Напоминание

Развитие ребенка с аутизмом. Первая помощь родителям.


Автор: Мамсирова Инга Нашировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №5
Населённый пункт: г.п.Чегем Кабардино-Балкарской Республики
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие ребенка с аутизмом. Первая помощь родителям.
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие ребенка с аутизмом. Первая помощь родителям.

Учитель начальных классов Мамсирова И.Н.

Что заставляет уходить в бессмертье

Мельчайшие частички бытия?

Их разделяют звезды и столетья,

И вместе с ними исчезаю я.

Но исчезая, во Вселенской книге

Я оставляю четкие черты.

И в каждом атоме, и в каждом миге

Меж мной и Вечностью наведены мосты.

(автор стихов Соня Шаталова).

Эти стихи написаны Соней Шаталовой. Соня — аутист. Она закончила

общеобразовательную школу. В настоящее время такие не совсем обычные

дети должны учить ся либо в коррекционных школах, либо в обычных

школах в специально организованных классах. Такие школы называют

инклюзивными. В регионах инклюзия развита очень слабо. Там практически

нет этих особых школ.

В какой садик можно отдать своего ребенка? Как учить особенных

детей в обычной школе, что с них спрашивать, и какая образовательная среда

им нужна? Могут ли родители помочь учителю? Эти и другие вопросы

встают перед родителями, когда они узнают диагноз своего малыша. Именно

поэтому на помощь родителям и педагогам может прийти программа

«Птичка-невеличка», которая была разработана на базе системно-векторной

психологии Юрия Бурлана.

Когда вы узнаете, что у вашего ребенка задержка в развитии или любое

другое нарушение развития, которое может быть — а может и не быть —

точно установлено, это для вас не просто информация, это удар «ниже

пояса».

Вот что пишет одна мама о том, как она узнала о нарушении развития

своего ребенка: «Меня это новость застала врасплох, я вспоминаю те дни не

иначе, как дни, когда разбилось мое сердце. Кто-то сравнил бы эти дни с

ощущением черного мешка, надетого на голову, который мешает видеть,

слышать и думать».

Многие родители описывают свои ощущения как «удар ножом в сердце».

Насколько полно описанные выше ощущения описывают те эмоции, которые

переполняют сердца и мысли родителей, когда они узнают «плохие» новости

о своем ребенке?

Как же родители реагируют на негативные вести о своем ребенке?

Типичные реакции:

Непринятие: «Почему именно со мной»? Непринятие и злость, которая

может быть направлена на медицинских работников. Эта злость разрушает

отношения в семье, т.к. она влияет на взаимоотношения между супругами, с

ближайшими родственниками.

Страх — это другая реакция, которая приходит на смену злости. Вы

испытываете страх за будущее Вашего ребенка. Вам страшно, Вы боитесь не

справиться с навалившейся на Вас ситуацией. Каким будет ребенок в пять,

десять, в восемнадцать? Сможет ли он закончить школу, институт? Сможет

ли он любить, смеяться, завести семью? есть и еще один страх — страх того,

что ребенок будет отвергнут его сверстниками. Страх того, что с возможным

рождением новых детей либо он, либо Вы не справитесь с этой ситуацией.

Затем приходит чувство вины. Вины за то, что что-то сделали не так.

А еще и чувство бессилия, невозможности изменить и принять ситуацию.

Разочарование.

Тот факт, что ребенок несовершенен, задевает Эго

родителей и бросает вызов их системе ценностей. Конечно, возникают мысли

о том, как будут матери других детей обсуждать моего ребенка, его

непохожесть,

его

особенность?

Это

разрушающее

чувство

вместе

с

представлениями об идеальном послушном, отзывчивом, веселом ребенке,

которые были до того, может привести к невозможности принять ребенка,

как ценную, развивающуюся личность.

Непринятие. Отрицание и непринятие сложившейся ситуации очень часто

сопровождает семью, в которой растет ребенок с нарушениями развития.

Поэтому очень важно понимать, что те чувства, которые испытывают

родители в сложившейся ситуации это разрушительные для Вас и Вашей

семьи чувства, что Вы не одни и можете предпринять конструктивные

действия, поскольку существуют места, где можно найти помощь и

поддержку.

Ищите помощи других заинтересованных людей и других родителей

Вы можете (и это будет правильным решением) найти других родителей

ребенка с похожими нарушениями и попросите их помочь. Существует

много организаций и групп родителей, которые помогают другим родителям.

Не бойтесь, обсуждайте с вашим супругом, семьей и другими

значимыми для вас людьми. Говорите с Вашими другими детьми о

возникшей ситуации.

И… сейчас не думайте о том, что будет в будущем. Мысли и тревога о

будущем только истощит Вас. Вам есть о чем подумать. Живите каждый

день, шаг за шагом, день ото дня.

Станьте компетентными родителями. Прочтите книги, выучите

терминологию, ищите информацию в интернете. И не позволяйте себя

запугать. Никто не знает Вашего ребенка лучше, чем Вы. И никто не сможет

дать Вашему ребенку больше, чем Вы. Помните, что это Ваш ребенок! И это

самое главное!

Тематический план родительского всеобуча

и Памятка для родителей

Для индивидуальной программы можно использовать игры и

упражнения, которые приводятся ниже или аналогичные им.

Как же установить контакт с аутичным ребенком?

«Устанавливаем зрительный контакт»

Ход игры: сядьте напротив ребенка. Назовите его имя и одновременно

подскажите ему посмотреть на вас (жестом), поднеся съедобный или другой

желаемый предмет на уровень своих глаз. После того, как ребенок посмотрит

на вас в течении 1 секунды —сразу же отдайте предмет ребенку. На

последующих занятиях, называя имя ребенка, задерживайте предъявление

стимулятора на несколько секунд, отмечая, смотрит ли ребенок на вас без

подсказки. Добивайтесь взгляда ребенка в повседневных ситуациях во время

совместных действий.

«Выполнение простых команд, подкрепленных жестом»

Ход игры: сидя напротив ребенка, добейтесь внимания. Скажите «…» и

одновременно демонстрируйте движение. Помогайте ребенку повторять за

вами движение. Поначалу может понадобиться помощь другого взрослого,

который стоит ЗА ребенком сзади и физически помогает ему выполнить

упражнение. Затем постепенно физическую помощь 2го взрослого надо уби-

рать.

Останется

только

Ваш

показ.

Уменьшайте

подсказки

показом

собственно действия, со временем можно перейти на подсказки-жесты. В

конце ребенок должен выполнять сам словесную инструкцию. Важно не

только ПОНИМАНИЕ, но и фактическое выполнение инструкции.

«Различаем части тела»

Ход

игры:

сидя

напротив

ребенка,

добейтесь

внимания

и

скажите

инструкцию: «Покажи…» Важно не только ПОНИМАНИЕ, но и фактическое

выполнение инструкции. «Различаем части тела» Рекомендуется начинать

отрабатывать этот навык также в работе с двумя взрослыми: один напротив

ребенка ПОКАЗЫВАЕТ свой нос, глаза, и т.д., другой взрослый сзади

ребенка помогает ему и его рукой указывает на нос ребенка, его глаза, то есть

ДЕЙСТВУЕТ руками ребенка. Затем постепенно физическую помощь

второго взрослого надо убирать.

«Узнает предметы»

Ход занятия: расположите на столе предметы (2—3). Назовите эти предметы

поднимая их по одному и говоря: «Это-…». Затем попросите ребенка дать

вам нужный предмет. Помогите ему подать вам предмет. Перечень

предметов можно расширить, если вы убедились, что приведенные ниже

предметы ребенку хорошо известны и он их выбирает без труда. Только

после того, как этот навык закрепится, начинайте усложнять инструкцию:

«Покажи где…». Если возникнут затруднения с этим упражнением — тоже

можно попробовать с 2мя взрослыми сделать так: приготовить 2—3 пары

идентичных предметов (например, 2 одинаковые столовые ложки и 2

одинаковых маленьких мячика). У каждого взрослого по набору предметов. 1

взрослый показывает свой мяч и говорит: «Вот мяч. Возьми мяч». Другой

взрослый руками ребенка выбирает из своего набора мяч и тоже поднимает

вверх. То есть, по началу можете оказывать максимально моторную

помощь, но постепенно ребенок должен переходить на действие только по

показу, а потом — только по инструкции.

«Имитация основных движений»

Ход занятия: сидя напротив ребенка, добейтесь его внимания. Скажите:

«Сделай так!» и одновременно демонстрируйте движение. Помогайте

ребенку на первых этапах, постепенно уменьшая свою помощь. По мере

освоения, этот перечень может быть расширен.

«Имитация звуков»

Со звуковой имитацией у особых деток как правило самая большая

проблема. Если ребенок не подражает звукам вообще — попробуйте начать

наоборот, подражать вашему ребенку сами. Какой бы звук он не произносил

— повторяйте за ним, и наблюдайте — в конце концов ему станет

любопытно и он посмотрит на Вас. Через время Вы заметите, что ребенок

произносит звуки — и ждет вашей реакции (как вы ответите). Это уже пол-

дела. Только когда это станет веселой игрой, в которой ребенок получает

удовольствие — тогда можете произносить звук сами — и ждать отклика

Ребенка.

Еще больше игр для работы с детьми, имеющими аутизм, Вы можете найти в

в пособии Анны Виневской «Развитие ребенка с аутизмом».



В раздел образования