Автор: Калинина Наталья Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: СОГБОУ "Демидовская школа -интернат"
Населённый пункт: Демидов
Наименование материала: доклад
Тема: «Ребенок с ОВЗ . Формы и методы работы с обучающимися с ОВЗ»
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа»
п. Бурный
ДОКЛАД
на педсовет
«РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОВЗ»
Тулеева Г.Е.
учитель начальных классов
2022 год
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Лица с ОВЗ – это люди,
имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, в том
числе и дети-инвалиды.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это лица моложе 18
лет, имеющие отклонения от норм жизнедеятельности вследствие нарушения
здоровья, характеризующиеся ограничением способности осуществлять
ориентацию,
обучение,
самообслуживание,
передвижение,
общение,
трудовую деятельность.
Прежде
всего,
это
дети
с
разными
нарушениями
развития:
нарушениями
слуха,
зрения,
речи,
опорно-двигательного
аппарата,
интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с
задержкой и комплексными нарушениями развития.
К сожалению, в начале 21 века в России наблюдается тенденция роста
детей с ограниченными возможностями.
С ребенком c ограниченными возможностями здоровья я работаю
второй год. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является
индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого
ребенка.
При обучении таких детей одним из самых важных условий для
педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по
сравнению с другими. Но эти дети нуждаются в особенном индивидуальном
подходе для реализации своих потенциальных возможностей и создания
условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что
дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а
включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество
принимает и учитывает.
Образование
детей
с
ОВЗ
предусматривает
создание
специальной образовательной среды, обеспечивающей условия и равные
возможности
для
получения
качественного
образования
в
пределах
образовательных
стандартов,
а
также
развитие
их
индивидуальных
способностей. Получение детьми-инвалидами образования является их
неотъемлемым законодательно закрепленным правом и основополагающим
условием успешной социализации. Согласно Закону РФ «Об образовании»
эти дети обладают дополнительными правами на особые педагогические
подходы и специальные образовательные условия. Обеспечение реализации
прав детей-инвалидов на образование является одной из важнейших задач
школы.
Обучение на дому - это одна из форм индивидуального обучения и
организации учебных занятий, при которой осуществляется педагогическое
воздействие учителя на обучающегося, находящегося вне коллектива.
Основными задачами индивидуального обучения детей на дому
являются:
·
реализация общеобразовательных программ с учётом состояния
здоровья
обучающегося,
его
потребностей
и
рекомендаций
ПМПК
(выполнение минимума содержания образования в соответствии с учебным
планом класса, в котором обучается ребёнок);
· обеспечение щадящего режима проведения занятий при организации
образовательного процесса на дому;
· социализация ребёнка с ОВЗ, обучающегося на дому.
Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на
интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного.
Характер усвоения
учебного материала детьми с ОВЗ, обучающимися на дому, несколько
отличается
от
возможностей
обычных
школьников,
в
силу
их
образовательных потребностей. Чтобы помочь ребёнку более качественно
усвоить
учебный
материал,
необходимо
тщательно
разрабатывать
и
реализовать индивидуальную образовательную программу ребёнка с ОВЗ.
Педагогу, обучающему на дому детей с ОВЗ, необходимо адаптировать
объём и характер учебного материала к познавательным возможностям
обучающихся, для чего необходимо систему изучения того или иного
раздела программы значительно детализировать: учебный материал
преподносить
небольшими
порциями,
усложнять
его
следует
постепенно, необходимо использовать способы облегчения трудных
заданий. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её
целесообразно переключать ребёнка с одного вида деятельности на
другой, разнообразить виды заданий. Поддерживать интерес к занятиям
поможет введение игровых приёмов. При обучении детей с ОВЗ большую
роль играют доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку,
поощрение его малейших успехов. Темп урока необходимо задавать в
соответствии с возможностями ребёнка.
Правильная организация процесса обучения на дому обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья даёт значительные результаты в
обучении детей и их социализации.
Наблюдения показали, что дети с ограниченными возможностями с
удовольствием
участвуют
в
праздниках,
фестивалях,
конкурсах,
в
познавательно-развлекательных играх, они чувствуют себя в этом мире не
одинокими, а что-то знающими и умеющими. Участвуя со своими
творческими работами на конкурсах, дети с удовлетворением замечают, что
их работа не хуже других. И тогда в глазах появится блеск, а на лицах –
улыбка. В разговорах с родителями чувствуется пусть и робкая, но надежда:
не все так безнадежно, а также тихая затаенная радость за успех своего
ребенка.
Главное, что должен знать и чувствовать ребёнок, - то, что в
огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где
он
всегда
может
почувствовать
себя
защищённым,
любимым
и
желанным. Каждый ребёнок обязательно станет взрослым. И от
решений, принятых нами сегодня будут зависеть его завтрашние победы
и успехи.