Напоминание

"Взаимодействие школы с родителями в рамках образовательного процесса внеурочной деятельности"


Автор: Кривцун Ирина Валентиновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУДО "ДХШ № 1"
Населённый пункт: ХМАО-Югра, г. Сургут
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Взаимодействие школы с родителями в рамках образовательного процесса внеурочной деятельности"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА №1»

Взаимодействие школы с родителями

в рамках образовательного процесса

внеурочной деятельности

Автор:

Кривцун

Ирина Валентиновна

преподаватель

МАУДО «ДХШ № 1»

г. Сургут, 2024 г.

Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Цель и задачи.

3. Механизм вовлечения родителей в процесс подготовки совместного

мероприятия.

4. Сценарий внеклассного мероприятия «Такой современный Чайковский».

5. Результаты педагогической диагностики.

6. Литература.

Пояснительная записка.

Духовным центром и нравственной основой для каждого ребенка является

семья, её ценности, устои, отношения, т.е. семейный уклад. Поэтому не

случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает

работа образовательного учреждения с семьёй.

В Семейном Кодексе Глава 12. Статья 63. Права и обязанности родителей

по воспитанию и образованию детей говорится, что родители несут

ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны

заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном

развитии своих детей. В решение этих задач родителям могут помочь не

только

учреждения

общего

образования,

но

и

детские

учреждения

дополнительного образования.

В Российской культуре и педагогике смысл воспитания всегда был связан с

духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и

развитием его личности. Одной из главных задач МАУ ДО «Детская

хореографическая школа №1» -

воспитание духовно-нравственных ценностей

обучающихся во взаимодействии с семьей и социумом.

Сотрудничество педагога с родителями является залогом успешной

воспитательной деятельности учащихся, поэтому важно сделать родителей

активными участниками педагогического процесса. Результат воспитания

ребенка будет успешным только тогда, когда педагог и родители станут

равноправными партнерами, т. к. они воспитывают одних и тех же детей.

Основой такого союза должны стать единство стремлений, взглядов на

образовательный

процесс,

выработанные

совместно

общие

цели

и

образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов,

т.е.

сотрудничество

и

взаимодействие,

успех

которого

определяется

взаимным доверием обеих сторон друг к другу. Такое доверие не приходит

само по себе. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении

педагога к их ребенку, чувствовали компетентность в вопросах воспитания,

но главное - ценили его личностные качества: заботливость, внимание к

детям, доброту, чуткость. Подобные личностные качества педагога поднимут

его авторитет в глазах родительского сообщества и помогут избежать

проблем во взаимодействии.

Основной проблемой для педагога являются организационные вопросы,

связанные с включением родителей в жизнь школьного учреждения.

Понимание того, что участие родителей в жизни школы важно не потому, что

так хочет учитель, а потому, что это нужно для развития их ребёнка, решает

эту проблему. Успешность ребёнка для родителей является мощной

мотивацией, которая пробуждает их активность и облегчает педагогу задачу

родительского взаимодействия.

Одним из способов вовлечения родителей в учебно-воспитательный

процесс, являются открытые уроки и тематические мероприятия. Цель таких

мероприятий:

способствовать

активному

включению

родителей

в

образовательный процесс школы и предоставление комфортных условий для

их

активности

с

целью

стимуляции

заинтересованности

детей

к

образовательному процессу. Проведение подобных мероприятий в рамках

внеурочной деятельности дополнительно решает задачу организации и

удовлетворения потребностей учащихся и их родителей в совместном

содержательном досуге.

Цель и задачи.

«Такой

современный

Чайковский»

-

тематическое

мероприятие,

приуроченное к юбилею П. И. Чайковского.

Возрастная группа – 6 класс (12-13 лет) МАУ ДО «Детская

хореографическая школа №1».

Место проведения – концертный зал МАУ ДО «Детская хореографическая

школа №1».

Цель мероприятия

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный

процесс

с целью стимуляции заинтересованности детей к образовательному

процессу.

Попутные задачи:

-

взаимодействие,

как

залог

успешной

воспитательной

деятельности

учащихся;

- создание комфортных условий для активности родителей;

- организация и удовлетворение потребностей учащихся и их родителей в

совместном содержательном досуге.

Для большей эффективности во взаимодействии педагога, родителей и

учащихся была выбрана форма лекции-концерта. Лекционная часть несёт в

себе информационное поле, что позволяет расширить свой кругозор, как

учащимся, так и их родителям, а концертная часть выступает в роли

открытого урока и позволяет учащимся показать своё мастерство, а

родителям увидеть, чему научились их дети. Викторина, подготовленная

педагогом, несет соревновательный характер, задействует всех участников

мероприятия и расширяет их кругозор.

Таким образом, данная форма позволила задействовать все стороны,

заинтересованные в успешной реализации учебно-воспитательных задач и

всего образовательного процесса.

Механизм вовлечения родителей

в процесс подготовки совместного мероприятия.

Положительного эффекта во взаимодействии с родителями можно ожидать

в том случае, если педагог даст возможность проявить инициативу и

поддержит активность родителей при подготовке мероприятия. Но прежде

чем это случится, необходимо вдохновить родителей на подобный «подвиг».

Одним из приёмов здесь может быть способ эффективной коммуникации "Я-

сообщения": «Я знаю, что Вы являетесь примером для своих детей, и они

оценят то, что Вы разделяете их интересы» или «Я уверена, что дети лучше

усвоят информацию, если мы с Вами постараемся сделать это необычным

способом». Как правило, после подобной установки родители активно

включаются в работу и здесь задача педагога правильно распределить их

деятельность с учётом индивидуальных возможностей каждого.

В подготовке внеклассного мероприятия «Такой современный

Чайковский» первым этапом в работе с родителями было проведение

родительского собрания, где определилась инициативная группа, принявшая

активное

участие

при

подготовке

и

проведении

мероприятия.

В

инициативную группу вошли 9 человек при изъявивших желание 12-ти

родителях, три из которых взяли на себя инициативу по разработке и

предложению следующих тем мероприятий. В свою очередь основная

инициативная группа разделилась на две подгруппы: группа «А» -

выступающие перед зрителями – 4 человека и группа «Б» - техническая

группа – 5 человек.

Задачи группы «А»:

1.Поиск тематического материала;

2.Систематизация тематического материала при участии педагога;

3.Публичное выступление на мероприятии.

Задачи группы «Б»:

1.Подготовку видео презентации на тему детства и начала творческого пути

П.И. Чайковского;

2.Оформление видео слайдов с вопросами для викторины;

3.Техническое сопровождение видео материала и музыкального фона в

момент мероприятия.

Технические задачи педагога:

1.Организационная работа по созданию инициативной группы;

2.Оказание методической и консультативной помощи родителям при

подготовке лекционной части мероприятия;

3.Подготовка викторины для учащихся и родителей с целью вовлечения в

процесс всей родительской аудитории;

4. подготовка учащихся к выступлению (подбор музыкального материала,

сочинение танцевальных комбинаций, разбор и обсуждение музыкального

материала с учащимися, репетиционная работа);

5.Проведение мероприятия;

6.Проведение

анкетирования

родителей

для

определения

их

удовлетворённости и самодиагностики педагога по достижению намеченной

цели на основе анкетирования.

Данная тема была выбрана не случайно. Вклад Чайковского, как великого

композитора, реформатора балетной музыки неоспорим. Произведения

Чайковского,

их

художественно-выразительные

и

композиционные

особенности дают возможность выработать танцевальность и музыкальность

при исполнении танцевальных движений. Они учат слушать и передавать

музыкально-эмоциональную окраску в танце, являются ценным материалом

для воспитания подрастающего поколения в духе чистого творчества и

восприятия прекрасного вокруг себя, что заставляет искать целесообразные

пути и способы для проникновения учащихся в мировое культурное

наследие.

Сценарий

внеклассного мероприятия

«Такой современный Чайковский»

(Звучит музыка П.И. Чайковского)

Преподаватель: В этом году исполняется 184 года со дня рождения Петра

Ильича Чайковского – одного из самых любимых композиторов во всем

мире. Сегодняшнее мероприятие, мы посвящаем памяти великого музыканта,

который оставил свой неизгладимый след, как в мировой музыкальной

культуре, так и в балетном искусстве.

Отношение Чайковского к балету было всегда серьезным, далеким от

поверхностного увлечения. Отрицательно относясь к взглядам того времени

на балетную музыку как на ремесленную продукцию, он не видел причин,

почему музыка в балете не может стоять на уровне оперной или

симфонической.

Выступив

в

области

балетной

музыки

как

реформатор,

Чайковский

превратил ее из подчиненного, вспомогательного элемента, служащего

только сопровождением танца, в начало, одухотворяющее танец, делающее

его способным к выражению сложных психологических состояний в их

развитии, движении, многообразии оттенков. Он обогатил формы балетной

музыки, придал им мощный размах и широту дыхания, не достижимые ни

для кого из его предшественников и современников.

Но, что мы знаем о П.И. Чайковском прежде, чем он стал великим

композитором.

(На фоне слайдов о жизни и творчестве П.И. Чайковского)

Родитель 1: Петр Ильич родился 25 апреля 1840 года на Урале в небольшом

городе Воткинске, где его отец, горный инженер, был директором завода.

Всегда с горящими глазами, развивающимися вихрами, за которые его все

ласково называли «Мимоза», самый старательный и понятливый, веселый

выдумщик и фантазер, маленький Петя был чрезвычайно впечатлителен.

Обидеть и задеть его мог каждый пустяк, поэтому обходиться с ним надо

было очень осторожно. Это был «стеклянный ребенок».

Родитель 2: В детстве большим другом Чайковского была его няня, молодая

француженка Фанни Дюрбах. Фанни обладала, по-видимому, большим

педагогическим талантом и наблюдательностью. Она обожала своего

маленького Пьера и рано заметила его одаренность и восприимчивость.

Способности мальчика были очень яркими. В 6 лет он свободно говорил на

французском и немецком языках, обожал литературу и даже пробовал сам

сочинять, за что Фанни, шутя, называла его «наш маленький Пушкин».

Получив от матери элементарные понятия о музыке, Чайковский в 4-х летнем

возрасте сочинил пьеску под названием «Наша мама в Петербурге», а в пять

лет совершенно верно подбирал на фортепиано все знакомые мелодии и

очень огорчался, когда его отвлекали. Отойдя от инструмента, он продолжал

на чем попало перебирать пальцами.

Родитель 3:

Однажды, увлекшись этим немым бренчанием на стекле

оконной рамы, он так разошелся, что разбил его и очень сильно ранил себе

руку. Это происшествие, маловажное само по себе, было очень значительным

в жизни Петра Ильича. Родители серьезно обратили внимание на влечение

мальчика и пригласили в дом учительницу музыки.

И все же, несмотря на яркую одаренность сына, родители не помышляли о

музыкальной карьере для него. Чтобы обеспечить будущее сына, родители

определили его в Училище правоведения, которое готовило юристов

высокого класса.

Так закончилось детство Петра Ильича Чайковского. Прощание с любимой

воспитательницей, отъезд из тихого Воткинска в Петербург, разлука с

семьей, которую Чайковский переживал очень болезненно, и расставание с

матерью, которую он любил особенной, идеальной любовью больше всех на

свете. Пришло время взрослеть.

Родитель 4: Чайковский учился прилежно и к 18-ти годам успешно окончил

Училище правоведения. Однако служба в Министерстве юстиции не

привлекала его. В 1862 году Чайковский поступает в только что открытую

Петербургскую консерваторию. Он упорно трудиться, настойчиво овладевая

композиторским мастерством. По настоянию своего педагога юноша

окончательно бросает службу и посвящает себя целиком музыке. Через три

года Петр Ильич оканчивает консерваторию с серебряной медалью, высшей

тогда наградой, и принимается за педагогическую работу в только что

открытой Московской консерватории, носящей ныне его имя. С этого

времени жизнь Чайковского связана преимущественно с Москвой.

В Москве быстро укрепляется авторитет Чайковского-композитора, издаются

и исполняются его произведения. Чайковский создает первые в русской

музыке классические образцы разных жанров — симфонии, струнные

квартеты, фортепианные концерты, пьесы для скрипки с оркестром, романсы,

фортепианные произведения. В 1875г. Чайковский создает свой первый

балет.

Преподаватель: Ребята, на наших уроках мы много раз говорили о балетах

П.И. Чайковского, что-то вам рассказывали другие педагоги, что-то читали

или смотрели сами, а может и с родителями. Давайте проведем конкурсную

викторину между командой родителей и командой детей и выясним, кто

лучше из вас знает балеты П.И. Чайковского. Ну, что готовы?

(Идет демонстрация слайдов с вопросами.

Р – для родителей; Д – для детей).

В1-Р: Сколько балетов написал П.И. Чайковский?

В1-Д: Название первого балета П.И. Чайковского?

В2-Р: Назовите два оставшихся балета.

В2-Д: Из скольких действий состоит балет «Лебединое озеро»?

В3-Р: Персонажем, какого балета является принцесса Аврора?

В3-Д: Какой из вальсов не исполнялся в балете «Лебединое озеро»:

«Крестьянский вальс», «Вальс лебедей», «Вальс невест», «Вальс цветов»?

В4-Р: Как звали главную героиню в балете «Лебединое озеро»?

В4-Д: Имя балерины исполнившей партию Одетты на премьере балета

«Лебединое озеро»?

В5-Р: В каком произведении П.И. Чайковского есть действующие лица Фея

Драже и Принц Коклюш: Балет «Лебединое озеро», балет «Щелкунчик»,

балет «Спящая красавица», опера «Чародейка»?

В5-Д: Прослушайте музыкальный отрывок и скажите, из какого он балета и

партией какого персонажа является?

(Подводятся итоги конкурсной викторины. Экспертной группой являются

преподаватели хореографических дисциплин.)

Преподаватель:

Сегодня музыка П.И. Чайковского не потеряла своей

актуальности, а исполнительская трактовка балетов уже давно вышла за

грани классического танца. Так в Монако в 2013г. на ежегодном фестивале

современного

танца

представили

новую

версию

балета

Чайковского

"Лебединое озеро".

Современный танец в России уже вступил в третье десятилетие и завоевал

право пластически высказываться в своем виде искусства. Он не боится

спорности, ироничен по отношению к самому себе и всегда готов на

эксперименты. Вот и мы на своих уроках решили окунуться в мир

прекрасной

музыки

П.И.

Чайковского

и

опробовать

на

себе

ее

универсальность и широту танцевальных возможностей при изучении основ

современного танца.

(Учащиеся 6-го класса исполняют учебные комбинации урока по предмету

«Современный танец»).

1.

Комбинация plié – «Сентиментальный вальс».

2.

Комбинация battement tendu – ремикс на музыку Чайковского из балета

«Щелкунчик».

3.

Комбинация Rond de jamb parterre. Комбинация кросса – «Времена

года. Июнь».

4.

Port de bras. Комбинация Adagio – ремикс звуков природы и музыки

Чайковского из альбома «Времена года».

5.

Партерная комбинация – «Времена года. Апрель».

6.

Кроссовая комбинация на основе поворотов – «Русский танец» из

балета «Лебединое озеро».

7.

Комбинация прыжков. – «Танец Феи Серебра» из балета «Спящая

красавица».

(На фоне музыки П.И. Чайковского)

Время не стоит на месте. Оно заставляет искать современные формы

творческого выражения, вдохновляясь шедеврами мирового искусства,

благодаря именам их создателей, которые вписаны золотыми буквами в

историю культуры. Имя П.И. Чайковского, без всяких сомнений, является

золотым именем в области музыки и балета, имя, которое необходимо

передавать из поколения в поколение, прививая любовь к прекрасному.

Результаты педагогической диагностики.

Для педагогической самодиагностики по организации взаимодействия с

родителями была разработана анкета.

1.

Считаете ли Вы необходимым проведение школьных мероприятий с

участием родителей?

Да, это интересно;

Предпочитаю для родителей;

Мне все равно.

2.

Какую роль для себя Вы отводите в подобных мероприятиях?

Активного участника;

Помощника в организации;

Зрителя.

3.

Какова польза для Вас данного мероприятия?

Позволило войти в курс событий жизни ребёнка;

Даёт возможность оценивать динамику роста ребёнка;

Возможность показать ребенку, что разделяю его интересы;

Возможность расширить кругозор в сфере культуры и искусства;

Возможность показать своему ребёнку пример социальной активности;

Не вижу никакой пользы.

4.

В чем Вы видите пользу данного мероприятия для Вашего ребенка?

Несет образовательную функцию;

Способствует сплочению детского коллектива;

Воспитывает ответственность за результат общего дела;

Возможность для ребенка показать, чему научился;

Даёт возможность активно и с пользой проводить своё время;

Не вижу никакой пользы.

5.

Как часто необходимо провидение подобных мероприятий?

Раз в полгода;

Один раз в год;

Чем реже, тем лучше.

6.

Как Вы оцениваете нашу совместную работу в проведении данного

мероприятия?

1балл;

2 балла;

3 балла;

4 балла;

5 баллов

Обработка анкет дала следующие результаты:

1.

На вопрос «Считаете ли Вы необходимым проведение школьных

мероприятий с участием родителей?» - утвердительно ответили 100%

родителей. Анализ показал необходимость подобных мероприятий.

2.

Вопрос

«Какую

роль

для

себя

Вы

отводите

в

подобных

мероприятиях?» показал, что в роли активного участника готовы

выступить 55% присутствующих родителей, 38% - оказать помощь в

организации мероприятия, 7% - предпочитают быть зрителями.

Это означает, что родители готовы к активному включению в

воспитательно-образовательный процесс школы.

3.

На вопрос «Какова польза для Вас данного мероприятия?» самым

популярным ответом был «Возможность показать ребенку, что

разделяю его интересы» - 100%. «Возможность показать своему

ребёнку пример социальной активности» выбрали 83% родителей. 86%

выбрали ответы «Позволило войти в курс событий жизни ребёнка; даёт

возможность оценивать динамику роста ребёнка». 24% родителей

добавили к этим ответам «Возможность расширить кругозор в сфере

культуры и искусства». Ответ «Не вижу никакой пользы» не выбрал ни

один родитель. В свободной строке несколько родителей добавили

свои варианты ответов: «Оценила труд своей дочери», «Общение с

другими

родителями

помогает

понять

собственного

ребёнка»,

«Помогает узнать круг общения моего ребёнка».

Это говорит о том, что

родители понимают необходимость

поддержания своего авторитета посредством активного участия в

жизни школы с целью стимуляции заинтересованности детей к

образовательному

процессу

и

дополнительно

используют

мероприятия

для

отслеживания

успехов

детей.

Выявлена

потребность общения родителей друг с другом с целью обсуждения

схожих проблем у детей.

4.

В вопросе «В чём Вы видите пользу данного мероприятия для Вашего

ребенка?» родители выбрали в качестве основных ответы: «Несет

образовательную

функцию;

способствует

сплочению

детского

коллектива; воспитывает ответственность за результат общего дела;

возможность для ребенка показать, чему научился» - 100%. 34%

добавили ответ «Даёт возможность активно и с пользой проводить своё

время». Ответ «Не вижу никакой пользы» не выбрал ни один родитель.

Родители смогли выделить основные функции, которые несёт в

себе данное мероприятие, и отметили необходимость для детей

показать то, чему они научились.

5.

На

вопрос

«Как

часто

необходимо

провидение

подобных

мероприятий?» 56% родителей предложили один раз в полгода, 44% -

один раз в год. Ответ «Чем реже, тем лучше» не выбрал ни один

родитель.

Желание родителей проводить подобные мероприятия часто

говорит о создании комфортных условий для их активности и

готовности к дальнейшему взаимодействию со школой.

6.

В вопросе «Как Вы оцениваете нашу совместную работу в проведении

данного мероприятия?» все родители поставили высший балл – 100%.

Данная высокая оценка может быть обусловлена как чисто

психологическим фактором – «Мы приложили усилия…», так и

подтверждением

того,

что

цель

данного

мероприятия

была

достигнута. Но, основным фактом, подтверждающим достижение

намеченной цели, является то, что аудитория на мероприятии

составила 37 человек при 23 учащихся в данном классе. Это

значит, что удалось не просто вовлечь часть родителей в процесс

взаимодействия, но и посещение лекции-концерта практически

семейным мероприятием.

Для проверки заинтересованности учащихся к образовательному

процессу

в

результате

вовлечения

родителей

в

подготовку

и

проведение данного мероприятия было проведено анкетирование.

1.

Понравилось ли тебе мероприятие тем, что в нём участвовали

родители?

Да, это необычно;

Родители должны быть зрителями;

Мне все равно.

2.

В какой роли ты хочешь видеть своих родителей на следующем

мероприятии?

Активного участника мероприятия;

Зрителя;

Не хочу, чтобы родители присутствовали на мероприятии.

3.

Что

понравилось

или

полезного

ты

почерпнула

из

этого

мероприятия?

Получила новую информацию;

Возможность показать, чему научилась;

Понравилось выступление родителей;

Не вижу для себя никакой пользы.

4.

Являлось ли для тебя присутствие родителей на мероприятии

стимулом для качественной подготовки? Если да, то почему?

Хочу показать себя с лучшей стороны;

Чтобы гордились родители;

Чтобы не подводить коллектив;

Я всегда стараюсь;

Выступления для меня не стимул.

Все родители после обработки анкет были ознакомлены с их результатом.

Обработка анкет показала:

1.

На вопрос «Понравилось ли тебе мероприятие тем, что в нём

участвовали родители?» 100% учащихся дали утвердительный

ответ. Ответы «Родители должны быть зрителями; мне все равно»

не выбрал ни один учащийся.

Ответ показал, что детям важно участие родителей в их

школьной

жизни,

и

они

приветствуют

совместную

деятельность.

2.

На вопрос, «В какой роли ты хочешь видеть своих родителей на

следующем мероприятии?» все учащиеся ответили «активного

участника мероприятия».

Для детей авторитет родителей связан с активной родительской

деятельностью, что придаёт учащимся уверенность в освоении

учебного материала и стимулирует стремление к познанию.

3.

Основным ответом на вопрос «Что понравилось или полезного ты

почерпнула из этого мероприятия?» был ответ «Возможность

показать, чему научилась» - 100%. 45% добавили, что им

понравилось выступление родителей, а 85% - «Получила новую

информацию».

Это говорит о том, что стремление к познавательному процессу

у

учащихся

не

будет

активным

без

возможности

демонстрировать свои навыки, а основными зрителями всегда

являются родители и подтвердили, что приветствуют активное

участие родителей в жизни школы. Подача информационного

материала родителями дала положительный результат.

4.

Вопрос

«Являлось

ли

для

тебя

присутствие

родителей

на

мероприятии стимулом для качественной подготовки? Если да, то

почему?» показал, что 100% учащихся выбрали ответы «Хочу

показать себя с лучшей стороны; чтобы гордились родители». 62%

добавили ответ «Чтобы не подводить коллектив» и 15% «Я всегда

стараюсь».

Это подтверждает то, что детям важно мнение их родителей, и

они стремятся показать себя с лучшей стороны, а также участие

в мероприятии накладывает ответственность за результат

общего дела.

Таким образом, на основе обработки результатов анкет для родителей и

учащихся

можно

сделать

вывод,

что

цель

лекции-концерта

«Такой

современный Чайковский» была достигнута.

Об активном включении родителей в образовательный процесс школы

говорит

количественный

состав

аудитории,

признание

родителями

необходимости проведения и их готовность участвовать в последующих

мероприятиях.

О

создании комфортных условий для родительской активности говорит

желание родителей чаще проводить подобные мероприятия.

О заинтересованности учащихся к образовательному процессу благодаря

включению родителей в учебно-воспитательный процесс школы говорят те

факты, что дети хотят видеть родителей в качестве активных участников

мероприятия, позитивно воспринимают от них информацию и признают, что

заинтересованность родителей и их присутствие на мероприятии является

стимулом для качественной подготовки и усвоению учебного материала.

Литература

1. Волков Соломон. Страсти по Чайковскому. Разговоры с Джорджем

Баланчиным. – М.: Издательство Независимая Газета, 2001 - 224 с.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Издательская корпорация

«Логос», 2000 - 384 с.

3. Никитин Б. С. Чайковский. Старое и новое. – Издательство «Знание», 1990

- 208 с.

4.

Подласый, С.Л. Педагогика / С.Л. Подласый. – Москва: Владос, 2014. – 576

с.

5. Познанский Александр. Чайковский. – Издательство «Молодая гвардия»,

2010 – 768 с.

6. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. -

М.: Просвещение , 1990 -192 с.

7. Мацковский, М.С. Социология семьи / М.С. Мацковский. – Москва: НИРС,

2015. – 124

с.

8. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М.: "Дело", 1994. -

216 с.



В раздел образования