Автор: Зикрацкая Людмила Сергеевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Таежнинская ДШИ"
Населённый пункт: п Таежный Богучанский район Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игры с пластилином для детей с ОВЗ
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Таежнинская детская школа искусств»
Методическая разработка
«Игры с пластилином для детей с ОВЗ»
Составил:
Зикрацкая Людмила Сергеевна
Преподаватель МБУ ДО «Таежнинская ДШИ»
2024 год
Методическая разработка
«Игры с пластилином для детей с ОВЗ»
Пластилин – очень пластичный материал для детского творчества, его
легко разминать и создавать из него различные формы, он не высыхает, что
позволяет работать с ним долгое время. Основным инструментом при работе
с пластилином является рука (вернее, обе руки), соответственно, уровень
умения зависит от владения собственными руками.
Лепка пластилина играет огромную роль в творческом развитии детей.
Они учатся соотносить форму и размер, искать гармоничные цветовые
решения, а так же развивают мелкую моторику пальцев, закрепляют знания
образы или целые композиции. Движения обеих рук становятся более
согласованными, ребенок готовит руку к письму.
Польза лепки пластилином для детей с ОВЗ:
•
повышает
чувствительность
пальцев,
способствует
тонкому
восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
•
развивает
воображение,
пространственное
мышление,
общую
умелость рук.
• повышает синхронность работы обеими руками;
• формирует умение планировать работу согласно замыслу, видеть
результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в свою
работу.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей с
ограниченными возможностями здоровья, корректирует имеющиеся у них
двигательные нарушения, что позволяет им:
- Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем
поможет им лучше учиться;
- Лучше адаптироваться в повседневной жизни;
- Понимать явления окружающего мира.
Учеными
доказано,
что
развитие
речи,
образного
мышления,
зрительного восприятия, памяти и внимания тесно связано с развитием
мелкой моторики и координации пальцев рук. Кроме того, занятия лепкой,
вызывает у ребенка только положительные эмоции. Дает возможность детям
с
ограниченными
возможностями
способ
и
пути
самовыражения
в
творчестве, без каких либо ограничений.
Пластилин плодотворно влияет на формирующиеся стороны личности
ребенка. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми, именно
при играх с пластилином напрямую влияет на формирование фантазии.
Видна
прямая
связь
между
степенью
развития
ребенка
и
его
интеллектуальными способностями. Стимулируя с помощью лепки из
пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять образы
предметов, которых в действительности нет перед ним в данный момент, мы
закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.
Целью
методической
разработки
является
формирование
первоначальных трудовых навыков, развитие творческих способностей детей
с ограниченными возможностями в ходе занятий пластилином.
Задачами являются:
•
Формировать умения и навыки детей в области работы с
пластилином.
•
Развивать мелкую моторику рук и координацию движений.
•
Содействовать развитию творческих способностей детей.
Для
реализации
методической
разработки
использовались
следующие
приемы лепки:
Скатывание.
Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и
выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик
нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
Раскатывание.
Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр.
Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в
цилиндр.
Яйцо
получиться,
если
руки
поставить
наклонно
относительно друг друга и выполнить раскатывание.
Сплющивание.
Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом
его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к
столу.
Прищипывание.
Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо
при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого
соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют
его, придавая ему нужную форму.
Оттягивание.
Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его
оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
Заглаживание.
Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой
при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком.
Одновременно можно удалить излишек пластилина.
Разрезание.
Разделение
бруска
стеком
или
резачком
на
отдельные
куски.
Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к
другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации
деталей.
Игры с пластилином для детей с ОВЗ
№ Название
занятия
и
его
описание.
Пример работы.
1
Знакомство с материалом.
«Накорми животных»
На
первом
занятии
дети
знакомятся
с
пластилином,
приемами и техниками лепки.
Детям предлагается накормить
животных в зоопарке. Учимся
катать шарики (ягодки), делать
капельки
(семечки),
катать
жгутики и разрезать их стеком.
2
«Вкусное яблоко»
Перед
ребенком
раскладываются нарисованные
яблоки разного цвета. Ребенку
нужно слепить червячка такого
же
цвета,
что
и
яблоко.
Используем
прием
лепки
«жгутик»
3
«Буквы и цифры»
Вспомнить приемы лепки. С
помощью техники «жгутики»
вылепить свое имя и свой
возраст.
4
«Радуга»
Детям
перед
уроком
загадывается
загадка
про
радугу. Рассказывается о том,
какие
цвета
и
в
какой
последовательности
идут.
Нужно
слепить
радугу
на
картоне.
При
выполнении
задания используется техника
«жгутиков».
5
«Сыщики»
Перед
ребятами
лежит
раскатанный
пласт
пластилина,
на
котором
отпечатаны
различные
предметы.
Ребятам
предлагается
поиграть
в
сыщиков и выяснить от чего
эти следы. Дети раскатывают
пластилин и предложенными
предметами делают отпечатки.
Отгадывают, какой след, от
какого предмета.
6
«Расти коса до пояса»
Детям предлагается на время
урока
стать
парикмахерами.
Раздаются распечатанные лица
девочек, которые попросили
сделать
им
прически.
Из
пластилина
вылепливаются
волосы,
а
из
жгутиков
заплетаются косички.
7
«Дружно мы идем гулять»
Ребятам предлагается помочь
одеть ребятишек в детском
саду на прогулку. Для этого им
раздают
рисунки
детей,
которым
нужно
слепить
одежду.
Работа
в
технике
пластилинографии.
8
«Подарок маме»
На занятие нужно принести
небольшие
баночки,
различную
крупу,
семена.
Детям предлогается побыть в
роли дизайнеров, создав свою
оригинальную
вазочку.
Выполняя
задание
нужно
облепить
баночку
пластилином
и
украсить
крупой и семенами.
9
«Помоги художнику»
Детям рассказывается сказка
про
очень
забывчивого
художника,
который
так
спешил на выставку, что забыл
дорисовать
картины.
Детям
нужно помочь художнику и
долепить
из
пластилина
недостающие элементы.
10
«Праздничный пирог»
Рассказать
что
у
игрушки
(например, зайки) сегодня день
рождения.
Он
пригласил
гостей, а чем угощать не знает.
Нужно слепить праздничный
пирог.
Для
этого
нудно
слепить
несколько
«блинчиков» и положить друг
на
друга.
Украсть
пирог
шариками.
11
«Привет, инопланетянин»
Для
игры
понадобится
распечатанная
картинка
летающей
тарелки.
Детям
рассказывается, что на нашу
планету
прилетели
инопланетяне.
Нужно
пофантазировать
и
слепить
пришельца