Напоминание

"Развитие мотивации обучающихся на уроках в начальной школе"


Автор: Самситдинова Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: БОУ г. Омска "Гимназия № 146"
Населённый пункт: город Омск, Омская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие мотивации обучающихся на уроках в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие мотивации обучающихся на уроках

в начальной школе

«Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение,

рождающееся от успеха».

В.А. Сухомлинский

Современный этап общественного развития постоянно предъявляет все

новые требования к совершенствованию процесса образования в школе. В

связи с этим изменяются и приоритеты в целях образования: сегодня уже

недостаточно дать школьникам сумму знаний, сегодня необходимо учить

обучающихся учиться, развить их познавательную и учебную мотивацию.

Основным показателем эффективности процесса обучения следует

отметить развитие у школьников положительной учебной мотивации, чем

выше

уровень мотивации, тем выше вероятность добиться высоких

результатов в обучении.

Ребенок, не понимающий и не осознающий задачи учебы, не сможет

продуктивно обучаться. Для достижения этих целей нужны такие методы и

техники осуществления образовательной деятельности, которые помогли бы

ученику осознать необходимость в таком виде работы, в ее итогах. Нужно

соотносить каждый педагогический шаг с необходимостями и интересами

ученика. Рост уровня профессиональных знаний преподавателей начальной

школы

в

области

проблематики

формирования

мотивации

младших

школьников будут способствовать овладению учениками более стойких

образовательных компетенций.

Учебная мотивация – это процесс, который направляет усилия учащихся

на

усвоение

знаний,

полученных

в

образовательных

заведениях

и

контролирует их применение в жизни. Наиболее

благоприятный для

развития

учебной

мотивации

является

младший

школьный

возраст,

поскольку именно в это время ведущей становится учебная деятельность,

мотивационная сфера меняется, появляются новые мотивы. Если не

формировать учебную мотивацию в младшем школьном возрасте, то это

может отразиться

на

качестве обучения ребенка,

на его поведении,

отношении к школе и в целом к образованию и самообразованию, это

указывает на актуальность развития у младшего школьника мотивации к

учению.

Формирование

учебной

мотивации

младших

школьников

даст

положительные результаты, если:

образовательный процесс строится, как единая схема применения

средств, методов и приемов,

сочетание групповых и индивидуальных форм работы,

работа

с

учебной

информацией,

организовывается

учебное

пространство - класс для больших возможностей достижения.

Успех

учебной

деятельности

зависит

от

умелого

формирования

положительной мотивации. При формировании положительной мотивации

учитель развивает не только ответственное отношение и неподдельный

интерес у младших школьников к обучению, но еще и способствует

формированию

желания

учеников

достигать

высоких

результатов

и

чувствовать себя успешными личностями. Это, в свою очередь, способствует,

во-первых,

повышению

уровня

познавательной

активности

младших

школьников, а во-вторых, соответствующим качествам личности.

Рассмотрим

подробнее

педагогические

условия,

которые

будут

способствовать реализации процесса развития мотивации на уроках в

начальной

школе.

Формированию

мотивов

учебной

деятельности

предшествует сама методика уроков, во время которых педагог задает

школьникам такие вопросы, например: «Для чего нам нужно знать

биографию автора? Зачем мы читаем это произведение? С какой целью мы

перечитываем его во второй раз? А для чего нужно снова прочитать его

дома?». Если на данные вопросы ученики дают уверенные ответы, значит,

цели урока достигнуты и все это развивает, к примеру,

читательскую

деятельность младших школьников. А если ученики не могут ответить на эти

вопросы, то это является тем самым мотивом, чтобы прочитать произведение

еще раз. Или дает понимание преподавателю, что нужно объяснить еще раз

суть и важность данной темы.

Чтобы сформировать у младших школьников учебную мотивацию,

нужно использовать разные средства, методы и приемы стимулирования.

Поддержка и похвала. Поощрение усилий и достижений стимулирует

учебную активность.

Поддержка со

стороны

учителя,

родителей

или

сверстников,

возможность сотрудничества и ощущение принадлежности к учебному

коллективу могут стимулировать ученика к активной учебной деятельности.

Похвала за успешное выполнение задания, прогресс в учёбе или

достижение

поставленных

целей

также

мотивирует

школьников

к

дальнейшим усилиям и повышенной активности в обучении.

Поощрение усилий важно, даже если результат не соответствует

ожиданиям. Учитель может похвалить школьника за упорство, старания и

трудолюбие. Это помогает ученикам осознавать важность усердной работы и

неустанного стремления к достижениям.

При проявлении похвалы важно, чтобы она была конкретной, точно

адресованной и возникала спонтанно.

Поддержка

самостоятельности.

Поощрение

самостоятельности

и

ответственности за учёбу помогает младшим школьникам чувствовать себя

более вовлечёнными в учебный процесс.

В процессе обучения особое значение имеет познавательная активность,

которая

является

внешним

признаком

проявления

познавательной

самостоятельности. Самостоятельная познавательная деятельность служит

источником активизации учащихся, развитию у них интереса к изученному

материалу. Создавая условия для развития познавательной активности

школьников, учитель при этом способствует становлению учащегося как

субъекта, содействует появлению и повышению уровня самостоятельности в

учебной деятельности, то есть своими силами овладевать знаниями и

продвигаться в учении.

Использование ресурсов и возможностей вне школы.

Экскурсии,

посещения музеев, лекции, тематические мероприятия помогают расширить

кругозор учеников и показать им значимость учёбы.

Создание положительной атмосферы в классе.

Дружелюбная и

поддерживающая атмосфера способствует учебной мотивации.

Для создания положительной атмосферы в классе, которая способствует

учебной мотивации, можно предпринять следующие шаги:

Уважительно вести диалог с детьми. Важно воспитывать добротой и

объективно оценивать учащихся.

Обращать внимание на каждого ученика. Позитивная реакция учителя

на

высказывание

учеником

собственной

точки

зрения,

тактичное

исправление

допущенных

ошибок,

поощрение

к

самостоятельной

мыслительной деятельности, уместный юмор — всё это поможет создать

благоприятный психологический климат.

Устраивать совместные дела. Детям понравится участвовать в них и

вместе проводить свободное время.

Высоко ценить такие черты личности, как ответственность, честность,

трудолюбие и бескорыстие.

Создавать ситуации успеха. Они формируют у ребёнка веру в себя, учат

преодолевать трудности, помогают осознать своё продвижение вперёд.

Положительное

эмоциональное

настроение

в

классе

помогает

эффективному

усвоению

изучаемого

материала

и

способствует

разностороннему развитию индивидуальности ребёнка.

Создание проблемно-поисковых ситуаций — это постановка перед

учениками определённого познавательного задания, которое содержит в себе

противоречие, вызывает дискуссию, побуждает к размышлениям, поискам и

выводам.

Некоторые приёмы создания проблемных ситуаций:

1.

Столкновение учащихся с противоречивыми фактами. Например,

металл в воде тонет, а дерево — нет, почему.

2.

Демонстрация ошибок, к которым приводит незнание определённой

темы.

Например,

трудности,

возникающие

во

время

написания

буквосочетаний «ча – ща », «чу – щу».

3.

Исследовательские задачи. Например, проследить, где снег начинает

таять быстрее, и объяснить, почему; проследить за местом ударения в словах

и сделать вывод.

4.

Побуждение учащихся к обобщению фактов. Например, сравнить

слова: сорняк — свекла, перья — буря; сформулировать определённое

правило на основе этого сравнения.

5.

Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений, которые логически

противоречат их жизненному опыту. Например, металл в воде не тонет, так

почему же тонет пароход.

6.

Постановка проблемного вопроса на основе элементов дискуссии.

7.

Создание ситуации, когда учащиеся убеждены в недостаточности своих

знаний и испытывают потребность обрести новые, чтобы ответить на

поставленный вопрос.

Для создания интересных и разнообразных учебных заданий, которые

помогут привлечь внимание и интерес учеников, можно использовать

следующие методы:

1.

Проблемное обучение. Знания не даются в готовом виде, а учитель

организует

их

«добывание»,

подбирая

задачи

и

вопросы,

которые

заинтересуют

учащихся

и

вызовут

напряжённую

мыслительную

деятельность.

2.

Дидактические игры. Например, «Буквы заблудились», «Справочное

бюро», «Кто или что лишнее», «Заочное путешествие», «Угадай». При

выполнении подобных заданий ученики превращаются в исследователей, что

приводит к развитию воображения, стойкого интереса к изучаемому

предмету, творческой активности, любознательности.

3.

Использование дополнительной литературы.

Работа с книгой,

газетой,

статьёй

способствует

развитию

творческого

воображения,

аналитического мышления, эмоционально обогащает урок.

4.

Творческие домашние задания. Например, при прохождении темы

«Школьные принадлежности» ученик может изобразить линейку, ластик,

пенал, книгу и рассказать об их жизни в двух-трёх предложениях.

5.

Образовательный квест.

Эффективная игровая форма обучения с

использованием разнообразных творческих заданий и творческих задач

(ребусы, кроссворды, головоломки).

За все время обучения в начальной школе у ребенка происходит

формирование многих черт личности. Сформированная у ребенка учебная

мотивация играет важнейшую роль в успешном обучении и овладении

учебными предметами. Если у ребенка присутствует мотивация достижения

успеха, то это заставит его проявлять активность в отборе и запоминании

информации. У неуспевающих, а иногда и средних учеников, выражена

мотивация избегания неудач. Их цель не в том, чтобы добиться успеха, а в

том, чтобы избежать неудачи.

Главную роль при формировании мотивации играет учитель, ведь

особенность младшего школьника является полное доверие учителю.

Продуктивно дети работают только тогда, когда учитель взаимодействует с

ними.

Таким образом, залогом успешного учения является осознанное желание

младших школьников к получению новых знаний. В связи с этим, каждый

учитель должен создавать такие условия, чтобы каждый ребенок был активен

в учебной деятельности.



В раздел образования