Автор: Соколова Елена Борисовна
Должность: воспитатель группы продленного дня
Учебное заведение: ГБОУ школа № 104 имени М.С.Харченко
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Создание ситуации успеха на занятиях (в группе продленного дня)
Раздел: начальное образование
Соколова Елена Борисовна, воспитатель группы продленного дня
ГБОУ школа № 104 имени М.С.Харченко
Выборгского района Санкт-Петербурга
Создание ситуации успеха на занятиях (в группе продленного дня)
Успех -это внутреннее состояние человека, возникающее в результате ситуации
успеха. Успех - это горючее, своего рода пусковой механизм саморазвития школьника.
Ситуация — это то, что способен организовать учитель. Ожидание успеха-
стремление ребёнка заслужить одобрение, утвердить своё «Я».
Для того, чтоб ребенок был успешен, нужно создавать ситуацию успеха, как на
уроке, так и в группе продленного дня. В данной статье рассмотрим те особенности
ситуации успеха, которые мы используем на уроках, но которые также подходят для
реализации в работе группы продленного дня. Именно через успех у ребенка развиваются
учебно- универсальные действия.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для
преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и
внутреннее удовлетворение.
Жан Пиаже сделал несколько удивительных открытий. Он, например, понял, что
главной отличительной характеристикой познавательной деятельности ребенка является
эгоцентризм: маленькие дети сосредоточены лишь на своих потребностях и интересах и
не способны принять иную точку зрения. Их речь также эгоцентрична. Эта знаменитая
книга выдающегося швейцарского психолога Жана Пиаже появилась впервые в 1921 году
и изменила развитие всей мировой детской психологии.
Пиаже был убеждён, что ребёнок вовсе не маленький взрослый человек, у него свои
нужды и свой склад ума.
Вспомним семь условий успешности учителя
начальных классов (воспитателя
группы продленного дня).
УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ - учитель начальных классов (воспитатель) должен уметь
разговаривать с детьми на их языке. У детей свой мир, свой язык, свои понятия и
определения. Конечно, не надо сбиваться на «птичий язык», но найти такие слова и
формулировки, чтобы быть для ребёнка понятным и убедительным учитель начальной
школы просто обязан!
УСПЕШНОСТЬ- это значит, образ учителя начальной школы (воспитателя) должен
служить олицетворением активной успешной жизненной позиции. Например: «Наша
Мария Ивановна самая лучшая, мы хотим ею гордиться. У неё всё получится, она всё
может, она всегда во всём поможет».
УМЕРЕННОСТЬ
-
сочетание спокойной требовательности с хорошим
доброжелательным отношением к детям. По наблюдениям психологов дети почему-то
больше любят требовательных учителей. Ребёнок должен знать, что если учитель даёт
задание, он его обязательно проверит. С другой стороны, четкие дисциплинарные рамки
на уроке при общении учитель- ученик создают ощущение безопасности. Когда ребёнок
видит границы в поведении (что можно, что нельзя), не возникает страх и не рождается
агрессия. Классы с высоким уровнем агрессии детей по отношению друг к другу это
классы со слабой дисциплиной.
УДИВИТЕЛЬНОСТЬ - учитель начальной школы должен уметь удивлять. Ребёнок в
начальной школе - это альпинист, стоящий у подножия высокой вершины, на которую
ему предстоит взбираться
долгие 11 лет. Ребёнок приходит в 1 класс с широко
раскрытыми от удивления глазами. Его удивляет всё! И учитель должен не только не
погасить этот огонёк во взоре ученика, но и постараться разжечь его как можно ярче.
Психологи считают, что оттого, насколько учителю начальной школы удастся
сохранить мотивацию к обучению на протяжении 4 лет, настолько эта мотивация будет в
дальнейшем. Недаром основная цель начальной школы - НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ!
УВАЖИТЕЛЬНОСТЬ - понятно, что уважение к личности каждого маленького
человечка – основа успешного общения на уроке и соответственно всего процесса
обучения в начальной школе.
УРАВНОВЕШЕННОСТЬ - нервозность учителя на уроке всегда передаётся детям,
что провоцирует страх: боязнь неверно ответить на уроке (конечно, я скажу неправильно,
а Мария Ивановна начнёт ругаться). В таком случае даже зная правильный ответ, ребёнок
будет сидеть, не поднимая руки.
На уроке должно быть интересно, а иногда даже и весело. А в классах с нервозной
обстановкой и неуравновешенным учителем дети боятся реагировать смехом даже на
шутку учителя.
УЛЫБЧИВОСТЬ - Экзюпери сказал, что «улыбка- рабочий инструмент учителя», а
уж в начальной школе с помощью улыбки педагог может добиться всего. Единственное
условие - улыбка должна быть искренней, потому что всё же самое главное – любить
этого маленького человечка, только начинающего путь во взрослую жизнь.
Создание ситуаций успеха в детском коллективе оказывает влияние не только
на настроение учеников, но и на качество обучения. В основе ожидания успеха у
младшего школьника – стремление заслужить одобрение старших: учителя, родителей.
Вы знаете, что в дружном коллективе видят не только и не столько недостатки, а главное,
видят достоинства друг друга. Давайте поучимся замечать хорошее у своих друзей. А
поможет вам в этом “волшебный стул”. На “волшебный стул” приглашается один из
участников игры: как только он садится, “высвечиваются” и становятся очевидными
только все его достоинства. Назовите все достоинства вашего одноклассника. Эти
упражнения помогают детям обрести уверенность в себе.
Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции класса.
Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной.
Общей радостью считают только те реакции классного коллектива, которые дают
возможность ученику почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия.
Как создать «ситуацию успеха» на уроке или занятии?
Прием «Эмоциональные поглаживания».
«Молодец», «ребята, я горжусь вами» - это похвала. Не бойтесь дарить добрые
слова, их никогда не бывает много.
Приём. «Анонсирование».
Учитель
(воспитатель)
заранее
предупреждает
школьника
о
предстоящей
самостоятельной,
контрольной
работе,
о
предстоящей
проверке
знаний.
Смысл
анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать:
посмотреть план сочинения, повторить правила, перечитать определенную тему,
подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем – то это напоминает репетицию, которая
создает психологическую установку на успех. Дает уверенность в силах, т.к. устраняет
синдром «внезапного нападения».
Прием «Даю шанс». При самостоятельной работе хоть у доски, хоть на месте,
каждый ребенок может использовать «свой шанс». Это значит - он может обратиться за
помощью к однокласснику и при этом снижения отметки за работу не будет.
О такой ситуации рассказывает в своей книге У. Глассер: «В одном из
классов американской средней школы появился психолог, чтобы провести
исследование
умственных способностей детей. После соответствующих тестов он
объявил имена тех, кто показал наиболее высокий коэффициент интеллектуальности.
При этом он сознательно совершил подлог: среди тех, кого он назвал самыми
умными, более половины в действительности обладали средними или невысокими
умственными возможностями. Через год, придя в ту же школу, он обнаружил, что
все те, кому он создал репутацию наиболее умных, являются лучшими учениками в
классе. А ведь о его подлоге никто не знал! Следовательно, репутация умницы создала
у слабых иной «Я-образ», побудивший их с интересом и старанием относиться к
учебе».
Прием «Умышленная ошибка».
Этот прием в последнее время стал широко использоваться. Его можно применять с
учетом возраста только на известном учащимся материале. Чем он хорош? Во – первых,
разрушается миф о всезнайстве учителя; во – вторых, весь класс стимулируется к работе.
Прием «Внесение мотива».
Воспитатель подходит к ученику и говорит: «Без твоей помощи твоим товарищам не
справиться…” Этот прием показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта
деятельность.
Прием «Персональная исключительность».
- Сегодня на занятии мы с вами говорили о дружбе людей и животных. Дома
напишите сочинение о любимом животном.
- «Даша, ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой. Найди к уроку
в интернете фотографии о дружбе людей и животных. Хорошо?» - «Света, только ты
сможешь написать небольшое стихотворение о животном.
- «Дима, только тебе я могу доверить выполнить это задание: найди в интернете и
скачай к уроку фильм «Хатико».
Важно усилие ребенка в предстоящей деятельности.
Прием «Высокая оценка детали».
- Запишите в тетради транскрипцию слов: олимпиада, Греция. После проверки
говорю: «Ты правильно выполнил задание со словом -олимпиада, но особенно тебе
удалось задание со словом -Греция».
Этот прием помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-
то его отдельной детали.
Прием «Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения
деятельности». Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека,
пожелания. «Возможно, лучше всего начать с …» «Выполняя работу, не забудьте о …»
Прием «Мобилизация активности детей». Побуждает к выполнению конкретных
действий. «Нам не терпится начать работу…»,«Так хочется поскорее увидеть…»
Созданию ситуации успеха способствует использование в учебно-воспитательном
процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип “Одна
голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”.
В нашей школе мы отбираем важные события года и проводим «Образовательные
события». Например: в год культуры обычаи и традиции народов России, в начальной
школе в группе продлённого дня провели праздник «Масленица». В этом учебном году с
интересом для детей проходят рождественские благотворительные ярмарки поделок
своими руками, средства от которых идут в фонд помощи животным. Участвуют
учащиеся разных возрастов по интересам. Одна группа рисует, другая танцует, третья
поет, четвертая ставит представление, пятая оформляет мероприятие, шестая несет
информационную задачу.
Активно применяется метод дифференцированного обучения. Этот метод позволяет
каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием,
способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные
мотивы учения, так как учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки,
восприятием окружающего, чертами характера.
Педагогу очень важно знать, какой эмоциональный фон преобладает в классном
коллективе в течение учебного дня, и насколько успешно оценивают свои учебные
достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой педагог подводит
учащихся, подводя итог урока, используя самооценку и взаимооценку. Поэтому
диагностика эмоционального состояния обучающихся в ходе учебно-воспитательного
процесса тоже важна при создании ситуации успеха учащихся в учебно-воспитательном
процессе.
В заключении хочется отметить. Ситуация успеха - длительный и кропотливый
процесс. Но игра стоит свеч. Ведь успех маленького человека сегодня- завтрашний успех
взрослого человека в жизни!