Напоминание

"Подросток и конфликт"


Автор: Петрунина Надежда Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГК УСО "Октябрьский СРЦН"
Населённый пункт: САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ, г. ОКТЯБРЬСК
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Подросток и конфликт"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Занятие с элементами тренинга "Подросток и конфликт"

Форма занятия: занятие с элементами тренинга

Тема мероприятия: «Подросток и конфликты»

Оборудование:

v презентация «Конфликты в нашей жизни»;

v квадратики черного, красного, зеленого цвета

v Памятки.

Цель: формирование и развитие навыков разрешения конфликтов у

подростков в школе, в семье, при общении со сверстниками, помочь

участникам научиться понимать позицию другого. Выявить особенности

поведения человека в конфликте и способы его разрешения. Дать

определение понятия конфликт. Учить анализировать собственное поведение

в конфликтной ситуации.

Ход работы.

- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами будет интересное занятие, но

прежде чем мы его начнем ознакомимся с правилами работы.

Школа – это пространство, где каждый день встречаются сотни людей -

детей и взрослых. Немудрено, что в их совместной деятельности возникает

множество конфликтных ситуаций. Каждый из вас когда-нибудь ссорился, а

если нет, то вы не просто счастливый, а уникальный человек. Если же вам

приходилось переживать ссоры, то вы, конечно, помните, как это было

неприятно, какое беспокойство доставляет ссора. Сегодня мы рассмотрим

понятие «конфликт», причины возникновения конфликта, а также основные

модели поведения человека в конфликтных ситуациях, Наша цель- показать

возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путем их

конструктивного решения. Попробуем разрешить это противоречие наиболее

доступным нам способом- способом изучения проблемы. Обратите внимание

на доску, прочитайте что такое конфликт.

Ребята , послушайте внимательно притчу о коробочках ,потом мы с вами

обсудим ,что хотели донести до нас в этой притчи .

Притча коробочка- Чтение притчи «Коробочка».

Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное

устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран.

Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились

пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек.

Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что

увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь.

Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной.

Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с

восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки.

Но оказалось, что он увидел совсем другое. Как так?

-Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ. Это мы с вами

попытаемся выяснить с помощью упражнения «Эксперимент».

Упражнение «Эксперимент»: сейчас мы будем выполнять определенные

действия с бумагой (салфетка), ваша задача точно следовать инструкции, так,

чтобы у всех результат был одинаковый.

Сгибаем лист пополам.

Сгибаем еще раз пополам.

Отрываем верхний правый угол.

Отрываем нижний правый угол

- Что получилось?

Получились различные узоры. Возможно, если очень внимательно

присмотреться, можно найти похожие «творения», но одинаковых мы не

встретим, хотя инструкция звучала для всех одинаково. Так происходит и с

людьми, общаясь друг с другом, они воспринимают информацию по

разному, что ведет к непониманию друг друга, появляется напряжение в

отношениях, а значит, возникает опасность конфликта.

Беседа. -Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол,

внешность. Поэтому не удивительно, что мы по–разному воспринимаем одни

и те же вещи, явления.

Упражнение «Плюсы и минусы Древо-конфликта». Вешают листики

На конфликт, как, наверное, и на любое явление действительности можно

посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы. Участники

делятся на 2 команды. Первой команде под названием «Плюс» даётся

задание назвать, как можно больше позитивных последствий конфликта;

второй команде «Минус» – описать негативные последствия конфликта (5

минут) (команды начинают отвечать, парируя друг другу: «Конфликт – это

плохо, потому что … (1 команда), но зато … (2 команда)-написать на

листочках плюсы и минусы конфликтов и прикрепить на дерево.

Н. В. Клюева предлагает следующую характеристику конфликта.

Конструктивные стороны конфликта:

Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях

(диагностическая функция конфликта).

Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.

Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять

напряжение.

Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на

привычное.

Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации.

Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с

внешним врагом.

Деструктивные стороны конфликта:

Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к

различным заболеваниям.

Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение

дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.

Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.

Представление о победителях или побежденных как о врагах.

Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут

послеконфликтных переживаний.

Конфликты бывают разные.

-внутриличностный (между долгом и совестью);

-межличностный (самый распространенный; проявляется при столкновении

точек зрения, характеров, убеждений);

-между группой и личностью (групповые нормы поведения, ценности

расходятся с таковыми у отдельных членов группы);

-межгрупповой конфликт (может возникнуть между группами или частями

группы).

Включаем-Почему люди кричат (Философская притча).

Как-то во время занятий Учитель задал вопрос своим ученикам:

- Кто из вас может ответить, почему люди кричат, когда конфликтуют,

ссорятся и выясняют отношения?

- Наверное, потому, - ответил один из учеников, - что теряют спокойствие.

- Но почему нужно именно кричать? Ведь человек находится рядом с тобой.

Расстояние между вами невелико. Разве нельзя говорить тихо? Почему

человек кричит, если сердится?

Ученики предлагали разные ответы, ни один из которых не устроил Учителя.

Поняв, что он не дождется нужного ответа, Учитель объяснил:

- Когда люди ссорятся, они не слышат друг друга, они не понимают друг

друга, и тогда их сердца отдаляются. Для того, чтобы преодолеть это

расстояние, им приходится кричать, чтобы услышать друг друга. И чем

сильнее непонимание, чем сильнее конфликт между людьми, тем больше

расстояние и тем громче они кричат.

- А вы обращали внимание на то, как говорят влюбленные? Два влюбленных

человека не кричат, а наоборот, чаще всего говорят очень тихо. Это потому,

что расстояние между их сердцами очень маленькое. И чем сильнее любовь,

тем больше она их сближает, тем лучше люди понимают друг друга. Может

наступить момент, когда им даже перешептывание становится не нужно, так

как они понимают друг друга без слов.

Упражнение «Тройка»

Участники объединяются для игры в тройки. Каждый игрок присваивает себе

обозначение: А или В или С. Затем ведущий сообщает задание: тройка

должна вырабатывать общее решение – в какой цвет покрасить забор. Но

ситуация осложняется тем, что каждый игрок лишен одного канала

восприятия или передачи информации. А – слепой, но слышит и говорит В –

глухой, но может видеть и двигаться С – паралитик, он все видит и все

слышит, но не может двигаться Участникам надо завязать глаза, заткнуть

уши, привязать к стулу Вопросы: 1. Сколько времени понадобилось тройкам

на выработку общего решения? 2. Какую стратегию избрали участники в

достижении цели? 3. Какие чувства испытывали? 4. Способы выхода из

конфликтной ситуации.

Психологи выделяют пять стратегий поведения в конфликте:.

Включаем-10 слайд - пять стратегий поведения в конфликте.

Упражнение «Реши конфликт»

Участникам в парах предлагается решить конфликтные ситуации

Конфликтные ситуации:

Ты хочешь сегодня подольше погулять, а родители не разрешают, между

вами возник конфликт.

На одной из перемен к тебе подошёл старшеклассник, попросил посмотреть

мобильный телефон, и без разрешения начал с него звонит, из-за чего возник

конфликт.

Ты любишь слушать громкую музыку, а соседи предпочитают тишину.

Возник конфликт.

На перемене одноклассник с мороженом пробежал мимо и задел тебя,

замарал твой костюм. Возник конфликт.

Твой младший брат изрисовал ручкой твои лекции и конспекты

Вешают листы с ответами.

Приемы общения помогают в разрешении конфликтов.

Упражнение «Другими словами»

Задание: перефразировать неконструктивные раздражающие и обидные

высказывания «Вы должны…» , «Это Ваша обязанность…», «С Вами

невозможно разговаривать., «Вы безответственный человек.. » на

конструктивные

Например: «Вы должны принести мне тетрадь»

- «Я была бы рада, если бы Вы принесли мне тетрадь».

1 Он должен заботиться обо мне.

2. Ты не должна была ходить на ту вечеринку.

3.Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала.

4.Ты должна была предвидеть возможные трудности

5.Меня заставили.

6.Он- упрямый осел.

7.Он меня унизил.

8.Прекрати меня злить!

9. Ты должна мне дать программу, книгу…

1. Мне хочется, чтобы он заботился обо мне.

2. Я бы предпочел, чтобы ты не ходила на вечеринку.

3. Мне не хватает внимания и заботы с твоей стороны.

4.Мне хотелось, чтобы ты предвидела возможные трудности.

5. Я не сумела отказаться.

6. Я не смог его убедить.

7. Мне было неприятно.

8.Я начинаю злиться.

9. Мне хотелось бы, чтоб ты дала мне программу, книгу

ВЫВОД.

Упражнение « Контакт».

Инструкция: Соприкоснитесь указательными пальцами с партнером,

выполняйте вместе одновременно круговые движения. Старайтесь не

нарушать контакт. Рефлексия своих ощущений и чувств.

В конце данного тренинга подростки пожимают друг другу руки - знак

удачно завершённых ситуаций

- У каждого из вас есть три цветных квадратика: красный, зеленый, черный.

Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих

квадратиков.

Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше

поведение в конфликтных ситуациях?

Положительно (+) не знаю() отрицательно(-)

-Преобладает …цвет. Конечно же, сегодняшний прошел не зря, и вы поняли,

что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.

В конце занятия социальный педагог раздает памятки

«Как правильно вести себе в конфликтной ситуации»



В раздел образования