Автор: Нечипас Мария Евгеьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №23
Населённый пункт: г.Симферополя
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Крымоведение" 2-4 классы
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23» МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей начальных классов
______________Г.М. Шабанова
26.08. 2024 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_____________Н.Л. Тамарова
УТВЕРЖДЕНО
ИО. директора
МБОУ СОШ №23
_____________Г.Л.Бочарова
Приказ от 29.08.2024г №668
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
(духовно-нравственное направление)
«Крымоведение»
2-4 класс
Симферополь
2024 г.
Содержание
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.....................................3
Содержание курса внеурочной деятельности.............................................................................6
Тематическое планирование ......................................................................................................10
2
Программа разработана на основе
1.
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования,
утвержденного
приказом Министерства
образования
и
науки
Российской Федерации от 06.10.2009 №373.
2.
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 №1576 «О внесении
изменений
в
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования,
утвержденного
приказом
Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373.
3.
Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ
от 12.05.2011г.№03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении
ФГОС стандарта ОО»
4.
Письма Министерства образования, науки и молодёжи РК №01-14/2013 «О
вопросах организации внеурочной деятельности».
Программа предназначена для обучающихся 2-4 классов, составлена в соответствии с
возрастными особенностями детей 7 - 11 лет.
Форма реализации программы – дистанционно-очная с применением дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения (ДОТ и ЭО).
Формы организации обучения: учебные экскурсии, практические работы, игра, беседа,
аналитический разбор ситуаций, творческие задания, посещение библиотек и музеев,
викторины, выставки семейного художественного творчества, соревнования.
Формы контроля: проект, работа с контурной картой.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
1 уровень результатов:
приобретение
школьником
социальных
знаний,
понимание
социальной
реальности и повседневной жизни;
приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах;
отношения к памятникам природы, истории и культуры;
о рисках нарушения этих норм;
о нормах отношения к людям других поколений;
о действенных способах изучения своего края, способах сбора и обработки
собранной информации;
об истории и культуре родного края;
об основах организации коллективной творческой деятельности;
о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработке информации; о
логике и правилах проведения научного исследования.
2 уровень результатов:
формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям
нашего общества и к социальной реальности в целом;
развитие ценностного отношения к природе и культуре своей малой родины, к
родному Отечеству, его истории и народу;
к труду, знаниям, другим людям.
3 уровень результатов:
приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия;
школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности;
опыт публичного выступления при защите проекта;
3
опыт охраны памятников истории и культуры;
опыт общения с участниками и очевидцами ВОВ;
приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной
деятельности с другими школьниками;
опыта общения с людьми разного возраста, заботы о них;
опыта актуализации краеведческой деятельности в социальном пространстве.
Ожидаемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности,
патриотических ценностей; чувства гордости за свою Родину, родной край,
историю Крыма;
формирование целостного взгляда на мир;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в
природе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям Крыма.
Метапредметные результаты:
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях крымских
объектов (природных, социальных, культурных, исторических, технических и
др.) в соответствии с содержанием учебного предмета;
освоение способов решения проблем исследовательского, творческого и
поискового характера;
активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных
технологий
для
решения
коммуникативных
и
познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, передачи и интерпретации информации о Крыме.
Предметные результаты:
формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
природе, истории, культуре нашего полуострова;
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
освоение
основ
экологической
грамотности,
элементарных
правил
нравственного
поведения
в
мире
природы
и
людей,
норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
воспитание любви к крымской природе, ее уникальности;
формирование умений самостоятельно выбирать интересующую литературу,
пользоваться
справочными
источниками
для
получения
дополнительной
информации о Крыме; воспитание чувства гордости за Республику Крым.
4
В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к
дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их развития, который
характеризуется как умения:
пополнять и совершенствовать свои знания о Крыме;
осуществлять поиск необходимой информации в литературных произведениях,
периодических изданиях, сети Интернет;
работать со справочно-энциклопедическими изданиями; использовать полученные
знания в жизни.
5
Содержание курса внеурочной деятельности
2 класс (34ч.)
Введение. (1ч.)
Визитная карточка уникальных особенностей Крымского полуострова. «Крымчане
– это звучит гордо!».
«Прекрасны Вы – брега Тавриды…». «Волшебный край, очей отрада…».
«Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!».
Раздел I. «Крым – орден на груди планеты Земля». (4 ч.)
Формирование
понятий
«полуостров»,
«пролив».
Главные
особенности
географического положения Крыма. Моря, омывающие крымские берега, береговая линия
полуострова. Морские заливы и бухты.
Мой Крым в составе Российской Федерации. Государственная символика: герб,
флаг и гимн Республики Крым.
Крым на карте России и мира. Знакомство с основными административными
единицами (город, село). Мой регион на карте Крыма. Столица Крыма, крупные города.
Раздел II. «Природные особенности и богатства Крыма». (17 ч.)
«По горам, по долам…». Рельеф полуострова. Крымские горы и равнины. Ущелья,
каньоны, овраги, балки. Крымские вулканы и гейзеры. Уникальный мир пещер. Самые
известные крымские пещеры. Горные породы и минеральные ресурсы полуострова.
Полезные ископаемые.
«У природы нет плохой погоды…». Особенности погодных условий на территории
Крымского полуострова. Стихийные и неблагоприятные погодные явления. Правила
безопасного поведения во время чрезвычайных погодных условий.
Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды.
Охрана вод.
Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и
экзотических растениях. Редкие растения Крыма. Ядовитые растения и грибы. Полезные
растения. Моя «зеленая аптека».
Крымская степь. Растения и звери степи.
Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и степей. Птичий мир
Крыма. Зимующие и перелетные птицы. Самые крупные и самые маленькие животные
полуострова.
Класс
насекомых.
Полезные
и
вредные
насекомые.
Знакомство
с
земноводными, пресмыкающимися. Морские и пресноводные рыбы.
Охрана растений и животных. Красная книга. Природно-заповедный фонд Крыма.
Заповедники и заказники. Известные парки и музеи природы.
Черное и Азовское моря. Природные особенности, подводный растительный и
животный мир. Экологические проблемы.
Раздел III. «Учимся путешествовать и дружить с природой». (4 ч.)
Экскурсия, путешествие, туризм.
Основы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы местности, часы).
Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. Правила
безопасности во время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад,
наводнение и др.). Твоя аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время
экскурсий, походов.
Раздел IV. «Историко-культурное наследие Крыма». (4 ч.)
Археологические и исторические памятники. Важнейшие исторические объекты
полуострова.
Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры. Крымские святыни.
Древние города Крыма. Города-герои.
Детские
крымские
поэты
и
писатели.
Литературные
и
художественные
произведения о Крыме. Крымские периодические издания для детей.
6
Проекты «Крым в моих рисунках».
Раздел V. «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона». (4 ч.)
Виды хозяйственной деятельности в Крыму.
Особенности сельского хозяйства Крыма. Культурные растения крымских садов и
полей. Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. Животноводство. Домашние животные.
«Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха.
Экологические тропы.
Профессиональная деятельность в Крыму. Профессии родителей. Твой посильный
вклад в развитие Крымского полуострова.
3 класс (34ч.)
Введение. «Волшебный край, очей отрада…» (1 ч.)
Визитная карточка уникальных особенностей Крымского полуострова. «Крымчане
– это звучит гордо!».
«Прекрасны Вы – брега Тавриды…». «Волшебный край, очей отрада…».
«Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!».
Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля». (4ч)
Мой Крым в составе Российской Федерации. Государственная символика: герб,
флаг и гимн Республики Крым.
Формирование
понятий
«полуостров»,
«пролив».
Главные
особенности
географического положения Крыма. Моря, омывающие крымские берега, береговая линия
полуострова. Морские заливы и бухты.
Крым на карте России и мира. Знакомство с основными административными
единицами (город, село).
Мой регион на карте Крыма. Столица Крыма, крупные города.
Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» (17ч)
Рельеф полуострова. Крымские горы и равнины.
Ущелья, каньоны, овраги, балки.
Крымские вулканы и гейзеры. Уникальный мир пещер. Самые известные
крымские пещеры.
Горные породы и минеральные ресурсы полуострова. Полезные ископаемые.
«У природы нет плохой погоды…». Особенности погодных условий на территории
Крымского полуострова.
Стихийные и неблагоприятные погодные явления. Правила безопасного поведения
во время чрезвычайных погодных условий.
Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды.
Охрана вод.
Почва, виды почвы на территории Крымского полуострова, ее охрана от ветра,
оползней и других стихий.
Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и
экзотических растениях. Редкие растения Крыма. Ядовитые растения и грибы. Полезные
растения. Моя «зеленая аптека».
Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и степей. Птичий мир
Крыма. Зимующие и перелетные птицы. Самые крупные и самые маленькие животные
полуострова.
Класс насекомых. Полезные и вредные насекомые.
Знакомство с земноводными, пресмыкающимися. Морские и пресноводные рыбы.
Охрана растений и животных. Красная книга. Природно-заповедный фонд Крыма.
Заповедники и заказники.
Известные парки и музеи природы.
Черное и Азовское моря. Природные особенности, подводный растительный и
животный мир. Экологические проблемы.
7
Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой». (4ч)
Экскурсия, путешествие, туризм. Основы ориентирования на местности (компас,
звезды, приметы местности, часы).
Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. Правила
безопасности во время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад,
наводнение и др.). Твоя аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время
экскурсий, походов.
Твоя посильная помощь живой природе. Проект «Как украсить школьный двор».
Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма». (4ч)
Археологические и исторические памятники. Важнейшие исторические объекты
полуострова.
Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры.
Крымские святыни. Древние города Крыма. Города-герои.
Детские
крымские
поэты
и
писатели.
Литературные
и
художественные
произведения о Крыме. Крымские периодические издания для детей. Проекты «Крым в
моих рисунках», «Я пишу о Крыме».
Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона». (4ч)
Виды
хозяйственной
деятельности
в
Крыму.
Крупные
промышленные
предприятия.
Особенности сельского хозяйства Крыма. Культурные растения крымских садов и
полей. Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. Животноводство. Домашние животные.
«Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха.
Экологические тропы.
Профессиональная деятельность в Крыму. Профессии родителей. Твой посильный
вклад в развитие Крымского полуострова.
4 класс (34ч.)
Введение (1ч) «Волшебный край, очей отрада…» (1 ч.)
Визитная карточка уникальных особенностей Крымского полуострова «Крымчане–
это звучит гордо!».
«Прекрасны Вы – брега Тавриды…». «Волшебный край, очей отрада…».
«Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!».
Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» (4ч)
Мой Крым в составе Российской Федерации. Государственная символика: герб,
флаг и гимн Республики Крым.
Формирование
понятий
«полуостров»,
«пролив».
Главные
особенности
географического положения Крыма. Моря, омывающие крымские берега, береговая линия
полуострова. Морские заливы и бухты.
Крым на карте России и мира. Знакомство с основными административными
единицами (город, село). Мой регион на карте Крыма. Столица Крыма, крупные города.
Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» (17)
«По горам, по долам…». Рельеф полуострова. Крымские горы и равнины. Ущелья,
каньоны, овраги, балки. Крымские вулканы и гейзеры. Уникальный мир пещер. Самые
известные крымские пещеры. Горные породы и минеральные ресурсы полуострова.
Полезные ископаемые.
«У природы нет плохой погоды…». Особенности погодных условий на территории
Крымского полуострова. Стихийные и неблагоприятные погодные явления. Правила
безопасного поведения во время чрезвычайных погодных условий.
8
Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды.
Охрана вод.
Почва, виды почвы на территории Крымского полуострова, ее охрана от ветра,
оползней и других стихий.
Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и
экзотических растениях. Редкие растения Крыма. Ядовитые растения и грибы. Полезные
растения. Моя «зеленая аптека».
Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и степей. Птичий мир
Крыма. Зимующие и перелетные птицы. Самые крупные и самые маленькие животные
полуострова.
Класс
насекомых.
Полезные
и
вредные
насекомые.
Знакомство
с
земноводными, пресмыкающимися. Морские и пресноводные рыбы.
Охрана растений и животных. Красная книга. Природно-заповедный фонд Крыма.
Заповедники и заказники. Известные парки и музеи природы.
Черное и Азовское моря. Природные особенности, подводный растительный и
животный мир. Экологические проблемы.
Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» (4ч)
Экскурсия, путешествие, туризм.
Основы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы местности, часы).
Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. Правила
безопасности во время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад,
наводнение и др.). Твоя аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время
экскурсий, походов.
Твоя посильная помощь живой природе. Проект «Как украсить школьный двор».
Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» (4ч)
Археологические и исторические памятники. Важнейшие исторические объекты
полуострова. Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры. Крымские
святыни. Древние города Крыма. Города-герои. Детские крымские поэты и писатели.
Литературные и художественные произведения о Крыме. Крымские периодические
издания для детей. Проекты «Крым в моих рисунках», «Я пишу о Крыме».
Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» (4ч)
Виды
хозяйственной
деятельности
в
Крыму.
Крупные
промышленные
предприятия. Особенности сельского хозяйства Крыма. Культурные растения крымских
садов и полей. Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. Животноводство. Домашние
животные.
«Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха.
Экологические тропы.
Профессиональная деятельность в Крыму. Профессии родителей. Твой посильный
вклад в развитие Крымского полуострова.
9
Тематическое планирование
2 класс
№ п/п
Название раздела, темы
Кол-во
часов
Кол-во часов
Примерная
программа
Рабочая
программа
Аудиторных
Внеаудиторных
1
Введение. «Прекрасны Вы – брега
Тавриды…»
1
1
1
2
Раздел I. «Крым – орден на груди планеты
Земля».
4
4
2
2
3
Раздел II «Природные особенности и
богатства Крыма».
17
17
9
8
4
Раздел III «Учимся путешествовать и
дружить с природой».
4
4
2
2
5
Раздел IV «Историко-культурное наследие
Крыма».
4
4
2
2
6
Раздел V «Профессиональная деятельность
Крыма и моего региона».
4
4
2
2
Итого
34
34
18
16
Тематическое планирование
3 класс
№
п/п
Название раздела, темы
Кол-во
часов
Кол-во часов
Примерная
программа
Рабочая
программа
Аудиторных
Внеаудиторных
1
Введение. «Прекрасны Вы – брега
Тавриды…»
1
1
1
2
Раздел I. «Крым – орден на груди планеты
Земля».
4
4
2
2
3
Раздел II
«Природные особенности и богатства
17
17
10
7
10
Крыма»
4
Раздел III «Учимся путешествовать и
дружить с природой».
4
4
2
2
5
Раздел IV «Историко-культурное наследие
Крыма».
4
4
2
3
6
Раздел V «Профессиональная деятельность
Крыма и моего региона».
4
4
2
2
Итого
34
34
19
15
Тематическое планирование
4 класс
№
п/п
Название раздела, темы
Кол-во часов
Кол-во часов
Примерная
программа
Рабочая
программа
Аудиторных
Внеаудиторных
1
Введение. «Прекрасны Вы – брега
Тавриды…»
1
1
1
2
Раздел I. «Крым – орден на груди планеты
Земля».
4
4
3
1
3
Раздел II
«Природные особенности и богатства
Крыма»
17
17
10
7
4
Раздел III «Учимся путешествовать и
дружить с природой».
4
4
1
3
5
Раздел IV «Историко-культурное наследие
Крыма».
4
4
2
2
6
Раздел V «Профессиональная деятельность
Крыма и моего региона».
4
4
2
2
Итого
34
34
19
15
11