Напоминание

Любовь в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» - чувство, которое строит мир на основах добра.


Автор: Осьмук Марианна Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ "Свердловская гимназия № 2"
Населённый пункт: г. Свердловск Луганская Народная Республика
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Любовь в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» - чувство, которое строит мир на основах добра.
Раздел: полное образование





Назад




УРОК №5

ТЕМА: Любовь в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» - чувство, которое строит

мир на основах добра.

ЦЕЛЬ: расширить и углубить понимание учащимися романа «Война и мир» в

свете философских взглядов Толстого на смысл человеческой жизни, которая

заключается в любви и всеобщем единении людей друг с другом.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

- сравнить отношения в семьях Ростовых (Мария – Николай), Безуховых (Наташа

– Пьер), показать на примере этих семей, что любовь для Толстого – чувство,

которое объединяет людей, возрождает их к жизни, строит мир на основах добра;

- раскрыть мысль «семейную» на страницах романа;

- совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения.

Развивающие:

- развивать монологическую и диалогическую речь;

- логическое и эвристическое мышление;

- навыки информационно-поисковой работы;

- навыки партнерского общения, ведение дискуссии, умение обосновывать свою

точку зрения, давать оценку прочитанному.

Воспитательные:

- воспитывать уважение и бережное отношение к личности и внутреннему миру

другого человека;

- формировать правильное понимание основ семейного счастья (ответственность,

терпение, умение уступать и прощать)

Любовь так же проста и безусловна, как сознание

и смерть… Это первооснова мира,

она нечто краеугольное и первичное…

Б.Пастернак.

Все счастливые семьи похожи друг на друга,

каждая

несчастливая

семья

несчастлива

по-

своему.

Л.Н.Толстой.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

2.1. Ответ на проблемный вопрос:

Кому живется легче – Элен Безуховой или Мари Болконской? Кто из них

счастливее?

2.2. Чтение письменного ответа на вопрос: «Что есть красота?».

3. Актуализация и целеполагание.

Слово учителя:

Благодарность, враждебность, злость, радость, страх, блаженство, восторг,

отчаяние,… Каких только чувств не испытывает человек. Но особое место среди

них занимает любовь. Особое потому, что совмещает в себе каждое

из

вышеперечисленных. Любовь противоречива, непредсказуема и многолика, как и

сама жизнь. Она совмещает в себе две красности: альтруизм и эгоизм,

способность отдавать и жажду владеть, она может открывать мир, приводить к

сверхпониманию и проницательности, но может и отделять людей друг от друга.

Некоторые из вас, возможно, уже испытали первое чувство, чувство первой

влюбленности. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке и на какие

вопросы мы должны будем найти ответы в его конце? (Вопросы записать на доске

и вернуться к ним в конце урока).

4. Изучение нового материала.

1 мини-модуль. Любовь – первооснова жизни.

ЦЕЛЬ: ответить на вопросы:

- любовь – это…?

- как достичь взаимопонимания между близкими людьми?

1. Работа в группах.

Каждая группа анализирует эпизоды, в которых чувство любви разъединяет

людей, делает их чужими. Учащимся предварительно было дано индивидуальное

домашнее задание.

т.2. ч.3, гл.20

т.2, ч.3, гл.22

Группа 1

Пьер – Наташа – Андрей Болконский

Вечер у Бергов

«Что-то очень важное происходит между ними – думал

Пьер, и радостное и вместе горькое чувство заставляло

его волноваться и забывать об игре».

Вопрос:

- Почему радостное и горькое чувство овладело Пьером

одновременно?

Разговор Пьера с Андреем о Наташе.

«Пьер вдруг тяжело вздохнул, сердито закричал…»

«Чем светлее представлялась ему судьба кн.Андрея, тем

т.2, ч.5, гл.19

мрачнее представлялась своя собственная».

Вопрос:

- Что происходит между друзьями, почему?»

«Пьер избегал Наташу. Ему казалось, что он имел к ней

чувство белее сильное, чем то, которое должен был иметь

женатый человек к невесте своего друга».

Вопрос:

Сравните отношение между Пьером и Наташей до

зарождения этого чувства.

Анализ

эпизода

«Встреча Наташи с

Болконскими»

т.2, ч.5, гл.7

Группа 2

Наташа – кн.Марья

Вопрос: Почему Наташа и кн.Марья такие близкие по

духу люди сразу не поняли друг друга?

«Наташа с первого взгляда не понравилась кн.Марье. Она

ей

показалась

слишком

нарядной,

легкомысленно

веселой и тщеславной. Кн.Марья не знала, что прежде,

чем она увидела свою будущую невестку, она уже была

дурно расположена к ней…по ревности к любви своего

брата»

Первая встреча

т.4, ч.1, гл.14

Группа 3

Кн.Марья – Соня

«Румяная, с большой черной косой девушка, которая

неприятно-притворно улыбнулась…»

«… княжна повернулась к ней и, стараясь затушить

поднявшиеся в ее

душе враждебное чувство

к этой

девушке, поцеловала ее…»

Вопрос:

1. Почему в душе такой доброй и понимающей других

Мари Болконской возникает чувство враждебности к

совершенно незнакомой девушке?

2. Сравните отношение к Марье, к Соне при первой

встрече с отношением к ней в эпилоге.

3. Согласны ли вы с оценкой, которую дала Соне Наташа,

сказав, что она «пустоцвет»?

ВЫВОДЫ:

Мы видим, что любовь может вызвать чувство ревности, враждебности к другому

человеку, но для Л.Н.Толстого это не норма, потому что для писателя любовь

является чувством, связывающим всех воедино.

2. Слово учителя:

Психологи утверждают, что моральным отношением к человеку может быть

только одно – любовь к нему, стремление к единению, взаимопониманию. Если

же человек относится к другим людям с презрением и ненавистью – это уже

нонсенс, конфликт, психологический кризис. Она открывает путь к истине, путь к

миру. Любовь в романе – чувство возвышающее.

3. Работа с классом по тексту произведения. Беседа, анализ эпизодов романа.

Выше рассматривались примеры, когда любовь разъединяет людей. Наташа и

кн.Марья не поняли друг друга при первой встрече из-за любви к кн.Андрею, но

эта же любовь объединила их, когда Болконский лежал раненый.

3.1.Чтение эпизода художественного произведения с попутным анализом.

т.4, ч.1, гл.14 Встреча Наташи с кн.Марьей.

«Но не успела княжна взглянуть на лицо этой Наташи, как она поняла, что это

был ее искренний товарищ по горю, и потому ее друг».

3.2.Приведите примеры из текста, когда чувство любви объединяет людей.

3.3. Беседа по тексту произведения.

Для Толстого любовь и жизнь – это одно и то же. Несколько раз на страницах

романа встречаются слова о том, что любовь – это жизнь.

«Но вдруг любовь матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще

жива в ней. Проснулась любовь и проснулась жизнь».

- О ком идет речь в этих строках?

- Кого из героев романа любовь возрождает к жизни, помогает избавиться от

одиночества?

(Наташа – Пьер, Наташа – Андрей Болконский, Мари Болконская – Николай

Ростов, графиня Ростова – Наташа).

- Мы видим, что душой романа, центром притяжения является Наташа. Она

вносит смысл существования в жизнь других людей. Как вы думаете, почему?

(…сущность ее жизни – любовь…)

- «Проснулась любовь, и проснулась жизнь…»

4. Проверка домашнего индивидуального задания.

Строки из каких лирических произведений вы можете привести в подтверждение

мыслей Л.Н.Толстого о сущности любви?

5. Задание для всего класса:

- выписать ключевые словосочетания из произведений, подтверждающие

основную мысль, что любовь – это жизнь.

А.С.Пушкин

«Я помню чудное мгновенье».

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Ф.И.Тютчев

«Я встретил вас — и все былое…»

Я встретил вас — и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое —

И сердцу стало так тепло…

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь,-

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

6. Работа в группах.

Слово учителя.

На предыдущих уроках мы говорили о том, что в романе «разлита атмосфера

естественного,

ненапряженного

взаимопонимания».

Героям

Толстого

не

свойственна проницательность, но и в «Войне и мире» есть примеры

проницательности, сверхпонимания. Такой проницательностью у писателя

обладают только влюбленные, когда у них разговаривают лишь глаза и губы.

Задание:

Найти и проанализировать эпизоды, в которых влюбленные герои понимают друг

друга без слов.

т.2. ч.1, гл.1

Группа 1

Разговор глазами между Соней и Николаем Ростовым.

(«Но глаза их, встретившись, сказали друг другу «ты» и

нежно поцеловались»)

т.2. ч.3, гл.23

Группа 2

Наташа – Андрей Болконский.

Объяснение в любви.

«Кн.Андрей держал ее руку, смотрел ей в глаза и не

находил в своей душе прежней любви к ней…»

Лицо

ее

говорило:

«Зачем

спрашивать?

Зачем

сомневаться в том, чего нельзя не знать? Зачем говорить,

когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь?»

т.3. ч.1, гл.20

Группа 3

Наташа – Пьер

т.4, ч.1, гл.6

Группа 4

Встреча кн.Марьи и Н.Ростова

«В первый раз вся та чистая духовная внутренняя работа,

которою она жила до сих пор, выступила наружу…

Ростов увидал все это так же ясно, как будто он знал всю

ее жизнь…».

«Умиленный, счастливый и робкий взгляд следил за

любимым ею мальчиком на руках любимого человека.

Николай заметил этот взгляд, и, как бы поняв его

значение, покраснел от удовольствия».

т.4, ч.4, гл.17

Группа 5

Наташа – Пьер

«Не только ее взгляд, но восклицание и короткие

вопросы, которые она делала, показывали Пьеру, что из

того, что он рассказывал, она понимала именно то, что он

хотел передать. Видно было, что она понимала не только

то, что он рассказывал, но и то, что он хотел бы выразить

словами».

ВЫВОДЫ:

Как вы думаете, почему именно влюбленные в романе Толстого обладают такой

проницательностью?

2 Мини-модуль. «Мысль семейная» в романе.

ЦЕЛЬ:

- проанализировать отношения в семейных парах Николай Ростов – кн.Марья,

Наташа – Пьер.

- ответить на вопросы:

Можно ли сохранить любовь в браке?

Как достигнуть взаимопонимания в семье?

1. Беседа с классом.

Наташа – Пьер

1.Анализ эпизодов гл.10-13 (эпилог)

1.1. Какие отношения устанавливаются между мужем и женой?

1.2. Как вы относитесь к «подвластности» Пьера к Наташе?

1.3. Почему Пьера всегда тянуло домой, к семье?

1.4. Какую атмосферу в доме смогла создать Наташа? (Наташа знала все приемы

и мысли своего мужа).

2. Гл.16 (эпилог).

Разговор между Наташей и Пьером – пример сверхпонимания. («С этого времени

начался этот разговор, противный всем законам логики»).

Марья – Николай

1. Анализ. Гл.15

(«Она своей душой не только принадлежала ему, но и оставляла его самого»,

«Графиня Марья слушала мужа и понимала все, что он говорил…»)

2. Создание проблемной ситуации. Ответить на вопросы:

- гл.9 «Но и между ними бывали минуты враждебности…»

Как вы объясните эти отношения между любящими мужем и женой? (Обратить

внимание учащихся на то, что счастье бесконечно долго длиться не может.

Бывают минуты, когда человеку хочется побывать одному, и надо спокойно

относиться к этому. (Использовать сведения из психологии)).

- Объясните, как вы понимаете следующие строки, в которых Николай Ростов

говорит жене …» А жену разве я люблю? Я не люблю, а так, не знаю, как тебе

сказать. Без тебя и когда вот так у нас какая-то крошка пробежит, я как будь-то

пропал и ничего не могу. Ну что я люблю палец свой? Я не люблю, а попробуй

отрезать его…»

ВЫВОДЫ:

Ответить на вопрос: «В чем секрет семейного счастья?»

5.Подведение итогов всего урока. Рефлексия.

1. Ответы учащихся на вопросы, поставленные в начале урока.

2. Продолжить предложение: «Я считаю, что любовь в жизни человека …»

3. Слово учителя.

Настоящая любовь – это чувство серьезное и сложное. Оно предполагает не

только счастье и блаженство, но и серьезную ответственность, огромный

душевный труд, умение уступать и отдавать. Часто любовь несет с собой

страдания и муки, которые очищают и возвышают человека, делают его лучше.

Для того, чтобы познать любовь во всей полноте, нужно научиться страдать, и

терпеть, и прощать. И это – главный нравственный урок сегодняшнего урока.

6. Домашнее задание.

1. Творческое задание.

Сочинение – миниатюра «В чем секрет семейного счастья?»

2. Задания по группам.

Составить план духовных исканий и истории жизни Пьера Безухова (1 группа),

Андрея Болконского (2 группа).

3. Задание повышенной сложности.

Ответить на вопросы:

- Что сближает и что различает кн.Андрея и Пьера Безухова в духовном поиске?

- Как диалектика души проявляется в изображении Толстым Андрея Болконского

и Пьера Безухова.



В раздел образования