Напоминание

Витраж


Автор: Ильина Наталья Дмитриевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Старомайнская ДШИ"
Населённый пункт: р.п. Старая Майна, Ульяновская область
Наименование материала: Методические рекомендации по овладению навыками создания витража на уроках изобразительного искусства в ДШИ
Тема: Витраж
Раздел: дополнительное образование





Назад




Доклад на МО преподавателя

МБУДО «Старомайнская ДШИ»

Ильиной Натальи Дмитриевны

Методические рекомендации по овладению навыками создания витража на

уроках изобразительного искусства в ДШИ.

В любой программе по изобразительному искусству входят блоки декоративно-

прикладного искусства. У Б.М. Неменского практически вся программа строиться на

элементах ДПИ.

Именно декоративно-прикладное искусство дети любят больше всего. На таких

уроках возможно применение нетрадиционных форм проведения урока. А все новое

обучающиеся принимают с радостью. Цель, к которой стремится учитель на занятии –

создать условия для освоения новой техники - техники рисования по стеклу, так

называемый «Витраж», а также учить понимать и видеть особенность материалов для

создания таких работ и грамотно создавать композиции на стекле.

Хорошо известно, что в древние времена, методы обучения включали

подражание - танцы, ритуалы, обряды, игры, поскольку обучение строилось на

принципе передачиопыта от поколения к поколению. Затем, в эпоху средневековья

преобладали словесные методы. После, в период открытий изобретений, ведущая роль

в обучении отводится методам наглядного обучения.

Трудно представить себе, что бы современного учитель не использовал

дополнительные методических пособия. В настоящее время, наглядные методы

используются наряду со словесными и практическими методами обучения. Именно

совокупное использование помогает обогатить процесс обученияи сделать его

интересным.

Также

рекомендуется

применение

мультимедийных

пособий,

а

именно

презентаций.

В художественной практике реализуются различные методики выполнения

произведений декоративно- прикладного искусства, в частности витража, поскольку за

все

годы

существования

данного

направления,

практика

выполнения

совершенствовалась и преобразовывалась. Рекомендуется использовать те методики,

которые основаны на поэтапном, т.е. постепенном изучении создания элементов

декоративной композиции. Учебный процесс должен строиться по принципу:

художественный замысел – набросок графический – эскиз графический – работа

в цвете.

При работе над витражом необходимо выделить закономерности по обработке

элементов витража, поскольку именно выполнение всех этапов работы обеспечить

положительный результат. При этом обучающийся

поймет и сможет достойно

оценить свой труд и необходимость его совершения. Необходимо учитывать, что

декоративная

обработка

стекла

или

стеклянной

поверхности

требует

некую

схематизацию действий. Также необходимо учитывать цветовое решение и основы

композиционного построения для грамотной и последовательной работы над

витражом. Необходимо иметь навыки изобразительной деятельности, а также владеть

основными видами художественных инструментов и материалов.

Исходя из этого, конкретность задания – это необходимое условие успеха в

процессе обработки элементов витража, то есть четкое понимание дальнейшей

работы. Это понимание имеет важную роль в процессе работы над витражом.

Для разработки эскиза требуется воображение и память, т.к. эскиз составляется

по заданной тематике, но на основе полученного ранее жизненного опыта.

Практическая часть хоть и требует внимательности, но вполне доступна для разного

уровня владения навыками изобразительного искусства.

При

выполнении

практической

работы

включаются

различные

виды

анализаторов, а именно: двигательные, мускульно-осязаемые, зрительные. Хочется

напомнить, что развитие изобразительным и декоративно прикладным искусством

положительно сказывается на развитии воображения, мышления, а также на развитие

мелкой моторики, что, в свою очередь, положительно сказывается на общем развитии

ребенка.

Занимаясь с удовольствием, обучающиеся становились спокойнее и легче

переносили изменения связанные пубертатным периодом. К тому же известно, что

изобразительной деятельности выражает своеобразие многих сторон детской психики.

Это можно проследить в работах детей. Не будем углубляться в психологические

аспекты,

но

именно

такое

наблюдение

способствует

пониманию

детского

психологического

состояния,

поскольку

именно

художественная,

а

именно

изобразительная деятельность, помогает лучше узнать ребенка, особенности его

мышления, воображения, памяти, внимания, мелкой моторики и

эмоционально-

волевой сферы.

Занимаясь витражом, ребенок учится соизмерять, сравнивать, анализировать,

думать, воображать и сочинять. Известно, что до 7 лет ребенок познает мир через

игру. Занятия витражом помогают сохранить это познание немного видоизменив его.

Витраж – это действительно особый мир, позволяющий реализовать себя через игру,

но эта игра – не открыта окружающим, это творческий поиск и творческий процесс.

Давайте рассмотрим основные этапы создания витража, а именно витражной

росписи. Поскольку самым простым видом и менее травмоопасным является именно

витражная роспись. Помимо этого, расписывая стеклянную поверхность можно

создавать интересные цветопереходы и подчеркивать нюансы.

1. Прежде всего, необходимо определиться с темой будущей работы. В

соответствии с темой выбрать изображение и сделать эскиз. Изображение может быть

взято из открытых источников и доработано, либо можно нарисовать эскиз. Важно

отметить, что эскиз необходимо выполнять на бумаге в полный размер будущего

витража.

2. Стекло накладывается на заготовленный ранее эскиз. Важно отметить, что

необходима фиксация эскиза, поскольку во время работы он может сдвинуться, что

пагубно скажется на будущем витраже. Если работа выполняется на стекле от

фоторамки, то работая над основным витражом мы вставляем эскиз в рамку и лишь

работая над краями, необходимо будет достать из рамки.

3. С помощью спирта или спиртосодержащего состава обезжирить лицевую

сторону стекла, на которую наноситься рисунок. Это необходимо, чтобы очистить

поверхность от загрязнений и жиросодержащих следов. Важно, после очищения не

оставить новых загрязнений, для этого нельзя трогать пальцами без перчаток

очищенную поверхность. Если поверхность плохо очищена, то краска в процессе

работы будет скатываться и затем. После просушки отойдет. Изделие будет

испорчено.

4. Следующий этап – перенос эскиза на поверхность стекла. Если используется

съемный вираж, то можно применять маркер. Но я рекомендую использовать

специальные акриловые контуры для работы с витражными красками. Помимо того,

что они отлично сочетаютсяс общей цветовой гаммой витража, они еще и

препятствуют растеканию витражных красок.

5. Нанесение витражных красок. Самый долгий и кропотливый процесс. Хочу

отметить, что несмотря на то, что витражные краски жидкие, для получения более

светлых или прозрачных оттенков не добавляют воду. Для этих целей есть

специальный разбавитель – это такая же витражная краска, но не имеющая цвета. При

нанесении красок могут формироваться маленькие пузырьки.Их необходимо вовремя

убирать, поскольку они останутся на работе даже после высыхания. Убрать их можно

кончиком сухой кисти или с помощью зубочистки. Для того, чтобы не было пузырьков

надо аккуратно набирать краску на кисть, не делая резких движений. Также

переносить краски с места на место перед работой нужно аккуратно, поскольку любое

встряхивание приводит к образованию пузырьков.

6. Сушка виража. После завершения нанесения красок работу необходимо

просушить в течение 24-48 часов, после этого витраж считается законченным.

7. Завершающий этап. Самым последним этапом является покрытие витража

защитной пленкой или лаком. Рекомендуется использовать лак. Поскольку пленка не

всегда ложится ровно, тем самым портится вся предыдущая работа. Исправлять

неточности нанесения пленки – это трудоемкий процесс. Хотя можно защитный слой

не делать.

Как говорилось выше, краски бывают разными.

Съемный витраж. С помощью таких красок можно создать своегорода

расписную аппликацию. Она снимается со стекла и переносится на любую гладкую

поверхность. Такие витражные краски подходят для начинающих мастеров и детей.

Их можно использовать. Чтобы понять сам принцип работы с витражом. Конечно,

сделать красивый и износостойкий витраж такими красками невозможно. Эти краски

не требуют контур, поскольку не растекаются. Рекомендуется такие краски только для

детей дошкольного возраста.

Краски по стеклу и керамике. Этот вид красок подходит для росписи любых

поверхностей. Включая и стекло. Многие ошибочно думают, что ими можно делать

витражную роспись. Но это не так. Краски по стеклу и керамике непрозрачны,

поэтому не дают требуемый эффект. Такие краски не рекомендуется использовать для

непрозрачных изделий и, уж точно, их не стоит использовать для росписи

светопропускающих ограждающих конструкций. Эти краски не требуют контуров.

Контурные краски используют по желанию.

Витраж. Этот вид красок отлично подходит для витражной росписи. Они

жидкие и прозрачные. Требуют обязательного применения контурных красок, либо

мягкого контура.

Также, в процессе создания витража для нанесения красок требуются кисти, а

иногда и поролоновые тампоны или губки, палитры. Кисти лучше брать круглые

длинно-ворсистые. Конечно, беличьи кисты больше вбирают краски и работать ими

быстрее, но в данный момент беличьи кисти плохого качества и по мере работы ими

выпадает ворс, что портит работу. Синтетические кисти ворс не теряют. Стоят

дешевле и ими можно убирать образовывающиеся во время работы пузырьки.

Таким образом, мы можем подвести итоги и сделать выводы. Изучение

декоративно-прикладного искусства, в частности витражной техники, не только

положительно

сказывается

на

развитии

практических

навыков,

но

и

на

психологическом развитии школьников. С точки зрения развития практического

опыта, обучение навыкам витража увеличивает точность двигательной активности и

мелкой моторики рук. Это способствует развитию мозга и, как следствие,

положительно сказывается на общем развитии обучающегося. Помимо мышления,

внимания, фантазии, воображения формируется точность и аналитика производимых

действий.



В раздел образования