Автор: Богачева Наталья Валерьевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГУДО Детская школа искусств №1
Населённый пункт: г. Маркса Саратовской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Подготовка юного музыканта к публичному выступлению
Раздел: дополнительное образование
1
Подготовка юного музыканта к публичному выступлению.
Номинация – методическая разработка.
Автор: преподаватель ГУДО
ДШИ № 1 г. Маркса
Богачева Н.В.
2024 г.
2
Содержание
1.
Введение
2.
Методические аспекты подготовки учащегося к концертному
выступлению
2.1 Правильный выбор программы
2.2 Аппликатура
2.3 Артикуляция
2.4 Память
2.5 Способы выучивания произведения наизусть
3.
Психологическая подготовка учащегося к выступлению
4.
Заключение
5.
Список литературы
3
Введение
Проблема
подготовки
к
публичному
выступлению
остается
актуальной в современное время. Дети в настоящее время много
внимания уделяют компьютерным играм, просмотру информации в
интернете,
часто
им
не
нужной
и
вредной,
они
мало
читают
классическую
литературу.
Изменилась
программа
в
общеобразовательной школе: редко задают учить стихи наизусть, мало
пересказывают. Когда ребята приходят учиться в музыкальную школу, то
здесь они сталкиваются с тем, что учить и исполнять программу нужно
наизусть. С подготовленной программой учащийся должен выступить в
течение учебного года как минимум три раза, в
том числе: на
академическом прослушивании, переводном экзамене и техническом
зачете. Кроме этого, как правило, запланированы выступления на
школьных
мероприятиях,
родительских
собраниях,
подготовка
и
выступление на конкурсах. Как помочь ребенку справиться с этой
задачей?
Каждое выступление должно приносить удовлетворение и ученику,
и педагогу. Ответить однозначно на этот вопрос сложно, можно лишь
поделиться педагогическим и личным опытом концертных выступлений,
накопившимся за период работы в ДШИ. Выступление на сцене - это
итог большой работы ученика и его педагога, в классе и дома. Итог, в
котором
тесно
переплелось
воспитание
музыкального
мышления,
музыкальности,
памяти,
двигательно-моторных
навыков,
контроля
педагога и родителей над режимом и дисциплиной домашних занятий.
Важен весь процесс занятий: от выбора программы до выхода и
поведением на сцене. Выбрать удачную программу не маловажная и
ответственная задача.
Методические аспекты подготовки учащегося
к концертному выступлению
Для публичного выступления следует выбирать произведения,
которые раскрывают сильные и индивидуальные стороны ученика,
которые будут соответствовать его развитию как исполнителя. Часто, на
экзаменах,
можно
услышать
произведения,
превышающие
исполнительские и технические возможности ученика, недоступные ему
по эмоциональному настрою. Хорошим примером для ученика является
возможность педагога сыграть ученику изучаемую пьесу, заинтересовать
юного музыканта. Получить свое представление о музыке может помочь
и
прослушивание
различных
исполнений
данного
произведения.
Необходимо познакомить ученика с творчеством композитора, стилем
произведения, которое он будет исполнять. Неоспорим тот факт, что
4
каждый педагог должен найти вопросы, которые активизируют работу
воображения ученика, наведут его на нужные ассоциации, которые
помогут раскрыть музыкальный образ произведения, его характер и
настроение. Зная конечную цель, к чему стремиться, как добиваться,
ученик с большим интересом будет учить это произведение. Большое
значение для дальнейшей работы имеет разбор произведения, который
должен быть грамотным (точное выполнение аппликатуры, штрихов,
динамических оттенков, фразировки).
Аппликатура
- это основа
двигательно-моторной памяти, так называемой «пальцевой» памяти.
Поэтому отношение ученика к аппликатуре должно быть сознательным.
Неточно выученные ноты, аппликатура, ритм очень трудно поддаются
исправлению, поэтому таких неточностей допускать нельзя, так как
заученные, а потом исправленные ошибки, почти всегда подводят
исполнителя
на
выступлениях.
Чаще
всего,
нерациональная
или
неряшливая в подборе аппликатура наблюдается у учеников в штрихе
staссato. Полезно предложить ученику временно поменять штрих на
legato, вместо staccato, и целесообразная последовательность пальцев
становится ясна ученику. Особое место аппликатура занимает в
полифонических произведениях, где она должна отвечать требованиям
голосоведения.
Целесообразный
выбор
аппликатуры
способствует
выполнению разнообразных художественных задач, преодолению многих
технических и звуковых сложностей. Работу над гаммами, этюдами и
упражнениями
необходимо
рассматривать
как
резерв
технической
прочности, способствующей успешности и комфортности в концертных
выступлениях.
Немаловажным средством выразительности в музыке является
артикуляция
- способ произношения звуков. К артикуляции можно
отнести и штрихи, и динамику, и характер интонации интервалов. К
сожалению, очень часто у учеников запас артикуляционных приемов мал
и однообразен, тогда как окраска звучания различных штрихов,
последовательности звуков требует большего разнообразия слуховых
представлений, пластичности и гибкости пианистического аппарата.
Задача педагога - научить ученика основным двигательно-моторным
ощущениям, умение пользоваться большим или меньшим весом руки,
научить всему тому, что составляет игровые приемы и ощущения,
которые будут ему необходимы для воплощения нужного музыкального
звучания. Музыкальное произведение при работе над ним требует
членения. Абсолютно прав профессор Петербургской консерватории Н.А.
Перельман, написавший в своей книге «В классе рояля»: «Хорошо
разучивать - это умело расчленять материал; расчлененный он легко
затем сочленяется. Плохо разучивать - бездумно дробить материал;
раздробленный, он с трудом затем пригоняется». Для правильной работы
в домашних занятиях над пьесой по частям, необходимо объяснить
ученику, как он будет расчленять пьесу, и, если понадобиться помочь
5
ему, объяснив, почему так, а не иначе. Умение разделения пьесы на
эпизоды требует от ученика и педагога понимания формы музыкального
произведения, границ предложений и периодов. Эту информацию
необходимо давать ученику уже с первого года обучения. Понимание
формы, тонального плана музыкального произведения способствует
развитию всех видов памяти, а это влияет на более уверенное
самочувствия во время публичного исполнения. Каким же образом учить
на память музыкальный текст?
В
музыкальной
педагогике
существуют
различные
способы
выучивания произведения наизусть. Исходя из практики опытных
мастеров музыкального исполнительства, можно выделить конкретные
методы и способы выучивания наизусть, которые мы можем применять в
нашей работе. Для того чтобы качественно выучить текст фортепианного
произведения, который запомнился бы надолго и прочно, надо учить
отдельно
каждой
рукой
произвольным
запоминанием.
Текст
фортепианной фактуры лучше всего учить в следующем порядке:
1) Выучивание текста по нотам каждой рукой отдельно до приобретения
навыков безостановочной и безошибочной игры.
2) Выучивание текста наизусть каждой рукой отдельно до приобретения
навыков безостановочной и безошибочной игры.
3) Выучивание текста по нотам двумя руками до приобретения навыков
безостановочной и безошибочной игры.
4) Выучивание текста наизусть двумя руками до приобретения навыков
безостановочной и безошибочной игры.
В
каждой
очередности
работы
над
текстом
обязательному
выучиванию подлежат те компоненты музыкального текста, которые
создают его основу, - ноты, точный счет, целесообразная аппликатура,
правильные штрихи, координированные движения рук. Именно от
точного выучивания всех этих компонентов зависит уверенная, без
остановок, запинок и сомнений игра пианиста. Успех исполнения придет
тогда, когда к этому будет добавлено и художественное оформление
произведения.
Психологическая подготовка учащегося к выступлению
На последних уроках, репетициях перед публичной игрой на сцене,
педагог
должен
психологически
подготовить
своего
ученика
к
выступлению. Репетиции желательно проводить в том помещении, где
будет выступление, в присутствии учеников класса, можно также
приглашать
и
родителей.
На
репетициях
необходимо
направлять
внимание
ученика
на
«собранность»,
целеустремленность
и
сосредоточенность. В важно воспитать уверенность, в подготовке к
выступлению.
6
Ответственным моментом в выступлении на сцене является
окончания игры ученика, исполнение им последнего такта произведения.
Надо напоминать ученику, чтобы он как дирижер, до последних звуков
был в музыке, чтобы он дослушивал «тишину» пауз, чтобы дыхание рук
и снятие их с клавиатуры соответствовало характеру исполняемой им
музыки. Важно говорить и о манере поведения на сцене: как выходить,
как уходить со сцены. Необходимо учить ученика эстетике поведения на
эстраде, воспитать умение двигаться на сцене не спеша, свободно,
уделять внимание правильной посадке за инструментом. Я советую
ученику не переутомляться в день выступления, не совершать никакой
изнурительной работы - психической и физической, не играть много на
инструменте.
Важно сохранить эмоции ученика, чтобы его выступление было
свежим и ярким, а не уставшим и вялым. Приободрить, «морально»
поддержать ученика должен педагог. Ф. Шопен так наставлял молодых
музыкантов: «Верьте, что вы играете хорошо, и вы будете играть еще
лучше». Если во время игры у ученика случаются технические помарки,
срывы, то - «главное здесь - не расстраиваться, по быстрее проскочить
неудавшееся место, и затем заиграть с большей энергией и подъемом» (В.
Третьяков).
У ученика после выступления страхи и переживания -
позади, возможно не все получилось в игре, поэтому после неудачного
выступления педагог должен быть аккуратным в подборе слов и реакции
на игру своего ученика. Непосредственно после выступления -
не
подходящее время для анализа и разбора игры, так как если случились
помарки, они и так терзают ученика. Спустя какое-то время, в классе
нужно проанализировать, что же не получилось во время выступления и
почему. Пытаться понять и проанализировать, когда в одном случае у
ученика удается выступление, а в другом - нет, всегда сложно. Главное -
научить
ребенка
правильно
и
спокойно
относиться
к
неудачам,
воспринимать их как временное явление. Французская пианистка и
педагог М. Лонг писала: «Не падать духом, вот в чем была моя опора в
жизни. Неудачи должны вызывать не апатию и уныние, а рождать
стремление в следующий раз играть лучше». «Ведите счет своим удачам,
а не своим неприятностям, советовал Н. Перельман. Музыкальная
педагогика и психология, опыт выдающихся русских и современных
педагогов, мой личный опыт педагога ДШИ – все это говорит о том, что
необходимо заниматься снижением отрицательных сторон эстрадного
волнения и тем самым эта работа позволяет лучше подготовить учащихся
к концертному выступлению.
7
Список используемой литературы
1.
Алексеев, А. Методика обучения игры на фортепиано. – М.
«Музыка», 1978.
2.
Сагиянц, С.А. Основные методы развития музыкальной памяти в
процессе обучения игре на фортепианно. Волгоград, «Перемена»,
2003.
3.
Перельман, Н. В классе рояля. – М.:«Музыка», 1980
4.
Коган, Г. Работа пианиста – М. 2004
5.
Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры. – М.:«Музыка», 1987