Напоминание

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА


Автор: Калинина Наталья Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: СОГБОУ "Демидовская школа -интернат"
Населённый пункт: Демидов
Наименование материала: доклад
Тема: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Раздел: начальное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ

ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация: В статье рассмотрены и проанализированы проблемы развития словарного запаса младших

школьников с нарушением интеллекта.

Ключевые слова: словарный запас, младшие школьники с нарушением интеллекта, ограниченность

словарного запаса.

Термин «умственная отсталость» определяется как состояние задержанного или неполного развития

психики, которое характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и

обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и

социальных особенностей.

В научных исследованиях умственная отсталость рассматривается как совокупность этиологически

разных наследственных, врожденных или рано приобретенных стойких непрогрессирующих синдромов

общей психической отсталости, проявляющихся в затруднении социальной адаптации вследствие

преобладающего интеллектуального дефекта.

Как закономерность психического развития детей с первичными и вторичными отклонениями Л. С.

Выготский впервые в психологической науке рассматривал трудности их социальной адаптации,

затруднения во взаимодействиях и взаимоотношениях таких детей с социальной средой. Выготский Л.

С. указывал, что первым и наиболее частым осложнением, возникающим как вторичный синдром при

умственной отсталости, оказывается недоразвитие высших психических функций, в том числе и речи [2,

100c.].

Преломляя концепцию об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей по

отношению к речевому развитию умственно отсталых детей с целью анализа структуры речевого

дефекта, следует отметить, что у детей рассматриваемой категории речевые нарушения носят

системный характер, то есть речь страдает как целостная система, нарушаются все ее компоненты:

фонетико-фонематическая сторона, лексический и грамматический строй, связная речь. Кроме того,

отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи, наблюдаются нарушения

как устной, так и письменной речи [4, 78c.].

Нарушения речевого развития детей с нарушениями интеллекта отрицательно влияют на всю

психическую деятельность, что вызывает у них затруднение общения с окружающими, так как

нарушаются коммуникативные возможности. Также, наблюдается задержка формирования

познавательных процессов, то есть существенные препятствия в формировании личности [1, 6-8c.].

В настоящем исследовании проблема актуализации словаря у детей с интеллектуальной

недостаточностью рассматривается с позиций коммуникативно-прагматического подхода,

учитывающего совокупность лингвистических, психологических исследовательских данных и

позволяющего формировать целостное видение обозначенной проблемы. Полагаем, что данный подход

позволит не только оптимизировать процесс коррекционной логопедической работы по актуализации

словаря детей с интеллектуальной недостаточностью, но и будет способствовать развитию речевого

общения детей и их социальной адаптации в целом.

В рамках нашего исследования актуализацию словаря мы трактуем как перевод слов из пассивного

словарного запаса в активный.

В. Г. Петрова отмечала, что развитие словаря детей с нарушениями интеллекта задерживается не только

за счет низкого интеллектуального уровня, но и как итог ограниченности речевых и социальных

контактов, что ограничивает его коммуникативные функции, снижая речевую активность в целом.

Данную закономерность отмечали и другие авторы [10, 109c.].

Ограниченность словарного запаса обнаруживается при назывании явлений и предметов окружающей

среды, их функциональных и внешних свойств и выполняемых действий. Автор (В. Г. Петрова) указывает

на то, что дети не знают большинства встречающихся объектов, поэтому могут использовать одно и

тоже слово либо жест. В лексиконе детей с нарушением интеллекта преобладает пассивный словарь, а

активный с трудом актуализируется, поэтому отмечается нарушение процесса организации

семантических полей. Большая часть известных слов для детей с интеллектуальной недостаточностью

входит в пассивный словарь, фактически не используясь в речи. Своеобразие словаря отличается

суженностью круга используемых названий обыденных предметов [10, 120c.].

Исходя из анализа литературных источников, можно выделить причины ограниченности словарного

запаса детей с нарушениями интеллекта:

- низкая познавательная активность (в речевой деятельности также);

- ограниченные возможности общения, которые обусловлены собственно речевым недоразвитием и

спецификой микросреды;

- неточность и неполнота овладения предметным значением слова, которая затрудняет понимание речи

других людей и формирование своих высказываний [3], [6].

Резюмируя вышеизложенное, обратимся к ссылке на А. Р. Лурию, который обозначал характерные

особенности овладения речью, присущие детям с нарушениями интеллекта, а именно: словесная

система умственно отсталого ребенка оказывается особенно недоразвитой, а связи, вызывающие у него

процесс словообразования, оказываются особенно конкретны и бедны. Функция абстракции и

обобщения, словесная система ребенка с нарушением интеллекта характеризуется большей косностью.

Педагоги коррекционной школы знают, что главный дефект ребенка с нарушением интеллекта

заключается в том, что выработанный навык становится косным, значит, начинает инертно применяться

во всех задачах [9, 187c.].

Проведенные В. И. Лубовским исследования развития словесной регуляции действий у детей с

нарушением интеллекта показали, что общую закономерность составляют недостаточность и

специфические особенности словесного опосредования. В этой связи он рассматривал дефектность

словесного опосредования как одно из проявлений нарушения психического развития ребенка.

Недостаточное участие словесной системы обнаруживается при этом как в регуляции произвольных

реакций, так и в других видах психической деятельности детей. Это отрицательно влияет на процессы

приема, переработки и хранения информации, то есть обусловливает недостатки памяти, восприятия,

мышления, регуляции деятельности в целом; узкие возможности словесного опосредования ведут к

несовершенству узнавания объектов [8, 160c.].

В исследованиях Р. И. Лалаевой показано, что явная непосредственная корреляция между степенью

снижения интеллекта и уровнем речевого развития отсутствует. Так, среди детей с умственной

отсталостью в степени дебильности встречаются дети как с очень низким уровнем речевого развития, с

разнообразными нарушениями речи, так и со значительно более высоким уровнем владения речью [7,

120c.].

Исследования, направленные на выявление затруднений в овладении словарным запасом у младших

школьников с умственной отсталостью, свидетельствуют о том, что активный словарь учащихся

характеризуется следующими особенностями: бедностью; расплывчатость семантики слов;

использованием слов, не несущих никаких значений; применением узкого круга хорошо знакомых слов,

значение которых при этом неоправданно расширяется или сужается; недостаточностью развития

процессов обобщения; многочисленными вербальными заменами; нарушением процессов

тематического отбора и семантического выбора слов при порождении речевого высказывания [5, 87c.].

Выявлено, что у младших школьников, имеющих интеллектуальную недостаточность, страдает

динамическая структурация значения слов, нет правильной группировки слов при их усвоении. Лексика

таких детей неточна по значению. Неточности в употреблении слов у детей, имеющих

интеллектуальную недостаточность, исследователи объясняют трудностями дифференциации как самих

предметов, так и их обозначений. Вследствие слабости процесса дифференцировочного торможения

дети легче воспринимают сходство предметов, чем их различие, поэтому они усваивают, прежде всего,

общие и наиболее конкретные признаки сходных предметов.

Для формирования и развития словаря детей с нарушением интеллекта, необходима целенаправленная

педагогическая стимуляция, которая обеспечивается специально разработанной методической

системой.

Список литературы

1.

Бабина Е. С. Развитие значения слова в системе логопедической работы по формированию

лексики у дошкольников с функциональным нарушением зрения / Е. С. Бабина //

Фундаментальные исследования. 2012. №9-3. С.607-612.

2.

Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. / Л. С. Выготский – Издательство «Лабиринт», М.,

1999. – 352 с.

3.

Дмитриева Л.И. Особенности коррекционной работы по формированию словаря у учащихся

младших классов школ для детей с нарушением интеллекта. Дис. канд. пед. наук: 13.00.03

Екатеринбург, 2000 159 с. РГБ ОД, 61:01-13/1415-5

4.

Егорова Алена Владимировна О механизме нарушения актуализации словаря у детей с

интеллектуальной недостаточностью / А. В. Егорова // Образование и наука. 2010. №9 С.77-84.

5.

Емельянова И. А. Особенности коммуникативных умений и навыков и пути их формирования у

младших школьников с нарушением интеллекта / И. А. Емельянова // Образование и наука.

2009. №1 С.86-94.

6.

Исмаилова И. С. Особенности связной устной речи при составлении рассказов по картинке у

младших школьников с нарушениями зрения и интеллекта / И. С. Исмаилова // Известия РГПУ

им. А.И. Герцена. 2007. №33.

7.

Лалаева Р.И. Проблема исследования «чувства языка» у умственно отсталых школьников //

Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: (Тезисы докладов). /

Р. И. Лалаева – М.: МГЛУ, 1999. – С. 119-123.

8.

Лубовский В.И. (ред.) Специальная психология. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.

заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др. – 2-е изд., испр. – М.: Академия,

2005. – 464 с.

9.

Лурия А.Р. Язык и сознание. / Под ред. Е.Д. Хомской. 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 336 с.

10.

Петрова В. Г. О словарном составе письменной речи умственно отсталых школьников // Тезисы

докладов 6-й научной сессии по дефектологии. / В. Г. Петрова – М., 1971. – С. 396.



В раздел образования