Автор: Калинина Наталья Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: СОГБОУ "Демидовская школа -интернат"
Населённый пункт: Демидов
Наименование материала: доклад
Тема: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Раздел: начальное образование
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ
ИНТЕЛЛЕКТА
Аннотация: В статье рассмотрены и проанализированы проблемы развития словарного запаса младших
школьников с нарушением интеллекта.
Ключевые слова: словарный запас, младшие школьники с нарушением интеллекта, ограниченность
словарного запаса.
Термин «умственная отсталость» определяется как состояние задержанного или неполного развития
психики, которое характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и
обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и
социальных особенностей.
В научных исследованиях умственная отсталость рассматривается как совокупность этиологически
разных наследственных, врожденных или рано приобретенных стойких непрогрессирующих синдромов
общей психической отсталости, проявляющихся в затруднении социальной адаптации вследствие
преобладающего интеллектуального дефекта.
Как закономерность психического развития детей с первичными и вторичными отклонениями Л. С.
Выготский впервые в психологической науке рассматривал трудности их социальной адаптации,
затруднения во взаимодействиях и взаимоотношениях таких детей с социальной средой. Выготский Л.
С. указывал, что первым и наиболее частым осложнением, возникающим как вторичный синдром при
умственной отсталости, оказывается недоразвитие высших психических функций, в том числе и речи [2,
100c.].
Преломляя концепцию об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей по
отношению к речевому развитию умственно отсталых детей с целью анализа структуры речевого
дефекта, следует отметить, что у детей рассматриваемой категории речевые нарушения носят
системный характер, то есть речь страдает как целостная система, нарушаются все ее компоненты:
фонетико-фонематическая сторона, лексический и грамматический строй, связная речь. Кроме того,
отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи, наблюдаются нарушения
как устной, так и письменной речи [4, 78c.].
Нарушения речевого развития детей с нарушениями интеллекта отрицательно влияют на всю
психическую деятельность, что вызывает у них затруднение общения с окружающими, так как
нарушаются коммуникативные возможности. Также, наблюдается задержка формирования
познавательных процессов, то есть существенные препятствия в формировании личности [1, 6-8c.].
В настоящем исследовании проблема актуализации словаря у детей с интеллектуальной
недостаточностью рассматривается с позиций коммуникативно-прагматического подхода,
учитывающего совокупность лингвистических, психологических исследовательских данных и
позволяющего формировать целостное видение обозначенной проблемы. Полагаем, что данный подход
позволит не только оптимизировать процесс коррекционной логопедической работы по актуализации
словаря детей с интеллектуальной недостаточностью, но и будет способствовать развитию речевого
общения детей и их социальной адаптации в целом.
В рамках нашего исследования актуализацию словаря мы трактуем как перевод слов из пассивного
словарного запаса в активный.
В. Г. Петрова отмечала, что развитие словаря детей с нарушениями интеллекта задерживается не только
за счет низкого интеллектуального уровня, но и как итог ограниченности речевых и социальных
контактов, что ограничивает его коммуникативные функции, снижая речевую активность в целом.
Данную закономерность отмечали и другие авторы [10, 109c.].
Ограниченность словарного запаса обнаруживается при назывании явлений и предметов окружающей
среды, их функциональных и внешних свойств и выполняемых действий. Автор (В. Г. Петрова) указывает
на то, что дети не знают большинства встречающихся объектов, поэтому могут использовать одно и
тоже слово либо жест. В лексиконе детей с нарушением интеллекта преобладает пассивный словарь, а
активный с трудом актуализируется, поэтому отмечается нарушение процесса организации
семантических полей. Большая часть известных слов для детей с интеллектуальной недостаточностью
входит в пассивный словарь, фактически не используясь в речи. Своеобразие словаря отличается
суженностью круга используемых названий обыденных предметов [10, 120c.].
Исходя из анализа литературных источников, можно выделить причины ограниченности словарного
запаса детей с нарушениями интеллекта:
- низкая познавательная активность (в речевой деятельности также);
- ограниченные возможности общения, которые обусловлены собственно речевым недоразвитием и
спецификой микросреды;
- неточность и неполнота овладения предметным значением слова, которая затрудняет понимание речи
других людей и формирование своих высказываний [3], [6].
Резюмируя вышеизложенное, обратимся к ссылке на А. Р. Лурию, который обозначал характерные
особенности овладения речью, присущие детям с нарушениями интеллекта, а именно: словесная
система умственно отсталого ребенка оказывается особенно недоразвитой, а связи, вызывающие у него
процесс словообразования, оказываются особенно конкретны и бедны. Функция абстракции и
обобщения, словесная система ребенка с нарушением интеллекта характеризуется большей косностью.
Педагоги коррекционной школы знают, что главный дефект ребенка с нарушением интеллекта
заключается в том, что выработанный навык становится косным, значит, начинает инертно применяться
во всех задачах [9, 187c.].
Проведенные В. И. Лубовским исследования развития словесной регуляции действий у детей с
нарушением интеллекта показали, что общую закономерность составляют недостаточность и
специфические особенности словесного опосредования. В этой связи он рассматривал дефектность
словесного опосредования как одно из проявлений нарушения психического развития ребенка.
Недостаточное участие словесной системы обнаруживается при этом как в регуляции произвольных
реакций, так и в других видах психической деятельности детей. Это отрицательно влияет на процессы
приема, переработки и хранения информации, то есть обусловливает недостатки памяти, восприятия,
мышления, регуляции деятельности в целом; узкие возможности словесного опосредования ведут к
несовершенству узнавания объектов [8, 160c.].
В исследованиях Р. И. Лалаевой показано, что явная непосредственная корреляция между степенью
снижения интеллекта и уровнем речевого развития отсутствует. Так, среди детей с умственной
отсталостью в степени дебильности встречаются дети как с очень низким уровнем речевого развития, с
разнообразными нарушениями речи, так и со значительно более высоким уровнем владения речью [7,
120c.].
Исследования, направленные на выявление затруднений в овладении словарным запасом у младших
школьников с умственной отсталостью, свидетельствуют о том, что активный словарь учащихся
характеризуется следующими особенностями: бедностью; расплывчатость семантики слов;
использованием слов, не несущих никаких значений; применением узкого круга хорошо знакомых слов,
значение которых при этом неоправданно расширяется или сужается; недостаточностью развития
процессов обобщения; многочисленными вербальными заменами; нарушением процессов
тематического отбора и семантического выбора слов при порождении речевого высказывания [5, 87c.].
Выявлено, что у младших школьников, имеющих интеллектуальную недостаточность, страдает
динамическая структурация значения слов, нет правильной группировки слов при их усвоении. Лексика
таких детей неточна по значению. Неточности в употреблении слов у детей, имеющих
интеллектуальную недостаточность, исследователи объясняют трудностями дифференциации как самих
предметов, так и их обозначений. Вследствие слабости процесса дифференцировочного торможения
дети легче воспринимают сходство предметов, чем их различие, поэтому они усваивают, прежде всего,
общие и наиболее конкретные признаки сходных предметов.
Для формирования и развития словаря детей с нарушением интеллекта, необходима целенаправленная
педагогическая стимуляция, которая обеспечивается специально разработанной методической
системой.
Список литературы
1.
Бабина Е. С. Развитие значения слова в системе логопедической работы по формированию
лексики у дошкольников с функциональным нарушением зрения / Е. С. Бабина //
Фундаментальные исследования. 2012. №9-3. С.607-612.
2.
Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. / Л. С. Выготский – Издательство «Лабиринт», М.,
1999. – 352 с.
3.
Дмитриева Л.И. Особенности коррекционной работы по формированию словаря у учащихся
младших классов школ для детей с нарушением интеллекта. Дис. канд. пед. наук: 13.00.03
Екатеринбург, 2000 159 с. РГБ ОД, 61:01-13/1415-5
4.
Егорова Алена Владимировна О механизме нарушения актуализации словаря у детей с
интеллектуальной недостаточностью / А. В. Егорова // Образование и наука. 2010. №9 С.77-84.
5.
Емельянова И. А. Особенности коммуникативных умений и навыков и пути их формирования у
младших школьников с нарушением интеллекта / И. А. Емельянова // Образование и наука.
2009. №1 С.86-94.
6.
Исмаилова И. С. Особенности связной устной речи при составлении рассказов по картинке у
младших школьников с нарушениями зрения и интеллекта / И. С. Исмаилова // Известия РГПУ
им. А.И. Герцена. 2007. №33.
7.
Лалаева Р.И. Проблема исследования «чувства языка» у умственно отсталых школьников //
Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: (Тезисы докладов). /
Р. И. Лалаева – М.: МГЛУ, 1999. – С. 119-123.
8.
Лубовский В.И. (ред.) Специальная психология. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др. – 2-е изд., испр. – М.: Академия,
2005. – 464 с.
9.
Лурия А.Р. Язык и сознание. / Под ред. Е.Д. Хомской. 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 336 с.
10.
Петрова В. Г. О словарном составе письменной речи умственно отсталых школьников // Тезисы
докладов 6-й научной сессии по дефектологии. / В. Г. Петрова – М., 1971. – С. 396.