Автор: Снигирева Анна Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОГОБУ СШ с УИОП пгт Кильмезь
Населённый пункт: пгт. Кильмезь Кировская область
Наименование материала: Методическая разработка современного урока русского языка
Тема: "Падежи имён существительных. Общее представление"
Раздел: начальное образование
Русский язык.
Тема: « Падежи имён существительных», (общее представление), 3 класс
1. Орг.момент
Всем здравствуйте! Ребята, сегодня я у вас проведу
урок русского языка. Также у нас сегодня гости,
давайте поприветствуем их. Проверьте, всё ли у вас
в порядке?
- Проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке: книжка, ручка и тетрадка…
Проверили - садитесь и с усердием трудитесь!
2.Актуализация
знаний.
Посмотрите, пожалуйста, на доску.
- К какой части речи относятся слова?
(существительные)
- Давайте вспомним, что такое существительное?
- Какие морфологические признаки вы уже можете
определить у сущ.?
- Давайте откроем тетрадь и запишем данные слова.
(1 февраля, классная работа – слова с
комментированием орфограмм)
СЛАЙД 2
3.Самоопределени
е к деятельности
Постановка темы
и цели
- Прочитаем пропущенные буквы, что у нас
получилось? (падеж)
Постановка темы: - Сформулируйте тему нашего
урока? (Падежи русского языка) СЛАЙД 3
Цель: определим цель
- А вы знаете, что такое падеж?
- Какие бывают падежи? Сколько их?
- Как его определить?
- Что означает просклонять существительное?
Эти задачи нам сегодня предстоит решить. Готовы?!
Тогда сели поудобнее и красиво, приготовились
работать, а если вы внимательно будете слушать,
мне помогать, то я вам скажу шуточную подсказку,
как их легче запомнить. Договорились?
4.Работа по теме
урока
Итак, я вам расскажу грамматическую сказку
«Откуда пошли названия падежей?» СЛАЙД 4
,
,
Он ещё не родился а уже думали какое
дать ему
имя
,
и решили назвать
–
И
.
менительный
Родился
–
стал
Р
.
одительный
,
Пока он был малышом ему всё
Работа в парах
давали
,
и он стал
.
Дательным
,
Но он был большим озорником за
всяческие проделки его
винили
,
и он
стал
В
.
инительным
,
Потом подрос стал
творить
добрые
дела и называться стал
.
Творительным
Он всем стал
предлагать
свою
,
помощь о нём все заговорили и
называли П
.
редложным
И до сих пор эти названия так и
.
остались
- Главный падеж и косвенные.
- Проговорим хором.
В немецком языке 4 падежа, у финнов – 15, в
грамматике Венгрии целых 22 падежа. Но каждый
народ прекрасно справляется со своими падежами. И
я думаю, у нас тоже не будет трудностей!
А у нас их 6!
Перед вами лежат тексты. Вставьте вместо точек
слово СОСНА, изменяя форму, используя при этом
вопросы.
Готовность – руки ставим домиком
- проверим СЛАЙД 5
- Выделим окончания имени существительного
СОСНА
- Почему изменялось окончание? (Изменяли слово
по вопросам).
Так
вот
изменение
имён
существительных
по
вопросам – это и есть изменение по падежам или
склонением.
!! У каждого падежа свои вопросы. Давайте их
найдём в учебнике на стр. 37.
- Почему два вопроса? (одуш. и неодуш.)
Значит,
если
будет
задание:
просклоняйте
существительное – вы будете изменять по падежам,
то есть по вопросам.
- ПРОГОВОРИМ ХОРОМ
- Постарайтесь их запомнить с урока
5. Физкульт-
минутка
СЛАЙД 6
6.
Применение
полученных
знаний
Итак, попробуем просклонять существительное
- Работа в тетради
- Чтобы просклонять сущ., нам к вопросам нужны
слова-помощники. Их нет у вас в учебнике - я вам
подарю интерактивное правило по падежам.
(КРАТКО Правила пользования). СЛАЙД 7
ИТАК, в тетради просклоняем имена
существительные: ребята называют любые
существительные мужского рода, женского рода,
среднего рода.
Обратите внимание! на краткое обозначение
падежей.
Запишем в столбик их сокращённое название.
(например, стол, лиса, дерево (неодуш.)) – выделяем
окончания!
Вывод: чтобы правильно писать окончания –
нужно знать падежи!
ИТАК, чтобы просклонять сущ., нам к вопросам
нужны слова-помощники.
После выполненной практической работы – учитель
говорит обещанную шуточную поговорку, в которой
по первым буквам легко запомнить порядок
падежей.
Иван рубил дрова, Валя топила печь.
7. Самостоятель-
ная работа
группах
- А сейчас задание наоборот, оно будет посложнее.
Мы изменяли по падежам, используя слова-
помощники, а сейчас будем определять падеж.
Чтобы определить падеж, нужно задать падежный
вопрос.
На столе (не где? а на чём?)
Я вам предлагаю выполнить задание в группах.
- Кто готов? Слушаем задание. СЛАЙД 8
Перед вами лежат пословицы, вам нужно, рассуждая
вместе, задавать вопросы, определить падеж над
словами ДЕЛО (выделено жирным шрифтом) во
всех пословицах.
А отвечать будете по порядку.
1.
Кто читает
2.
Кто объяснит смысл
3.
Кто докажет падеж какой определили
4.
Проверяющий
Договоритесь, кто на какой вопрос - что будет
отвечать.
Но рассуждаем ВМЕСТЕ, дружно.
Готовность – дружный кружок, сообща держась за
руки
ПОМНИТЕ! Чтобы определить падеж, нужно задать
падежный вопрос.
8. Взаимопроверка
- Падежные вопросы!!! Работаем с красной ручкой.
Встаньте дружным кругом те, кто не ошибся.
9.Рефлексия
Подведение итога
урока
Подведём итог урока:
- С чем познакомились?
- Сколько падежей?
- Что означает просклонять существительные?
- Чтобы просклонять существительные по падежам
нам нужно использовать … (слова-помощники)
Чтобы определить падеж, надо … (задать падежный
вопрос).
10. Домашнее
задание
Выучить правило: падежи.
Выполнить на выбор упражнение. СЛАЙД 9
- Кому понравилось больше изменять по падежам,
тот выполнит упр. 66
- Кому понравилось определять падеж - упр. 68
- Кому то и другое задание показалось лёгким и
увлекательным, кто не боится трудностей –
выполнит оба. Ведь тем самым вы закрепите
пройденный сегодня материал и дальше легче вам
будет учиться.
Мотивация на
другой урок
А закончить я хочу пословицей, пятой СЛАЙД 10
- Ты сделал дело, теперь гуляй смело! (Как вы
понимаете? А Какой падеж?) – Как отличить
именительный или винительный падеж, вы узнаете
на следующих уроках.