Напоминание

Формирование функциональной грамотности в начальной школе


Автор: Чурилина Раиса Викторовна
Должность: учитель начальных классов. зам. директора по УВР
Учебное заведение: МАОУ "Лицей № 6 "Перспектива"
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в 3-4 классах.
Тема: Формирование функциональной грамотности в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего

мира в 3-4 классах.

Чурилина Р.В., учитель начальных классов

МАОУ Лицей № 6 «Перспектива»

(из опыта работы)

Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира

в 3-4 классах играет важную роль в развитии у обучающихся начальных классов

навыков, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром. Этот

предмет охватывает широкий спектр тем, связанных с природой, обществом,

культурой и экологией, что предоставляет отличные возможности для интеграции

различных аспектов функциональной грамотности.

Основные направления формирования функциональной грамотности:

1. Экологическая грамотность:

o

Знакомство с основами экологии и охраны окружающей среды.

o

Понимание взаимосвязи человека и природы.

o

Развитие ответственного отношения к природным ресурсам.

2. Социальная грамотность:

o

Осознание роли человека в обществе.

o

Изучение правил поведения в общественных местах.

o

Воспитание уважения к другим людям и культурным традициям.

3. Информационная грамотность:

o

Навыки поиска, обработки и анализа информации.

o

Критическое осмысление полученной информации.

4. Культурная грамотность:

o

Ознакомление с культурным наследием своей страны и других народов.

o

Формирование уважительного отношения к различным культурам и традициям.

Методы и подходы к формированию функциональной грамотности:

Игровые методы: Использование игр и игровых заданий делает процесс

обучения более увлекательным и мотивирующим.

Проектная деятельность: Работа над проектами, связанными с применением

практических знаний, помогает интегрировать теоретические знания с практическим

опытом.

Интерактивные технологии: Применение цифровых ресурсов, таких как

образовательные

платформы

и

приложения,

расширяет

возможности

для

самостоятельной работы и развития творческих способностей.

Коллективная работа: Групповые задания способствуют развитию навыков

сотрудничества и взаимопомощи.

Таким образом, формирование функциональной грамотности в процессе

обучения окружающего мира требует комплексного подхода, включающего

развитие различных когнитивных и социальных навыков.

На уроках окружающего мира в 3-4 классах можно использовать различные

виды деятельности, которые будут способствовать развитию функциональной

грамотности. Вот несколько примеров:

1. Экологическое исследование:

Тема: "Как мы можем помочь природе?"

Описание: Ученикам предлагается провести мини-исследование на тему

сохранения природных ресурсов. Они могут выбрать одну из проблем, например,

сокращение

использования

пластика,

экономию

воды

или

энергии.

Задача

заключается в том, чтобы предложить конкретные меры по решению выбранной

проблемы и представить свои идеи классу.

Как это развивает функциональную грамотность:

o

Развивает исследовательские навыки.

o

Способствует пониманию важности экологической ответственности.

o

Тренирует навыки презентации и аргументации своих идей.

2. Социальный проект:

Тема: "Моя школа – мой дом"

Описание: Учащиеся работают в группах над созданием плана улучшения

школьной территории. Они обсуждают, какие изменения могли бы сделать школу

более комфортной и безопасной, а затем представляют свои предложения учителю и

одноклассникам.

Как это развивает функциональную грамотность:

o

Способствует развитию социального сознания.

o

Развивает навыки командной работы и коллективного принятия решений.

o

Помогает осознать важность участия в общественной жизни.

3. Информационный поиск:

Тема: "Интересные факты о животных"

Описание: Каждому ученику дается задание найти интересные факты о

каком-либо животном. Для этого они используют учебники, энциклопедии,

интернет-ресурсы. Затем они готовят краткое сообщение и делятся своими

находками с классом.

Как это развивает функциональную грамотность:

o

Тренируется навык поиска и обработки информации.

o

Улучшается умение структурировать материал и представлять его в доступной

форме.

o

Повышается интерес к изучению природы.

4. Культурное наследие:

Тема: "Традиции моего народа"

Описание: Каждый ученик готовит презентацию о какой-либо традиции или

обычае своего народа. Это может быть рассказ о национальных праздниках,

народных играх, кухне и т.д. Презентации демонстрируются всему классу, после

чего проводится обсуждение.

Как это развивает функциональную грамотность:

o

Укрепляет чувство национальной идентичности.

o

Воспитывает уважение к культурному разнообразию.

o

Развивает коммуникативные навыки и умение выступать перед аудиторией.

Таким образом, формирование функциональной грамотности на уроках

окружающего мира в 3-4 классах является важным этапом в общем образовательном

процессе. Через разнообразные формы учебной деятельности ученики приобретают

навыки, необходимые для успешной адаптации в современном обществе. Эти

навыки

включают

в

себя

умение

анализировать

информацию,

принимать

осознанные решения, взаимодействовать с другими людьми и бережно относиться к

окружающей среде.



В раздел образования