Напоминание

«Ребенок с ОВЗ . Формы и методы работы с обучающимися с ОВЗ»


Автор: Калинина Наталья Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: СОГБОУ "Демидовская школа -интернат"
Населённый пункт: Демидов
Наименование материала: доклад
Тема: «Ребенок с ОВЗ . Формы и методы работы с обучающимися с ОВЗ»
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

п. Бурный

ДОКЛАД

на педсовет

«РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОВЗ»

Тулеева Г.Е.

учитель начальных классов

2022 год

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Лица с ОВЗ – это люди,

имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, в том

числе и дети-инвалиды.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это лица моложе 18

лет, имеющие отклонения от норм жизнедеятельности вследствие нарушения

здоровья, характеризующиеся ограничением способности осуществлять

ориентацию,

обучение,

самообслуживание,

передвижение,

общение,

трудовую деятельность.

Прежде

всего,

это

дети

с

разными

нарушениями

развития:

нарушениями

слуха,

зрения,

речи,

опорно-двигательного

аппарата,

интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с

задержкой и комплексными нарушениями развития.

К сожалению, в начале 21 века в России наблюдается тенденция роста

детей с ограниченными возможностями.

С ребенком c ограниченными возможностями здоровья я работаю

второй год. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является

индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого

ребенка.

При обучении таких детей одним из самых важных условий для

педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по

сравнению с другими. Но эти дети нуждаются в особенном индивидуальном

подходе для реализации своих потенциальных возможностей и создания

условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что

дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а

включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество

принимает и учитывает.

Образование

детей

с

ОВЗ

предусматривает

создание

специальной образовательной среды, обеспечивающей условия и равные

возможности

для

получения

качественного

образования

в

пределах

образовательных

стандартов,

а

также

развитие

их

индивидуальных

способностей. Получение детьми-инвалидами образования является их

неотъемлемым законодательно закрепленным правом и основополагающим

условием успешной социализации. Согласно Закону РФ «Об образовании»

эти дети обладают дополнительными правами на особые педагогические

подходы и специальные образовательные условия. Обеспечение реализации

прав детей-инвалидов на образование является одной из важнейших задач

школы.

Обучение на дому - это одна из форм индивидуального обучения и

организации учебных занятий, при которой осуществляется педагогическое

воздействие учителя на обучающегося, находящегося вне коллектива.

Основными задачами индивидуального обучения детей на дому

являются:

·

реализация общеобразовательных программ с учётом состояния

здоровья

обучающегося,

его

потребностей

и

рекомендаций

ПМПК

(выполнение минимума содержания образования в соответствии с учебным

планом класса, в котором обучается ребёнок);

· обеспечение щадящего режима проведения занятий при организации

образовательного процесса на дому;

· социализация ребёнка с ОВЗ, обучающегося на дому.

Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на

интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного.

Характер усвоения

учебного материала детьми с ОВЗ, обучающимися на дому, несколько

отличается

от

возможностей

обычных

школьников,

в

силу

их

образовательных потребностей. Чтобы помочь ребёнку более качественно

усвоить

учебный

материал,

необходимо

тщательно

разрабатывать

и

реализовать индивидуальную образовательную программу ребёнка с ОВЗ.

Педагогу, обучающему на дому детей с ОВЗ, необходимо адаптировать

объём и характер учебного материала к познавательным возможностям

обучающихся, для чего необходимо систему изучения того или иного

раздела программы значительно детализировать: учебный материал

преподносить

небольшими

порциями,

усложнять

его

следует

постепенно, необходимо использовать способы облегчения трудных

заданий. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её

целесообразно переключать ребёнка с одного вида деятельности на

другой, разнообразить виды заданий. Поддерживать интерес к занятиям

поможет введение игровых приёмов. При обучении детей с ОВЗ большую

роль играют доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку,

поощрение его малейших успехов. Темп урока необходимо задавать в

соответствии с возможностями ребёнка.

Правильная организация процесса обучения на дому обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья даёт значительные результаты в

обучении детей и их социализации.

Наблюдения показали, что дети с ограниченными возможностями с

удовольствием

участвуют

в

праздниках,

фестивалях,

конкурсах,

в

познавательно-развлекательных играх, они чувствуют себя в этом мире не

одинокими, а что-то знающими и умеющими. Участвуя со своими

творческими работами на конкурсах, дети с удовлетворением замечают, что

их работа не хуже других. И тогда в глазах появится блеск, а на лицах –

улыбка. В разговорах с родителями чувствуется пусть и робкая, но надежда:

не все так безнадежно, а также тихая затаенная радость за успех своего

ребенка.

Главное, что должен знать и чувствовать ребёнок, - то, что в

огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где

он

всегда

может

почувствовать

себя

защищённым,

любимым

и

желанным. Каждый ребёнок обязательно станет взрослым. И от

решений, принятых нами сегодня будут зависеть его завтрашние победы

и успехи.



В раздел образования