Автор: Батищева Людмила Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №44" города Владимира
Населённый пункт: город Владимир
Наименование материала: методическая разработка урока ОРКСЭ
Тема: "Православный храм"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
Тема: Православный храм.
Цель урока (для учителя): формирование представления обучающихся о православном храме как ценности духовного, культурного и
исторического наследия.
Задачи для ученика:
- узнать, для чего предназначен храм;
- добывать знания о православном храме;
- учиться работать с кейсами;
- работать дружно.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения
:
- дать представление о православном храме;
– рассказать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас);
- учить соблюдать нормы поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями;
- создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать аналогии;
объединять части объекта по определённому признаку;
использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение);
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;
2) Базовые исследовательские действия:
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы;
моделировать ситуации в социуме (поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты.);
проводить несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое).
3) Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, кластер);
анализировать и создавать текстовую и графическую информацию в соответствии с учебной задачей;
PAGE \* MERGEFORMAT 1
Коммуникативные универсальные учебные действия:
корректно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото ) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1)
Самоорганизация:
планировать с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
2) Самоконтроль:
находить ошибки в своей работе; корректировать свои действия с помощью учителя;
3) Самооценка:
объективно оценивать результаты своей деятельности.
Совместная деятельность:
активно участвовать в формулировании целей совместной деятельности;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения
:
Гражданско-патриотического воспитания:
сопричастность к настоящему родного края;
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к одноклассникам, их взглядам;
принятие существующих нравственно-этических норм поведения;
строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил;
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться;
понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Эстетического воспитания:
проявление интереса к разным видам искусства;
использование полученных знаний в продуктивной деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
приобретение опыта эмоционального отношения к архитектурным памятникам;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
PAGE \* MERGEFORMAT 1
проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в
том числе с использованием различных информационных средств.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Форма урока: Урок-монопроект.
Опорные понятия, термины: Храм, церковь, православие.
Новые понятия: притвор, алтарь, иконостас, икона.
Формы контроля: текущий, творческая работа - телепередача о Православном храме, викторина, самоконтроль.
Домашнее задание - разноуровневое:
- нарисовать храм вашей мечты;
- подобрать и выучить стихотворение о храме;
- составить и оформить памятку «Как вести себя в храме».
Содержание взаимодействия педагога и обучающихся
№
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Используемые
методы, приёмы,
технологии
Формируемые
УУД
Результат
взаимодействия
I
1.
Мотивационно-
целевой этап
Эмоциональный
настрой на урок
Создаёт
эмоционально-
позитивный настрой на работу.
- Ребята, потрите ладошки.
- Прикоснитесь ладошками с
соседом.
Улыбнитесь
друг
другу.
-
Передайте
своё
тепло
и
радость окружающим. Пусть
на уроке вам будет так же
тепло и уютно!
-
Подарите
чувство
уверенности рукопожатием.
- А теперь за работу!
Приветствуют
учителя,
проверяют
готовность
к
уроку.
Невербальное
средство общения
Личностные –
самоопределение.
Коммуникативны
е - учебное
сотрудничество.
Регулятивные –
нацеливание на
успешную
деятельность.
Положительный
настрой
на работу.
2.
Актуализация
знаний
Организует работу по
уточнению и конкретизации
Отгадывают
загадку.
Иносказательное
описание
Личностные
–
личный опыт..
Совместный
PAGE \* MERGEFORMAT 1
знаний, загадывает загадку.
Этот дом – не просто дом,
Он красивый и с крестом.
Золотые купола,
Звонкие колокола.
Кто-то с мамой, кто один.
Помолиться в этот дом
Ходят в трепете святом,
По утрам и вечерам
Это - ….. (Православный храм)
- О чём пойдёт сегодня речь на
уроке? (О храме)
Определяют тему
урока.
предмета.
Приём «Доскажи
словечко»
Познавательные
Базовые логические
- аналогия,
объединение частей
объекта по
признаку.
Коммуникативны
е - соблюдение
правил поведения
диалога.
Регулятивные
–
последовательность
действий
выход на тему.
3.
Постановка
проблемы
исследования.
Планирование
деятельности
Читает строки из
стихотворения:
Привлекает детей к проблеме
исследования, подводит к цели
урока, направляет на продукт
проекта, создаёт проблемную
ситуацию.
В собор я вхожу впервые
И даже боюсь немножко.
Лампады горят цветные.
Цветные стёкла в окошках…
Гляжу я вокруг и словно
Древнюю книгу листаю.
И тянет голос церковный
Слова, которых не знаю.
- Обрати внимание на
выделенные слова. Что их
объединяет? (Много
незнакомого в храме).
Формулируют
цель
урока,
устанавливают
взаимосвязь
между
предложенными
словами,
погружаются
в
проблемную
ситуацию.
Создание
проблемной
ситуации.
Личностные –
мотивация учебной
деятельности через
привлечение к
созданию
телепередачи.
Познавательные
Базовые логические
действия -
объединение частей
в целое.
Коммуникативны
е
-
учёт позиции
собеседника..
Регулятивные –
определение цели,
планирование
деятельности.
Конкретизация
цели и проблемы
исследования .
PAGE \* MERGEFORMAT 1
- - Какая цель нашего урока?
- Экран телевизора (макет) ,
телепередача, Православный
храм.
- Какую взаимосвязь можно
найти между этими словами?
(показать телепередачу про
храм)
- Попробуем создать
телепередачу о храмах, собрать
информацию. Карточки -
помогайки складываем в
чемодан.
4
Целеполагание
Организует
диалог
с
обучающимися, в ходе которого
формулируются задачи урока.
- Попробуем сформулировать
учебные
задачи.
Они
начинаются со слов «Будем
учиться».
Выбери
лишнюю
учебную задачу.
- работать дружно;
- добывать знания о храме;
- собрать информацию для
телепередачи о Православном
храме;
-
выучить
о
спряжении
глаголов (лишняя, убрать).
Выбирают
лишнюю
учебную
задачу,
формулируют
задачи урока.
Приём
«Работа
над понятием»
Личностные
–
готовность
к
сотрудничеству.
Познавательные
Базовые логические
действия -
исключение
лишнего,
противоречие .
Коммуникативны
е – совместное
определение задач.
Регулятивные
–
целеполагание
Принятие
учебных задач.
II
5
Основной этап
Действия
для
приобретения
недостающих
Организует работу
в Научном центре, привлекает
к использованию различных
источников
для
поиска
информации.
Ищут
информацию в
Научном центре,
озвучивают
понятия.
Мозговой штурм,
Приём
«Дерево
предсказаний»,
Кейс-технология
Личностные
–
первоначальное
представление
о
научной
картине
мира.
PAGE \* MERGEFORMAT 1
знаний
Издавна, где бы не расселялся
русский народ, на том месте
сразу же возводился
православный храм. Человек
всегда стремится к
прекрасному, надеется на
лучшее и его душа находит
покой только в Боге, поэтому
люди всегда тянутся в храм.
Храм – источник живительной
благодати, где люди
обращаются к Богу и получают
просимое.
Сравнение церкви и храма на
слайде.
Храм – здание для
богослужения, церковь. (С.И.
Ожегов) Другими словами,
храм — это особый дом, в
котором собирается Божия
семья (верующие христиане),
чтобы вместе молиться Богу.
Слово храм означает «здание»,
«дом».
По другому храм ещё называют
– церковь.
Церковь -архитектурное
сооружение, предназначенное
для совершения богослужений и
религиозных обрядов.
На Руси всегда было много
храмов и сейчас православные
традиции возрождаются.
Высказывают
предположения о
храме, карточки-
помогайки
собирают
в чемодан.
Познавательные
Базовые логические
действия -
выделение части из
целого.
Работа с
информацией -
использование
источников для
поиска
информации.
Коммуникативны
е – высказывание
суждений
Регулятивные –
осознание понятий.
PAGE \* MERGEFORMAT 1
Восстанавливаются,
реставрируются, строятся
новые церкви.
Русские люди во все времена
старались посвящать Богу
самое лучшее, на что они
способны.
Издавна храмы строили в
самых красивых местах, но
перед строительством обычно
молились, чтобы Господь
указал необходимое место.
Узнав волю Божию, строители
приступали к работе.
Издавна в России
строительным материалом
служил лес, из него возводились
все жилые и хозяйственные
постройки, оборонительные
сооружения.
Православный храм своим
силуэтом напоминает горящую
свечу, символизируя
пламенность молитвы
человека, обращенной Богу.
- Какие бывают храмы?
-Храмов много, они очень
похожи. И все - разные.
Здание
храма
обыкновенно
завершается
сверху
куполом,
изображающим собой небо.
-
На
что
похожи
купола
храмов?
PAGE \* MERGEFORMAT 1
Купол напоминает пламя свечи,
форму луковицы, шлема либо
шатра.
По форме может быть
шлемовидный, луковичный или
шатровый.
Купол
заканчивается вверху главой, на
которой ставится крест во
славу Главы Церкви – Иисуса
Христа.
Часто
на
храме
строят не одну, а несколько
глав.
- Что символизирует разное
количество куполов?
Предположения детей.
Рассказывает о значении
количества куполов
.
6
Составление схемы
Организует, контролирует
выполнение работы.
- Давайте перенесёмся в храм
на некоторое время.
- Может
быть,
кто-то
назовёт,
из
каких
частей
состоит храм?(предположения
детей)
-
Мы
поднимаемся
по
ступенькам и останавливаемся
на
площадке,
которая
называется папертью.
- Православный храм делится
на три части: притвор, сам
храм (средняя часть) и алтарь.
У детей на парте схемы храма.
В притворе раньше стояли те,
Изучают
устройство
храма. Добывают
информацию
в
Консультативном
центре. Работают
с схемой храма.
Виртуальная
экскурсия
Приём «Кластер»
Личностные
–
познавательный
интерес.
Познавательные
Базовые логические
действия-
сравнение объектов
научного мира.
Работа с
информацией –
выбор информации
с учётом учебной
задачи.
Коммуникативны
е –
конструирование
вывода, работа в
Кластер
с
новыми
понятиями.
PAGE \* MERGEFORMAT 1
кто готовился к крещению и
кающиеся,
временно
отлученные от причастия. В
настоящее
время
притвор
сравнительно небольшой. Здесь
продаются
свечи,
можно
написать записки о здравии и
об упокоении.
Вот мы в самом храме
(средняя часть) Вторая самая
большая часть -
место для
прихожан,
собравшихся
на
церковное
богослужение.
В
центре стоит аналой с иконой
праздника. Здесь и у других
икон мы можем поставить
свечи о здравии наших близких и
родных.
Икона –
это
картина,
на
которой изображено то или
иное
лицо
или
событие
из
Библии или церковной истории.
Главнейшая часть храма — это
алтарь, место святое, поэтому
в него не позволяется входить
непосвященным.
Алтарь
означает небо, где обитает
Бог, а храм — землю.
Самое важное место в алтаре
— престол - особо освященный
четырехугольный
стол,
украшенный двумя материями:
нижней - белою из полотна и
команде.
Регулятивные
–
последовательность
операций
PAGE \* MERGEFORMAT 1
верхней - из парчи. Считается,
что
на
престоле
невидимо
присутствует сам Христос и
потому касаться его могут
только священники.
Целая
стена
из
икон
называется иконостас.
7.
Музыкальная пауза
Обеспечивает музыкальное
оформление,
создаёт
условия
для снятия напряжения.
Над входом в храм, а иногда
рядом
с
храмом,
строится
колокольня, или звонница, т. е.
башня,
на
которой
висят
колокола.
- Как вы думаете, зачем нужны
колокола?
- Раньше колокольным звоном
созывали народ на собрание.
Колокола
звонили
во
время
пожаров,
набегов
недругов,
чтобы собрать всех.
Сейчас колокольный звон
употребляется для того,
чтобы созывать верующих на
молитву, к богослужению.
Звучит звон колоколов.
-
Какие
впечатления
после
прослушивания колоколов?
Отдыхают,
расслабляются.
Делятся
впечатлениями.
Мышечная
релаксация,
Аудиорелаксация.
Приём
«Облако
мысли»
Личностные
–
внимание
к
удивительному
миру
звуков,
мелодий.
Познавательные
Базовые логические
действия-
Изменения в
пространстве.
Работа с
информацией –
использование
аудио.
Коммуникативны
е – соблюдение
норм поведения в
минуты
релаксации..
Регулятивные
–
саморегуляция
Снятие
напряжения
и
усталости.
8.
Выявление
и
освоение
способа
действия.
Практическая
Обеспечивает мотивацию
выполнения практических
заданий, координирует
деятельность обучающихся,
Ищут
информацию
в
Научном
центре
и Бюро находок
Кейс-технология
Проектная
технология
Личностные –
проявление
познавательной
инициативы.
Готовые
карточки
помогай-ки
для
PAGE \* MERGEFORMAT 1
деятельность
организует выступление групп,
обмен мнениями.
Работа
в
группах
по
инструкционным картам.
Хранители традиций – узнают,
что
можно
и
что
нельзя
делать в храме.
Фотографы
–
узнают,
что
такое икона и иконостас.
Историки – рассказывают об
убранстве храма.
Краеведы – готовят сообщение
о храмах города.
Литераторы
–
отбирают
понравившиеся стихотворения
о храме.
для телепередачи.
Сбор
карточек-
помогаек
в
чемоданчик
верных решений
Познавательные
Базовые логические
действия -
Установка связей
между объектами.
Базовые
исследовательские
действия –
установление
особенностей
объекта по плану.
Работа с
информацией –
поиск по заданному
алгоритму.
Коммуникативны
е - участие в
коллективном
обсуждении
проблемы, поиск
альтернативных
способов,
инициативное
сотрудничество.
Регулятивные
-
выбор действия в
соответствии
с
поставленной
задачей, коррекция.
телепередачи.
9
Презентация
проекта
Обеспечивает выполнение
творческого задания,
координирует обсуждение
Выполняют
творческое
задание, с
Продукт проекта
Импровизация
Личностные –
формирование
личностных
Телепередача
«Дорога к
PAGE \* MERGEFORMAT 1
способов решения, поисковую
работу обучающихся.
помощью
карточек-
помогаек
показывают
телепередачу.
Театрализация
качеств.
Познавательные.
Базовые логические
действия –
установка связи
между объектами.
Базовые
исследовательские
действия – выводы
и доказательства на
основе
исследования.
Работа с
информацией –
интерпретация,
фиксирование
полученных
результатов.
Коммуникативны
е - публичное
выступление,
уважение к
выступающим.
Регулятивные
–
осознание качества
и уровня усвоения
храму»
III
10
Контроль и
самоконтроль,
оценка
Игра
«Знатоки
храма»
Организует
игру
«Знатоки
храма».
Предлагает
выбрать
уровень сложности и ответить
на вопросы:
Что такое храм?
Назовите формы храмов.
Назовите
значение
форм
Принимают
участие
в
игре.
Выбирают
уровень вопроса,
отвечают
с
использованием
источников
Викторина
Приём «Гексы»
Приём
Кубик
Блума
Стратегия
«Чтение
с
Личностные –
ориентация в
деятельности.
Познавательные.
Базовые логические
действия –
построение
Выявление
победителей
и
призеров игры.
PAGE \* MERGEFORMAT 1
храмов.
Назовите
внутренние
части
храмов.
Какие внешние части храма?
Символика частей храма.
Символика форм купола
Кто может входить в алтарь?
Назначение алтаря.
Назовите части алтаря.
Сколько рядов в иконостасе?
- Добавьте свои вопросы.
информации.
остановками»
логической цепи
рассуждений.
Работа с
информацией –
чтение
представленной
информации.
Коммуникативны
е - выражение
мыслей в
соответствии с
задачей
коммуникации.
Регулятивные
–
подведение
под
понятие.
11
Включение
содержания
в
контекст
решения
жизненных задач
Организует
работу
с
иллюстрацией «Храм Покрова
на Нерли».
Составляют
рассказ об
архитектурном
памятнике с
учётом
полученных
знаний на уроке.
Приём «Верю-не
верю»
Баскет-метод
Личностные –
использование
знаний
в преобразующей
деятельности.
Познавательные
Базовые логические
действия-
Установка связи
между объектами.
Базовые
исследовательские
действия –
моделирование
ситуации.
Работа с
информацией –
PAGE \* MERGEFORMAT 1
использование
графической
информации.
Коммуникативны
е – смысловое
чтение,
конструирование
вывода на основе
наблюдений.
Регулятивные
–
выделение
и
осознание того, что
усвоено
12
Оценка
в личностном
плане
Предлагает оценить свою
работу на уроке.
Продолжи предложение:
Я узнал ......
Я научился.....
Было интересно …..
Было трудно ……..
Высказывают
своё мнение,
анализируют
свою работу на
уроке
Приём
«Продолжи
высказывание»
Личностные –
осознание ценности
познания.
Познавательные.
Базовые логические
действия – анализ и
синтез.
Работа с
информацией –
фиксация
результатов в
текстовой форме.
Коммуникативны
е - высказывание
мыслей.
Регулятивные –
оценка результатов
работы.
IV Рефлексия
учебной
Обращает внимание
к поставленным задачам в
Прослеживают
связь учебных
Личностные –
установление связи
PAGE \* MERGEFORMAT 1
13
деятельности
Итог урока
начале урока.
задач и
результата урока.
между целью и
решением учебных
задач.
Познавательные.
Базовые логические
действия – анализ
деятельности.
Коммуникативны
е - диалогическая
форма речи.
Регулятивные –
оценка результатов
работы.
14
Оценка в
эмоциональном
плане
Предлагает оценить работу на
уроке в эмоциональном плане,
включает музыку.
Оценивают свою
работу.
«Зажигают
свечку», жёлтый
огонёк –
комфортно на
уроке, красный –
неуютно.
Приём
«Говорящие
свечки»
Личностные –
эмоциональное
благополучие.
Познавательные.
Базовые логические
действия – анализ
деятельности.
Коммуникативны
е - выводы о своей
работе.
Регулятивные –
самооценка.
Панно «Горящие
свечки»
PAGE \* MERGEFORMAT 1