Автор: Мамсирова Инга Нашировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №5
Населённый пункт: г.п.Чегем Кабардино-Балкарской Республики
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие ребенка с аутизмом. Первая помощь родителям.
Раздел: начальное образование
Развитие ребенка с аутизмом. Первая помощь родителям.
Учитель начальных классов Мамсирова И.Н.
Что заставляет уходить в бессмертье
Мельчайшие частички бытия?
Их разделяют звезды и столетья,
И вместе с ними исчезаю я.
Но исчезая, во Вселенской книге
Я оставляю четкие черты.
И в каждом атоме, и в каждом миге
Меж мной и Вечностью наведены мосты.
(автор стихов Соня Шаталова).
Эти стихи написаны Соней Шаталовой. Соня — аутист. Она закончила
общеобразовательную школу. В настоящее время такие не совсем обычные
дети должны учить ся либо в коррекционных школах, либо в обычных
школах в специально организованных классах. Такие школы называют
инклюзивными. В регионах инклюзия развита очень слабо. Там практически
нет этих особых школ.
В какой садик можно отдать своего ребенка? Как учить особенных
детей в обычной школе, что с них спрашивать, и какая образовательная среда
им нужна? Могут ли родители помочь учителю? Эти и другие вопросы
встают перед родителями, когда они узнают диагноз своего малыша. Именно
поэтому на помощь родителям и педагогам может прийти программа
«Птичка-невеличка», которая была разработана на базе системно-векторной
психологии Юрия Бурлана.
Когда вы узнаете, что у вашего ребенка задержка в развитии или любое
другое нарушение развития, которое может быть — а может и не быть —
точно установлено, это для вас не просто информация, это удар «ниже
пояса».
Вот что пишет одна мама о том, как она узнала о нарушении развития
своего ребенка: «Меня это новость застала врасплох, я вспоминаю те дни не
иначе, как дни, когда разбилось мое сердце. Кто-то сравнил бы эти дни с
ощущением черного мешка, надетого на голову, который мешает видеть,
слышать и думать».
Многие родители описывают свои ощущения как «удар ножом в сердце».
Насколько полно описанные выше ощущения описывают те эмоции, которые
переполняют сердца и мысли родителей, когда они узнают «плохие» новости
о своем ребенке?
Как же родители реагируют на негативные вести о своем ребенке?
Типичные реакции:
Непринятие: «Почему именно со мной»? Непринятие и злость, которая
может быть направлена на медицинских работников. Эта злость разрушает
отношения в семье, т.к. она влияет на взаимоотношения между супругами, с
ближайшими родственниками.
Страх — это другая реакция, которая приходит на смену злости. Вы
испытываете страх за будущее Вашего ребенка. Вам страшно, Вы боитесь не
справиться с навалившейся на Вас ситуацией. Каким будет ребенок в пять,
десять, в восемнадцать? Сможет ли он закончить школу, институт? Сможет
ли он любить, смеяться, завести семью? есть и еще один страх — страх того,
что ребенок будет отвергнут его сверстниками. Страх того, что с возможным
рождением новых детей либо он, либо Вы не справитесь с этой ситуацией.
Затем приходит чувство вины. Вины за то, что что-то сделали не так.
А еще и чувство бессилия, невозможности изменить и принять ситуацию.
Разочарование.
Тот факт, что ребенок несовершенен, задевает Эго
родителей и бросает вызов их системе ценностей. Конечно, возникают мысли
о том, как будут матери других детей обсуждать моего ребенка, его
непохожесть,
его
особенность?
Это
разрушающее
чувство
вместе
с
представлениями об идеальном послушном, отзывчивом, веселом ребенке,
которые были до того, может привести к невозможности принять ребенка,
как ценную, развивающуюся личность.
Непринятие. Отрицание и непринятие сложившейся ситуации очень часто
сопровождает семью, в которой растет ребенок с нарушениями развития.
Поэтому очень важно понимать, что те чувства, которые испытывают
родители в сложившейся ситуации это разрушительные для Вас и Вашей
семьи чувства, что Вы не одни и можете предпринять конструктивные
действия, поскольку существуют места, где можно найти помощь и
поддержку.
Ищите помощи других заинтересованных людей и других родителей
Вы можете (и это будет правильным решением) найти других родителей
ребенка с похожими нарушениями и попросите их помочь. Существует
много организаций и групп родителей, которые помогают другим родителям.
Не бойтесь, обсуждайте с вашим супругом, семьей и другими
значимыми для вас людьми. Говорите с Вашими другими детьми о
возникшей ситуации.
И… сейчас не думайте о том, что будет в будущем. Мысли и тревога о
будущем только истощит Вас. Вам есть о чем подумать. Живите каждый
день, шаг за шагом, день ото дня.
Станьте компетентными родителями. Прочтите книги, выучите
терминологию, ищите информацию в интернете. И не позволяйте себя
запугать. Никто не знает Вашего ребенка лучше, чем Вы. И никто не сможет
дать Вашему ребенку больше, чем Вы. Помните, что это Ваш ребенок! И это
самое главное!
Тематический план родительского всеобуча
и Памятка для родителей
Для индивидуальной программы можно использовать игры и
упражнения, которые приводятся ниже или аналогичные им.
Как же установить контакт с аутичным ребенком?
«Устанавливаем зрительный контакт»
Ход игры: сядьте напротив ребенка. Назовите его имя и одновременно
подскажите ему посмотреть на вас (жестом), поднеся съедобный или другой
желаемый предмет на уровень своих глаз. После того, как ребенок посмотрит
на вас в течении 1 секунды —сразу же отдайте предмет ребенку. На
последующих занятиях, называя имя ребенка, задерживайте предъявление
стимулятора на несколько секунд, отмечая, смотрит ли ребенок на вас без
подсказки. Добивайтесь взгляда ребенка в повседневных ситуациях во время
совместных действий.
«Выполнение простых команд, подкрепленных жестом»
Ход игры: сидя напротив ребенка, добейтесь внимания. Скажите «…» и
одновременно демонстрируйте движение. Помогайте ребенку повторять за
вами движение. Поначалу может понадобиться помощь другого взрослого,
который стоит ЗА ребенком сзади и физически помогает ему выполнить
упражнение. Затем постепенно физическую помощь 2го взрослого надо уби-
рать.
Останется
только
Ваш
показ.
Уменьшайте
подсказки
показом
собственно действия, со временем можно перейти на подсказки-жесты. В
конце ребенок должен выполнять сам словесную инструкцию. Важно не
только ПОНИМАНИЕ, но и фактическое выполнение инструкции.
«Различаем части тела»
Ход
игры:
сидя
напротив
ребенка,
добейтесь
внимания
и
скажите
инструкцию: «Покажи…» Важно не только ПОНИМАНИЕ, но и фактическое
выполнение инструкции. «Различаем части тела» Рекомендуется начинать
отрабатывать этот навык также в работе с двумя взрослыми: один напротив
ребенка ПОКАЗЫВАЕТ свой нос, глаза, и т.д., другой взрослый сзади
ребенка помогает ему и его рукой указывает на нос ребенка, его глаза, то есть
ДЕЙСТВУЕТ руками ребенка. Затем постепенно физическую помощь
второго взрослого надо убирать.
«Узнает предметы»
Ход занятия: расположите на столе предметы (2—3). Назовите эти предметы
поднимая их по одному и говоря: «Это-…». Затем попросите ребенка дать
вам нужный предмет. Помогите ему подать вам предмет. Перечень
предметов можно расширить, если вы убедились, что приведенные ниже
предметы ребенку хорошо известны и он их выбирает без труда. Только
после того, как этот навык закрепится, начинайте усложнять инструкцию:
«Покажи где…». Если возникнут затруднения с этим упражнением — тоже
можно попробовать с 2мя взрослыми сделать так: приготовить 2—3 пары
идентичных предметов (например, 2 одинаковые столовые ложки и 2
одинаковых маленьких мячика). У каждого взрослого по набору предметов. 1
взрослый показывает свой мяч и говорит: «Вот мяч. Возьми мяч». Другой
взрослый руками ребенка выбирает из своего набора мяч и тоже поднимает
вверх. То есть, по началу можете оказывать максимально моторную
помощь, но постепенно ребенок должен переходить на действие только по
показу, а потом — только по инструкции.
«Имитация основных движений»
Ход занятия: сидя напротив ребенка, добейтесь его внимания. Скажите:
«Сделай так!» и одновременно демонстрируйте движение. Помогайте
ребенку на первых этапах, постепенно уменьшая свою помощь. По мере
освоения, этот перечень может быть расширен.
«Имитация звуков»
Со звуковой имитацией у особых деток как правило самая большая
проблема. Если ребенок не подражает звукам вообще — попробуйте начать
наоборот, подражать вашему ребенку сами. Какой бы звук он не произносил
— повторяйте за ним, и наблюдайте — в конце концов ему станет
любопытно и он посмотрит на Вас. Через время Вы заметите, что ребенок
произносит звуки — и ждет вашей реакции (как вы ответите). Это уже пол-
дела. Только когда это станет веселой игрой, в которой ребенок получает
удовольствие — тогда можете произносить звук сами — и ждать отклика
Ребенка.
Еще больше игр для работы с детьми, имеющими аутизм, Вы можете найти в
в пособии Анны Виневской «Развитие ребенка с аутизмом».