Напоминание

"Православный храм"


Автор: Батищева Людмила Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №44" города Владимира
Населённый пункт: город Владимир
Наименование материала: методическая разработка урока ОРКСЭ
Тема: "Православный храм"
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока

Тема: Православный храм.

Цель урока (для учителя): формирование представления обучающихся о православном храме как ценности духовного, культурного и

исторического наследия.

Задачи для ученика:

- узнать, для чего предназначен храм;

- добывать знания о православном храме;

- учиться работать с кейсами;

- работать дружно.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения

:

- дать представление о православном храме;

– рассказать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас);

- учить соблюдать нормы поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями;

- создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Познавательные универсальные учебные действия:

1) Базовые логические действия:

сравнивать объекты, устанавливать аналогии;

объединять части объекта по определённому признаку;

использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение);

выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;

2) Базовые исследовательские действия:

формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы;

моделировать ситуации в социуме (поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты.);

проводить несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое).

3) Работа с информацией:

использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;

находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;

читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, кластер);

анализировать и создавать текстовую и графическую информацию в соответствии с учебной задачей;

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Коммуникативные универсальные учебные действия:

корректно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;

соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;

готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото ) к тексту выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия:

1)

Самоорганизация:

планировать с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;

2) Самоконтроль:

находить ошибки в своей работе; корректировать свои действия с помощью учителя;

3) Самооценка:

объективно оценивать результаты своей деятельности.

Совместная деятельность:

активно участвовать в формулировании целей совместной деятельности;

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения

:

Гражданско-патриотического воспитания:

сопричастность к настоящему родного края;

Духовно-нравственного воспитания:

проявление культуры общения, уважительного отношения к одноклассникам, их взглядам;

принятие существующих нравственно-этических норм поведения;

строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил;

применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться;

понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Эстетического воспитания:

проявление интереса к разным видам искусства;

использование полученных знаний в продуктивной деятельности, в разных видах художественной деятельности.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

приобретение опыта эмоционального отношения к архитектурным памятникам;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;

PAGE \* MERGEFORMAT 1

проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в

том числе с использованием различных информационных средств.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Форма урока: Урок-монопроект.

Опорные понятия, термины: Храм, церковь, православие.

Новые понятия: притвор, алтарь, иконостас, икона.

Формы контроля: текущий, творческая работа - телепередача о Православном храме, викторина, самоконтроль.

Домашнее задание - разноуровневое:

- нарисовать храм вашей мечты;

- подобрать и выучить стихотворение о храме;

- составить и оформить памятку «Как вести себя в храме».

Содержание взаимодействия педагога и обучающихся

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Используемые

методы, приёмы,

технологии

Формируемые

УУД

Результат

взаимодействия

I

1.

Мотивационно-

целевой этап

Эмоциональный

настрой на урок

Создаёт

эмоционально-

позитивный настрой на работу.

- Ребята, потрите ладошки.

- Прикоснитесь ладошками с

соседом.

Улыбнитесь

друг

другу.

-

Передайте

своё

тепло

и

радость окружающим. Пусть

на уроке вам будет так же

тепло и уютно!

-

Подарите

чувство

уверенности рукопожатием.

- А теперь за работу!

Приветствуют

учителя,

проверяют

готовность

к

уроку.

Невербальное

средство общения

Личностные

самоопределение.

Коммуникативны

е - учебное

сотрудничество.

Регулятивные –

нацеливание на

успешную

деятельность.

Положительный

настрой

на работу.

2.

Актуализация

знаний

Организует работу по

уточнению и конкретизации

Отгадывают

загадку.

Иносказательное

описание

Личностные

личный опыт..

Совместный

PAGE \* MERGEFORMAT 1

знаний, загадывает загадку.

Этот дом – не просто дом,

Он красивый и с крестом.

Золотые купола,

Звонкие колокола.

Кто-то с мамой, кто один.

Помолиться в этот дом

Ходят в трепете святом,

По утрам и вечерам

Это - ….. (Православный храм)

- О чём пойдёт сегодня речь на

уроке? (О храме)

Определяют тему

урока.

предмета.

Приём «Доскажи

словечко»

Познавательные

Базовые логические

- аналогия,

объединение частей

объекта по

признаку.

Коммуникативны

е - соблюдение

правил поведения

диалога.

Регулятивные

последовательность

действий

выход на тему.

3.

Постановка

проблемы

исследования.

Планирование

деятельности

Читает строки из

стихотворения:

Привлекает детей к проблеме

исследования, подводит к цели

урока, направляет на продукт

проекта, создаёт проблемную

ситуацию.

В собор я вхожу впервые

И даже боюсь немножко.

Лампады горят цветные.

Цветные стёкла в окошках…

Гляжу я вокруг и словно

Древнюю книгу листаю.

И тянет голос церковный

Слова, которых не знаю.

- Обрати внимание на

выделенные слова. Что их

объединяет? (Много

незнакомого в храме).

Формулируют

цель

урока,

устанавливают

взаимосвязь

между

предложенными

словами,

погружаются

в

проблемную

ситуацию.

Создание

проблемной

ситуации.

Личностные

мотивация учебной

деятельности через

привлечение к

созданию

телепередачи.

Познавательные

Базовые логические

действия -

объединение частей

в целое.

Коммуникативны

е

-

учёт позиции

собеседника..

Регулятивные

определение цели,

планирование

деятельности.

Конкретизация

цели и проблемы

исследования .

PAGE \* MERGEFORMAT 1

- - Какая цель нашего урока?

- Экран телевизора (макет) ,

телепередача, Православный

храм.

- Какую взаимосвязь можно

найти между этими словами?

(показать телепередачу про

храм)

- Попробуем создать

телепередачу о храмах, собрать

информацию. Карточки -

помогайки складываем в

чемодан.

4

Целеполагание

Организует

диалог

с

обучающимися, в ходе которого

формулируются задачи урока.

- Попробуем сформулировать

учебные

задачи.

Они

начинаются со слов «Будем

учиться».

Выбери

лишнюю

учебную задачу.

- работать дружно;

- добывать знания о храме;

- собрать информацию для

телепередачи о Православном

храме;

-

выучить

о

спряжении

глаголов (лишняя, убрать).

Выбирают

лишнюю

учебную

задачу,

формулируют

задачи урока.

Приём

«Работа

над понятием»

Личностные

готовность

к

сотрудничеству.

Познавательные

Базовые логические

действия -

исключение

лишнего,

противоречие .

Коммуникативны

е – совместное

определение задач.

Регулятивные

целеполагание

Принятие

учебных задач.

II

5

Основной этап

Действия

для

приобретения

недостающих

Организует работу

в Научном центре, привлекает

к использованию различных

источников

для

поиска

информации.

Ищут

информацию в

Научном центре,

озвучивают

понятия.

Мозговой штурм,

Приём

«Дерево

предсказаний»,

Кейс-технология

Личностные

первоначальное

представление

о

научной

картине

мира.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

знаний

Издавна, где бы не расселялся

русский народ, на том месте

сразу же возводился

православный храм. Человек

всегда стремится к

прекрасному, надеется на

лучшее и его душа находит

покой только в Боге, поэтому

люди всегда тянутся в храм.

Храм – источник живительной

благодати, где люди

обращаются к Богу и получают

просимое.

Сравнение церкви и храма на

слайде.

Храм – здание для

богослужения, церковь. (С.И.

Ожегов) Другими словами,

храм — это особый дом, в

котором собирается Божия

семья (верующие христиане),

чтобы вместе молиться Богу.

Слово храм означает «здание»,

«дом».

По другому храм ещё называют

– церковь.

Церковь -архитектурное

сооружение, предназначенное

для совершения богослужений и

религиозных обрядов.

На Руси всегда было много

храмов и сейчас православные

традиции возрождаются.

Высказывают

предположения о

храме, карточки-

помогайки

собирают

в чемодан.

Познавательные

Базовые логические

действия -

выделение части из

целого.

Работа с

информацией -

использование

источников для

поиска

информации.

Коммуникативны

е – высказывание

суждений

Регулятивные

осознание понятий.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Восстанавливаются,

реставрируются, строятся

новые церкви.

Русские люди во все времена

старались посвящать Богу

самое лучшее, на что они

способны.

Издавна храмы строили в

самых красивых местах, но

перед строительством обычно

молились, чтобы Господь

указал необходимое место.

Узнав волю Божию, строители

приступали к работе.

Издавна в России

строительным материалом

служил лес, из него возводились

все жилые и хозяйственные

постройки, оборонительные

сооружения.

Православный храм своим

силуэтом напоминает горящую

свечу, символизируя

пламенность молитвы

человека, обращенной Богу.

- Какие бывают храмы?

-Храмов много, они очень

похожи. И все - разные.

Здание

храма

обыкновенно

завершается

сверху

куполом,

изображающим собой небо.

-

На

что

похожи

купола

храмов?

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Купол напоминает пламя свечи,

форму луковицы, шлема либо

шатра.

По форме может быть

шлемовидный, луковичный или

шатровый.

Купол

заканчивается вверху главой, на

которой ставится крест во

славу Главы Церкви – Иисуса

Христа.

Часто

на

храме

строят не одну, а несколько

глав.

- Что символизирует разное

количество куполов?

Предположения детей.

Рассказывает о значении

количества куполов

.

6

Составление схемы

Организует, контролирует

выполнение работы.

- Давайте перенесёмся в храм

на некоторое время.

- Может

быть,

кто-то

назовёт,

из

каких

частей

состоит храм?(предположения

детей)

-

Мы

поднимаемся

по

ступенькам и останавливаемся

на

площадке,

которая

называется папертью.

- Православный храм делится

на три части: притвор, сам

храм (средняя часть) и алтарь.

У детей на парте схемы храма.

В притворе раньше стояли те,

Изучают

устройство

храма. Добывают

информацию

в

Консультативном

центре. Работают

с схемой храма.

Виртуальная

экскурсия

Приём «Кластер»

Личностные

познавательный

интерес.

Познавательные

Базовые логические

действия-

сравнение объектов

научного мира.

Работа с

информацией –

выбор информации

с учётом учебной

задачи.

Коммуникативны

е

конструирование

вывода, работа в

Кластер

с

новыми

понятиями.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

кто готовился к крещению и

кающиеся,

временно

отлученные от причастия. В

настоящее

время

притвор

сравнительно небольшой. Здесь

продаются

свечи,

можно

написать записки о здравии и

об упокоении.

Вот мы в самом храме

(средняя часть) Вторая самая

большая часть -

место для

прихожан,

собравшихся

на

церковное

богослужение.

В

центре стоит аналой с иконой

праздника. Здесь и у других

икон мы можем поставить

свечи о здравии наших близких и

родных.

Икона –

это

картина,

на

которой изображено то или

иное

лицо

или

событие

из

Библии или церковной истории.

Главнейшая часть храма — это

алтарь, место святое, поэтому

в него не позволяется входить

непосвященным.

Алтарь

означает небо, где обитает

Бог, а храм — землю.

Самое важное место в алтаре

— престол - особо освященный

четырехугольный

стол,

украшенный двумя материями:

нижней - белою из полотна и

команде.

Регулятивные

последовательность

операций

PAGE \* MERGEFORMAT 1

верхней - из парчи. Считается,

что

на

престоле

невидимо

присутствует сам Христос и

потому касаться его могут

только священники.

Целая

стена

из

икон

называется иконостас.

7.

Музыкальная пауза

Обеспечивает музыкальное

оформление,

создаёт

условия

для снятия напряжения.

Над входом в храм, а иногда

рядом

с

храмом,

строится

колокольня, или звонница, т. е.

башня,

на

которой

висят

колокола.

- Как вы думаете, зачем нужны

колокола?

- Раньше колокольным звоном

созывали народ на собрание.

Колокола

звонили

во

время

пожаров,

набегов

недругов,

чтобы собрать всех.

Сейчас колокольный звон

употребляется для того,

чтобы созывать верующих на

молитву, к богослужению.

Звучит звон колоколов.

-

Какие

впечатления

после

прослушивания колоколов?

Отдыхают,

расслабляются.

Делятся

впечатлениями.

Мышечная

релаксация,

Аудиорелаксация.

Приём

«Облако

мысли»

Личностные

внимание

к

удивительному

миру

звуков,

мелодий.

Познавательные

Базовые логические

действия-

Изменения в

пространстве.

Работа с

информацией –

использование

аудио.

Коммуникативны

е – соблюдение

норм поведения в

минуты

релаксации..

Регулятивные

саморегуляция

Снятие

напряжения

и

усталости.

8.

Выявление

и

освоение

способа

действия.

Практическая

Обеспечивает мотивацию

выполнения практических

заданий, координирует

деятельность обучающихся,

Ищут

информацию

в

Научном

центре

и Бюро находок

Кейс-технология

Проектная

технология

Личностные

проявление

познавательной

инициативы.

Готовые

карточки

помогай-ки

для

PAGE \* MERGEFORMAT 1

деятельность

организует выступление групп,

обмен мнениями.

Работа

в

группах

по

инструкционным картам.

Хранители традиций – узнают,

что

можно

и

что

нельзя

делать в храме.

Фотографы

узнают,

что

такое икона и иконостас.

Историки – рассказывают об

убранстве храма.

Краеведы – готовят сообщение

о храмах города.

Литераторы

отбирают

понравившиеся стихотворения

о храме.

для телепередачи.

Сбор

карточек-

помогаек

в

чемоданчик

верных решений

Познавательные

Базовые логические

действия -

Установка связей

между объектами.

Базовые

исследовательские

действия –

установление

особенностей

объекта по плану.

Работа с

информацией –

поиск по заданному

алгоритму.

Коммуникативны

е - участие в

коллективном

обсуждении

проблемы, поиск

альтернативных

способов,

инициативное

сотрудничество.

Регулятивные

-

выбор действия в

соответствии

с

поставленной

задачей, коррекция.

телепередачи.

9

Презентация

проекта

Обеспечивает выполнение

творческого задания,

координирует обсуждение

Выполняют

творческое

задание, с

Продукт проекта

Импровизация

Личностные

формирование

личностных

Телепередача

«Дорога к

PAGE \* MERGEFORMAT 1

способов решения, поисковую

работу обучающихся.

помощью

карточек-

помогаек

показывают

телепередачу.

Театрализация

качеств.

Познавательные.

Базовые логические

действия –

установка связи

между объектами.

Базовые

исследовательские

действия – выводы

и доказательства на

основе

исследования.

Работа с

информацией –

интерпретация,

фиксирование

полученных

результатов.

Коммуникативны

е - публичное

выступление,

уважение к

выступающим.

Регулятивные

осознание качества

и уровня усвоения

храму»

III

10

Контроль и

самоконтроль,

оценка

Игра

«Знатоки

храма»

Организует

игру

«Знатоки

храма».

Предлагает

выбрать

уровень сложности и ответить

на вопросы:

Что такое храм?

Назовите формы храмов.

Назовите

значение

форм

Принимают

участие

в

игре.

Выбирают

уровень вопроса,

отвечают

с

использованием

источников

Викторина

Приём «Гексы»

Приём

Кубик

Блума

Стратегия

«Чтение

с

Личностные

ориентация в

деятельности.

Познавательные.

Базовые логические

действия –

построение

Выявление

победителей

и

призеров игры.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

храмов.

Назовите

внутренние

части

храмов.

Какие внешние части храма?

Символика частей храма.

Символика форм купола

Кто может входить в алтарь?

Назначение алтаря.

Назовите части алтаря.

Сколько рядов в иконостасе?

- Добавьте свои вопросы.

информации.

остановками»

логической цепи

рассуждений.

Работа с

информацией –

чтение

представленной

информации.

Коммуникативны

е - выражение

мыслей в

соответствии с

задачей

коммуникации.

Регулятивные

подведение

под

понятие.

11

Включение

содержания

в

контекст

решения

жизненных задач

Организует

работу

с

иллюстрацией «Храм Покрова

на Нерли».

Составляют

рассказ об

архитектурном

памятнике с

учётом

полученных

знаний на уроке.

Приём «Верю-не

верю»

Баскет-метод

Личностные

использование

знаний

в преобразующей

деятельности.

Познавательные

Базовые логические

действия-

Установка связи

между объектами.

Базовые

исследовательские

действия

моделирование

ситуации.

Работа с

информацией –

PAGE \* MERGEFORMAT 1

использование

графической

информации.

Коммуникативны

е – смысловое

чтение,

конструирование

вывода на основе

наблюдений.

Регулятивные

выделение

и

осознание того, что

усвоено

12

Оценка

в личностном

плане

Предлагает оценить свою

работу на уроке.

Продолжи предложение:

Я узнал ......

Я научился.....

Было интересно …..

Было трудно ……..

Высказывают

своё мнение,

анализируют

свою работу на

уроке

Приём

«Продолжи

высказывание»

Личностные

осознание ценности

познания.

Познавательные.

Базовые логические

действия – анализ и

синтез.

Работа с

информацией –

фиксация

результатов в

текстовой форме.

Коммуникативны

е - высказывание

мыслей.

Регулятивные –

оценка результатов

работы.

IV Рефлексия

учебной

Обращает внимание

к поставленным задачам в

Прослеживают

связь учебных

Личностные

установление связи

PAGE \* MERGEFORMAT 1

13

деятельности

Итог урока

начале урока.

задач и

результата урока.

между целью и

решением учебных

задач.

Познавательные.

Базовые логические

действия – анализ

деятельности.

Коммуникативны

е - диалогическая

форма речи.

Регулятивные –

оценка результатов

работы.

14

Оценка в

эмоциональном

плане

Предлагает оценить работу на

уроке в эмоциональном плане,

включает музыку.

Оценивают свою

работу.

«Зажигают

свечку», жёлтый

огонёк –

комфортно на

уроке, красный –

неуютно.

Приём

«Говорящие

свечки»

Личностные

эмоциональное

благополучие.

Познавательные.

Базовые логические

действия – анализ

деятельности.

Коммуникативны

е - выводы о своей

работе.

Регулятивные –

самооценка.

Панно «Горящие

свечки»

PAGE \* MERGEFORMAT 1



В раздел образования