
слуховое
восприятие.
Литургия.
Великий Пост.
Умение рассуждать,
отвечать на
вопросы.
Р. Контролировать и оценивать свои действия.
П. Делать простейшие обобщения.
К. Вступать в контакт и работать в коллективе.
Л. Осознание себя как ученика,
заинтересованного посещением школы.
19.03.
21
25
Масленица.
Прощеное
воскресение
.
Познакомить с
праздниками
Масленица.
Прощеное
воскресение.
Масленица.
Прощеное
воскресение.
Умение рассуждать,
отвечать на
вопросы.
Р. Принимать цели и произвольно включаться в
деятельность.
П. Работать с несложной по содержанию и
структуре информацией.
К. Вступать в контакт и работать в коллективе.
Л. Формирование адекватных представлений о
собственных возможностях.
26.03.
26
Великий
пост.
Познакомить с
событиями
Великого поста.
Великий пост.
Умение выделять
главное, отвечать
на вопросы по
прочитанному
тексту.
Р. Принимать цели и произвольно включаться в
деятельность.
П. Работать с несложной по содержанию и
структуре информацией.
К. Вступать в контакт и работать в коллективе.
Л. Формирование адекватных представлений о
собственных возможностях.
02.04.
27
Праздники
Великого
поста.
Познакомить с
праздниками
Великого поста.
Великий Пост.
Умение рассуждать,
отвечать на
вопросы.
Р. Принимать цели и произвольно включаться в
деятельность.
П. Работать с несложной по содержанию и
структуре информацией.
К. Вступать в контакт и работать в коллективе.
Л. Формирование адекватных представлений о
собственных возможностях.
16.04.
28
Страстная
неделя
(по дням).
Познакомить с
событиями
Страстной недели
(по дням).
Страстная
неделя
Умение рассуждать,
отвечать на
вопросы.
Р. Принимать цели и произвольно включаться в
деятельность.
П. Работать с несложной по содержанию и
структуре информацией.
К. Вступать в контакт и работать в коллективе.
Л. Формирование адекватных представлений о
собственных возможностях.
23.04.
22
29
Воскресение
Христово.
Познакомить с
событиями
Вознесение
Христово.
Сошествие Святого
Духа на апостолов.
Церковь-семья.
Святой Дух.
Вознесение.
Умение рассуждать,
отвечать на
вопросы.
Р. Контролировать и оценивать свои действия.
П. Делать простейшие обобщения.
К. Вступать в контакт и работать в коллективе.
Л. Осознание себя как ученика,
заинтересованного посещением школы.
30.04.
30
Пасха.
Развивать у
учащихся связную
устную речь,
слуховое
восприятие.
Пасха.
Умение слушать
рассказ,
рассуждать,
отвечать на
вопросы.
Р. Контролировать и оценивать свои действия.
П. Делать простейшие обобщения.
К. Вступать в контакт и работать в коллективе.
Л. Осознание себя как ученика,
заинтересованного посещением школы.
07.05.
История Православной Церкви
31
Сошествие
Святого
Духа на
апостолов.
Развивать у
учащихся связную
устную речь,
слуховое
восприятие.
Святой Дух.
Апостол.
Умение слушать
рассказ,
рассуждать,
отвечать на
вопросы.
Р. Контролировать и оценивать свои действия.
П. Делать простейшие обобщения.
К. Вступать в контакт и работать в коллективе.
Л. Осознание себя как ученика,
заинтересованного посещением школы.
14.05.
32
Проповедь
апостолов.
Жизнь
первых
христиан.
Просвещени
е славян.
Святые
книжники
Кирилл и
Мефодий.
Познакомить с
жизнью апостолов.
Первыми
просветителями
Кириллом и
Мефодием.
Христиане.
Умение слушать
рассказ,
рассуждать,
отвечать на
вопросы.
Р. Контролировать и оценивать свои действия.
П. Делать простейшие обобщения.
К. Вступать в контакт и работать в коллективе.
Л. Осознание себя как ученика,
заинтересованного посещением школы.
21.05.
23
33
Повторение
изученного
материала.
Развивать у
учащихся связную
устную речь,
слуховое
восприятие.
Тест.
Умение слушать
рассказ,
рассуждать,
отвечать на
вопросы.
Р. Контролировать и оценивать свои действия.
П. Делать простейшие обобщения.
К. Вступать в контакт и работать в коллективе.
Л.
Осознание
себя
как
ученика,
заинтересованного посещением школы.
28.05.
34
Чтение
рассказов
Бориса
Ганаго.
Развивать у
учащихся связную
устную речь,
слуховое
восприятие.
Тест.
Умение слушать
рассказ,
рассуждать,
отвечать на
вопросы.
Р. Контролировать и оценивать свои действия.
П. Делать простейшие обобщения.
К. Вступать в контакт и работать в коллективе.
Л.
Осознание
себя
как
ученика,
заинтересованного посещением школы.
04.06.
24
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей русского языка
Протокол № 1
от « 28 » августа 2023 г.
Руководитель ШМО _______________ Солдатова И.О.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________________ Кузьмина Л. В.
« 29 » августа 2023 г.
25