Напоминание

Организация речевой деятельности младших школьников по формированию умения слушать и слышать


Автор: Зарайская Инесса Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №269
Населённый пункт: г. Снежногорск Мурманская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация речевой деятельности младших школьников по формированию умения слушать и слышать
Раздел: начальное образование





Назад




Организация речевой деятельности младших школьников по

формированию умения слушать и слышать

В связи с введением в действие ФГОС к образованию и

процессу обучения предъявляются совершенно новые требования.

Одним

из

направлений

образования

определяют

коммуникативную

направленность

процесса

обучения.

Набор

коммуникативных

умений

обеспечивает,

поддерживает

и

формирует коммуникативную компетентность.

Формирование умения слушать и слышать нашло отражение в

коммуникативных универсальных учебных действиях, так как они

обеспечивают:

-

социальную компетентность

-

умение слушать и вступать в диалог;

-

участвовать в коллективном обсуждении проблем;

-

интегрироваться

в

группу

сверстников

и

строить

продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и

взрослыми.

Известно, что человек обладает тремя видами слуха:

- физическим для различения шума дождя, жужжания пчелы и

т. п.,

- музыкальным, погружающим в мир мелодий,

- речевым.

Речевой слух – это способность слышать и воспринимать

устную речь.

Необходимо упомянуть и о способности человека к

распознаванию звуков речи – это фонематический слух.

В школе важно развивать активное слушание, способность

удерживать внимание на важной информации, не отвлекаясь на

посторонние звуки, тонко улавливать интонацию других людей, а

потом точно передавать её голосом.

Чтобы научить детей замечать богатство и разнообразие

звуковых оттенков в природе. Использую в своей работе

следующие задания:

1. «Минута внимания»

Дети закрывают глаза. В течение 1-2 минут слушают

окружающие звуки. Затем глаза открывают и перечисляют все

услышанные звуки.

2. «Чудо-звуки»

Прослушиваем с детьми аудиозаписи природных звуков,

обсуждаем услышанные звуки, или издаю разные звуки с помощью

различных предметов, дети отгадывают их. (Шум сминаемой

бумаги, щёлканье пальцами рук и т. д.)

4 Для определения направление звука использую

упражнение«Где звенит?».Ученик закрывает глаза, учитель встаёт в

стороне и звенит колокольчиком. Ребёнок должен определить, где

прозвенел колокольчик – справа или слева, сверху, спереди, сзади.

Для наблюдения за живой разговорной речью.

Учу детей по голосу узнавать настроение людей, определять

только по голосу говорящего одноклассника и т. д. использую

следующие упражнения: Игра «Угадай имя». Водящий стоит

спиной к участникам игры. Каждый игрок по очереди произносит

имя водящего. Водящий должен угадать игрока по голосу и назвать

его имя.

Уделяю время развитию слухового внимания. Отработка

ритмических структур. Отстукиваю ритм рукой. Ученик повторяет.

Сначала ребёнок видит руки учителя, потом выполняет это

упражнение с закрытыми глазами или ученик повторяет

ритмический рисунок правой, левой рукой, двумя руками

одновременно, поочерёдно;

Это упражнение необходимо выполнять для того, чтобы в

дальнейшем у детей не было трудностей при определении ударного

слога, ударной гласной.

Далее представлю блок игр и упражнений на развитие

умения

активно

слушать

и

слышать,

которые

можно

применять как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

«Снежный ком»

Вариантов упражнения множество. Давайте, для примера, будем в

отпуск собираться и складывать вещи в чемодан.

Я говорю: «У меня в чемодане купальник»

Вы говорите: «У меня в чемодане купальник и полотенце»

Снова я: «У меня в чемодане купальник, полотенце и панамка»

Вы: «У меня в чемодане купальник, полотенце, панамка и шлепки»

И так далее. Слов становится все больше, как снега в снежном

коме. Их необходимо запоминать и каждый раз воспроизводить.

Очень полезная забава.

Причем тему можно выбрать на свой вкус. Например, «варим суп»,

при этом начинаем со слов: «У меня в кастрюле…». Или

«открываем зоопарк». Тут все только вашей фантазией

ограничивается.

«Ловец слов»

1.

Заранее подготовленная история.

Давайте сразу к примеру.

В тексте, который размещен ниже нужно «поймать» (услышать и

запомнить) все слова, которые обозначают мебель.

Мы с мамой решили переклеить обои в маленькой комнате. Но

сначала нужно было освободить помещение от мебели. Мы

позвали на помощь дядю Сережу и дядю Пашу из соседних

квартир. Они очень долго пытались вынести кровать, так как она

оказалась очень тяжелой. Мужчины очень устали, но все-таки

справились. А потом принялись за письменный стол.

Мы с мамой тоже без дела не стояли. Вынесли стулья и выкатили

тумбочку на колесиках. В комнате остался только шкаф. Он

оказался таким огромным, что не прошел в двери. Как он вообще

сюда попал? Непонятно. Было решено передвинуть шкаф на

середину комнаты, чтобы он не мешал нам обои клеить.

Порядок действий:

1.

Вы просите внимательно послушать текст и запомнить все слова,

которые обозначают мебель.

2.

Читаете текст.

3.

Выясняете, что услышал и запомнил ребенок.

Достаточно трех-пяти слов. Тексты могут быть разными. Если это

текст про лес, то ищем названия животных, если про школу, то

имена школьников, если про обед, то названия блюд и т.п.

«Планета роботов»

1.

Лист бумаги.

2.

Карандаш.

3.

Заранее подготовленный текст.

Текст может быть вот таким.

Наш космический корабль благополучно добрался до планеты

роботов. Когда мы спустились с трапа, нас встречали три

местных жителя — робота. Один из них был очень высоким, у него

было вытянутое прямоугольное тело и треугольная голова. Глаза

были похожи на два квадрата, а рот на тоненькую полоску.

Вместо рук и ног — пружины.

Второй робот был невысокого роста с квадратным туловищем и

головой. Большие круглые глаза смотрели на нас с любопытством,

а треугольный рот расплывался в улыбке. Ручки были похожи на

тоненькие палочки. Ножки были тоже очень тоненькими и было

не понятно, как они выдерживают такое тяжелое туловище.

Третий робот был самым красивым. У него было небольшое

овальное туловище и круглая голова, из которой торчали три

прямые антенны с серебристыми шариками на концах. Он все

время хлопал своими прямоугольными глазами и широко открывал

свой круглый рот. Вместо ног у него была гусеница, как у

трактора. А руки напоминали два полукруга.

Порядок действий:

1.

Попросите своего юного школьника внимательно прослушать

текст.

2.

Прочитайте текст.

3.

Дайте ребенку лист бумаги и карандаш.

4.

Попросите нарисовать второго робота.

5.

Еще раз прочитайте текст и проверьте правильность выполнения

“Мой любимый фрукт”

(Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в

группе, также происходит развитие памяти, развитие

способности к длительной концентрации внимания). Ученики

класса представляются по очереди, передавая мяч друг другу.

Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый

фрукт. После того, как последний назовет свое имя и любимый

фрукт, педагог задает вопросы всему классу:

Какой любимый фрукт у Сережи?

Кто из ребят назвал яблоко? И т.д.

СОКРАТИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДО 4, 3, 2 СЛОВ

Учитель произносит предложение – дети осмысливают его, учитель

повторяет предложение – учащиеся запоминают его, а затем

сокращают

предложение

последовательно,

произвольно,

но

сохраняя основное содержание, например:

Оля

читает

бабушке

интересную

книгу.

Завершается работа ответом на вопрос: что изменялось, когда

предложение

сокращалось?

Далее это упражнение проводится как игра. В условие игры входит

правило: сокращать предложение можно последовательно или на то

количество слов, которое определяют участники игры.

ПЕРЕСТАВЬ СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ

например:

Сегодня

утром

Маша

пошла

в

школу.

Маша

сегодня

утром

пошла

в

школу.

Утром

сегодня

пошла

Маша

в

школу.

Пошла

Маша

сегодня

утром

в

школу.

В школу пошла сегодня утром Маша.

На основе этого упражнения проводится игра «Такое одинаковое и

разное

предложение».

Учащиеся составляют предложения и предлагают его варианты.

Выигрывает тот, кто сможет составить больше вариантов и

продемонстрирует умение выразительно произносить фразу.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Учитель начинает предложение, а дети должны его закончить.

Например:

Девочка

шла

по

Девочка

шла

по

тропинке

домой.

Девочка

шла

по

лесу

и

напевала.

Девочка шла по улице и несла тяжелую сумку с продуктами.

Девочка шла по узкой горной тропинке.

Эти упражнения учат слушать и понимать собеседника, читать,

опираясь

на

догадку,

понимать

сложные

конструкции

и

употреблять их в речи.

Что такое школьный урок? Одни скажут, это форма организации

педагогического процесса; другие – сорок-сорок пять минут, за

которые надо чему-то научить, что-то объяснить; третьи назовут

предмет – математика, чтение, русский... Так ответит учитель.

Но для ребенка урок – это не парта, доска и сорок минут. Для него

это время, когда он познает себя, окружающий мир, делает новые

открытия, ищет верные варианты решения, сомневается, сожалеет,

радуется, учится на своих ошибках, увлекается... Все это – кусочек

его жизни.

Каким будет урок, во многом зависит от учителя, от его отношения

к работе, а главное, от любви к детям.



В раздел образования