Напоминание

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция


Автор: Ирина Викторовна Маслова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "АСШ №19 им.Салиты"
Населённый пункт: Антрацит
Наименование материала: Урок литературы в 10 классе
Тема: Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция
Раздел: полное образование





Назад




10 класс Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Нравственная проблематика поэмы,

авторская позиция. Многообразие крестьянских типов.

Методическая цель: Развитие познавательной активности обучающихся.

Дидактические цели урока:

Образовательные:

1.Познакомить с исторической эпохой, которая легла в основу поэмы; с жанровым и сюжетно-

композиционным своеобразием; определить проблему поэмы, ее историческую значимость; помочь

обучающимся почувствовать социальную трагедию крестьянства.

2. Научить видеть и анализировать художественное своеобразие и языковые особенности поэмы.

3.Научить логически и аргументированно мыслить и высказываться, вырабатывать внимание к

художественному слову.

Развивающие:

1. Развитие коммуникативных, исследовательских компетенций, творческое саморазвитие, возможность

реализовать себя в разных видах деятельности.

2. Развитие памяти, речи, умение выделять главное, обобщать, систематизировать материал, логически

мыслить, рассуждать, стремление повышать профессиональный уровень.

Воспитательные:

1. Воспитание интереса к изучению творчества Некрасова, пробудить интерес к поэме, воспитание

внимательного читателя, любви к родному языку и литературе; воспитание чуткого, бережного

отношения к слову, к народным истокам, фольклорным традициям русского народа.

2. Формирование личности, способной ориентироваться в социокультурном пространстве: готовность к

самостоятельному духовному освоению художественных ценностей.

3.Привить интерес к избранной профессии, воспитать у обучающихся ответственность к делу, интерес к

дисциплине.

Ход урока

1.Организационный момент (1-2 минуты) : приветствие, подготовка обучающихся к уроку, рапорт

дежурного.

2.Сообщение темы и целей занятия ( 1-2 минуты ) (На экране)

Преподаватель русского языка и литературы:

Мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова.

На прошлом уроке мы говорили о его жизни и творчестве , о его стихотворениях.

Сегодня будем говорить о поэме – эпопее «Кому на Руси жить хорошо». Записать в тетради тему урока:

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная

проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. (На экране)

Цель урока: Познакомить с исторической эпохой, которая легла в основу поэмы; с жанровым и

сюжетно-композиционным своеобразием поэмы; определить проблему поэмы, ее историческую

значимость; помочь обучающимся почувствовать социальную трагедию крестьянства.

(На экране)

Эпиграфом к уроку будут слова из стихотворения «Элегия» - «Народ освобожден, но счастлив ли

народ?» (На экране)

Урок у нас с вами не совсем обычный, интегрированный. И проводить его мы будем вместе с

преподавателем истории Светланой Ервандовной.

Сюжет поэмы очень близок к народному сказу о поисках счастья и правды. (На экране) Внешне эти

части связаны темой дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь разрешить

не дающий им покоя вопрос: кому на Руси жить хорошо?

Герои поэмы семь (одно из традиционных значимых чисел) мужиков идут «Непоротой губернии,

Непотрошеной волости, Избыткова села». Семеро мужиков, заспоривших в «Прологе», наделены

лучшими качествами народного характера: болью за свой народ, бескорыстием, жгучим интересом к

главным вопросам жизни.

Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция.

Какую проблему ставит автор в поэме?

(Некрасов поднял проблемы социальные и экономические, психологические и нравственные; проблему

народного счастья после отмены крепостного права).

Сострадание, жалость испытывал к своему народу Н.А.Некрасов. Автор смотрит на мир глазами

крестьян, думает его думами.

Многообразие крестьянских типов.(На экране)

Множество голосов раздаются в поэме, сливаясь в единый голос- голос народа России. Нет конкретного

главного героя. Героем является русский народ в целом. После отмены крепостного права распалась

цепь великая, задев все слои населения. Семь мужиков-правдоискателей путешествуют по земле

русской, пытаясь разрешить не дающий им покоя вопрос: кому на Руси жить хорошо? На их пути

встречаются люди разных сословий: крестьяне, помещики, представители духовенства. Описание того,

что видели правдоискатели во время странствий по Руси, рассказы о себе воображаемых «счастливых»,

к которым обращались крестьяне, и составляет основное содержание поэмы: это встреча со

священником; разговор с помещиком; «счастливыми» в крестьянской среде. Некрасов сатирически

обличает холопство (дворовой с падагрой и холоп примерный Яков верный). Крестьяне в поэме –

носители лучших качеств народного характера- Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрена Тимофеевна,

Савелий, богатырь святорусский. Ни в одном произведении русской литературы не проявлялись с такой

силой и правдой характеры, привычки, взгляды, надежды русского народа, как в этой поэме. В главе,

«Сельская ярмонка», главным действующим лицом является толпа, широкая и многоликая. Некрасов

создает картины, в которых народ сам заговорил, рассказал о себе, раскрыв самые лучшие и самые

неприглядные черты своего жития. В главе «Крестьянка» предстает перед странниками Матрена

Тимофеевна, воплощающая в себе лучшие качества русского женского характера. Суровые условия

оттачивали особый женский характер — независимый, привыкший везде и во всем полагаться на свои

собственные силы. По первоначальному замыслу крестьяне должны были убедиться, что найти

счастливого человека на Руси невозможно. Но он появился в жизни — «новый герой новой эпохи»,

разночинец-демократ. Автор вводит в поэму новое лицо — народного заступника Гришу

Добросклонова, видящего свое счастье в служении народу. Он верит в светлое будущее народа в

результате борьбы. И как бы в ответ на рост народного сознания начинают звучать песни Гриши,

знающего о том, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы

за «Непоротую губернию, Непотрошеную волость, Избытково село».

5.Закрепление полученных знаний (3минут) Преподаватель истории:

Викторина

1. Как назывался документ об освобождении крестьян?

2. В каком положении оказались крестьяне в результате этой реформы?

Преподаватель русского языка и литературы:

3.Кто больше?

Назовите названия деревень, из которых явились мужики? (Заплатово, Знобишино, Дыряево, Разутово,

Горелово, Неелово, Неурожайка).

4. Что мы узнали? Нашли ли мужики счастливого в этой главе?

Вывод:

Почему изучение этого материала важно для нас?

Некрасов вслед за Пушкиным и Гоголем задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и

его основной массы - русского крестьянина пореформенной эпохи, показать грабительский характер

крестьянской реформы и ухудшение народной участи. Но главное - это показ таланта, воли, стойкости

и оптимизма русского мужика.

Преподаватели русского языка и литературы: Как связана наша тема урока с вашей будущей

профессией? (Наша профессия «Секретарь»и мы будем работать с разными видами документов, в том

числе и с историческими. )

6. Итоговая часть занятия ( 1-2 минуты)

Подведение итогов интегрированного урока, выставление комментируемых оценок.

8.Домашнее задание: Прочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо».

Прочитать в учебнике История стр. 61-63



В раздел образования