Напоминание

Методическое пособие упражнений для коррекции осанки у детей зпр на занятиях лфк


Автор: Баранов Евгений Викторович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 157
Населённый пункт: г. Екатеринбург Свердловской области
Наименование материала: учебно-методические материал
Тема: Методическое пособие упражнений для коррекции осанки у детей зпр на занятиях лфк
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное Автономно

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 157

______________________________________

Россия, 620000, г. Екатеринбург, ул.

Новгородцевой, 9а

Тел./факс 347-65-93

1

Методическое пособие упражнений

для коррекции осанки у детей зпр на

занятиях лфк

Разработал

Баранов Евгений Викторович

учитель

Адаптивной физической культуры

Высшей категории

Екатеринбург 2024г

2

Профилактика и коррекция

нарушения осанки у детей с ОВЗ

Великая ценность каждого человека – здоровье.

Вырастить ребёнка сильным, здоровым – это желание

родителей и одна из ведущих задач стоящих перед

дошкольным учреждением.

Большинство отклонений, выявляемых у детей

составляют

отклонения

со

стороны

опорно-

двигательного аппарата, а в частности нарушения

осанки.

Семья и детский сад – те социальные структуры,

которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.

В нашей группе десять детей, шесть из них дети инвалиды

многие дети имеют отклонения в физическом развитии:

нарушения

осанки,

задержки

в

развитии

быстроты,

ловкости, координации движений. И одной из причин

таких результатов является неосведомленность родителей в

вопросах физического воспитания детей.

Наиболее часто встречаются следующие нарушения:

искривления позвоночника в виде боковых отклонений

(сколиоз),

чрезмерное

отклонение

в

грудном

отделе

(кифоз). Медицинские обследования детей дошкольного

возраста

показывают,

что

среди

функциональных

в

поясничном отделе (лордозы).

3

В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована,

поэтому

неблагоприятные

факторы

наиболее

сильно

влияют на детей в период их активного роста (4 - 7 лет).

Причин неправильной осанки и ее дефектов много:

гиподинамия и как следствие, недостаточное развитие

мышц спины, живота, шеи, бедер, груди, удерживающих

позвоночник в нужном положении; ходьба с опущенной

головой, сидение с

опущенными плечами и согнутой

спиной, а также изменение формы стопы.

Развитию дефектов осанки способствуют: не

соответствие росту ребенка мебели, неудобная одежда и

обувь (мала, узка, или наоборот велика), неправильные

позы и привычки детей ( например: опора при стоянии на

одну ногу, чтение или рисование, лежа на боку, или

животе и т.д.); однообразные движения ( отталкивание

одной и той же ногой при езде на самокате, при прыжках

во время игр, ношение какого – либо груза в одной и той

же руке). Нарушения осанки может развиваться также из-

за

частых

инфекционных

и

острых

респираторных

заболеваний,

ослабляющих

организм

и

ухудшающих

физическое здоровье детей.

Работу по формированию правильной осанки должны

вести не только врачи. Эта работа должна проводиться

совместно с

педагогами и родителями. Прежде всего,

хочется познакомить родителей и детей с признаками,

характеризующими

правильную

осанку:

голова

и

4

туловище держатся прямо, плечи симметричны и слегка

отведены

назад,

живот

подтянут,

грудная

клетка

развернута и выступает вперед, в поясничной области есть

небольшой изгиб вперед, ноги прямые, пятки вместе, носки

врозь.

Так как физкультурные занятия с детьми в детском

саду проводятся 3 раза в неделю (в средней, старшей

группах), то

этого недостаточно для профилактики

нарушений осанки и плоскостопия. Необходимо родителям

в повседневной жизни следить за правильным положением

тела, создавать необходимые условия в семье (спать на

жесткой кровати, подушка не должна быть высокой и т.п.)

Основным средством формирования правильной

осанки являются занятия физическими упражнениями.

Прежде всего, необходимо использовать упражнения для

развития больших мышечных групп, особенно спины,

живота, чтобы создать естественный мышечный корсет.

Упражнения можно выполнять из различных исходных

положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле,

скамейке, четвереньках.

Учитывая, что профилактика и коррекция осанки–

процесс продолжительный, требующий систематической

работы, рекомендуем родителям заниматься с ребенком

ежедневно, за исключением тех дней, когда занятия

формированию осанки, совершать ежедневные прогулки на

5

свежем воздухе для насыщения организма витамином D. А

для профилактики сколиоза предлагаем ряд упражнений

для

выполнения

в

домашних

условиях.проводятся

в

детском саду.

Вывод: мы рекомендуем подбирать одежду и обувь

детям по размеру, пристальнее относиться к привычкам

которые способствуют неправильному

Схема распределения комплексов

упражнений, направленных на

коррекцию осанки у детей ЗПР на

занятиях адаптивной физической

культуры

компле

кса

№ занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

0

1

1

1

2

1

3

1

4

1

5

Компл

екс №1

*

*

*

Компл

*

*

*

6

екс №2

Компл

екс №3

*

*

*

Компл

екс №4

*

*

*

Компл

екс №5

*

*

Компл

екс №6

*

Компл

екс №7

Компл

екс №8

Компл

екс №9

Компл

екс

№10

7

комп

лекса

№ занятия

1

6

1

7

1

8

1

9

2

0

2

1

2

2

2

3

2

4

2

5

2

6

2

7

2

8

2

9

3

0

Комп

лекс

№1

Комп

лекс

№2

Комп

лекс

№3

Комп

лекс

№4

Комп

лекс

№5

*

Комп

*

*

8

лекс

№6

Комп

лекс

№7

*

*

*

*

Комп

лекс

№8

*

*

*

Комп

лекс

№9

*

*

*

Комп

лекс

№10

*

*

9

Комплекс №1

Части

занятия

Содержание

упражнений

Дозировк

а

Направленност

ь воздействия

Подготовительная

1. Ходьба с

мешочком

гороха на

голове в

коридоре

(ширина - 1 м.,

длина - 10 м.).

20 с

упражнения в

ходьбе с

сохранением

правильной

осанки

10

часть

2.И. п. сидя,

ноги скрестно,

руки на поясе.

1 - поворот

туловища

вправо,

правую руку в

сторону;

2 И. п.

3 - то же в

лево

4 - и. п.

4-6 раз

ОРУ -

способствующ

ие расширению

грудной клетки

11

3.И. п. - лёжа

на животе,

принять

правильную

осанку

(симметрично

е

расположение

рук и ног

относительно

средней

линии).1-

Перевести

кисти рук

вперёд, 2 -

положить их

друг на друга

под

подбородок.3-

4

одновременно

приподнять

4-6 раз

симметричные

упражнения,

корригирующи

е осанку.

12

4.И. п. - лёжа

на животе,

руки под

подбородком.

1 - отвести

правую ногу в

сторону;

2 - приподнять

голову и грудь

с

одновременны

м

вытягиванием

рук вверх;

3 - 4 -

возвратиться в

и. п.

То же с левой

ноги.

4-6 ра3

асимметричные

упражнения,

корригирующи

е осанку.

13

5.И. п. лежа на

спине, согнуть

руки в локтях

с упором на

локти, согнуть

ноги в коленях

с упором на

стопы.

1-2 опираясь

на стопы и

локти,

прогнуться,

приподнять

таз.

3-4 вернуться

в и. п.

4 раза

Упражнения

для мышц

брюшного

пресса

14

6.И. п. - лёжа

на животе,

подбородок на

тыльной

поверхности

кистей,

положенных

одна на

другую.

Приподнять

голову и

плечи,

руки на пояс,

лопатки

соединить.

Удерживать

это положение

3-7 счетов.

4-6 раз

Упражнения

для мышц

спины

15

7.И. п. - О.С.,

руки в

стороны.

1 - движение

прямой ногой

вперёд;

2 - в сторону;

3 - назад;

4 - и. п.

4-6 раз

Упражнения

для развития

способности к

сохранению

равновесия

8. ИГРА

"Пингвины".

Дети строятся

в 2 колонны. У

каждого

играющего по

одному

мешочку с

горохом. По

сигналу

педагога

первые игроки

3-5 мин.

Развитие

умения

координироват

ь движение,

быстроты

реакции,

умения

ориентироватьс

я в

пространстве,

равновесия,

памяти,

16

зажимают

между колен

мешочек и

прыгают на

двух ногах до

финишной

черты на

расстояние 5

м. Затем они

берут мешочек

в руки и бегут

к игрокам

второй пары и

т.д.

Выигрывает

команда,

быстрее

справившаяся

с заданием.

внимания,

способности

принимать и

понимать

задачу, умение

действовать по

правилам

17

Заключительная часть

9.И. п. лежа на

спине,

дыхание

спокойное,

ноги согнуты

в коленях.

1 - Расслабить

правую руку и

предплечье, и

кисть

свободно

поднять вдоль

туловища.

2 - То же, с

левой рукой;

3 - Расслабить

правую ногу;

4 - То же, с

левой ногой.

4 раза

Упражнения в

расслаблении,

способствующ

ие

формированию

правильной

осанки.

18

10.И. п. сидя

на полу, ноги

скрестно,

спина прямая.

1-2 Руки вверх

над головой,

голову

откинуть

назад, сделать

вдох;

3-4 Руки

опустить вниз

на пол перед

собой,

туловище

согнуть,

сделать выдох.

4 раза

Дыхательные

упражнения,

способствующ

ие

формированию

правильной

осанки.

19

11.И. п. - стоя

на

четвереньках с

опорой на

кисти и

колени.

Ходьба на

четвереньках

по ковру,

гимнастическо

й скамейке.

30 сек.

Упражнения

для увеличения

подвижности

позвоночника

20

Комплекс №2

Части

занятия

Содержание

упражнений

Дозировк

а

Направленност

ь воздействия

Подготовительная

1. Ходьба с

мешочком

гороха на

голове в

полуприсяде в

коридоре - 1

м., длина - 10

м.

20 сек.

Упражнения в

ходьбе с

сохранением

правильной

осанки

21

часть

2.И. п. - О.С.

круговые

движения

туловища.

1 - наклон

вперед;

2 - вправо;

3 - назад;

4 - влево.

4-6 раз

ОРУ -

способствующ

ие расширению

грудной клетки

22

Основная часть

3.И. п. - лёжа

на животе,

руки вдоль

туловища.

Приподнимая

голову и

плечи,

одновременно

отвести назад

прямые руки и

ноги

(положение

рыбка).

Удерживать

данное

положение, не

задерживая

дыхание, 5-7

сек.

4-6 раз

симметричные

упражнения,

корригирующи

е осанку.

23

4.И. п. - лёжа

на спине

изобразить

всем телом

букву "Х".

1-2 - по

диагонали

оттягивается

пятка правой

ноги и левая

рука, при этом

левая нога и

правая рука

расслаблены;

3-4 - то же

подругой

диагонали.

4-6 раз

асимметричные

упражнения,

корригирующи

е осанку.

24

5. и. п. - лёжа

на спине.

1 - Согнуть

обе ноги;

2 - Разогнуть

их;

3-4 -

Медленно

опустить.

4-6 раз

Упражнения

для мышц

брюшного

пресса

25

6.И. п. - лежа

на спине, руки

вдоль

туловища.

1 -

Приподнимая

голову и

плечи,

медленно

перевести

руки вверх;

2 - в стороны;

3 - к плечам;

4 - и. п.

4-6 раз

Упражнения

для мышц

спины

26

7.И. п - О. С.,

1 - согнуть

правую ногу в

тазобедренном

и коленном

суставах, руки

вперёд,

2 - вверх,

3 - в стороны,

4 - и. п.

Тоже левой

ногой.

4-6 раз

Упражнения

для развития

способности к

сохранению

равновесия

8. Игра.

"Черепахи"

Дети ползают

на животе.

Передвигая

вперед

одновременно

правую руку,

левую ногу,

3-5 мин.

Развитие

умения

координироват

ь движение,

быстроты

реакции,

умения

ориентироватьс

я в

27

затем левую

руку, правую

ногу. Дети -

"черепахи"

ползают по

площадке под

натянутыми

веревками,

стараясь не

задеть их.

Задевший

веревку

считается

пойманным в

"капкан" и

выходит их

игры.

пространстве,

равновесия,

памяти,

внимания,

способности

принимать и

понимать

задачу, умение

действовать по

правилам

28

9.И. п. - лежа

на спине.

1-согнуть

правую ногу в

колене,

покачать

вправо - влево,

2 - расслабить

ногу.

3-4 - то же, с

левой ногой.

4-6 раз

Упражнения в

расслаблении,

способствующ

ие

формированию

правильной

осанки.

29

Заключительная часть

10.И. п. - лежа

на спине, ноги

согнуты в

коленях.

1-2 - на вдохе

прогибаем

спину вверх,

с опорой на

плечи и

копчик;

3-4 - на

выдохе

вернуться в и.

п.

4-6 раз

Дыхательные

упражнения,

способствующ

ие

формированию

правильной

осанки.

30

11.И. п. - стоя

на

четвереньках с

опорой на

предплечье и

колени.

Ползание по

ковру,

гимнастическо

й скамейке.

20-30

сек.

Способствует

увеличению

подвижности

средне - и

нижнегрудного

отделов

позвоночника.

31

Комплекс №3

Части

заняти

я

Содержание

упражнений

Дозиров

ка

Направленност

ь воздействия

Подготовительная

1. Ходьба на

носках, руки за

голову по залу.

20 сек.

Упражнения в

ходьбе с

сохранением

правильной

осанки

32

часть

И. п. стоя на

четвереньках.

1-2 - сгибая

руки в локтях,

прогнуться в

грудном отделе

позвоночника.

Слегка

продвинуть

корпус вперед.

3 - локти

выпрямить.

4 - вернуться в

и. п.

3-4 раза

ОРУ -

способствующ

ие

расширению

грудной

клетки

33

Основная часть

И. п. лёжа на

животе, руки

вдоль

туловища.

1-2 -

Приподнимая

голову и плечи,

одновременно

отвести назад

прямые руки -

вдох;

3-4 - вернуться

в и. п. - выдох.

4-6 раз

симметричные

упражнения,

корригирующи

е осанку.

34

4. Ходьба по

гимнастическо

й скамейке с

полуприседани

ем на правой

ноге и

опусканием

левой ноги

вниз.

20-30

сек.

асимметричны

е упражнения,

корригирующи

е осанку.

5.И. п. - лёжа

на спине.

Поочерёдно

согнуть и

разогнуть ноги

в коленных и

тазобедренных

суставах.

4-6 раз

Упражнения

для мышц

брюшного

пресса

35

6.И. п. - лежа

на спине.

1-2 - руки

упираются в

пол у головы,

ноги согнуть в

коленях,

расставив их на

ширине плеч -

вдох;

3-4 - опираясь

руками и

ногами сделать

"мост" на

выдохе

3-4 раза

Упражнения

для мышц

спины

36

7.И. п. - О.С.,

руки в стороны

1 - движение

прямой правой

ногой вперёд;

2 - в сторону;

3 - назад;

4 - и. п., то же

левой ногой.

4-6 раз

Упражнения

для развития

способности к

сохранению

равновесия

8. ИГРА

"Котята и

щенята"

Играющих

делят на две

группы: "котят"

и "щенят".

"Котята"

находятся

около

гимнастическо

й стенки,

3-5 мин.

Развитие

умения

координироват

ь движение,

быстроты

реакции,

умения

ориентировать

ся в

пространстве,

равновесия,

памяти,

37

"щенята" на

другой стороне

зала за

скамейками, в

"будках". По

сигналу

педагога

"котята"

начинаю бегать

легко. Мягко

произнося

"мяу". В ответ

на это "щенята"

лают: "ав-ав!",

перелезают

через скамейки,

на

четвереньках

бегут за

котятами,

которые быстро

влезают на

внимания,

способности

принимать и

понимать

задачу, умение

действовать по

правилам

38

9.И. п. - сидя на

стуле, руки

опущены вниз

вдоль

туловища.

1-2 - Поднять

руки вверх,

потянуться,

откинувшись

назад;

3-4 -

Наклоняясь

вперёд,

расслабить

мышцы шеи,

спины, груди,

свободно

уронить

расслабленные

руки вдоль

туловища.

3-4 раза

Упражнения в

расслаблении,

способствующ

ие

формированию

правильной

осанки.

39

Заключительная часть

10.И. п. - стоя,

ноги на ширине

плеч, руки на

поясе - вдох;

1-2 - Наклон

назад, разводя

локти,

прогибаясь в

грудном отделе

- выдох;

3-4 - и. п. Темп

медленный

4-6 раз

Дыхательные

упражнения,

способствующ

ие

формированию

правильной

осанки.

40

11.И. п. - стоя

на коленях,

спина прямая,

руки вдоль

туловища.

1-2 - наклон

туловища

вперёд с

вытянутыми

вперёд

прямыми

руками, опора

на кисти

вытянутых рук.

3-4 - и. п.

3-4 раза

увеличивается

подвижность

позвоночника

в шейном и

верхнегрудном

отделах.

41

Комплекс №4

Части

занятия

Содержание

упражнений

Дозировк

а

Направленност

ь воздействия

Подготовительная

1. Ходьба с

высоким

подниманием

бедра, с

хлопками над

головой.

20 сек.

Упражнения в

ходьбе с

сохранением

правильной

осанки

42

часть

2.И. п. - О. С.

1-2 - поднять

руки вверх,

посмотреть на

руки,

отставить

правую ногу

на носок,

живот

подтянуть -

вдох;

3-4 - и. п. -

выдох.

То же с левой

ноги.

4-6 раз

ОРУ -

способствующ

ие расширению

грудной клетки

43

Основная часть

3.И. п. - лежа

на спине, руки

вдоль

туловища,

принять

правильную

осанку.

1-2 -

Проверить её,

приподнимая

голову и

плечи.

3-4 - Руки

перевести на

пояс, медленно

перейти в

положение

сидя, сохраняя

правильную

осанку.

3-4 раза

симметричные

упражнения

корригирующи

е осанку.

44

4.И. п. -

основная

стойка.

1-2 - Поднять

гантели вверх

до

горизонтально

го положения;

3-4 - приводя

правую

лопатку к

средней линии,

левую руку

поднять вверх

с поворотом

внутрь.

То же другой

рукой.

4-6 раз

асимметричны

е пражнения,

корригирующи

е осанку.

45

5. и. п. лёжа на

спине.

Поочерёдно

сгибать и

разгибать ноги

на весу

(велосипед).

20-30 сек

Упражнения

для мышц

брюшного

пресса

6.И. п. - лежа

на животе,

руки вдоль

туловища.

1-2 - поднять

голову, плечи,

руки, ноги

слегка

приподнимая

от пола

развести в

стороны -

вдох;

3-4 - и. п.

3-4 раза

Упражнения

для мышц

спины

46

7.И. п. - О.С.,

руки в

стороны.

1 - согнуть

правую ногу в

тазобедренном

и коленном

суставах, руки

к плечам;

2 - руки за

голову;

3 - вверх;

4 - и. п.

То же левой

ногой.

3-4 раза

Упражнения

для развития

способности к

сохранению

равновесия

8. ИГРА

"Учения

спасателей"

Дети делятся

на 2 команды.

Становятся в

3-5 мин.

Развитие

умения

координироват

ь движение,

быстроты

реакции,

47

две колонны

лицом к

гимнастическо

й стенке.

Первые в

колоннах стоят

перед чертой

на расстоянии

4-5 м. от

гимнастическо

й стенки. На

каждом

пролете

стенки, на

одинаковой

высоте

подвешивается

колокольчик.

По сигналу

педагога, дети,

стоящие в

колоннах

умения

ориентировать

ся в

пространстве,

равновесия,

памяти,

внимания,

способности

принимать и

понимать

задачу, умение

действовать по

правилам

48

9.И. п. - сидя.

1-2 -

Приподнять

обеими руками

правую ногу,

охватив её под

коленном;

3-4 -

Расслабить и

раскачать

правую голень.

То же, с левой

ногой.

4-6 раз

Упражнения в

расслаблении,

способствующ

ие

формированию

правильной

осанки.

49

Заключительная часть

10.И. п. - стоя,

ноги вместе.

1-2 - Руки в

стороны -

вдох;

3-4 - Быстрое

скрещивание

рук перед

грудью, хлопая

ладонями по

плечам, резкий

выдох.

10-15

сек.

Дыхательные

упражнения,

способствующ

ие

формированию

правильной

осанки.

50

11.И. п. - стоя

на второй

рейке

гимнастическо

й скамейки,

хват кистями

рук перед

грудью.

1-2 - Опустить

таз вниз,

сгибая колени;

3-4 - и. п.

4-6 раз

Упражнения

для увеличения

подвижности

позвоночника

Комплекс №5

Части

занятия

Содержание

упражнений

Дозировк

а

Направленност

ь воздействия

Подготовительная

1. Ходьба на

носках, ноги в

коленях не

сгибать, руки

вверх "в

замок".

20 сек

Упражнения в

ходьбе с

сохранением

правильной

осанки

51

часть

2.И. п. - ноги

врозь, руки

опущены

вдоль

туловища.

1-2 - правую

руку поднять

вверх, сделать

наклон влево -

выдох;

2 - и. п. - вдох;

3 - то же,

левую руку

вверх, наклон

вправо -

выдох;

4 - и. п. - вдох.

4-6 раз

ОРУ -

способствующ

ие расширению

грудной клетки

52

Основная часть

3.И. п. - лежа

на спине, руки

вдоль

туловища.

1 - приподнять

прямые ноги

под углом 30-

45 градусов;

2 - развести их

в стороны;

3 - соединить;

4 - опустить.

4-6 раз

симметричные

упражнения,

корригирующи

е осанку.

53

4.И. п. - О. С.

1 - тянуть

правую руку

вверх до

ощущения

растягивания

позвоночника

5-6 секунд,

пятки от пола

не отрывать;

2 - и. п.;

3 - то же левой

рукой;

4 - и. п.

4-6 раз

асимметричны

е упражнения,

корригирующи

е осанку.

5.И. п. - лёжа

на спине. руки

за головой,

поочерёдно

поднимать

прямые ноги.

15-20 сек

Упражнения

для мышц

брюшного

пресса

54

6.И. п. - лежа

на спине.

Поднять

голову и

плечи, руки в

стороны.

Сжимать и

разжимать

кисти рук.

15-20 сек

Упражнения

для мышц

спины

7.И. п. - О.С.,

руки в

стороны.

1 - движение

прямой ногой

вперёд;

2 - в сторону;

3 - назад;

4 - и. п.

4-6 раз

Упражнения

для развития

способности к

сохранению

равновесия

8. ИГРА

"Удочка".

Играющие

3-5 мин

Развитие

умения

координироват

55

стоят в кругу,

в центре -

педагог. Он

держит в руках

веревку, на

конце которой

привязан

мешочек с

горохом.

Педагог

вращает

веревку с

мешочком по

кругу над

самым полом,

а дети

подпрыгивают

на двух ногах

вверх, стараясь

чтобы

мешочек не

задел их ног.

ь движение,

быстроты

реакции,

умения

ориентировать

ся в

пространстве,

равновесия,

памяти,

внимания,

способности

принимать и

понимать

задачу, умение

действовать по

правилам

56

9.И. п. - сидя,

руки в

стороны,

согнуть их в

локтях,

покачать

расслабленны

ми

предплечьями

и кистями.

20-30 сек

Упражнения в

расслаблении,

способствующ

ие

формированию

правильной

осанки.

57

Заключительная часть

10.И. п. - ноги

врозь, на

ширине плеч,

руки согнуты в

локтях перед

грудью

ладонями вниз.

1-2 - плечи

отвести назад -

вдох;

3-4 - вернуться

в и. п. - выдох;

4-6 раз

Дыхательные

упражнения,

способствующ

ие

формированию

правильной

осанки.

58

11.И. п. - лежа

на животе,

руки вытянуть

вперед.

1-2 - наклоны

вправо-влево,

в быстром

темпе 10 сек.;

3-4 - отдых 5-7

сек.;

3-4 раза

Упражнения

для увеличения

подвижности

позвоночника

59

Комплекс №6

Части

занятия

Содержание

упражнений

Дозировк

а

Направленност

ь воздействия

Подготовительная

1. Ходьба

обычная, руки

к плечам,

круговые

вращения рук

в плечевых

суставах,

движение

вперед, назад

20 сек

Упражнения в

ходьбе с

сохранением

правильной

осанки

60

часть

2.И. п. - ноги

врозь на

ширине плеч,

руки опущены

вдоль

туловища.

1-2 Сделать

хлопок над

головой - вдох;

3-4 И. п. выдох

медленно

3-4 раза

ОРУ -

способствующ

ие расширению

грудной клетки

Основная часть

3. Лёжа на

спине,

приподнять

прямые ноги

до угла 45

градусов,

производить

крестные

движения ног -

"ножницы".

15-20 сек

симметричные

упражнения,

корригирующи

е осанку.

61

И. п. - о. с.

Поднять руки

вверх до

горизонтально

го положения;

Отвести

правую руку

назад;

Левую вверх;

И. п.

То же в

другую

сторону

4 - 6 раз

асимметричны

е упражнения,

корригирующи

е осанку.

62

5.И. п. - лежа

на животе,

руки

вытянутые

вперед

повернутся на

спину через

правый бок;

И. п.;

Тоже влево;

И. п.

6-8 раз

Упражнения

для мышц

брюшного

пресса

6.И. п. - лежа

на спине.

Имитирование

движение рук -

"брасс", ног -

"кроль"

следить за

дыханием.

20-30 сек

Упражнения

для мышц

спины

63

7.И. п. - о. с.,

1 - согнув

правую ногу в

тазобедренном

и коленном

суставах, руки

вперёд;

2 - вверх;

3 - в стороны;

4 - И. п.

То же с левой

ноги

5-6 раз

Упражнения

для развития

способности к

сохранению

равновесия

8. Игра

"быстро

возьми"

Дети образуют

круг и по

сигналу

педагога

выполняют

ходьбу или бег

3 - 5 мин

Развитие

умения

координироват

ь движение,

быстроты

реакции,

умения

ориентировать

ся в

64

вокруг

предмета

(кубики),

которых

должно быть

на один или

два меньше.

На сигнал:

"быстро

возьми!"

Каждый

играющий

должен взять

предмет и

поднять над

головой. Тот,

кто не успел

поднять

предмет,

считается

проигравшим.

Игра

пространстве,

равновесия,

памяти,

внимания,

способности

принимать и

понимать

задачу, умение

действовать по

правилам

65

9.И. п. - о. с.

1 - Поднять

руки вверх;

2-Расслабить

кисти;

3-Расслабить

руки в локтях -

кисти к

плечам;

4 - Расслабить

разогнуть руки

вниз вдоль

туловища.

3 - 4 раза

Упражнения в

расслаблении,

способствующ

ие

формированию

правильной

осанки.

66

Заключительная часть

10.И. п. - о. с.

1 - 2

полуприсед,

руки положить

на колени,

опустить

голову вниз -

выдох;

3 - 4 И. п. -

вдох.

3 - 4 раза

Дыхательные

упражнения,

способствующ

ие

формированию

правильной

осанки.

67

11.И. п. лежа

на животе,руки

согнуть в

локтях

1-2 Разогнуть

руки в локтях,

поднять голову

и плечи,

тянутся вверх

плечевым

поясом;

3-4 И. п.

3-4 раза

Упражнения

для увеличения

подвижности

позвоночника

68

Комплекс №7

Части

занятия

Содержание

упражнений

Дозировк

а

Направленност

ь воздействия

Подготовительная

1. Ходьба с

мешочком

гороха на

голове с

перешагивание

м кубика через

один метр,

высотой 20 см

в коридоре

шириной один

метр, длина

десять метров.

20-30 сек

Упражнения в

ходьбе с

сохранением

правильной

осанки

69

часть

2.И. п. - стоя

на

четвереньках

1 -

попеременно

вытягивать

левую руки и

правую ногу;

2 - И. п.;

3 - левую руку

и правую ногу;

4 - И. п.

4-6 раз

ОРУ -

способствующ

ие расширению

грудной клетки

70

Основная часть

3. Лёжа на

спине,

приподнять

прямые ноги

до угла 45

градусов,

производить

крестные

движения ног -

"ножницы" - 7-

10 сек.

3-4 раза

симметричные

упражнения,

корригирующи

е осанку.

71

4.И. п. - лежа

на правом боку

поочередное

движение ног,

выпрямленных

в коленных

суставах, вверх

- вниз

"ножницы" - 5-

7 сек. Тоже на

левом боку.

3-4 раза

асимметричны

е упражнения

корригирующи

е осанку.

72

5.И. п. лежа на

спине, руки

вдоль

туловища

1-2 согнуть

колени,

обхватить

руками,

прижаться

головой к

коленям;

3-4 - И. п.

4-6 раз

Упражнения

для мышц

брюшного

пресса

73

6.И. п. - лёжа

на животе,

руки под

живот.

1 - поднять

правую ногу;

2-

присоединить

левую, 3-6 -

держать;

7 - спустить

правую ногу;

8 - опустить

левую.

3-4 раза

Упражнения

для мышц

спины

74

7.И. п. - о. с.,

1 - согнув

правую ногу в

тазобедренном

и коленном

суставах, руки

в стороны;

2 - И. п.;

3 - Тоже левой

ногой;

4 - И. п.

4-6 раз

Упражнения

для развития

способности к

сохранению

равновесия

8. Игра

"восточный

насильщик".

Педагог

предлагает

поиграть в

"восточного

официанта" и

показывает,

как на Востоке

3-5 мин

75

переносят

грузы на

голове.

Ребенок

должен

выпрямится,

принять

правильную

осанку. Теперь

нужно

положить

книгу на

голову и

пройти вперед.

Выигрывает

тот, кто

дальше

пройдет. После

игры следует

провести

расслабляющи

е движения:

76

9.И. п. - о. с.

1-2 при

расслаблении

наклонить

туловище

вперёд,

покачать

расслабленны

ми руками;

3-4 И. п.

3-4 раза

Упражнения в

расслаблении,

способствующ

ие

формированию

правильной

осанки.

Заключительная часть

10.И. п. - лежа

на спине, руки

воль туловища,

ноги прямые

1-2

поднимание

рук вверх -

вдох;

3-4 опускание

через стороны

выдох

3-4 раза

Дыхательные

упражнения,

способствующ

ие

формированию

правильной

осанки.

77

Комплекс №8

Части

занятия

Содержание

упражнений

Дозировк

а

Направленность

воздействия

Подготовительная

часть

1. Ходьба с

мешочком

гороха на

голове

правым

боком -

левым боком.

20 сек

Упражнения в

ходьбе с

сохранением

правильной

осанки

78

2.И. п. - о. с.

1 - руки

вперед;

2 - вверх -

вдох;

3-4 - плавно

опустить

через

стороны вниз

- выдох

4-6 раз

ОРУ -

способствующи

е расширению

грудной клетки

79

Основная часть

3.И. п. - лёжа

на спине,

руки вдоль

туловища,

ноги врозь.1 -

Переход в

положение

сидя с

поочерёдным

касанием

правой рукой

левой стопы;

2 - И. п.

3 - левой

рукой -

правой

стопы.

4 - И. п.

4-6 раз

симметричные

упражнения

корригирующие

осанку.

80

4.И. п. - стоя

на

четвереньках

1-2

выпрямить

правую ногу,

прогнуться

3-4 тоже

левой ногой

4-6 раз

асимметричные

упражнения

корригирующие

осанку.

5.И. п. - лежа

на спине

1-2 захватить

стопами

мешочек с

горохом и

удерживать

его 10 сек,

ноги прямые,

45 градусов;

3-4 И. п.

4-6 раз

Упражнения

для мышц

брюшного

пресса

81

6.И. п. - лёжа

на животе,

руки под

живот.

1-поднять

прямые ноги;

2-развести в

стороны;

3-соединить

ноги;

4 - И. п.

4-6 раз

Упражнения

для мышц

спины

82

7.И. п. - о. с.

1-2 руки в

стороны -

поднимание

на носки;

3 - повернуть

голову на

право;

4 - И. п.

То же голову

на лево.

4-6 раз

Упражнения

для развития

способности к

сохранению

равновесия

8. Игра

"сосенки"

По сигналу

ведущего

игроки бегут

по залу.

Водящий

бежит за

ними,

пытаясь их

3-5 мин

Развитие

умения

координировать

движение,

быстроты

реакции,

умения

ориентироватьс

я в

пространстве,

83

схватить.

Можно

спастись,

если

добежать до

стены и

плотно

прижаться к

стене

затылком,

плечами,

ягодицами.

Руки в

стороны и

вниз, ладони

- вперед,

пальцы

расставлены.

Это

"сосёнка".

Тот, кто

принял

равновесия,

памяти,

внимания,

способности

принимать и

понимать

задачу, умение

действовать по

правилам

84

9.И. п. - лежа

на спине

1-2 -

потянуться

руки вверх,

вытянув

носки ног

вниз - вдох;

3-4 -

расслабиться

- выдох.

4-6 раз

Упражнения в

расслаблении,

способствующи

е

формированию

правильной

осанки.

Заключительная часть

10.И. п. - о. с.

1-2 - сделать

вдох;

3-4 - резко

наклониться

вперед -

выдох.

4-6 раз

Дыхательные

упражнения,

способствующи

е

формированию

правильной

осанки.

85

11.И. п. -

лежа на

спине.

1-2 боковые

извивающие

движения к

туловищам -

10 сек;

3-4 И. п. -

отдых 5-7 сек

4-6 раз

Упражнения

для увеличения

подвижности

позвоночника

86

Комплекс №9

Части

занятия

Содержание

упражнений

Дозировк

а

Направленност

ь воздействия

Подготовительная

1. Ходьба с

мешочком

гороха на

голове с

ускорением в

коридоре

шириной 1

метр, длина

коридора 10

метров

20-30 сек

Упражнения в

ходьбе с

сохранением

правильной

осанки

87

часть

2.И. п. - стоя,

ноги вместе,

руки к плечам.

Круговые

вращения рук

в плечевых

суставах

вперед, назад.

20 сек

ОРУ -

способствующ

ие расширению

грудной клетки

Основная часть

3.И. п. - лежа

на спине

1-2 перейти в

положение

сидя, сохраняя

правильную

осанку;

3-4 И. п.

3-4 раза

симметричные

упражнения,

корригирующи

е осанку.

88

4.И. п. - стоя

на коленях.

1 - поднять

руки вверх;

2 - отвести

назад

выпрямленну

ю правую

ногу;

3-4 - и. п.;

То же с левой

ноги.

4-6 раз

асимметричные

упражнения,

корригирующи

е осанку.

89

5.И. п. - лежа

на спине.

Привести

колени к

груди и

обхватить их

руками,

качаться на

спине 5-7 сек,

отдых 5-7 сек.

4-6 раз

Упражнения

для мышц

брюшного

пресса

6. Лёжа на

животе на

гимнастическо

й скамейке.

Приподнять

голову, грудь

и прямые

ноги.

Удерживать

это положение

3-5 счетов.

4-6 раз

Упражнения

для мышц

спины

90

7.И. п. - упор

присев

1 - встать

(выпрямиться)

;

2-3 подняться

на носок

правой ноги,

левую согнуть

в

тазобедренном

и коленном

суставах;

4 - И. п.

То же с другой

ноги.

4-6 раз

Упражнения

для развития

способности к

сохранению

равновесия

8. Игра "Кто

сильнее?".

Игроков

разбивают

попарно. На

3-5 мин

Развитие

умения

координироват

ь движение,

быстроты

91

полу чертят

две

параллельные

линии на

расстоянии

четырёх шагов

друг от друга,

в середине

играющие -

соревнующаяс

я пара -

держаться за

правые руки,

стоя спиной

друг к другу,

лицом к

булавам,

стоящим за

чертой с той и

другой

стороны. По

команде

реакции,

умения

ориентироватьс

я в

пространстве,

равновесия,

памяти,

внимания,

способности

принимать и

понимать

задачу, умение

действовать по

правилам

92

9.И. п. - лежа

на спине, руки

согнуты в

локтях.

1-2 -

встряхнуть

кисти рук;

3-4 -

расслабленно

уронить

правую и

левую руку.

3-4 раз

Упражнения в

расслаблении,

способствующ

ие

формированию

правильной

осанки.

93

Заключительная часть

10.И. п. - лежа

на спине, ноги

согнуты в

коленях и

слегка

разведены -

вдох.

1 - положить

колени вправо

- выдох;

2 - И. п.;

3 - влево;

4 - И. п.

4-6 раз

Дыхательные

упражнения,

способствующ

ие

формированию

правильной

осанки.

94

11.И. п. - лежа

на животе,

прогибание

спины

1-2 - левая

рука вверх,

правая назад:

3-4 - правая

рука вверх,

левая назад

4-6 раз

Упражнения

для увеличения

подвижности

позвоночника

95

Комплекс №10

Части

занятия

Содержание

упражнений

Дозировк

а

Направленност

ь воздействия

Подготовительная

1. Ходьба с

мешочком

гороха на

голове с

поворотами

на 180

градусов на

носках, руки

на поясе.

20 сек

Упражнения в

ходьбе с

сохранением

правильной

осанки

96

часть

2.И. п. - стоя

ноги на

ширине плеч,

руки на поясе,

повороты

туловища в

стороны,

дыхание

произвольное.

1-2 - вправо;

3-4 влево.

4-6 раз

ОРУ -

способствующи

е расширению

грудной клетки

97

Основная часть

3.И. п. - лежа

на животе,

кисти рук на

полу возле

плеч.

1-2 - разгибая

руки поднять

голову и

плечи,

выполнить

три хлопка;

3-4 - И. п.

4-6 раз

симметричные

упражнения,

корригирующи

е осанку.

98

4.И. п. - лёжа

на животе.

правая нога

отведена в

сторону,

кисти рук на

затылке;

3 Приподнять

голову и

грудь, разводя

локти в

сторону,

слегка

прогнуться в

грудном

отделе;

И. п.

То же с левой

ноги.

4-6 раз

асимметричные

упражнения,

корригирующи

е осанку.

99

5.И. п. - лежа

на спине, ноги

согнуты в

коленях.

1-2 на вдохе

прогибаем

спину вверх с

опорой на

плечи и

копчик;

3-4 И. п. -

выдох.

3-4 раза

Упражнения

для мышц

брюшного

пресса

100

6.И. п. - лёжа

на животе

друг против

друга, бросок

мяча

партнёру.

Руки вверх,

голова и

грудь

приподняты,

поймать мяч.

20-30 сек

Упражнения

для мышц

спины

101

7.И. п. - стоя,

согнув

правую ногу в

тазобедренно

м и коленном

суставах,

руки в

стороны.

1 - руки к

плечам;

2-за голову;

3-вверх;

4 - и. п.

4-6 раз

Упражнения

для развития

способности к

сохранению

равновесия

8. Игра

"поймай

комара".

Игроки

становятся в

круг лицом к

центру на

расстоянии

3-5 мин

Развитие

умения

координироват

ь движение,

быстроты

реакции,

умения

ориентироватьс

102

вытянутой

руки друг от

друга.

Ведущий

находится в

середине

круга, в руках

у него прут

длиной 1,5

метра. С

привязанным

на шнуре

"комаром" из

бумаги.

Ведущий

кружит шнур

с "комаром"

немного выше

голов

играющих.

Когда "комар"

пролетает над

я в

пространстве,

равновесия,

памяти,

внимания,

способности

принимать и

понимать

задачу, умение

действовать по

правилам

103

9.И. п. - лежа

на спине.

1-2 - согнуть

правую ногу в

колене,

покачать

вправо -

влево"

3-4 -

расслабить

ногу.

То же, с левой

ногой.

4-6 раз

Упражнения в

расслаблении,

способствующи

е

формированию

правильной

осанки.

104

Заключительная часть

10.И. п. стоя

на

четвереньках.

1-2 - не

отрывая рук и

коленей от

пола, сделать

"круглую"

спину -

выдох"

3-4 - вдох.

4-6 раз

Дыхательные

упражнения,

способствующи

е

формированию

правильной

осанки.

105

11.И. п. стоя,

руки вперед.

1 - медленно

отвести руки

в стороны;

2 - назад -

голову назад -

вдох;

3-4 -

скрестить

руки на

груди,

наклониться

вперед -

выдох.

4-6 раз

Упражнения

для увеличения

подвижности

позвоночника

1.

106



В раздел образования