Напоминание

"Падежи имён существительных. Общее представление"


Автор: Снигирева Анна Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОГОБУ СШ с УИОП пгт Кильмезь
Населённый пункт: пгт. Кильмезь Кировская область
Наименование материала: Методическая разработка современного урока русского языка
Тема: "Падежи имён существительных. Общее представление"
Раздел: начальное образование





Назад




Русский язык.

Тема: « Падежи имён существительных», (общее представление), 3 класс

1. Орг.момент

Всем здравствуйте! Ребята, сегодня я у вас проведу

урок русского языка. Также у нас сегодня гости,

давайте поприветствуем их. Проверьте, всё ли у вас

в порядке?

- Проверь, дружок!

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке: книжка, ручка и тетрадка…

Проверили - садитесь и с усердием трудитесь!

2.Актуализация

знаний.

Посмотрите, пожалуйста, на доску.

- К какой части речи относятся слова?

(существительные)

- Давайте вспомним, что такое существительное?

- Какие морфологические признаки вы уже можете

определить у сущ.?

- Давайте откроем тетрадь и запишем данные слова.

(1 февраля, классная работа – слова с

комментированием орфограмм)

СЛАЙД 2

3.Самоопределени

е к деятельности

Постановка темы

и цели

- Прочитаем пропущенные буквы, что у нас

получилось? (падеж)

Постановка темы: - Сформулируйте тему нашего

урока? (Падежи русского языка) СЛАЙД 3

Цель: определим цель

- А вы знаете, что такое падеж?

- Какие бывают падежи? Сколько их?

- Как его определить?

- Что означает просклонять существительное?

Эти задачи нам сегодня предстоит решить. Готовы?!

Тогда сели поудобнее и красиво, приготовились

работать, а если вы внимательно будете слушать,

мне помогать, то я вам скажу шуточную подсказку,

как их легче запомнить. Договорились?

4.Работа по теме

урока

Итак, я вам расскажу грамматическую сказку

«Откуда пошли названия падежей?» СЛАЙД 4

,

,

Он ещё не родился а уже думали какое

дать ему

имя

,

и решили назвать

И

.

менительный

Родился

стал

Р

.

одительный

,

Пока он был малышом ему всё

Работа в парах

давали

,

и он стал

.

Дательным

,

Но он был большим озорником за

всяческие проделки его

винили

,

и он

стал

В

.

инительным

,

Потом подрос стал

творить

добрые

дела и называться стал

.

Творительным

Он всем стал

предлагать

свою

,

помощь о нём все заговорили и

называли П

.

редложным

И до сих пор эти названия так и

.

остались

- Главный падеж и косвенные.

- Проговорим хором.

В немецком языке 4 падежа, у финнов – 15, в

грамматике Венгрии целых 22 падежа. Но каждый

народ прекрасно справляется со своими падежами. И

я думаю, у нас тоже не будет трудностей!

А у нас их 6!

Перед вами лежат тексты. Вставьте вместо точек

слово СОСНА, изменяя форму, используя при этом

вопросы.

Готовность – руки ставим домиком

- проверим СЛАЙД 5

- Выделим окончания имени существительного

СОСНА

- Почему изменялось окончание? (Изменяли слово

по вопросам).

Так

вот

изменение

имён

существительных

по

вопросам – это и есть изменение по падежам или

склонением.

!! У каждого падежа свои вопросы. Давайте их

найдём в учебнике на стр. 37.

- Почему два вопроса? (одуш. и неодуш.)

Значит,

если

будет

задание:

просклоняйте

существительное – вы будете изменять по падежам,

то есть по вопросам.

- ПРОГОВОРИМ ХОРОМ

- Постарайтесь их запомнить с урока

5. Физкульт-

минутка

СЛАЙД 6

6.

Применение

полученных

знаний

Итак, попробуем просклонять существительное

- Работа в тетради

- Чтобы просклонять сущ., нам к вопросам нужны

слова-помощники. Их нет у вас в учебнике - я вам

подарю интерактивное правило по падежам.

(КРАТКО Правила пользования). СЛАЙД 7

ИТАК, в тетради просклоняем имена

существительные: ребята называют любые

существительные мужского рода, женского рода,

среднего рода.

Обратите внимание! на краткое обозначение

падежей.

Запишем в столбик их сокращённое название.

(например, стол, лиса, дерево (неодуш.)) – выделяем

окончания!

Вывод: чтобы правильно писать окончания –

нужно знать падежи!

ИТАК, чтобы просклонять сущ., нам к вопросам

нужны слова-помощники.

После выполненной практической работы – учитель

говорит обещанную шуточную поговорку, в которой

по первым буквам легко запомнить порядок

падежей.

Иван рубил дрова, Валя топила печь.

7. Самостоятель-

ная работа

группах

- А сейчас задание наоборот, оно будет посложнее.

Мы изменяли по падежам, используя слова-

помощники, а сейчас будем определять падеж.

Чтобы определить падеж, нужно задать падежный

вопрос.

На столе (не где? а на чём?)

Я вам предлагаю выполнить задание в группах.

- Кто готов? Слушаем задание. СЛАЙД 8

Перед вами лежат пословицы, вам нужно, рассуждая

вместе, задавать вопросы, определить падеж над

словами ДЕЛО (выделено жирным шрифтом) во

всех пословицах.

А отвечать будете по порядку.

1.

Кто читает

2.

Кто объяснит смысл

3.

Кто докажет падеж какой определили

4.

Проверяющий

Договоритесь, кто на какой вопрос - что будет

отвечать.

Но рассуждаем ВМЕСТЕ, дружно.

Готовность – дружный кружок, сообща держась за

руки

ПОМНИТЕ! Чтобы определить падеж, нужно задать

падежный вопрос.

8. Взаимопроверка

- Падежные вопросы!!! Работаем с красной ручкой.

Встаньте дружным кругом те, кто не ошибся.

9.Рефлексия

Подведение итога

урока

Подведём итог урока:

- С чем познакомились?

- Сколько падежей?

- Что означает просклонять существительные?

- Чтобы просклонять существительные по падежам

нам нужно использовать … (слова-помощники)

Чтобы определить падеж, надо … (задать падежный

вопрос).

10. Домашнее

задание

Выучить правило: падежи.

Выполнить на выбор упражнение. СЛАЙД 9

- Кому понравилось больше изменять по падежам,

тот выполнит упр. 66

- Кому понравилось определять падеж - упр. 68

- Кому то и другое задание показалось лёгким и

увлекательным, кто не боится трудностей –

выполнит оба. Ведь тем самым вы закрепите

пройденный сегодня материал и дальше легче вам

будет учиться.

Мотивация на

другой урок

А закончить я хочу пословицей, пятой СЛАЙД 10

- Ты сделал дело, теперь гуляй смело! (Как вы

понимаете? А Какой падеж?) – Как отличить

именительный или винительный падеж, вы узнаете

на следующих уроках.



В раздел образования