Напоминание

Подготовка юного музыканта к публичному выступлению


Автор: Богачева Наталья Валерьевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГУДО Детская школа искусств №1
Населённый пункт: г. Маркса Саратовской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Подготовка юного музыканта к публичному выступлению
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Подготовка юного музыканта к публичному выступлению.

Номинация – методическая разработка.

Автор: преподаватель ГУДО

ДШИ № 1 г. Маркса

Богачева Н.В.

2024 г.

2

Содержание

1.

Введение

2.

Методические аспекты подготовки учащегося к концертному

выступлению

2.1 Правильный выбор программы

2.2 Аппликатура

2.3 Артикуляция

2.4 Память

2.5 Способы выучивания произведения наизусть

3.

Психологическая подготовка учащегося к выступлению

4.

Заключение

5.

Список литературы

3

Введение

Проблема

подготовки

к

публичному

выступлению

остается

актуальной в современное время. Дети в настоящее время много

внимания уделяют компьютерным играм, просмотру информации в

интернете,

часто

им

не

нужной

и

вредной,

они

мало

читают

классическую

литературу.

Изменилась

программа

в

общеобразовательной школе: редко задают учить стихи наизусть, мало

пересказывают. Когда ребята приходят учиться в музыкальную школу, то

здесь они сталкиваются с тем, что учить и исполнять программу нужно

наизусть. С подготовленной программой учащийся должен выступить в

течение учебного года как минимум три раза, в

том числе: на

академическом прослушивании, переводном экзамене и техническом

зачете. Кроме этого, как правило, запланированы выступления на

школьных

мероприятиях,

родительских

собраниях,

подготовка

и

выступление на конкурсах. Как помочь ребенку справиться с этой

задачей?

Каждое выступление должно приносить удовлетворение и ученику,

и педагогу. Ответить однозначно на этот вопрос сложно, можно лишь

поделиться педагогическим и личным опытом концертных выступлений,

накопившимся за период работы в ДШИ. Выступление на сцене - это

итог большой работы ученика и его педагога, в классе и дома. Итог, в

котором

тесно

переплелось

воспитание

музыкального

мышления,

музыкальности,

памяти,

двигательно-моторных

навыков,

контроля

педагога и родителей над режимом и дисциплиной домашних занятий.

Важен весь процесс занятий: от выбора программы до выхода и

поведением на сцене. Выбрать удачную программу не маловажная и

ответственная задача.

Методические аспекты подготовки учащегося

к концертному выступлению

Для публичного выступления следует выбирать произведения,

которые раскрывают сильные и индивидуальные стороны ученика,

которые будут соответствовать его развитию как исполнителя. Часто, на

экзаменах,

можно

услышать

произведения,

превышающие

исполнительские и технические возможности ученика, недоступные ему

по эмоциональному настрою. Хорошим примером для ученика является

возможность педагога сыграть ученику изучаемую пьесу, заинтересовать

юного музыканта. Получить свое представление о музыке может помочь

и

прослушивание

различных

исполнений

данного

произведения.

Необходимо познакомить ученика с творчеством композитора, стилем

произведения, которое он будет исполнять. Неоспорим тот факт, что

4

каждый педагог должен найти вопросы, которые активизируют работу

воображения ученика, наведут его на нужные ассоциации, которые

помогут раскрыть музыкальный образ произведения, его характер и

настроение. Зная конечную цель, к чему стремиться, как добиваться,

ученик с большим интересом будет учить это произведение. Большое

значение для дальнейшей работы имеет разбор произведения, который

должен быть грамотным (точное выполнение аппликатуры, штрихов,

динамических оттенков, фразировки).

Аппликатура

- это основа

двигательно-моторной памяти, так называемой «пальцевой» памяти.

Поэтому отношение ученика к аппликатуре должно быть сознательным.

Неточно выученные ноты, аппликатура, ритм очень трудно поддаются

исправлению, поэтому таких неточностей допускать нельзя, так как

заученные, а потом исправленные ошибки, почти всегда подводят

исполнителя

на

выступлениях.

Чаще

всего,

нерациональная

или

неряшливая в подборе аппликатура наблюдается у учеников в штрихе

staссato. Полезно предложить ученику временно поменять штрих на

legato, вместо staccato, и целесообразная последовательность пальцев

становится ясна ученику. Особое место аппликатура занимает в

полифонических произведениях, где она должна отвечать требованиям

голосоведения.

Целесообразный

выбор

аппликатуры

способствует

выполнению разнообразных художественных задач, преодолению многих

технических и звуковых сложностей. Работу над гаммами, этюдами и

упражнениями

необходимо

рассматривать

как

резерв

технической

прочности, способствующей успешности и комфортности в концертных

выступлениях.

Немаловажным средством выразительности в музыке является

артикуляция

- способ произношения звуков. К артикуляции можно

отнести и штрихи, и динамику, и характер интонации интервалов. К

сожалению, очень часто у учеников запас артикуляционных приемов мал

и однообразен, тогда как окраска звучания различных штрихов,

последовательности звуков требует большего разнообразия слуховых

представлений, пластичности и гибкости пианистического аппарата.

Задача педагога - научить ученика основным двигательно-моторным

ощущениям, умение пользоваться большим или меньшим весом руки,

научить всему тому, что составляет игровые приемы и ощущения,

которые будут ему необходимы для воплощения нужного музыкального

звучания. Музыкальное произведение при работе над ним требует

членения. Абсолютно прав профессор Петербургской консерватории Н.А.

Перельман, написавший в своей книге «В классе рояля»: «Хорошо

разучивать - это умело расчленять материал; расчлененный он легко

затем сочленяется. Плохо разучивать - бездумно дробить материал;

раздробленный, он с трудом затем пригоняется». Для правильной работы

в домашних занятиях над пьесой по частям, необходимо объяснить

ученику, как он будет расчленять пьесу, и, если понадобиться помочь

5

ему, объяснив, почему так, а не иначе. Умение разделения пьесы на

эпизоды требует от ученика и педагога понимания формы музыкального

произведения, границ предложений и периодов. Эту информацию

необходимо давать ученику уже с первого года обучения. Понимание

формы, тонального плана музыкального произведения способствует

развитию всех видов памяти, а это влияет на более уверенное

самочувствия во время публичного исполнения. Каким же образом учить

на память музыкальный текст?

В

музыкальной

педагогике

существуют

различные

способы

выучивания произведения наизусть. Исходя из практики опытных

мастеров музыкального исполнительства, можно выделить конкретные

методы и способы выучивания наизусть, которые мы можем применять в

нашей работе. Для того чтобы качественно выучить текст фортепианного

произведения, который запомнился бы надолго и прочно, надо учить

отдельно

каждой

рукой

произвольным

запоминанием.

Текст

фортепианной фактуры лучше всего учить в следующем порядке:

1) Выучивание текста по нотам каждой рукой отдельно до приобретения

навыков безостановочной и безошибочной игры.

2) Выучивание текста наизусть каждой рукой отдельно до приобретения

навыков безостановочной и безошибочной игры.

3) Выучивание текста по нотам двумя руками до приобретения навыков

безостановочной и безошибочной игры.

4) Выучивание текста наизусть двумя руками до приобретения навыков

безостановочной и безошибочной игры.

В

каждой

очередности

работы

над

текстом

обязательному

выучиванию подлежат те компоненты музыкального текста, которые

создают его основу, - ноты, точный счет, целесообразная аппликатура,

правильные штрихи, координированные движения рук. Именно от

точного выучивания всех этих компонентов зависит уверенная, без

остановок, запинок и сомнений игра пианиста. Успех исполнения придет

тогда, когда к этому будет добавлено и художественное оформление

произведения.

Психологическая подготовка учащегося к выступлению

На последних уроках, репетициях перед публичной игрой на сцене,

педагог

должен

психологически

подготовить

своего

ученика

к

выступлению. Репетиции желательно проводить в том помещении, где

будет выступление, в присутствии учеников класса, можно также

приглашать

и

родителей.

На

репетициях

необходимо

направлять

внимание

ученика

на

«собранность»,

целеустремленность

и

сосредоточенность. В важно воспитать уверенность, в подготовке к

выступлению.

6

Ответственным моментом в выступлении на сцене является

окончания игры ученика, исполнение им последнего такта произведения.

Надо напоминать ученику, чтобы он как дирижер, до последних звуков

был в музыке, чтобы он дослушивал «тишину» пауз, чтобы дыхание рук

и снятие их с клавиатуры соответствовало характеру исполняемой им

музыки. Важно говорить и о манере поведения на сцене: как выходить,

как уходить со сцены. Необходимо учить ученика эстетике поведения на

эстраде, воспитать умение двигаться на сцене не спеша, свободно,

уделять внимание правильной посадке за инструментом. Я советую

ученику не переутомляться в день выступления, не совершать никакой

изнурительной работы - психической и физической, не играть много на

инструменте.

Важно сохранить эмоции ученика, чтобы его выступление было

свежим и ярким, а не уставшим и вялым. Приободрить, «морально»

поддержать ученика должен педагог. Ф. Шопен так наставлял молодых

музыкантов: «Верьте, что вы играете хорошо, и вы будете играть еще

лучше». Если во время игры у ученика случаются технические помарки,

срывы, то - «главное здесь - не расстраиваться, по быстрее проскочить

неудавшееся место, и затем заиграть с большей энергией и подъемом» (В.

Третьяков).

У ученика после выступления страхи и переживания -

позади, возможно не все получилось в игре, поэтому после неудачного

выступления педагог должен быть аккуратным в подборе слов и реакции

на игру своего ученика. Непосредственно после выступления -

не

подходящее время для анализа и разбора игры, так как если случились

помарки, они и так терзают ученика. Спустя какое-то время, в классе

нужно проанализировать, что же не получилось во время выступления и

почему. Пытаться понять и проанализировать, когда в одном случае у

ученика удается выступление, а в другом - нет, всегда сложно. Главное -

научить

ребенка

правильно

и

спокойно

относиться

к

неудачам,

воспринимать их как временное явление. Французская пианистка и

педагог М. Лонг писала: «Не падать духом, вот в чем была моя опора в

жизни. Неудачи должны вызывать не апатию и уныние, а рождать

стремление в следующий раз играть лучше». «Ведите счет своим удачам,

а не своим неприятностям, советовал Н. Перельман. Музыкальная

педагогика и психология, опыт выдающихся русских и современных

педагогов, мой личный опыт педагога ДШИ – все это говорит о том, что

необходимо заниматься снижением отрицательных сторон эстрадного

волнения и тем самым эта работа позволяет лучше подготовить учащихся

к концертному выступлению.

7

Список используемой литературы

1.

Алексеев, А. Методика обучения игры на фортепиано. – М.

«Музыка», 1978.

2.

Сагиянц, С.А. Основные методы развития музыкальной памяти в

процессе обучения игре на фортепианно. Волгоград, «Перемена»,

2003.

3.

Перельман, Н. В классе рояля. – М.:«Музыка», 1980

4.

Коган, Г. Работа пианиста – М. 2004

5.

Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры. – М.:«Музыка», 1987



В раздел образования