Напоминание

"Организация работы с детьми ОВЗ и инвалидами в условиях учреждения дополнительного образования"


Автор: Водяникова Анна Владимировна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦВР Волгодонского района
Населённый пункт: станица Романовская
Наименование материала: статья
Тема: "Организация работы с детьми ОВЗ и инвалидами в условиях учреждения дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Организация работы с детьми ОВЗ и инвалидами в условиях

учреждения дополнительного образования

Каждый ребенок приходит в этот мир особенным. Мы не можем повлиять на то,

каким он родится – мы может только сотрудничать с природой, чтобы позволить

этому ребенку развиться согласно его потенциалу и его внутренней тайне. И

именно в этом сложнейшая задача для родителей и взрослых, которые отвечают

за воспитание ребенка. Ведь каждый ребенок неповторим.

Образовательная политика

нашего

государства,

учитывая

изменяющиеся

социально-экономические условия, определяет ориентиры для образовательных

организаций. На сегодняшний день в приоритете обучение и воспитание детей с

ограниченными возможностями здоровья, их становление и развитие. Почему

данная категория под пристальным вниманием государства? Наверное, потому,

что одной из самых тревожных тенденций XXI века стало неуклонно

увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с

ограниченными возможностями во всём мире, и проблема их социализации стала

очень актуальной. Признание прав таких детей, их интересов и потребностей,

помощь в личностном развитии и выборе профессиональной деятельности теперь

стало заботой государства.

В детском творческом объединении дополнительного образования в составе

одного коллектива могут быть дети одаренные, с низкими способностями,

имеющие физические недостатки, дети разного возраста.

Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) - это дети, имеющие

недостатки в психическом или (и) физическом развитии, подтвержденные

психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению

образования без создания специальных условий. (Федеральный закон №273 "Об

образовании в РФ") Еще их называют детьми с особыми образовательными

потребностями.

Различают следующие категории детей с ОВЗ :

1. Дети с нарушением слуха (Глухие, слабослышащие, ранооглохшие и

позднооглохшие)

2. Дети с нарушением зрения (Слепые, слабовидящие)

3. Дети с нарушением речи

4. Дети с нарушением интеллекта (дети с умственной отсталость разной степени)

5. Дети с задержкой психического развития (ЗПР)

6. Дети с нарушением опорно - двигательного аппарата (ДЦП)

7. Дети с нарушениеи поведения и общения (расстройство аутистического

спектра)

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так

называемыми сложными дефектами (сочетание 2х и более нарушений: дети с

умственной отсталостью и ДЦП).

Ребенок с инвалидностью - это лицо до 18 лет со стойким расстройством

функций организма, приведшим к ограничению жизнедеятельности. Статус

ребенка с инвалидностью присваивается бюро медико-социальной экспертизы

(МСЭ), в то время как статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-

педагогической комиссией (ПМПК). И статус ребенка с инвалидностью и статус

ребенка с ОВЗ может быть отменен или изменен, если у ребенка наблюдаются

изменения в состоянии здоровья.

Оба понятия ребенок с инвалидностью и ребенок с ограниченными

возможностями здоровья (ОВЗ) предполагают наличие патологии или

заболевания, ограничивающего возможности ребенка Разница заключается в

наличии или отсутствии инвалидности.

Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями

травм, согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95,

федеральным госучреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) не получил

группу по инвалидности, он является ребенком с ОВЗ. Следовательно, дети с

ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут

быть причислены к категории детей с ОВЗ.

С точки зрения психологов термин «ОВЗ» звучит более корректно, чем термин

«инвалид». Потому что, первый – это не раскрытый потенциал ребенка, а второй

– окончательный диагноз.

Не каждому ребенку с инвалидностью требуются специальные условия для

получения образования, например, ребенку с сахарным диабетом они не нужны.

В настоящее время ведущим направлением в обучении и воспитании детей с

ограниченными возможностями здоровья является инклюзивное образование.

Модель инклюзивного образования предполагает создание для детей с особыми

потребностями

безбарьерной среды

обучения,

приспособление образовательной среды к их нуждам и оказание необходимой

поддержки в процессе совместного обучения со здоровыми сверстниками. Еще Л.

С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в

которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением

детей с нормальным развитием. Совместное обучение дает многое, как здоровым

школьникам, так и детям с нарушениями в развитии. Именно совместная

интеграция способствует формированию у здоровых ребят толерантности,

развивает

чувство

взаимопомощи

и

стремления

к

сотрудничеству,

совершенствует коммуникативные навыки. Дети становятся более зрелыми в

личностном

плане,

гуманными

гражданами,

понимающими

важность

совместного проживания всех людей независимо от их индивидуальных

особенностей.

Дополнительное образование, в отличие от общего, наиболее приспособлено для

создания

доступной образовательной

среды,

что обусловлено самой

его

спецификой:

меньшая,

чем

в

общем образовании, наполняемость

группы:

количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также

продолжительность

учебных

занятий

в

объединении

зависят

от

направленности дополнительных

общеобразовательных программ

и

определяются

локальным

нормативным

актом организации,

осуществляющей образовательную

деятельность;

практико-ориентированный

характер

обучения;ориентация образовательного

процесса

не

на «среднего

ученика», как в школе, а на личные потребности и возможности каждого

учащегося;возможность обучающегося максимально сконцентрироваться на

любимом деле;отсутствие жесткой регламентации образовательного процесса,

связанной с необходимостью выполнения образовательных стандартов.

Выделяют восемь принципов инклюзивного образования :

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных

взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что

они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Педагогу нужно владеть общепринятой терминологией, которая необходима

в работе с детьми с ОВЗ.Содержание деятельности педагога обуславливается

многими факторами, в том числе:

- спецификой нарушений развития ребёнка;

- уровнем его желания и активности;

- готовностью учреждения к инклюзивному образованию (условия обучения);-

готовностью педагогического коллектива;

- интересом родителей;

Закон

об образовании даёт

педагогическим работникам свободу

в

выборе

средств,

методов

обучения

и

воспитания.

Но

следует

помнить,

что

специфика работы требует профессионализма, знаний особенностей развития

детей с особыми потребностями, определённых знаний по использованию

современных образовательно-воспитательных технологий, поэтому работать с

такими детьми должны педагогические работники, прошедшие соответствующую

переподготовку.

Образовательный маршрут

должен

определяться

на

основании

решения

психолого-медико-педагогической комиссии и с учётом особенностей развития и

возможностей ребенка, порой и с непосредственным участием родителей.

Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа,

предназначенная для обучения одного конкретного обучающегося, направленная

на развитие его индивидуальных способностей. Для детей с ОВЗ он строится в

зависимости

от

степени

выраженности

недостатков

его

психического

и (или) физического развития, от пожеланий родителей, рекомендаций медиков и

желания ребёнка.

Такие программы имеют творческую направленность, включают творческое

мышление, воображение,

коммуникативные

навыки

ребенка.

Обучение

по

индивидуальному

учебному

маршруту

в

сочетании

с

применением

современных образовательных технологий

помогает

сделать образовательный процесс гибким и успешным в освоении обучающимися

с ограниченными возможностями здоровья дополнительных образовательных

программ.Каждый педагог дополнительного образования должен помнить о том,

что деятельность обучающихся должна быть ориентирована на создание

ситуации успеха; обучение и воспитание таких детей затруднено, потому что они

воспринимают

окружающий

мир

порой

враждебно

и

агрессивно;

им

хочется «уйти» от такого мира; при реализации образовательной программы

чаще нужно использовать игровую деятельность (дети учатся общаться друг с

другом, упражнения по развитию общей и мелкой моторики, психогимнастику и

релаксацию (снимает мышечные спазмы и зажимы); в процессе общения нужно

принимать

ребенка

таким,

какой

он

есть,

не

сравнивать

с

окружающими, обращаться только по имени; важно хвалить и поощрять ребёнка

в целях повышения его самооценки (но ребёнок должен знать, за что его

хвалят); замечания вредны и по возможности нужно делать их не так часто, не

высмеивать слабости и ошибки; вести себя нужно спокойно в любой ситуации;

речь и поведение педагога важны: тон ровный и выдержанный, говорить

отчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса; движения должны

быть спокойными и уверенными; нельзя обсуждать при детях отрицательные

качества их самих, их родственников либо других детей; ребёнок может

чрезмерно фантазировать, придумывать в своих рассказах факты его жизни или

окружающих и надо учитывать это в работе.

Активность родителей и их участие в образовательном процессе является залогом

обучения и социализации детей с ОВЗ и инвалидов. Включение родителей

в образовательную деятельность помогает им увидеть представление о своем

ребенке

с

другой

стороны

и

его

месте

в

обществе,

решить

многие

внутрисемейные проблемы, связанные с социализацией и обучением «особенного

ребенка», раскрывает творческие возможности родителей и детей. Введение

обучающегося

с

ограниченными

возможностями

в

здоровье

в

контекст

общепринятых

культурных

ценностей

открывает

им

возможность

переосмысления собственной жизни; задает новые темпы для реализации личных

задач, пробуждает стремление, готовность занять активную жизненную позицию

в обществе.Получая, таким образом, образование, ребенок с ОВЗ овладевает

полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально

доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы

социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи

и общества.



В раздел образования