Напоминание

Исследовательская деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе


Автор: Королева Любовь Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: город Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: Исследовательская деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Исследовательская деятельность младших

школьников на уроках окружающего мира

Исполнитель: Королева Любовь Павловна,

учитель начальных классов

г. Ноябрьск, 2023

2

Содержание

1.Введение

1.1 Исследовательская деятельность младших школьников……………....3

2. Организация исследовательской деятельности на уроках «Окружающего

мира»

2.1 Основные условия формирования исследовательских умений младших

школьников на уроках окружающего мира…………………………………..4-5

2.2 Умения. Виды исследовательской работы……………………………...6-8

2.3 Темы и задания для исследовательской работы……………………….9-13

2.4 Результаты исследовательской работы…………………………………14-15

3.Заключение…….…………………………………………………………….. 16

4.Приложение(Памятка начинающему исследователю)…………...................17

3

Введение

«Исследовать – значит видеть то, что видели все, и думать так,

как не думал никто» А. Сент - Дьердьи

«Исследование создает новое знание» Нил Армстронг

1.Исследовательская деятельность младших школьников

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России

перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования (ФГОС НОО).

Отличительной особенностью нового стандарта является его

деятельностный

характер, ставящий главной целью развитие личности

учащегося.

В современной школе возникает потребность формирования у

обучающегося понимания необходимости и умения учиться в течение всей

жизни, а также применять новые знания в собственной практической

деятельности.

Деятельность педагога должна быть направлена на формирование одной

из

важнейших

(ключевых)

компетенций

личности

ученика

исследовательской

компетенции.

Одним

из

средств

формирования

исследовательской

компетенции

является

создание

и

педагогическое

сопровождение

школьных

коллективных

форм

организации

научно-

исследовательской деятельности.

Учебная исследовательская деятельность

– это специально

организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей

структуре

соответствующая

научной

деятельности,

характеризующаяся

целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и

сознательностью,

результатом

которой

является

формирование

познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для

учащихся знаний или способов деятельности.

4

2.Организация

исследовательской

деятельности

на

уроках

«Окружающего мира»

В полном объеме исследовательскую деятельность можно организовать

в рамках учебного предмета «Окружающий мир», где и учитель, и ученик

являются

исследователями,

наблюдателями,

экспертами,

участвуют

в

поисковой деятельности, цель которой – найти что-то новое в привычном,

раскрыть тайны окружающего мира.

Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых

других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые

отвечают поставленной цели.

2.1 Основные условия формирования исследовательских умений

младших школьников на уроках окружающего мира:

1. Целенаправленность и систематичность.

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в

классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель

должен использовать материал различных уроков с целью формирования

умений

исследовательской

деятельности,

постоянно

использовать

исследовательский метод в преподавании тем.

2. Мотивированность.

Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой

исследовательской

деятельности,

видеть

эту

возможность

реализации

собственных

талантов

и

возможностей,

способ

саморазвития

и

самосовершенствования.

3. Творческая среда.

Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей

атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

4. Психологический комфорт.

Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся,

стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить

ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять

желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять

их. Суждения “Ты сделал неправильно” или “Ты сделал не так” блокируют

5

желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать

возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

5. Учет возрастных особенностей младшего школьника.

Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об

учете

их

психологических

особенностей

очень

важен.

Обучение

исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для

детского

восприятия

уровне,

само

исследование

быть

посильным,

интересным и полезным.

Организация исследовательской деятельности младших школьников

обязательно должна соответствовать их возрастным особенностям, для

этого рекомендуется использование:

- загадок, ребусов, шарад, задач-шуток, логических заданий и заданий на

развитие творческих способностей;

-игровых моментов, с использованием и введением в ход занятия

сказочных героев;

- связи материала с наглядно-образным игровым материалом;

- связи с литературным сказочным материалом: исследование Знайкой и

Незнайкой лунного камня; измерение удава в попугаях и мартышках;

-игр – исследований, фантастических исследований;

-ролевых игр, дающих возможность провести исследования возможностей

каждой профессии: если б я был строителем (поваром, учителем,

фермером...);

-игр-путешествий, например во времени, для знакомства с великими

открытиями

и

изобретениями,

в

новые

страны,

по

путям

Великих

географических открытий, фантастические путешествия на другие планеты.

6

2.2 Умения. Виды исследовательской работы

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дети

должны

овладеть

различными

видами

исследовательской

работы.

Безусловно, в этом им помогает учитель. Умению результативно действовать

в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания,

использовать ранее накопленные знания и умения ученик должен научиться

самостоятельно.

Ещё

одной

особенностью

ФГОС

НОО

является

формирование у детей умения самостоятельного поиска информации. Это

очень важное умение, как с образовательной точки зрения, так и с точки

зрения исследовательского обучения.

Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо

сформировать у них следующие умения:

видеть проблему;

задавать вопросы;

выдвигать гипотезы;

давать определения понятиям;

классифицировать;

наблюдать;

проводить эксперимент;

делать выводы и умозаключения;

структурировать материал;

доказывать и защищать свои идеи.

В этой связи важно выделить следующие

виды научно-

исследовательской

деятельности

младших

школьников

в

курсе

естествознания, как:

1) опыты и эксперименты;

2) лабораторные и практические работы;

3) моделирование.

Работа над исследованием достаточно сложная, поэтому необходимо

готовить учеников младших классов постепенно.

В 1классе я веду пропедевтическую работу по развитию

исследовательских умений:

-проблемное, частично-поисковое обучение (под руководством учителя);

- урок-исследование (в начале года постановка проблемы осуществляется

учителем,

поиск

решения

осуществляется

учащимися

по

наводящим

7

вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется

самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск

решений максимально самостоятельно; выводы под руководством учителя);

-

кратковременные исследования

-

наблюдения с описанием

(под

руководством учителя).

Во 2 классе работу осуществляю по следующим направлениям:

1.

Знакомство

с

теоретическими

понятиями

исследовательской

деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др.

2. Осуществление коллективных исследований по определенному плану (с

соблюдением

всех

этапов),

по

различным

темам.

Учитель

организует

совместную

деятельность,

направляя

ее

на

осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают

практическими умениями исследовательской деятельности.

3. Продолжается работа по проведению кратковременных исследований в

контексте изучения материалов различных дисциплин.

4. На уроках используются проблемные и поисковые методы, на которых

также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о

методах исследования, работа со словарями и другими источниками

информации.

5. На занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных

свойств,

действий

предметов,

множества

предметов,

составление

последовательности действий; сравнение предметов и множеств предметов,

предлагаются

логические задачи. Проводится работа по выявлению

причинно-следственных связей, по обучению приемам наблюдения и

описания.

6.

Осуществляется

подготовка

самостоятельного

долговременного

исследования по интересующим учащихся темам. Исследование проводится

под руководством учителя, затем с помощью родителей.

В 3 классе:

1.Учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, методами

исследований. На уроках используются игровые методы, путешествия,

сказочный материал.

2.Проводятся

коллективные

исследования

на

заданную

тему.

У

третьеклассников активность выше, неординарных подходов и предложений

в осуществлении исследовательской деятельности.

3.Осуществляется

учащимися

самостоятельное

долговременное

исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляется

поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения,

8

ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады). Учащиеся

проводят опросы, анкетирования.

4.Ход исследований обсуждается, учителем оказывается консультативная

помощь. К концу года большая часть учащихся должна с достаточной

степенью самостоятельности выбирать тему исследования, составлять план

исследования,

определять

одну

-

две

задачи,

находить

материал,

представлять доклад с показом.

В 4 классе внимание уделяется умению работать с источником

информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять

результат своей работы в виде текста, схемы, модели, презентации.

Таким

образом,

исследовательская

деятельность

воспитывает

интеллектуальный подход к решению любой проблемы, делает ученика

внимательнее,

спокойнее, конструктивнее. Такая

деятельность

развивает

речь, пополняет лингвистический багаж, совершенствует, обогащает лексику,

формирует коммуникативную компетентность. Учит умению описывать

проблему,

находить

способы

ее

решения,

докладывать

полученные

результаты слушателю. Она учит деликатно вести научный спор, научную

дискуссию, вежливо и уважительно выслушивать оппонента, принимая или

не принимая его точку зрения, уважать себя, других и сам интеллектуальный

труд. Навыки исследовательской деятельности развивают

у учащихся

начальных классов познавательные и творческие способности, а также

личные качества, способствующие успешной научно-исследовательской

работе.

Учебно-исследовательская деятельность на уроках окружающего мира - это

форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с

решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее

неизвестным, но предполагаемым результатом.

9

2.3 Темы и задания для исследовательской работы

При прохождении курса «Окружающий мир» возможна

исследовательская деятельность по следующим темам:

«Экологические проблемы водоёмов»

«Экологические проблемы лесов»

«Ягодная азбука»

«Моя родословная»

«Почему подсолнух называют цветком солнца?»

«Как вырастить цветок?»

«Мир животных родного края»

«Мой аквариум»

«По страницам Красной книги»

«Мой домашний любимец»

«История моего города»

«Памятники и памятные места города»

«Моё здоровье»

«Опорно-двигательная система человека»

«Береги своё здоровье смолоду»

«Вредные привычки – враг здоровья»

«Моя семья»

«Насекомые»

«Птицы – наши друзья»

«Здоровый образ жизни»

«Наш дом. Наш двор»

«Праздники моей семьи»

«Генеалогическое дерево моей семьи»

«Автомобили современные и старинные»

«Жизнь и гибель динозавров на планете Земля»

«Роль растения в жизни человека»

«Бабушкина аптека»

10

Вот некоторые задания исследовательского характера

для младших

школьников.

1. Развитие умения давать определения.

Задание: отгадайте загадки и объясните. Например,

Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Кто хозяйничал? (зима)

2. Развитие умения задавать вопросы.

Задание: отгадайте, что в коробке. (С помощью вопросов пытаются угадать.)

- Это круглое?

Это красное? Это сочное? Это сладкое?

3.

Развитие

умений

видеть

проблему

(формирование

способности

развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с

разных сторон)

4. Развитие умений выдвигать гипотезы.

Задание «Давайте вместе подумаем».

-Почему у белого медведя нос черный?

Гипотезы:

- Может быть, чтобы быть заметным и его боялись окружающие?

- Наверное, потому что все время держит его по ветру, чтобы дорогу

запоминать?

- Предположим, чтобы медвежата его видели.

-Почему заяц назван беляк?

Чтобы его видно на снегу не было. Предположим от корня в слове -бел.

-Какое слово чаще всего употребляется во фразеологизмах о животных?

-Я думаю, что чаще всего во фразеологизмах употребляется собака.

-Почему?

-Предположим, что она друг человека. И она одна из первых начала служить

человеку еще в первобытном строе.

11

5.Развитие умений задавать вопросы.

Вопрос направляет исследовательскую работу мозга ребенка, на поиск

ответа.

6.Задание «Найди тайное слово».

Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете,

начинающиеся со слов , «как», «почему», «зачем», откуда», «что».

Игра «Угадай о ком или о чем идет речь.

Ученику, вышедшему к доске, дается карточка с описанием животного Он,

догадывается, о ком идет речь.

-Этот зверь относится к семейству собачьих. У нее острые ушки и вытянутая

мордочка. А еще у этого зверя необычайно красивый длинношерстный мех и

длинный пушистый хвост, который служит «одеялом» для передних лап и

носа в то время, когда он отдыхает. Она является главным действующим

персонажем многих сказок, всегда о ней говорится, как о хитрой воровке.

-Кто это?

-Лиса!

7.Ориентация в справочной литературе, в интернете.

8. Установление общего признака объектов.

Задание: распределить животных на 3 группы.

Обосновать свой выбор.

Волк, акула, лев, леопард, лиса, кабан, рысь, тигр, заяц, волк, медведь, лось,

ёж, белка, слон, еж.

Ход рассуждения ребенка определяется заданием разделить слова на группы,

что предполагает их сравнение, нахождение различия и сходства.

Дети делают вывод, что животных можно разделить на 3 группы по

источнику питания: хищные, травоядные, всеядные.

9.Задание: найдите закономерность, обоснуйте своё предположение и

приведите свой пример.

Комар, лягушка, цапля.

Осина, заяц, лиса.

Зерно, мышь, сова.

12

Эксперимент «Сухой из воды».

Почему говорят, как с гуся вода? Почему он «сухой»?

-У гуся перья покрыты жиром, чтобы, плавая в воде, гусь не намокал и тонул.

Поэтому когда гусь выходит на берег, с него вода быстро стекает, не

оставляя на перьях капель. Поэтому так говорят.

Учитель предлагает детям объяснить, что означает «выйти сухим из воды»

Мысленный

эксперимент

В ходе мысленных экспериментов исследователь мысленно представляет

себе каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и яснее может

увидеть результаты этих действий.

10. Развитие умений классифицировать

Классификацией называют операцию деления понятий по определенному

основанию на непересекающиеся классы. Один из главных признаков

классификации – указание на принцип (основание) деления. Классификация

устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые

объекты на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область, сделать ее

обозримой.

Классификация

придает

нашему

мышлению

строгость

и

точность.

Правила классификации:

- члены деления должны быть непересекающимися (должны исключать друг

друга);

- деление на каждом этапе должно осуществляться только по одному

основанию;

- деление должно быть соразмерным. Объем делимого понятия должен быть

равен объединению объемов членов деления.

Задание “Найди лишний”, “Продолжи ряд”, “Найди предметы и явления,

которые можно поделить надвое”, “Найди ошибки и их прокомментируй”.

В учебнике для 1 класса такие задания встречаются в большом количестве.

Приведу примеры лишь некоторых из них:

-Найди лишнее слово. Обоснуй свой выбор.

Мухомор, сыроежка, груздь, масленок;

Смородина, малина, вороний глаз, черника.

Пчела, муха, шмель, оса.

13

Делать выводы, группировать, классифицировать, сравнивать и обобщать,

устанавливать соответствия, причинно-следственные связи формируются,

начиная с первого класса. Введение таких заданий позволяет учить не только

думать, развивать интуицию, воображение, наблюдательность, мышление,

вместе с тем ставить новые исследовательские задачи и создавать атмосферу

сотворчества, партнерства.

Исследовательский подход предполагает использование таких методов,

как наблюдения, опыты, самонаблюдения.

Наблюдения за состоянием природы позволяет выявить связи и взаимосвязи

между объектами и явлениями, например: похолодание осенью – причина

листопада, таяние снега, ледоход – потепление, отлёт птиц осенью связан с

исчезновением насекомых.

14

3.Результаты исследовательской работы

Итогом исследовательской работы младших школьников может быть

макет, выполненный из самых разных материалов с описанием действия

представляемого им объекта. Это может быть и книга, и научный отчёт о

проведённом эксперименте, и многое другое. Важно, чтобы представленные

материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим

требованиям.

Подготовка исследования

к защите должна превратиться для детей в

интересную многодневную игру. В ходе неё сразу заметно, как дети

становятся

серьёзными

и

важными,

увлечённо,

ответственно,

с

нескрываемым интересом проводят эксперименты, делают чертежи, схемы,

рисунки, доказывают гипотезу.

Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов

обучения начинающего исследователя.

О выполненной работе надо не просто рассказать, но и, как всякое настоящее

исследование, надо защитить. Естественно, что защита должна быть

публичной. В ходе защиты ребёнок учится излагать добытую информацию,

сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою

точку зрения.

Я считаю, что любое балльное выражение оценки результатов

исследовательской деятельности в начальных классах школы не должно

иметь место в силу следующих причин:

- учащиеся должны чувствовать себя успешными;

- учащиеся лишь учатся проводить исследования, любое их достижение уже

является движением вперед;

- исследовательская работа – желание самих учащихся достичь нового

знания, расширить свой кругозор или достичь другой какой-то цели.

Следовательно, никто другой так, как он, не сможет почувствовать, увидеть,

оценить свой труд. Но подобные положения вовсе не означают

бесконтрольность исследовательской деятельности, ведь младший школьник

в силу своего возраста не обладает самокритичностью, не имеет достаточно

базы для оценки полноты исследования, практичности используемых

методов. С целью преодоления подобных проблем педагог, учащиеся, другие

участники собрания могут высказывать оценочные суждения, имеющие

форму пожелания, совета.

15

В каком виде могут быть представлены результаты исследования

младших школьников?

Существуют следующие формы занятий, позволяющих представить

результаты исследования:

- конференции, на которых учащимся представляют краткий доклад о

проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;

- презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются

достижения учеников;

- выступления, как правило, для определённого круга – своих

одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной

темой;

- представление доклада с целью сообщения нового знания. Исследователи

выступают как бы в роли педагога, что имеет дополнительное мотивирующее

значение;

- выставка достижений, проводится в основном для родителей и может

быть посвящена определённой теме, дисциплине.

Итогом исследовательской работы младших школьников может быть

макет, выполненный из самых разных материалов с описанием действия

представляемого им объекта. Это может быть и книга, и научный отчёт о

проведённом эксперименте, и многое другое. Важно, чтобы представленные

материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим

требованиям.

Мои дети часто выступают с сообщениями-докладами, проектами,

работами творческого характера. Шарганов Миша свою исследовательскую

работу «Нашествие божьих коровок на город Кемерово» представил на

межрегиональной НПК «Цвети, шахтёрская земля!», получил грамоту и

сборник с тезисами, а Жилин Вадим со своей работой «Алоэ-зелёный

доктор» был финалистом в городской НПК «Первые шаги в науке». Это

ученики 1 класса. Конечно, большую помощь оказали родители учеников и

одноклассники, которые, разбившись на группы, помогли собрать нужный

материал.

16

3.Заключение

Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня

знаний,

в

первую

очередь

от

самого

педагога,

хорошего

владения

методиками исследования объектов, наличия источников дополнительной

информации, желания углубленно работать с учащимися по изучению

объектов окружающего мира.

Таким образом, повышается познавательная и творческая активность

учащихся на уроках окружающего мира, их учебная мотивация. Именно

исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими

участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой

информации.

5.Приложение

17

Памятка начинающему исследователю

Выбери тему исследования.

Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.

Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.

Реши где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.

Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.

Сделай выводы.

Оформи результаты своей работы.

Подготовь краткое выступление по представлению своего

исследования.



В раздел образования