Напоминание

Час занимательной математики


Автор: Рудометова Лариса Петровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 7 имени Д.П. Галкина"
Населённый пункт: Город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Конспект внеклассного мероприятия для четвероклассника
Тема: Час занимательной математики
Раздел: начальное образование





Назад




Открытый урок

Тема. Внеклассное занятие для четвероклассников.

Час занимательной математики.

образовательная:

закреплять умения решать занимательные задачи нетрадиционными

способами

формировать вычислительные навыки

развивающая:

развивать логическое мышление, математические и аналитические

способности, речь, внимание, память. , развивать умение работать

самостоятельно, применяя самоконтроль и взаимоконтроль,

воспитательная:

воспитывать познавательную активность, умение работать в коллективе,

дружеское отношение друг к другу.

1

Ход урока

1.

Вступительное слово.

Девиз наших внеклассных занятий:

Математика сложна, но скажу с почтением

Математика нужна все без исключения.

2.Организация обучающихся

Мне бы хотелось знать ваше настроение.

У нас гость – экран. ( дети читают)

(Бегущая строка) - Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие по

стране Математика на сказочном поезде. Путешествуя по этой стране, мы

повторим всё, что уже знаем.

Куда мы с вами попадём

Узнаете вы скоро.

В стране далёкой мы найдём

Помощников весёлых».

3.Работа по теме.

А) геометрический

Сначала мы должны открыть вот эти двери:

Вот проверим мы сейчас

У кого острее глаз.

Повнимательней смотрите

Ничего не пропустите.

Сколько тут квадратов посмотрите?

Маленьких квадратиков на рисунке 7 x 2 = 14.

Квадратов, состоящих из четырех квадратиков 6. Всего 14 + 6 = 20

квадратов.

Б) Двери открыты и нас ждёт поезд, который доставит нас в сказочную

страну.

Пока мы едем, мы выполним задания.- 2. Мин чистописания

КЛАССУ

Найдите закономерность и

запишите ещё 2 числа

У ДОСКИ

Составь все

возможные

У ДОСКИ

Какое слово

получится?

У

ДОСКИ

2

х

1

5

23

154

2014

у

10

50

230

трёхзначные

числа,

используя

цифры - 0 4

8, так, чтобы

они не

повторялись

ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИК

КРОТ

3. Решение задач по теме.

Первый герой – Незнайка - Знайка

предложил ему Математическую разминку.

1. Три вершины, три угла, три стороны. Что это?

2.На него нельзя делить.

3. Чему равно произведение цифр нынешнего года?

4. Как правильно сказать: « 7 плюс 5 равно адиннадцати или одинададцати?»

5.Двое играли в шашки 4 часа. Сколько времени играл каждый?

6.В два часа часы отбивают два удара за две секунды. За сколько секунд эти

часы отобьют удары в шесть часов? ( 6 сек)

7. Соня живёт в 16 – этажном доме на 7 этаже, если считать сверху. На каком этаже

живёт Соня? (Соня живёт на 10 этаже 16 – этажного дома).

8. У Незнайки было пять целых груш, шесть половинок да восемь

четвертинок. Сколько груш было у Незнайки?

9. Два отца и два сына съели 3 апельсина. Сколько съел каждый? ( 1)

10Часы бьют один раз каждые полчаса. Сколько раз пробьют часы за одни

сутки?

Ответ 48

10. Что произойдет с белым платком, если его опустить в Красное море?

(Он станет мокрым).

Наш поезд прибыл в страну СКАЗОК,

Второй герой – КРОТ ...... Считай, думая.

1. Из чисел выбери такие три числа, произведение которых будет равно

5000.

21, 10, 30, 25, 3, 20, 9, 15, 6, 27

2. У Мышонка калачи

С пылу, с жару из печи.

3

Чтобы калачей набрать,

Нужно быстро сосчитать.

25 плюс семью восемь,

Мы ответ назвать вас просим.

Решение: 25 + 7x8 = 81.

3) В поисках Невесты Жаба с сыном обследовал 4 болота, в каждом из

которых встретил по 10 лягушек. Сколько лягушек перецеловал сын Жабы

прежде, чем нашел Дюймовочку? (40)

Следующий герой. В Простоквашино он жил

И с Матроскиным дружил.

предлагает поработать в тетради ...... решение задач с объяснением

1. № 138 Граф

2. № Т. №131

-Какими способами мы решали задачу.

А мы тем временем встречаемся с русской народной сказкой «Гуси лебеди»

Поможем девочке спасти братца.

Летела стая гусей, а навстречу им гусак.

– Здравствуйте, 20 гусей!

– Нет, нас не 20. Если бы нас было в 2 раза больше, да еще 3 гуся, да еще ты с

нами, тогда нас было бы 20. Сколько было гусей?

Решим задачу составлением уравнения.

Пусть х гусей летело навстречу гусаку,

в 2 раза больше – это значит 2 х,

да еще 3, значит, 2 х + 3,

да еще ты с нами, будет 2 х + 3 + 1.

Известно, что тогда бы их было 20, составим уравнение.

2х + 3 + 1 = 20,

х = 8 (г.)

А теперь мы поможем сразу двум героям. – Решить задачу.

Если на одну чашу весов посадить Карлсона, который весит 26 кг

и Винни Пуха, который весит на 9 кг больше, а на другую чашу весов

насыпать 67 кг разных конфет, то сколько килограммов конфет

придётся съесть Карлсону и Винни, чтобы чаши весов оказались

в равновесии?

Следующие герои уже ждут помощи от нас. ВОЛК

4

Я задумал число, разделила на него число 14 168 и получил 92. Какое число

задумал Заяц?

14168/х = 92

х = 14168/92 = 154

У нас просит помощи следующий герой - угадайте кто это?

Он сиреневый такой,

Машет весело рукой.

Он свалился к нам с луны –

Знают, любят малыши. Лунтик

Самостоятельная работа

1.

тест у компьютера

2.

по карточкам

ИТОГ

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой моя речь:

Говорю я: до свиданья!

До счастливых новых встреч!

Релаксация.

№1

Задача 1.

В лесной школе Белочка, Лисичка, Ежик и Зайка получили за контрольную

работу оценки 5", "5", "4" и "3". Белочка получила отметку более высокую,

5

чем Ежик, а Лисичка получила такую же оценку, как Зайка.

Кто получил

тройку?

Белочка

Лисичка

Ежик

Зайка

4

5

3

5

Задание 2.

Какая

цифра

заменена

буквой

Z

в

выражении

8А:1А

=

Z?

Решение:

Единственный

возможный

вариант

решения

-

упростить

выражение:

8A : 1A = 8 : 1 = 8

Z = 8

№2

Задача 1.Карлсон, Винни-Пух и Сиропчик участвовали в конкурсе сладкоежек.

Карлсон не занял второго места. Винни-Пух не занял ни первого, ни второго места.

Какое место занял Карлсон? Винни-Пух? Сиропчик?

Карлсон

=

-

-

Винни

Пух

-

-

=

Сиропчик

=

-

1

2

3

Задание 2.

Задумали число, уменьшили его на 37, затем увеличили в 9 раз, потом ещё

на 15 и получили 60. Какое число задумали? Ответ- 42

№3

Задача 1.

3. По двору гуляют козы и гуси. Известно, что всего у них 8 голов и 26 ног.

Сколько гусей гуляет по двору?

Решение: Если бы по двору гуляли одни гуси, то всего было бы 16 ног (8 пар

ног). А по условию задачи всего 26 ног (13 пар ног). Следовательно, 5 пар

ног могут принадлежать только козам, то есть коз было 5, а гусей - 3.

Задание 2.

1. Записать четвёрку тремя пятёрками.

Дети: 4=5-5:5

№4

6

Задача 1.

У котят и цыплят 42 ноги и 12 голов. Сколько было котят и сколько

было цыплят? 9 котят и 3 цыплёнка.

Задание 2.

В вазе лежат персик, абрикос и банан. Сколькими способами можно взять из

вазы эти фрукты?

Если взять первые буквы от названий фруктов, то способы перебора можно

записать так:

ПАБ, ПБА, АПБ, АБП, БАП, БПА

№5

Задача 1.

У великана на куртке 585 карманов. В каждом кармане живёт по 3 мышки,

а у каждой мышки по пять мышат. Сколько мышат живёт в куртке великана?

583 х 3 х 5 = 8775 (м)

Задание 2.

Запиши множество трехзначных чисел, сумма цифр которых равна 9 и

которые не изменяются при чтении их слева направо и справа налево.

Представь полученные числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Решение. Трехзначные числа, которые одинаково читаются слева направо и

справа налево имеют вид: 1*1, 2*2, 3*3, 4*4. Затем находим среднюю цифру,

вычитая из 9 сумму двух известных цифр.

Ответ: 171, 252, 333, 414.

№6

Задача 1.

В деревне Простоквашино на скамейке перед домом сидят дядя Фёдор,

кот Матроскин,пёс Шарик и почтальон Печкин. Если Шарик,

сидящий крайним слева, сядет между Матроскиным и дядей Фёдором,

то Фёдор окажется крайним слева. Кто где сидит?

Слева направо сидят: пёс Шарик, дядя Фёдор, кот Матроскин, почтальон Печкин.

Задание 2

Во сколько раз увеличится однозначное число, если к нему приписать такую

же цифру?

№7

Задача 1

Пятачок посадил 8 желудей. Из всех желудей, кроме двух, выросли дубы.

На всех дубах, кроме двух, растут жёлуди. Жёлуди со всех плодоносящих

7

дубов, кроме одного, - невкусные. Чему равно число дубов с невкусными

желудями?

а) 0

б) 1

в) 2

г) 3

д) 4

Задание 2

Между числами поставьте знаки сложения таким образом, чтобы получилось

число 1000: 8 8 8 8 8 8 8 8

Решение:

Мы предлагаем несколько вариантов, которые схожи между собой.

1.

Вариант: 88 + 8 + 8 + 8 + 888 = 1000

№8

Задача 1

Три школьника: Федя, Коля и Вася, могут одинаково быстро копать землю

лопатой. Если любые из двух этих мальчиков будут работать вместе, то

справятся с земельным участком за полтора часа. За какое время ребята

вскопают тот же участок, если будут работать вместе?

Решение:

Для начала переведем часы в минуты

полтора часа = 1 час 30 минут = 90 минут

1.

Теперь анализируем.

2 школьника вскопают огород в 2 раза быстрее, чем один из них.

Следовательно, одному мальчику для обработки участка потребуется

времени:

90 минут * 2 = 180 минут

2.

Итак, мы выяснили, что один школьник сможет вскопать участок за

180 минут.

А по условию мы знаем, что все три мальчика одинаково быстро

копают землю.

Это значит, что втроем им потребуется в три раза меньше времени:

180 минут : 3 = 60 минут

60 минут = 1 час

Проверка: 3 часа : 3 = 1 час

Ответ: втроем мальчики вскопают земельный участок за 1 час.

Задание 2

8

Пять товарищей спускались с горы на санках. Игорь проехал дальше Романа,

но ближе, чем Олег. Костя проехал меньше, чем Роман, а Илья – дальше

Олега. Кто из ребят проехал дальше всех, а кто – меньше всех?

Ответ: дальше всех проехал Илья, меньше всех – Костя.

2.Сколько раз в течение суток используется на электронном табло

Будильника цифра 1 при отображении значения часов от 00 до 23?

12 + 1 = 13 (цифр)

Реши задачу: «Царь Борис Годунов во время приемов послов надевал на себя

одежду, украшенную драгоценными камнями весом 5 кг, царскую шапку – на

2 кг легче одежды и башмаки – на 2кг легче царской шапки. В одной руке он

держал скипетр, весом 1кг, в другой державу, на 2кг тяжелее скипетра. Какой

груз был на царе во время приемов?

(13кг)

На аттракционе "Колесо обозрения" 35 кабин. В каждой из них по 4 места.

Когда "Колесо" начало движение, все кабины были заняты, но сели в них

только 106 человек. Полностью занятых кабин оказалось 14, а в остальных по

2 или по 3 человека. Узнайте сколько кабин, в которых было по 2 человека.

Задача для 4 класса. За какое время Вы ее решите?

106 - 14х4 = 50 - число человек, которых надо рассадить в (35 - 14 = 21)

кабину. Рассаживаем в начале по 2 человека. 21х2 = 42. Оставшихся 8

человек - по 1 человеку добавляем в 8 кабин. Итак: - в 8х3 + (21-8)х2 = 50

человек. Ответ. В 13 кабинах сидят по 2 человека.

Лена задумала число, разделила на него число 14 168 и получила 92. Какое

число задумала Лена?

14168/х = 92

х = 14168/92 = 154

Праздник наш сейчас завершается.

Всем спасибо за вниманье,

За задор, за смех,

За азарт соревнованья,

Обеспечивший успех.

9

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой моя речь:

Говорю я: до свиданья!

До счастливых новых встреч!

10



В раздел образования