Автор: Сутина Ольга Николаевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБОУ Ульяновская СШ
Населённый пункт: город Лукоянов, Нижегородская область
Наименование материала: Открытое занятие
Тема: Дифференциация звуков и букв С-З в слогах, словах
Раздел: начальное образование
МБОУ Ульяновская средняя школа
Открытое логопедическое занятие на тему:
«Дифференциация звуков и букв С – З в слогах, словах»
Подготовила: учитель – логопед
МБОУ Ульяновской СШ
Сутина О.Н.
Класс: 2
Тема: «Дифференциация звуков и букв С – З в слогах, словах.
Тип занятия: групповое.
Цель: учить дифференцировать звуки и буквы С – З в слогах, словах.
Задачи:
образовательные:
- закрепление навыков распознавания звуков и букв С-З в слогах, словах,
- расширение словарного запаса обучающихся;
коррекционно – развивающие:
- развитие фонематического слуха,
- коррекция и развитие мелкой моторики,
-
развитие внимания, памяти, мышления
;
воспитательные:
-
воспитание внимательного отношения к слову,
- воспитание интереса к занятиям.
№
Этап урока
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Использование
коррекционного
приема
Цель и задачи
этапа урока
Использование
здоровье –
сберегающих
технологий
1
Вводная часть
- Составьте буквы из частей –
элементов букв.
- Какие буквы получились?
- Какие звуки они
обозначают?
Дети составляют буквы из
предложенных элементов.
Получились буквы С, З.
Они обозначают звуки С, З
Прием
заинтересованности.
Пробуждение
интереса к
занятию, разви-
тие оптических
представлений и
зрительного
восприятия.
Пальчиковая
гимнастика.
2
Артикуляцион-
но-пальчико-
вая гимнасти-
ка
- А сейчас мы выполним
артикуляционно – пальчико-
вую гимнастику.
Упражнения:
«Толстячок»
«Худышка»
«Полощем рот»
«Расчесочка»
«Окошко»
«Качели»
«Часики»
«Лошадки»
Обучающиеся выполняют
артикуляционные
упражнения, которые
сопровождаются
движениями рук.
Совместная деятель-
ность учителя и
обучающихся.
Развитие мышц
артикуляционно-
го аппарата,
развитие мелкой
моторики.
Артикуляцион-
ные упражне-
ния, пальчико-
вая гимнастика.
3
Сообщение
темы занятия
Игра «Четвертый лишний»
Стул, стол, замок, шкаф.
- Какое слово лишнее?
Кот, сова, лошадь, волк.
- Какое слово лишнее?
- Какой 1 – й звук в слове
замок?
- Какой 1 – й звук в слове
сова?
Дети называют лишние
слова.
Ученики выделяют первые
звуки в словах.
Словарная работа,
коррекция высших
психических
функций.
Формирование
познавательной
активности,
развитие вни-
мания, мышле-
ния.
4
Характеристи-
ка звуков С – З.
Сравнение их
- Давайте охарактеризуем
звуки С – З.
С – согл, тв, глух.
З – согл, тв, звонк.
Закрепление
ранее получен-
ных знаний о
по артикуля-
ционным и
акустическим
признакам.
- Чем отличаются звуки?
- Как звуки обозначаются на
письме?
С – глухой.
З – звонкий.
Звук С обозначается на
письме буквой С, звук З –
Буквой З.
Прием сравнения.
звуках С-З,
развитие памяти,
наблюдательнос-
ти через прием
сравнения.
5
Дифференциа-
ция С-З в сло-
гах
1.Образуйте слоги. Прочитай-
те их.
а а
З о С о
у у
ы ы
2. Повторите слоговые ряды:
ЗА – С А – ЗА
СА – ЗА – СА
СА – СА – ЗА
СЫ – ЗЫ – СЫ
СО – ЗО – СО
СУ – СУ – ЗУ
Дети образовывают слоги и
читают их.
Ученики повторяют
слоговые ряды за логопедом
Поощрение
достигнутых
результатов.
Развитие
звукового
анализа и
синтеза,
развитие слухо-
речевой памяти,
фонематичес-
кого восприятия.
6
Физкультми-
нутка
- А сейчас мы немного
отдохнем.
Утром дети в лес пошли
И в лесу грибы нашли.
Наклонялись, собирали
По дороге растеряли.
Дети повторяют движения за
логопедом.
Совместная
деятельность учителя
и обучающихся.
Развитие общей
моторики,
снятие
напряжения.
Физкультми-
нутка.
7
Дифференциа-
ция С – З в
словах.
1.Прослушать слова со
звуками С-З. Если в слове
слышится звук З, вписать в
клетку таблицы знак «+»
синим карандашом, а если
слышится звук С – знак «+»
голубым карандашом.
Слова: сахар, зуб, сыр, забота,
санитар, зоопарк, золото, сало,
загар, санки, зал, сор, сажа,
зонт, сумка, заяц.
2. Назвать картинки и
разложить их в 2 стопки по
наличию звуков С – З.
3. Вставить в слова
пропущенные буквы С или З.
Слова: ва…а, ли…а, ве…ы,
гла…а, ве…на, пе…ок, сле…
а, …абота, …ад, …оль, …мея,
ко…а.
4.Работа с логопедической
линейкой.
- Я буду называть слова, а вы
определяете какой по счету
звук С в слове, а затем – какой
по счету звук З в слове.
Слова: усы, паста, сом, бусы;
узор, базар, зубы, музыка.
Дети вписывают в клетки
таблицы знак «+» голубым
или синим карандашом.
Ученики называют и раскла-
дывают картинки в 2 стопки.
Дети вставляют в слова
пропущенные буквы.
Обучающиеся показывают
цифры, которые
соответствуют месту звуков
С-З в словах.
Действия по
инструкции учителя.
Систематическая
словарная работа.
Систематическая
словарная работа.
Развитие фоне-
матического
восприятия,
внимания,
мышления.
Развитие
фонематическо-
го восприятия,
обогащение
словарного
запаса.
Развитие
сложных форм
фонематическо-
го анализа.
Похвала.
8
Подведение
итогов занятия
- Что нового узнали на
занятии? Понравилось ли
занятие?
Отвечают на вопросы
Вывод, самооценка.
Развитие речи,
памяти,
самооценка
знаний,
мотивация
успешности.
Похвала.