Напоминание

Игры с пластилином для детей с ОВЗ


Автор: Зикрацкая Людмила Сергеевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Таежнинская ДШИ"
Населённый пункт: п Таежный Богучанский район Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игры с пластилином для детей с ОВЗ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Таежнинская детская школа искусств»

Методическая разработка

«Игры с пластилином для детей с ОВЗ»

Составил:

Зикрацкая Людмила Сергеевна

Преподаватель МБУ ДО «Таежнинская ДШИ»

2024 год

Методическая разработка

«Игры с пластилином для детей с ОВЗ»

Пластилин – очень пластичный материал для детского творчества, его

легко разминать и создавать из него различные формы, он не высыхает, что

позволяет работать с ним долгое время. Основным инструментом при работе

с пластилином является рука (вернее, обе руки), соответственно, уровень

умения зависит от владения собственными руками.

Лепка пластилина играет огромную роль в творческом развитии детей.

Они учатся соотносить форму и размер, искать гармоничные цветовые

решения, а так же развивают мелкую моторику пальцев, закрепляют знания

образы или целые композиции. Движения обеих рук становятся более

согласованными, ребенок готовит руку к письму.

Польза лепки пластилином для детей с ОВЗ:

повышает

чувствительность

пальцев,

способствует

тонкому

восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

развивает

воображение,

пространственное

мышление,

общую

умелость рук.

• повышает синхронность работы обеими руками;

• формирует умение планировать работу согласно замыслу, видеть

результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в свою

работу.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей с

ограниченными возможностями здоровья, корректирует имеющиеся у них

двигательные нарушения, что позволяет им:

- Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем

поможет им лучше учиться;

- Лучше адаптироваться в повседневной жизни;

- Понимать явления окружающего мира.

Учеными

доказано,

что

развитие

речи,

образного

мышления,

зрительного восприятия, памяти и внимания тесно связано с развитием

мелкой моторики и координации пальцев рук. Кроме того, занятия лепкой,

вызывает у ребенка только положительные эмоции. Дает возможность детям

с

ограниченными

возможностями

способ

и

пути

самовыражения

в

творчестве, без каких либо ограничений.

Пластилин плодотворно влияет на формирующиеся стороны личности

ребенка. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми, именно

при играх с пластилином напрямую влияет на формирование фантазии.

Видна

прямая

связь

между

степенью

развития

ребенка

и

его

интеллектуальными способностями. Стимулируя с помощью лепки из

пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять образы

предметов, которых в действительности нет перед ним в данный момент, мы

закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.

Целью

методической

разработки

является

формирование

первоначальных трудовых навыков, развитие творческих способностей детей

с ограниченными возможностями в ходе занятий пластилином.

Задачами являются:

Формировать умения и навыки детей в области работы с

пластилином.

Развивать мелкую моторику рук и координацию движений.

Содействовать развитию творческих способностей детей.

Для

реализации

методической

разработки

использовались

следующие

приемы лепки:

Скатывание.

Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и

выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик

нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

Раскатывание.

Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр.

Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в

цилиндр.

Яйцо

получиться,

если

руки

поставить

наклонно

относительно друг друга и выполнить раскатывание.

Сплющивание.

Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом

его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к

столу.

Прищипывание.

Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо

при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого

соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют

его, придавая ему нужную форму.

Оттягивание.

Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его

оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

Заглаживание.

Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой

при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком.

Одновременно можно удалить излишек пластилина.

Разрезание.

Разделение

бруска

стеком

или

резачком

на

отдельные

куски.

Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к

другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации

деталей.

Игры с пластилином для детей с ОВЗ

№ Название

занятия

и

его

описание.

Пример работы.

1

Знакомство с материалом.

«Накорми животных»

На

первом

занятии

дети

знакомятся

с

пластилином,

приемами и техниками лепки.

Детям предлагается накормить

животных в зоопарке. Учимся

катать шарики (ягодки), делать

капельки

(семечки),

катать

жгутики и разрезать их стеком.

2

«Вкусное яблоко»

Перед

ребенком

раскладываются нарисованные

яблоки разного цвета. Ребенку

нужно слепить червячка такого

же

цвета,

что

и

яблоко.

Используем

прием

лепки

«жгутик»

3

«Буквы и цифры»

Вспомнить приемы лепки. С

помощью техники «жгутики»

вылепить свое имя и свой

возраст.

4

«Радуга»

Детям

перед

уроком

загадывается

загадка

про

радугу. Рассказывается о том,

какие

цвета

и

в

какой

последовательности

идут.

Нужно

слепить

радугу

на

картоне.

При

выполнении

задания используется техника

«жгутиков».

5

«Сыщики»

Перед

ребятами

лежит

раскатанный

пласт

пластилина,

на

котором

отпечатаны

различные

предметы.

Ребятам

предлагается

поиграть

в

сыщиков и выяснить от чего

эти следы. Дети раскатывают

пластилин и предложенными

предметами делают отпечатки.

Отгадывают, какой след, от

какого предмета.

6

«Расти коса до пояса»

Детям предлагается на время

урока

стать

парикмахерами.

Раздаются распечатанные лица

девочек, которые попросили

сделать

им

прически.

Из

пластилина

вылепливаются

волосы,

а

из

жгутиков

заплетаются косички.

7

«Дружно мы идем гулять»

Ребятам предлагается помочь

одеть ребятишек в детском

саду на прогулку. Для этого им

раздают

рисунки

детей,

которым

нужно

слепить

одежду.

Работа

в

технике

пластилинографии.

8

«Подарок маме»

На занятие нужно принести

небольшие

баночки,

различную

крупу,

семена.

Детям предлогается побыть в

роли дизайнеров, создав свою

оригинальную

вазочку.

Выполняя

задание

нужно

облепить

баночку

пластилином

и

украсить

крупой и семенами.

9

«Помоги художнику»

Детям рассказывается сказка

про

очень

забывчивого

художника,

который

так

спешил на выставку, что забыл

дорисовать

картины.

Детям

нужно помочь художнику и

долепить

из

пластилина

недостающие элементы.

10

«Праздничный пирог»

Рассказать

что

у

игрушки

(например, зайки) сегодня день

рождения.

Он

пригласил

гостей, а чем угощать не знает.

Нужно слепить праздничный

пирог.

Для

этого

нудно

слепить

несколько

«блинчиков» и положить друг

на

друга.

Украсть

пирог

шариками.

11

«Привет, инопланетянин»

Для

игры

понадобится

распечатанная

картинка

летающей

тарелки.

Детям

рассказывается, что на нашу

планету

прилетели

инопланетяне.

Нужно

пофантазировать

и

слепить

пришельца



В раздел образования