Автор: Рудометова Лариса Петровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 7 имени Д.П. Галкина"
Населённый пункт: Город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Конспект внеклассного мероприятия для четвероклассника
Тема: Час занимательной математики
Раздел: начальное образование
Открытый урок
Тема. Внеклассное занятие для четвероклассников.
Час занимательной математики.
образовательная:
закреплять умения решать занимательные задачи нетрадиционными
способами
формировать вычислительные навыки
развивающая:
развивать логическое мышление, математические и аналитические
способности, речь, внимание, память. , развивать умение работать
самостоятельно, применяя самоконтроль и взаимоконтроль,
воспитательная:
воспитывать познавательную активность, умение работать в коллективе,
дружеское отношение друг к другу.
1
Ход урока
1.
Вступительное слово.
Девиз наших внеклассных занятий:
Математика сложна, но скажу с почтением
Математика нужна все без исключения.
2.Организация обучающихся
Мне бы хотелось знать ваше настроение.
У нас гость – экран. ( дети читают)
(Бегущая строка) - Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие по
стране Математика на сказочном поезде. Путешествуя по этой стране, мы
повторим всё, что уже знаем.
Куда мы с вами попадём
Узнаете вы скоро.
В стране далёкой мы найдём
Помощников весёлых».
3.Работа по теме.
А) геометрический
Сначала мы должны открыть вот эти двери:
Вот проверим мы сейчас
У кого острее глаз.
Повнимательней смотрите
Ничего не пропустите.
Сколько тут квадратов посмотрите?
Маленьких квадратиков на рисунке 7 x 2 = 14.
Квадратов, состоящих из четырех квадратиков 6. Всего 14 + 6 = 20
квадратов.
Б) Двери открыты и нас ждёт поезд, который доставит нас в сказочную
страну.
Пока мы едем, мы выполним задания.- 2. Мин чистописания
КЛАССУ
Найдите закономерность и
запишите ещё 2 числа
У ДОСКИ
Составь все
возможные
У ДОСКИ
Какое слово
получится?
У
ДОСКИ
2
х
1
5
23
154
2014
у
10
50
230
трёхзначные
числа,
используя
цифры - 0 4
8, так, чтобы
они не
повторялись
ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИК
КРОТ
3. Решение задач по теме.
Первый герой – Незнайка - Знайка
предложил ему Математическую разминку.
1. Три вершины, три угла, три стороны. Что это?
2.На него нельзя делить.
3. Чему равно произведение цифр нынешнего года?
4. Как правильно сказать: « 7 плюс 5 равно адиннадцати или одинададцати?»
5.Двое играли в шашки 4 часа. Сколько времени играл каждый?
6.В два часа часы отбивают два удара за две секунды. За сколько секунд эти
часы отобьют удары в шесть часов? ( 6 сек)
7. Соня живёт в 16 – этажном доме на 7 этаже, если считать сверху. На каком этаже
живёт Соня? (Соня живёт на 10 этаже 16 – этажного дома).
8. У Незнайки было пять целых груш, шесть половинок да восемь
четвертинок. Сколько груш было у Незнайки?
9. Два отца и два сына съели 3 апельсина. Сколько съел каждый? ( 1)
10Часы бьют один раз каждые полчаса. Сколько раз пробьют часы за одни
сутки?
Ответ 48
10. Что произойдет с белым платком, если его опустить в Красное море?
(Он станет мокрым).
Наш поезд прибыл в страну СКАЗОК,
Второй герой – КРОТ ...... Считай, думая.
1. Из чисел выбери такие три числа, произведение которых будет равно
5000.
21, 10, 30, 25, 3, 20, 9, 15, 6, 27
2. У Мышонка калачи
С пылу, с жару из печи.
3
Чтобы калачей набрать,
Нужно быстро сосчитать.
25 плюс семью восемь,
Мы ответ назвать вас просим.
Решение: 25 + 7x8 = 81.
3) В поисках Невесты Жаба с сыном обследовал 4 болота, в каждом из
которых встретил по 10 лягушек. Сколько лягушек перецеловал сын Жабы
прежде, чем нашел Дюймовочку? (40)
Следующий герой. В Простоквашино он жил
И с Матроскиным дружил.
предлагает поработать в тетради ...... решение задач с объяснением
1. № 138 Граф
2. № Т. №131
-Какими способами мы решали задачу.
А мы тем временем встречаемся с русской народной сказкой «Гуси лебеди»
Поможем девочке спасти братца.
Летела стая гусей, а навстречу им гусак.
– Здравствуйте, 20 гусей!
– Нет, нас не 20. Если бы нас было в 2 раза больше, да еще 3 гуся, да еще ты с
нами, тогда нас было бы 20. Сколько было гусей?
Решим задачу составлением уравнения.
Пусть х гусей летело навстречу гусаку,
в 2 раза больше – это значит 2 х,
да еще 3, значит, 2 х + 3,
да еще ты с нами, будет 2 х + 3 + 1.
Известно, что тогда бы их было 20, составим уравнение.
2х + 3 + 1 = 20,
х = 8 (г.)
А теперь мы поможем сразу двум героям. – Решить задачу.
Если на одну чашу весов посадить Карлсона, который весит 26 кг
и Винни Пуха, который весит на 9 кг больше, а на другую чашу весов
насыпать 67 кг разных конфет, то сколько килограммов конфет
придётся съесть Карлсону и Винни, чтобы чаши весов оказались
в равновесии?
Следующие герои уже ждут помощи от нас. ВОЛК
4
Я задумал число, разделила на него число 14 168 и получил 92. Какое число
задумал Заяц?
14168/х = 92
х = 14168/92 = 154
У нас просит помощи следующий герой - угадайте кто это?
Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны –
Знают, любят малыши. Лунтик
Самостоятельная работа
1.
тест у компьютера
2.
по карточкам
ИТОГ
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой моя речь:
Говорю я: до свиданья!
До счастливых новых встреч!
Релаксация.
№1
Задача 1.
В лесной школе Белочка, Лисичка, Ежик и Зайка получили за контрольную
работу оценки 5", "5", "4" и "3". Белочка получила отметку более высокую,
5
чем Ежик, а Лисичка получила такую же оценку, как Зайка.
Кто получил
тройку?
Белочка
Лисичка
Ежик
Зайка
4
5
3
5
Задание 2.
Какая
цифра
заменена
буквой
Z
в
выражении
8А:1А
=
Z?
Решение:
Единственный
возможный
вариант
решения
-
упростить
выражение:
8A : 1A = 8 : 1 = 8
Z = 8
№2
Задача 1.Карлсон, Винни-Пух и Сиропчик участвовали в конкурсе сладкоежек.
Карлсон не занял второго места. Винни-Пух не занял ни первого, ни второго места.
Какое место занял Карлсон? Винни-Пух? Сиропчик?
Карлсон
=
-
-
Винни
Пух
-
-
=
Сиропчик
=
-
1
2
3
Задание 2.
Задумали число, уменьшили его на 37, затем увеличили в 9 раз, потом ещё
на 15 и получили 60. Какое число задумали? Ответ- 42
№3
Задача 1.
3. По двору гуляют козы и гуси. Известно, что всего у них 8 голов и 26 ног.
Сколько гусей гуляет по двору?
Решение: Если бы по двору гуляли одни гуси, то всего было бы 16 ног (8 пар
ног). А по условию задачи всего 26 ног (13 пар ног). Следовательно, 5 пар
ног могут принадлежать только козам, то есть коз было 5, а гусей - 3.
Задание 2.
1. Записать четвёрку тремя пятёрками.
Дети: 4=5-5:5
№4
6
Задача 1.
У котят и цыплят 42 ноги и 12 голов. Сколько было котят и сколько
было цыплят? 9 котят и 3 цыплёнка.
Задание 2.
В вазе лежат персик, абрикос и банан. Сколькими способами можно взять из
вазы эти фрукты?
Если взять первые буквы от названий фруктов, то способы перебора можно
записать так:
ПАБ, ПБА, АПБ, АБП, БАП, БПА
№5
Задача 1.
У великана на куртке 585 карманов. В каждом кармане живёт по 3 мышки,
а у каждой мышки по пять мышат. Сколько мышат живёт в куртке великана?
583 х 3 х 5 = 8775 (м)
Задание 2.
Запиши множество трехзначных чисел, сумма цифр которых равна 9 и
которые не изменяются при чтении их слева направо и справа налево.
Представь полученные числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Решение. Трехзначные числа, которые одинаково читаются слева направо и
справа налево имеют вид: 1*1, 2*2, 3*3, 4*4. Затем находим среднюю цифру,
вычитая из 9 сумму двух известных цифр.
Ответ: 171, 252, 333, 414.
№6
Задача 1.
В деревне Простоквашино на скамейке перед домом сидят дядя Фёдор,
кот Матроскин,пёс Шарик и почтальон Печкин. Если Шарик,
сидящий крайним слева, сядет между Матроскиным и дядей Фёдором,
то Фёдор окажется крайним слева. Кто где сидит?
Слева направо сидят: пёс Шарик, дядя Фёдор, кот Матроскин, почтальон Печкин.
Задание 2
Во сколько раз увеличится однозначное число, если к нему приписать такую
же цифру?
№7
Задача 1
Пятачок посадил 8 желудей. Из всех желудей, кроме двух, выросли дубы.
На всех дубах, кроме двух, растут жёлуди. Жёлуди со всех плодоносящих
7
дубов, кроме одного, - невкусные. Чему равно число дубов с невкусными
желудями?
а) 0
б) 1
в) 2
г) 3
д) 4
Задание 2
Между числами поставьте знаки сложения таким образом, чтобы получилось
число 1000: 8 8 8 8 8 8 8 8
Решение:
Мы предлагаем несколько вариантов, которые схожи между собой.
1.
Вариант: 88 + 8 + 8 + 8 + 888 = 1000
№8
Задача 1
Три школьника: Федя, Коля и Вася, могут одинаково быстро копать землю
лопатой. Если любые из двух этих мальчиков будут работать вместе, то
справятся с земельным участком за полтора часа. За какое время ребята
вскопают тот же участок, если будут работать вместе?
Решение:
Для начала переведем часы в минуты
полтора часа = 1 час 30 минут = 90 минут
1.
Теперь анализируем.
2 школьника вскопают огород в 2 раза быстрее, чем один из них.
Следовательно, одному мальчику для обработки участка потребуется
времени:
90 минут * 2 = 180 минут
2.
Итак, мы выяснили, что один школьник сможет вскопать участок за
180 минут.
А по условию мы знаем, что все три мальчика одинаково быстро
копают землю.
Это значит, что втроем им потребуется в три раза меньше времени:
180 минут : 3 = 60 минут
60 минут = 1 час
Проверка: 3 часа : 3 = 1 час
Ответ: втроем мальчики вскопают земельный участок за 1 час.
Задание 2
8
Пять товарищей спускались с горы на санках. Игорь проехал дальше Романа,
но ближе, чем Олег. Костя проехал меньше, чем Роман, а Илья – дальше
Олега. Кто из ребят проехал дальше всех, а кто – меньше всех?
Ответ: дальше всех проехал Илья, меньше всех – Костя.
2.Сколько раз в течение суток используется на электронном табло
Будильника цифра 1 при отображении значения часов от 00 до 23?
12 + 1 = 13 (цифр)
Реши задачу: «Царь Борис Годунов во время приемов послов надевал на себя
одежду, украшенную драгоценными камнями весом 5 кг, царскую шапку – на
2 кг легче одежды и башмаки – на 2кг легче царской шапки. В одной руке он
держал скипетр, весом 1кг, в другой державу, на 2кг тяжелее скипетра. Какой
груз был на царе во время приемов?
(13кг)
На аттракционе "Колесо обозрения" 35 кабин. В каждой из них по 4 места.
Когда "Колесо" начало движение, все кабины были заняты, но сели в них
только 106 человек. Полностью занятых кабин оказалось 14, а в остальных по
2 или по 3 человека. Узнайте сколько кабин, в которых было по 2 человека.
Задача для 4 класса. За какое время Вы ее решите?
106 - 14х4 = 50 - число человек, которых надо рассадить в (35 - 14 = 21)
кабину. Рассаживаем в начале по 2 человека. 21х2 = 42. Оставшихся 8
человек - по 1 человеку добавляем в 8 кабин. Итак: - в 8х3 + (21-8)х2 = 50
человек. Ответ. В 13 кабинах сидят по 2 человека.
Лена задумала число, разделила на него число 14 168 и получила 92. Какое
число задумала Лена?
14168/х = 92
х = 14168/92 = 154
Праздник наш сейчас завершается.
Всем спасибо за вниманье,
За задор, за смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
9
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой моя речь:
Говорю я: до свиданья!
До счастливых новых встреч!
10