Автор: Водяникова Анна Владимировна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦВР Волгодонского района
Населённый пункт: станица Романовская
Наименование материала: статья
Тема: "Организация работы с детьми ОВЗ и инвалидами в условиях учреждения дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование
Организация работы с детьми ОВЗ и инвалидами в условиях
учреждения дополнительного образования
Каждый ребенок приходит в этот мир особенным. Мы не можем повлиять на то,
каким он родится – мы может только сотрудничать с природой, чтобы позволить
этому ребенку развиться согласно его потенциалу и его внутренней тайне. И
именно в этом сложнейшая задача для родителей и взрослых, которые отвечают
за воспитание ребенка. Ведь каждый ребенок неповторим.
Образовательная политика
нашего
государства,
учитывая
изменяющиеся
социально-экономические условия, определяет ориентиры для образовательных
организаций. На сегодняшний день в приоритете обучение и воспитание детей с
ограниченными возможностями здоровья, их становление и развитие. Почему
данная категория под пристальным вниманием государства? Наверное, потому,
что одной из самых тревожных тенденций XXI века стало неуклонно
увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с
ограниченными возможностями во всём мире, и проблема их социализации стала
очень актуальной. Признание прав таких детей, их интересов и потребностей,
помощь в личностном развитии и выборе профессиональной деятельности теперь
стало заботой государства.
В детском творческом объединении дополнительного образования в составе
одного коллектива могут быть дети одаренные, с низкими способностями,
имеющие физические недостатки, дети разного возраста.
Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) - это дети, имеющие
недостатки в психическом или (и) физическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению
образования без создания специальных условий. (Федеральный закон №273 "Об
образовании в РФ") Еще их называют детьми с особыми образовательными
потребностями.
Различают следующие категории детей с ОВЗ :
1. Дети с нарушением слуха (Глухие, слабослышащие, ранооглохшие и
позднооглохшие)
2. Дети с нарушением зрения (Слепые, слабовидящие)
3. Дети с нарушением речи
4. Дети с нарушением интеллекта (дети с умственной отсталость разной степени)
5. Дети с задержкой психического развития (ЗПР)
6. Дети с нарушением опорно - двигательного аппарата (ДЦП)
7. Дети с нарушениеи поведения и общения (расстройство аутистического
спектра)
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так
называемыми сложными дефектами (сочетание 2х и более нарушений: дети с
умственной отсталостью и ДЦП).
Ребенок с инвалидностью - это лицо до 18 лет со стойким расстройством
функций организма, приведшим к ограничению жизнедеятельности. Статус
ребенка с инвалидностью присваивается бюро медико-социальной экспертизы
(МСЭ), в то время как статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-
педагогической комиссией (ПМПК). И статус ребенка с инвалидностью и статус
ребенка с ОВЗ может быть отменен или изменен, если у ребенка наблюдаются
изменения в состоянии здоровья.
Оба понятия ребенок с инвалидностью и ребенок с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) предполагают наличие патологии или
заболевания, ограничивающего возможности ребенка Разница заключается в
наличии или отсутствии инвалидности.
Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями
травм, согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95,
федеральным госучреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) не получил
группу по инвалидности, он является ребенком с ОВЗ. Следовательно, дети с
ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут
быть причислены к категории детей с ОВЗ.
С точки зрения психологов термин «ОВЗ» звучит более корректно, чем термин
«инвалид». Потому что, первый – это не раскрытый потенциал ребенка, а второй
– окончательный диагноз.
Не каждому ребенку с инвалидностью требуются специальные условия для
получения образования, например, ребенку с сахарным диабетом они не нужны.
В настоящее время ведущим направлением в обучении и воспитании детей с
ограниченными возможностями здоровья является инклюзивное образование.
Модель инклюзивного образования предполагает создание для детей с особыми
потребностями
безбарьерной среды
обучения,
приспособление образовательной среды к их нуждам и оказание необходимой
поддержки в процессе совместного обучения со здоровыми сверстниками. Еще Л.
С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в
которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением
детей с нормальным развитием. Совместное обучение дает многое, как здоровым
школьникам, так и детям с нарушениями в развитии. Именно совместная
интеграция способствует формированию у здоровых ребят толерантности,
развивает
чувство
взаимопомощи
и
стремления
к
сотрудничеству,
совершенствует коммуникативные навыки. Дети становятся более зрелыми в
личностном
плане,
гуманными
гражданами,
понимающими
важность
совместного проживания всех людей независимо от их индивидуальных
особенностей.
Дополнительное образование, в отличие от общего, наиболее приспособлено для
создания
доступной образовательной
среды,
что обусловлено самой
его
спецификой:
меньшая,
чем
в
общем образовании, наполняемость
группы:
количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также
продолжительность
учебных
занятий
в
объединении
зависят
от
направленности дополнительных
общеобразовательных программ
и
определяются
локальным
нормативным
актом организации,
осуществляющей образовательную
деятельность;
практико-ориентированный
характер
обучения;ориентация образовательного
процесса
не
на «среднего
ученика», как в школе, а на личные потребности и возможности каждого
учащегося;возможность обучающегося максимально сконцентрироваться на
любимом деле;отсутствие жесткой регламентации образовательного процесса,
связанной с необходимостью выполнения образовательных стандартов.
Выделяют восемь принципов инклюзивного образования :
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных
взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что
они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Педагогу нужно владеть общепринятой терминологией, которая необходима
в работе с детьми с ОВЗ.Содержание деятельности педагога обуславливается
многими факторами, в том числе:
- спецификой нарушений развития ребёнка;
- уровнем его желания и активности;
- готовностью учреждения к инклюзивному образованию (условия обучения);-
готовностью педагогического коллектива;
- интересом родителей;
Закон
об образовании даёт
педагогическим работникам свободу
в
выборе
средств,
методов
обучения
и
воспитания.
Но
следует
помнить,
что
специфика работы требует профессионализма, знаний особенностей развития
детей с особыми потребностями, определённых знаний по использованию
современных образовательно-воспитательных технологий, поэтому работать с
такими детьми должны педагогические работники, прошедшие соответствующую
переподготовку.
Образовательный маршрут
должен
определяться
на
основании
решения
психолого-медико-педагогической комиссии и с учётом особенностей развития и
возможностей ребенка, порой и с непосредственным участием родителей.
Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа,
предназначенная для обучения одного конкретного обучающегося, направленная
на развитие его индивидуальных способностей. Для детей с ОВЗ он строится в
зависимости
от
степени
выраженности
недостатков
его
психического
и (или) физического развития, от пожеланий родителей, рекомендаций медиков и
желания ребёнка.
Такие программы имеют творческую направленность, включают творческое
мышление, воображение,
коммуникативные
навыки
ребенка.
Обучение
по
индивидуальному
учебному
маршруту
в
сочетании
с
применением
современных образовательных технологий
помогает
сделать образовательный процесс гибким и успешным в освоении обучающимися
с ограниченными возможностями здоровья дополнительных образовательных
программ.Каждый педагог дополнительного образования должен помнить о том,
что деятельность обучающихся должна быть ориентирована на создание
ситуации успеха; обучение и воспитание таких детей затруднено, потому что они
воспринимают
окружающий
мир
порой
враждебно
и
агрессивно;
им
хочется «уйти» от такого мира; при реализации образовательной программы
чаще нужно использовать игровую деятельность (дети учатся общаться друг с
другом, упражнения по развитию общей и мелкой моторики, психогимнастику и
релаксацию (снимает мышечные спазмы и зажимы); в процессе общения нужно
принимать
ребенка
таким,
какой
он
есть,
не
сравнивать
с
окружающими, обращаться только по имени; важно хвалить и поощрять ребёнка
в целях повышения его самооценки (но ребёнок должен знать, за что его
хвалят); замечания вредны и по возможности нужно делать их не так часто, не
высмеивать слабости и ошибки; вести себя нужно спокойно в любой ситуации;
речь и поведение педагога важны: тон ровный и выдержанный, говорить
отчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса; движения должны
быть спокойными и уверенными; нельзя обсуждать при детях отрицательные
качества их самих, их родственников либо других детей; ребёнок может
чрезмерно фантазировать, придумывать в своих рассказах факты его жизни или
окружающих и надо учитывать это в работе.
Активность родителей и их участие в образовательном процессе является залогом
обучения и социализации детей с ОВЗ и инвалидов. Включение родителей
в образовательную деятельность помогает им увидеть представление о своем
ребенке
с
другой
стороны
и
его
месте
в
обществе,
решить
многие
внутрисемейные проблемы, связанные с социализацией и обучением «особенного
ребенка», раскрывает творческие возможности родителей и детей. Введение
обучающегося
с
ограниченными
возможностями
в
здоровье
в
контекст
общепринятых
культурных
ценностей
открывает
им
возможность
переосмысления собственной жизни; задает новые темпы для реализации личных
задач, пробуждает стремление, готовность занять активную жизненную позицию
в обществе.Получая, таким образом, образование, ребенок с ОВЗ овладевает
полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально
доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы
социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи
и общества.