Автор: Самситдинова Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: БОУ г. Омска "Гимназия № 146"
Населённый пункт: город Омск, Омская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие мотивации обучающихся на уроках в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Развитие мотивации обучающихся на уроках
в начальной школе
«Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение,
рождающееся от успеха».
В.А. Сухомлинский
Современный этап общественного развития постоянно предъявляет все
новые требования к совершенствованию процесса образования в школе. В
связи с этим изменяются и приоритеты в целях образования: сегодня уже
недостаточно дать школьникам сумму знаний, сегодня необходимо учить
обучающихся учиться, развить их познавательную и учебную мотивацию.
Основным показателем эффективности процесса обучения следует
отметить развитие у школьников положительной учебной мотивации, чем
выше
уровень мотивации, тем выше вероятность добиться высоких
результатов в обучении.
Ребенок, не понимающий и не осознающий задачи учебы, не сможет
продуктивно обучаться. Для достижения этих целей нужны такие методы и
техники осуществления образовательной деятельности, которые помогли бы
ученику осознать необходимость в таком виде работы, в ее итогах. Нужно
соотносить каждый педагогический шаг с необходимостями и интересами
ученика. Рост уровня профессиональных знаний преподавателей начальной
школы
в
области
проблематики
формирования
мотивации
младших
школьников будут способствовать овладению учениками более стойких
образовательных компетенций.
Учебная мотивация – это процесс, который направляет усилия учащихся
на
усвоение
знаний,
полученных
в
образовательных
заведениях
и
контролирует их применение в жизни. Наиболее
благоприятный для
развития
учебной
мотивации
является
младший
школьный
возраст,
поскольку именно в это время ведущей становится учебная деятельность,
мотивационная сфера меняется, появляются новые мотивы. Если не
формировать учебную мотивацию в младшем школьном возрасте, то это
может отразиться
на
качестве обучения ребенка,
на его поведении,
отношении к школе и в целом к образованию и самообразованию, это
указывает на актуальность развития у младшего школьника мотивации к
учению.
Формирование
учебной
мотивации
младших
школьников
даст
положительные результаты, если:
образовательный процесс строится, как единая схема применения
средств, методов и приемов,
сочетание групповых и индивидуальных форм работы,
работа
с
учебной
информацией,
организовывается
учебное
пространство - класс для больших возможностей достижения.
Успех
учебной
деятельности
зависит
от
умелого
формирования
положительной мотивации. При формировании положительной мотивации
учитель развивает не только ответственное отношение и неподдельный
интерес у младших школьников к обучению, но еще и способствует
формированию
желания
учеников
достигать
высоких
результатов
и
чувствовать себя успешными личностями. Это, в свою очередь, способствует,
во-первых,
повышению
уровня
познавательной
активности
младших
школьников, а во-вторых, соответствующим качествам личности.
Рассмотрим
подробнее
педагогические
условия,
которые
будут
способствовать реализации процесса развития мотивации на уроках в
начальной
школе.
Формированию
мотивов
учебной
деятельности
предшествует сама методика уроков, во время которых педагог задает
школьникам такие вопросы, например: «Для чего нам нужно знать
биографию автора? Зачем мы читаем это произведение? С какой целью мы
перечитываем его во второй раз? А для чего нужно снова прочитать его
дома?». Если на данные вопросы ученики дают уверенные ответы, значит,
цели урока достигнуты и все это развивает, к примеру,
читательскую
деятельность младших школьников. А если ученики не могут ответить на эти
вопросы, то это является тем самым мотивом, чтобы прочитать произведение
еще раз. Или дает понимание преподавателю, что нужно объяснить еще раз
суть и важность данной темы.
Чтобы сформировать у младших школьников учебную мотивацию,
нужно использовать разные средства, методы и приемы стимулирования.
Поддержка и похвала. Поощрение усилий и достижений стимулирует
учебную активность.
Поддержка со
стороны
учителя,
родителей
или
сверстников,
возможность сотрудничества и ощущение принадлежности к учебному
коллективу могут стимулировать ученика к активной учебной деятельности.
Похвала за успешное выполнение задания, прогресс в учёбе или
достижение
поставленных
целей
также
мотивирует
школьников
к
дальнейшим усилиям и повышенной активности в обучении.
Поощрение усилий важно, даже если результат не соответствует
ожиданиям. Учитель может похвалить школьника за упорство, старания и
трудолюбие. Это помогает ученикам осознавать важность усердной работы и
неустанного стремления к достижениям.
При проявлении похвалы важно, чтобы она была конкретной, точно
адресованной и возникала спонтанно.
Поддержка
самостоятельности.
Поощрение
самостоятельности
и
ответственности за учёбу помогает младшим школьникам чувствовать себя
более вовлечёнными в учебный процесс.
В процессе обучения особое значение имеет познавательная активность,
которая
является
внешним
признаком
проявления
познавательной
самостоятельности. Самостоятельная познавательная деятельность служит
источником активизации учащихся, развитию у них интереса к изученному
материалу. Создавая условия для развития познавательной активности
школьников, учитель при этом способствует становлению учащегося как
субъекта, содействует появлению и повышению уровня самостоятельности в
учебной деятельности, то есть своими силами овладевать знаниями и
продвигаться в учении.
Использование ресурсов и возможностей вне школы.
Экскурсии,
посещения музеев, лекции, тематические мероприятия помогают расширить
кругозор учеников и показать им значимость учёбы.
Создание положительной атмосферы в классе.
Дружелюбная и
поддерживающая атмосфера способствует учебной мотивации.
Для создания положительной атмосферы в классе, которая способствует
учебной мотивации, можно предпринять следующие шаги:
Уважительно вести диалог с детьми. Важно воспитывать добротой и
объективно оценивать учащихся.
Обращать внимание на каждого ученика. Позитивная реакция учителя
на
высказывание
учеником
собственной
точки
зрения,
тактичное
исправление
допущенных
ошибок,
поощрение
к
самостоятельной
мыслительной деятельности, уместный юмор — всё это поможет создать
благоприятный психологический климат.
Устраивать совместные дела. Детям понравится участвовать в них и
вместе проводить свободное время.
Высоко ценить такие черты личности, как ответственность, честность,
трудолюбие и бескорыстие.
Создавать ситуации успеха. Они формируют у ребёнка веру в себя, учат
преодолевать трудности, помогают осознать своё продвижение вперёд.
Положительное
эмоциональное
настроение
в
классе
помогает
эффективному
усвоению
изучаемого
материала
и
способствует
разностороннему развитию индивидуальности ребёнка.
Создание проблемно-поисковых ситуаций — это постановка перед
учениками определённого познавательного задания, которое содержит в себе
противоречие, вызывает дискуссию, побуждает к размышлениям, поискам и
выводам.
Некоторые приёмы создания проблемных ситуаций:
1.
Столкновение учащихся с противоречивыми фактами. Например,
металл в воде тонет, а дерево — нет, почему.
2.
Демонстрация ошибок, к которым приводит незнание определённой
темы.
Например,
трудности,
возникающие
во
время
написания
буквосочетаний «ча – ща », «чу – щу».
3.
Исследовательские задачи. Например, проследить, где снег начинает
таять быстрее, и объяснить, почему; проследить за местом ударения в словах
и сделать вывод.
4.
Побуждение учащихся к обобщению фактов. Например, сравнить
слова: сорняк — свекла, перья — буря; сформулировать определённое
правило на основе этого сравнения.
5.
Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений, которые логически
противоречат их жизненному опыту. Например, металл в воде не тонет, так
почему же тонет пароход.
6.
Постановка проблемного вопроса на основе элементов дискуссии.
7.
Создание ситуации, когда учащиеся убеждены в недостаточности своих
знаний и испытывают потребность обрести новые, чтобы ответить на
поставленный вопрос.
Для создания интересных и разнообразных учебных заданий, которые
помогут привлечь внимание и интерес учеников, можно использовать
следующие методы:
1.
Проблемное обучение. Знания не даются в готовом виде, а учитель
организует
их
«добывание»,
подбирая
задачи
и
вопросы,
которые
заинтересуют
учащихся
и
вызовут
напряжённую
мыслительную
деятельность.
2.
Дидактические игры. Например, «Буквы заблудились», «Справочное
бюро», «Кто или что лишнее», «Заочное путешествие», «Угадай». При
выполнении подобных заданий ученики превращаются в исследователей, что
приводит к развитию воображения, стойкого интереса к изучаемому
предмету, творческой активности, любознательности.
3.
Использование дополнительной литературы.
Работа с книгой,
газетой,
статьёй
способствует
развитию
творческого
воображения,
аналитического мышления, эмоционально обогащает урок.
4.
Творческие домашние задания. Например, при прохождении темы
«Школьные принадлежности» ученик может изобразить линейку, ластик,
пенал, книгу и рассказать об их жизни в двух-трёх предложениях.
5.
Образовательный квест.
Эффективная игровая форма обучения с
использованием разнообразных творческих заданий и творческих задач
(ребусы, кроссворды, головоломки).
За все время обучения в начальной школе у ребенка происходит
формирование многих черт личности. Сформированная у ребенка учебная
мотивация играет важнейшую роль в успешном обучении и овладении
учебными предметами. Если у ребенка присутствует мотивация достижения
успеха, то это заставит его проявлять активность в отборе и запоминании
информации. У неуспевающих, а иногда и средних учеников, выражена
мотивация избегания неудач. Их цель не в том, чтобы добиться успеха, а в
том, чтобы избежать неудачи.
Главную роль при формировании мотивации играет учитель, ведь
особенность младшего школьника является полное доверие учителю.
Продуктивно дети работают только тогда, когда учитель взаимодействует с
ними.
Таким образом, залогом успешного учения является осознанное желание
младших школьников к получению новых знаний. В связи с этим, каждый
учитель должен создавать такие условия, чтобы каждый ребенок был активен
в учебной деятельности.