Напоминание

Олимпиадные задания по литературному чтению 4 класс


Автор: Зарайская Инесса Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №269
Населённый пункт: г. Снежногорск Мурманская область
Наименование материала: Олимпиадные задания по литературному чтению 4 класс
Тема: Олимпиадные задания по литературному чтению 4 класс
Раздел: начальное образование





Назад




Олимпиадные задания по литературному чтению

4

класс

1.

Подчеркни приём сравнения волнистой линией, приём олицетворения – прямой

линией, эпитеты – пунктирной линией.

Зима

Над чёрной прорубью дымится

сизый пар.

Под валенками снег шипит и тает.

В далёкой деревушке Жучка лает,

А солнце – алый шар!..

Ёлки – беленькие свечи.

Здравствуй, дуб широкоплечий,

Очарованный старик!

Как живёшь? Озяб? Ещё бы!

У – пяты - бугром сугробы,

Над челом – седой парик…

Ветер, лютый и бесстыжий,

Шелестит листвою рыжей,

С неба сыплется снежок…

Пусть. Весна не за горами:

Пестроглазыми цветами

Закудрявится лужок.

Поднатужась, лопнут почки,

И зелёные комочки

Крикнут радостно: «Пора!»

(С. Чёрный)

2.

Допиши недостающую часть рассказа (4 – 6 предложений).

Встреча со змеёй

Над пёстрыми цветами кружились пчёлы. Я устал и лёг на душистую травку.

Звонко стрекотал кузнечик. Но вот он высоко прыгнул и исчез.

Я осмотрел местность. У старого пня горели фонариками красные ягоды. На

пне грелась змея. Кувшин выпал из моих рук. Змея зло шипела и разворачивала

своё длинное тело. Сплюснутая головка медленно закачалась в воздухе. Я

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

3.

Соответствует ли заглавие текста его основной мысли? Если считаешь, что

соответствует, докажи это. Если не соответствует, предложи свой вариант и

обоснуй его.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

4.

Вспомни и назови 2 – 3 произведения, рассказывающие о животных.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

5.

«Выстрой» строчки, которые перепутались, в правильном порядке и восстанови

первоначальный вид стихотворения.

(____) И вот тюлень лежит, как пень,

(____) А мне так жить не нравится.

(____) Лежит и улыбается…

(____) Объелся рыбою тюлень.

(____) Тюленя одолела лень,

(____) Тюлень ел рыбу целый день,

(С. Баруздин)

6.

Докажи, что это юмористическое стихотворение, для этого обведи слова,

которые кажутся тебе эмоциональными, смешными, карикатурными.

7.

Почему автор текста говорит, что ему «так жить не нравится»? Напиши (1 – 2

предложения).

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

8.

Определи жанр произведения:

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

____________________________________________________________________

Я там был,

Мёд-пиво пил,

По усам текло,

А в рот не попало!

____________________________________________________________________

Рыжий Егорка

Упал в озерко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул.

____________________________________________________________________

9.

Вставь пропущенные слова.

Пословицы и поговорки очень похожи друг на друга, не всегда можно точно

сказать где – пословица, а где поговорка, но между ними всё же есть различие.

Например, «Чудеса в решете: дыр много, а вылезти некуда» - _______________ .

А «Чудеса в решете» - _______________________ . Если пословица -

______________________ , мысль, то поговорка – мысль

_____________________ . ________________________ даёт поучительный

вывод, обобщает сказанное, а _____________________ даёт яркую, меткую

оценку событиям, поступкам человека.

10.Отметь поговорку.

А. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

Б. Хвастать – не косить, спина не заболит.

В. Дело мастера боится.

Г. Их водой не разольёшь.

Д. Словами туда-сюда, а делом никуда.

Предметная олимпиада по литературному чтению

4 класс

Оценивание и ответы

1.

(3 балла) Подчеркни приём сравнения волнистой линией – 1 балл, приём

олицетворения – прямой линией – 1 балл, эпитеты – пунктирной линией – 1

балл и 1 балл за безошибочное выполнение задания.

Зима

Над чёрной прорубью дымится

сизый (эпитет) пар.

Под валенками снег шипит и тает.

В далёкой деревушке Жучка лает,

А солнце – алый шар!.. (сравнение)

Ёлки – беленькие свечи (сравнение).

Здравствуй, дуб широкоплечий,

Очарованный старик!

(олицетворение)

Как живёшь? Озяб? Ещё бы!

У – пяты - бугром сугробы,

Над челом – седой парик…(олицетворение)

Ветер, лютый(эпитет) и бесстыжий (олицетворение),

Шелестит листвою рыжей(эпитет),

С неба сыплется снежок…

Пусть. Весна не за горами (эпитет):

Пестроглазыми цветами(олицетворение)

Закудрявится лужок.

Поднатужась(эпитет), лопнут почки,

И зелёные комочки

Крикнут радостно: «Пора!» (олицетворение)

(С. Чёрный)

Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений по сходству,

используемое для пояснения одного другим. Например, «Был голос как крик

ястребиный» (А. Ахматова)

В сравнении предметы или явления сближаются по их сходству, которое

может быть явным или отдалённым и неожиданным, при этом в объекте

сравнения выявляются новые, неординарные свойства.

Сравнение может выражаться следующими способами:

1)

С помощью слов как, будто, словно, точно, похоже и т.д.

2)

Формой творительного падежа: «Это чувство сладчайшим недугом наши

души терзало и жгло…» (М. Цветаева)

3)

Сравнительной степенью имени прилагательного:

Но когда замираю, смиренная,

На груди твоей снега белей,

Как ликует твоё умудрённое

Сердце…

(А. Ахматова)

Перенос свойств человека (его поступков, его чувств, мыслей) на

неодушевлённые предметы и явления природы называется олицетворением.

Олицетворения придают описаниям природы особую выразительность.

Художественные определения, выявляющие в предмете выразительные

качества и свойства, называются эпитетами. В роли эпитетов чаще всего

выступают имена прилагательные: синий вечер, бурная молодость,

чахоточный свет луны (С. Есенин). Однако эпитетом может быть наречие,

выступающее в роли обстоятельства: «…звонно чхнут тополя» (С. Есенин), а

также существительное: «край дождей и непогоды» (С. Есенин). Эпитетом

является не каждое определение, а только то, которое обладает

выразительной силой, образностью.

Метафора (гр.metaphora –перенос) – это слово или выражение, которое

употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов

или явлений по какому-либо признаку. В результате такого переноса

создаётся художественный образ: «Так и хочется руки сомкнуть над

древесными бёдрами ив». (С. Есенин)

Метафору называют скрытым сравнением, т.к. в метафорическом выражении

есть то, что сопоставляют, то, с чем сопоставляют, и признак, по которому

осуществляется сопоставление. Однако признак сопоставления никогда, в

отличии от сравнения как такового, не называется, а подразумевается

расплывчато, неотчётливо: «Даже яблонь весеннюю вьюгу я за бедность

полей разлюбил». (С. Есенин)

2.

(3 балла) Допиши недостающую часть рассказа 4 – 5 предложениями.

Встреча со змеёй

Над пёстрыми цветами кружились пчёлы. Я устал и лёг на душистую

травку. Звонко стрекотал кузнечик. Но вот он высоко прыгнул и исчез.

Я осмотрел местность. У старого пня горели фонариками красные ягоды.

На пне грелась змея. Кувшин выпал из моих рук. Змея зло шипела и

разворачивала своё длинное тело. Сплюснутая головка медленно закачалась

в воздухе. Я бросился бежать.

На пути был огромный муравейник. До моего слуха доносилось злобное

шипение. Я обернулся и увидел, что гадюка угодила в муравейник.

Муравьи тучей облепили её. Она перестала шевелиться, развернулась во

всю длину и издохла. Я побежал домой.

Недостающая часть рассказа должна содержать один из вариантов спасения

от укуса змеи. Например:

Ловец ядовитых змей стремительно подбежал к змее, палкой с

раздвоенным концом прижал к земле её тело, а другой палкой – голову и

осторожно взял змею за шею. Змея сопротивлялась, пыталась укусить. Но

ловец ловко, хвостом вниз, опустил её в полотняный мешочек и крепко его

завязал. Я был спасён.

Лесник стремительно подбежал к змее, палкой с раздвоенным концом

подхватил её и далеко отбросил в густую траву. Я поблагодарил лесника за

чудесное спасение и отправился домой.

Мне на помощь с грозным лаем бросилась собака Жучка. Собака рвала

змею зубами, топтала лапами. Через минуту клочки гадюки лежали на земле.

Я был спасён.

Вдруг над моей головой пролетел ястреб и камнем упал на змею, мощным

клювом подхватил её и унёс в своё гнездо на откорм птенцам. Я был спасён.

И т.п. – 1 балл

В недостающей части рассказа должны присутствовать средства языковой

выразительности: сравнения, эпитеты и т.п. – 1 балл и 1 балл за соблюдение

всех указанных требований к выполнению задания.

3.

( 2 балла) Соответствует ли заглавие текста его основной мысли? Если

считаешь, что соответствует, докажи это. Если не соответствует, предложи

свой вариант и обоснуй его.

Заглавие текста не соответствует его основной мысли, а отражает тему

произведения – 1 балл;

Муравьи – спасители – 1 балл

4.

(2 балла) Вспомни и назови 2 – 3 произведения, рассказывающие о

животных.

5.

(1 балл) «Выстрой» строчки, которые перепутались, в правильном порядке и

восстанови первоначальный вид стихотворения.

( 4 ) И вот тюлень лежит, как пень,

( 6 ) А мне так жить не нравится.

( 5 ) Лежит и улыбается…

( 2 ) Объелся рыбою тюлень.

( 3 ) Тюленя одолела лень,

( 1 ) Тюлень ел рыбу целый день,

(С. Баруздин)

6.

( 1 балл) Докажи, что это юмористическое стихотворение, для этого обведи

слова, которые кажутся тебе эмоциональными, смешными, карикатурными.

Тюлень ел рыбу целый день,

Объелся рыбою тюлень.

Тюленя одолела лень,

И вот тюлень лежит, как пень,

Лежит и улыбается…

А мне так жить не нравится.

(С. Баруздин)

7.

(2 балла) Почему автор текста говорит, что «ему так жить не нравится»?

Напиши 1 -2 предложения.

Тюлень не работает, не увлекается любимым занятием, бесцельно

проводит время, никому ни в чём не помогает, не совершает добрых дел,

ведёт праздный образ жизни и т.п. – 1 балл;

Скучно жить без труда и полезных увлечений – 1 балл.

8.

(1 балл) Определи жанр произведения:

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок. (басня).

Я там был,

Мёд-пиво пил,

По усам текло,

А в рот не попало! (сказка)

Рыжий Егорка

Упал в озерко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул. (загадка)

9.

(3 балла) Вставь пропущенные слова

Пословицы и поговорки очень похожи друг на друга, не всегда можно точно

сказать где – пословица, а где поговорка, но между ними всё же есть различие.

Например, «Чудеса в решете: дыр много, а вылезти некуда» - пословица . А

«Чудеса в решете» - поговорка 1 балл. Если пословица - законченная,

мысль, то поговорка – мысль незаконченная -1 балл. Пословица даёт

поучительный вывод, обобщает сказанное, а поговорка даёт яркую, меткую

оценку событиям, поступкам человека – 1 балл.

10. (1 балл) Отметь поговорку.

А. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

Б. Хвастать – не косить, спина не заболит.

В. Дело мастера боится.

Г. Их водой не разольёшь.

Д. Словами туда-сюда, а делом никуда.

Итого: 20 баллов



В раздел образования