Автор: Зарайская Инесса Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №269
Населённый пункт: г. Снежногорск Мурманская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация речевой деятельности младших школьников по формированию умения слушать и слышать
Раздел: начальное образование
Организация речевой деятельности младших школьников по
формированию умения слушать и слышать
В связи с введением в действие ФГОС к образованию и
процессу обучения предъявляются совершенно новые требования.
Одним
из
направлений
образования
определяют
коммуникативную
направленность
процесса
обучения.
Набор
коммуникативных
умений
обеспечивает,
поддерживает
и
формирует коммуникативную компетентность.
Формирование умения слушать и слышать нашло отражение в
коммуникативных универсальных учебных действиях, так как они
обеспечивают:
-
социальную компетентность
-
умение слушать и вступать в диалог;
-
участвовать в коллективном обсуждении проблем;
-
интегрироваться
в
группу
сверстников
и
строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми.
Известно, что человек обладает тремя видами слуха:
- физическим для различения шума дождя, жужжания пчелы и
т. п.,
- музыкальным, погружающим в мир мелодий,
- речевым.
Речевой слух – это способность слышать и воспринимать
устную речь.
Необходимо упомянуть и о способности человека к
распознаванию звуков речи – это фонематический слух.
В школе важно развивать активное слушание, способность
удерживать внимание на важной информации, не отвлекаясь на
посторонние звуки, тонко улавливать интонацию других людей, а
потом точно передавать её голосом.
Чтобы научить детей замечать богатство и разнообразие
звуковых оттенков в природе. Использую в своей работе
следующие задания:
1. «Минута внимания»
Дети закрывают глаза. В течение 1-2 минут слушают
окружающие звуки. Затем глаза открывают и перечисляют все
услышанные звуки.
2. «Чудо-звуки»
Прослушиваем с детьми аудиозаписи природных звуков,
обсуждаем услышанные звуки, или издаю разные звуки с помощью
различных предметов, дети отгадывают их. (Шум сминаемой
бумаги, щёлканье пальцами рук и т. д.)
4 Для определения направление звука использую
упражнение«Где звенит?».Ученик закрывает глаза, учитель встаёт в
стороне и звенит колокольчиком. Ребёнок должен определить, где
прозвенел колокольчик – справа или слева, сверху, спереди, сзади.
Для наблюдения за живой разговорной речью.
Учу детей по голосу узнавать настроение людей, определять
только по голосу говорящего одноклассника и т. д. использую
следующие упражнения: Игра «Угадай имя». Водящий стоит
спиной к участникам игры. Каждый игрок по очереди произносит
имя водящего. Водящий должен угадать игрока по голосу и назвать
его имя.
Уделяю время развитию слухового внимания. Отработка
ритмических структур. Отстукиваю ритм рукой. Ученик повторяет.
Сначала ребёнок видит руки учителя, потом выполняет это
упражнение с закрытыми глазами или ученик повторяет
ритмический рисунок правой, левой рукой, двумя руками
одновременно, поочерёдно;
Это упражнение необходимо выполнять для того, чтобы в
дальнейшем у детей не было трудностей при определении ударного
слога, ударной гласной.
Далее представлю блок игр и упражнений на развитие
умения
активно
слушать
и
слышать,
которые
можно
применять как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
«Снежный ком»
Вариантов упражнения множество. Давайте, для примера, будем в
отпуск собираться и складывать вещи в чемодан.
Я говорю: «У меня в чемодане купальник»
Вы говорите: «У меня в чемодане купальник и полотенце»
Снова я: «У меня в чемодане купальник, полотенце и панамка»
Вы: «У меня в чемодане купальник, полотенце, панамка и шлепки»
И так далее. Слов становится все больше, как снега в снежном
коме. Их необходимо запоминать и каждый раз воспроизводить.
Очень полезная забава.
Причем тему можно выбрать на свой вкус. Например, «варим суп»,
при этом начинаем со слов: «У меня в кастрюле…». Или
«открываем зоопарк». Тут все только вашей фантазией
ограничивается.
«Ловец слов»
1.
Заранее подготовленная история.
Давайте сразу к примеру.
В тексте, который размещен ниже нужно «поймать» (услышать и
запомнить) все слова, которые обозначают мебель.
Мы с мамой решили переклеить обои в маленькой комнате. Но
сначала нужно было освободить помещение от мебели. Мы
позвали на помощь дядю Сережу и дядю Пашу из соседних
квартир. Они очень долго пытались вынести кровать, так как она
оказалась очень тяжелой. Мужчины очень устали, но все-таки
справились. А потом принялись за письменный стол.
Мы с мамой тоже без дела не стояли. Вынесли стулья и выкатили
тумбочку на колесиках. В комнате остался только шкаф. Он
оказался таким огромным, что не прошел в двери. Как он вообще
сюда попал? Непонятно. Было решено передвинуть шкаф на
середину комнаты, чтобы он не мешал нам обои клеить.
Порядок действий:
1.
Вы просите внимательно послушать текст и запомнить все слова,
которые обозначают мебель.
2.
Читаете текст.
3.
Выясняете, что услышал и запомнил ребенок.
Достаточно трех-пяти слов. Тексты могут быть разными. Если это
текст про лес, то ищем названия животных, если про школу, то
имена школьников, если про обед, то названия блюд и т.п.
«Планета роботов»
1.
Лист бумаги.
2.
Карандаш.
3.
Заранее подготовленный текст.
Текст может быть вот таким.
Наш космический корабль благополучно добрался до планеты
роботов. Когда мы спустились с трапа, нас встречали три
местных жителя — робота. Один из них был очень высоким, у него
было вытянутое прямоугольное тело и треугольная голова. Глаза
были похожи на два квадрата, а рот на тоненькую полоску.
Вместо рук и ног — пружины.
Второй робот был невысокого роста с квадратным туловищем и
головой. Большие круглые глаза смотрели на нас с любопытством,
а треугольный рот расплывался в улыбке. Ручки были похожи на
тоненькие палочки. Ножки были тоже очень тоненькими и было
не понятно, как они выдерживают такое тяжелое туловище.
Третий робот был самым красивым. У него было небольшое
овальное туловище и круглая голова, из которой торчали три
прямые антенны с серебристыми шариками на концах. Он все
время хлопал своими прямоугольными глазами и широко открывал
свой круглый рот. Вместо ног у него была гусеница, как у
трактора. А руки напоминали два полукруга.
Порядок действий:
1.
Попросите своего юного школьника внимательно прослушать
текст.
2.
Прочитайте текст.
3.
Дайте ребенку лист бумаги и карандаш.
4.
Попросите нарисовать второго робота.
5.
Еще раз прочитайте текст и проверьте правильность выполнения
“Мой любимый фрукт”
(Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в
группе, также происходит развитие памяти, развитие
способности к длительной концентрации внимания). Ученики
класса представляются по очереди, передавая мяч друг другу.
Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый
фрукт. После того, как последний назовет свое имя и любимый
фрукт, педагог задает вопросы всему классу:
Какой любимый фрукт у Сережи?
Кто из ребят назвал яблоко? И т.д.
СОКРАТИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДО 4, 3, 2 СЛОВ
Учитель произносит предложение – дети осмысливают его, учитель
повторяет предложение – учащиеся запоминают его, а затем
сокращают
предложение
последовательно,
произвольно,
но
сохраняя основное содержание, например:
Оля
читает
бабушке
интересную
книгу.
Завершается работа ответом на вопрос: что изменялось, когда
предложение
сокращалось?
Далее это упражнение проводится как игра. В условие игры входит
правило: сокращать предложение можно последовательно или на то
количество слов, которое определяют участники игры.
ПЕРЕСТАВЬ СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ
например:
Сегодня
утром
Маша
пошла
в
школу.
Маша
сегодня
утром
пошла
в
школу.
Утром
сегодня
пошла
Маша
в
школу.
Пошла
Маша
сегодня
утром
в
школу.
В школу пошла сегодня утром Маша.
На основе этого упражнения проводится игра «Такое одинаковое и
разное
предложение».
Учащиеся составляют предложения и предлагают его варианты.
Выигрывает тот, кто сможет составить больше вариантов и
продемонстрирует умение выразительно произносить фразу.
ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Учитель начинает предложение, а дети должны его закончить.
Например:
Девочка
шла
по
…
Девочка
шла
по
тропинке
домой.
Девочка
шла
по
лесу
и
напевала.
Девочка шла по улице и несла тяжелую сумку с продуктами.
Девочка шла по узкой горной тропинке.
Эти упражнения учат слушать и понимать собеседника, читать,
опираясь
на
догадку,
понимать
сложные
конструкции
и
употреблять их в речи.
Что такое школьный урок? Одни скажут, это форма организации
педагогического процесса; другие – сорок-сорок пять минут, за
которые надо чему-то научить, что-то объяснить; третьи назовут
предмет – математика, чтение, русский... Так ответит учитель.
Но для ребенка урок – это не парта, доска и сорок минут. Для него
это время, когда он познает себя, окружающий мир, делает новые
открытия, ищет верные варианты решения, сомневается, сожалеет,
радуется, учится на своих ошибках, увлекается... Все это – кусочек
его жизни.
Каким будет урок, во многом зависит от учителя, от его отношения
к работе, а главное, от любви к детям.