Напоминание

"Проблемы формирования орфографической грамотности младших школьников"


Автор: Красикова Татьяна Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: БОУ г. Омска "Гимназия 146"
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемы формирования орфографической грамотности младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Проблемы формирования орфографической грамотности младших

школьников

Красикова Татьяна Борисовна

БОУ.г. Омска «Гимназия 146» . г.Омск

Орфографическая грамотность

— это одно из важнейших умений,

необходимых для успешного обучения и социализации детей в обществе. В

начальной школе закладываются основы грамотности, и именно в этот

период у детей формируется отношение к письму, а также навыки, связанные

с правильным написанием слов. Однако в процессе обучения возникают

различные проблемы, которые могут мешать развитию орфографической

грамотности. В данной статье рассмотрим основные из них и возможности их

преодоления.

Причины проблем в формировании орфографической грамотности

1.

Недостаток фонематического слуха

Одной

из

ключевых

составляющих

орфографической

грамотности

является фонематический слух — умение различать звуки и их

последовательности в словах. У детей, у которых этот навык не развился в

должной мере, возникают трудности с написанием слов, особенно по

аналогии. Они могут путать буквы и слоги, что приводит к ошибкам в

письме.

2.

Знание правил орфографии

Младшие школьники часто не в состоянии осознанно запомнить и

применять орфографические правила. На этом уровне обучения многие

правила являются абстрактными, и детям сложно применять их в

практической деятельности. Это может быть связано как с недостаточным

количеством обучения, так и с неэффективной методикой преподавания.

3.

Отсутствие мотивации

Иногда детская мотивация к обучению письму может быть низкой. Это

может быть связано с тем, что учитель не создает интересной и

увлекательной атмосферы на уроках. Дети не понимают, зачем им нужно

изучать орфографию, и поэтому не усваивают материал.

4.

Информационные технологии

Современные дети часто используют устройства с автозаполнением и

проверкой правописания, что может привести к формированию привычки

не обращать внимания на собственные ошибки. Это также может

уменьшить стремление учиться и совершенствоваться в написании слов

5. Влияние окружающей среды

На формирование орфографической грамотности также влияют факторы

окружающей среды. Важно, чтобы родители активно участвовали в

обучении детей, читали книги и поощряли их к самостоятельному

написанию небольших текстов. Семейная атмосфера и доступность

литературы играют значительную роль в развитии литературных навыков

ребенка.

Способы преодоления проблем

5.

Развитие фонематического слуха

Для улучшения фонематического слуха полезно проводить специфические

упражнения, такие как игры со звуками, рифмы и звукоподражания. Эти

активности могут помочь детям научиться правильно различать и

произносить звуки.

5.

Игровые методы обучения

Использование

игр

и

интерактивных

заданий

на

уроках

может

значительно повысить интерес детей к орфографии. Например, игра

«Слова на букву» или «Составь слово» не только развлекает, но и

стимулирует аналитическое мышление.

5.

Индивидуальный подход

Каждый ребенок уникален, и учителя должны находить индивидуальные

пути к каждому ученику. Индивидуальные задания и работа с слабыми

местами может помочь детям преодолеть трудности в написании.

5.

Общение с родителями

Регулярное взаимодействие с родителями важно для создания общего

образовательного пространства. Учителям стоит проводить родительские

собрания и информировать родителей о том, как можно помочь детям в

обучении.

5.

Использование технологий с умом

Приучение детей использовать технологии направленно и осознанно

может

помочь

формировать

правильные

привычки.

При

наличии

инструментов проверки правописания важно обратить внимание на

необходимость их анализа, чтобы ребенок сам осознал свои ошибки.

Заключение

Формирование орфографической грамотности у младших школьников —

это сложный, но важный процесс, требующий внимания и усилий со

стороны как учителей, так и родителей. Применение разнообразных

методов

и

подходов,

развитие

фонематического

слуха,

создание

мотивационной среды и активное сотрудничество с родителями могут

значительно улучшить ситуацию. Только таким образом можно достичь

успеха и помочь детям овладеть навыками грамотного письма, что будет

важным фундаментом для их дальнейшего обучения и развития.

Список используемой литературы

1.Андреева, Н. Н. (2018). Обучение грамоте в начальной школе:

теоретические и практические аспекты. М.: Просвещение.

2.Голубева, И. В. (2021). Формирование орфографической грамотности у

младших школьников: методические рекомендации. СПб.: РГПУ им. А. И.

Герцена.

3.Захарова, С. Е. (2019). Психология обучения и воспитания в начальной

школе. М.: Академический проект.

4. Ленгардт, О. А. (2020). Орфографическая грамотность: проблемы и

пути решения. Вестник образовательных технологий, 5(2), 45–52.

5.Смирнова,

А.

В.

(2017).

Фонематический

слух

как

основа

орфографической грамотности. Научный вестник. Серия «Психология и

педагогика», 16(3), 120–126.

6.Фипи.

(2022).

Методические

рекомендации

по

преподаванию

орфографии в начальной школе. Москва: ФГБНУ "Федеральный институт

педагогических измерений".

7. Шевченко, О. С. (2020). Мотивация обучения грамоте у младших

школьников. Психология образования, 3(1), 78–84.

8.Эгашина, Т. Л., & Трифонова, Я. О. (2023). Влияние цифровых

технологий на грамотность детей: новые вызовы и решения. Журнал

цифрового образования, 4(1), 34–42.

9.Якиманская, Л. А. (2019). Развитие навыков орфографического анализа у

учащихся начальной школы. Вестник гуманитарных исследований, 3(2),

58–66.



В раздел образования