Напоминание

"Крымоведение" 2-4 классы


Автор: Нечипас Мария Евгеьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №23
Населённый пункт: г.Симферополя
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Крымоведение" 2-4 классы
Раздел: начальное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23» МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

учителей начальных классов

______________Г.М. Шабанова

26.08. 2024 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_____________Н.Л. Тамарова

УТВЕРЖДЕНО

ИО. директора

МБОУ СОШ №23

_____________Г.Л.Бочарова

Приказ от 29.08.2024г №668

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

(духовно-нравственное направление)

«Крымоведение»

2-4 класс

Симферополь

2024 г.

Содержание

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.....................................3

Содержание курса внеурочной деятельности.............................................................................6

Тематическое планирование ......................................................................................................10

2

Программа разработана на основе

1.

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего

образования,

утвержденного

приказом Министерства

образования

и

науки

Российской Федерации от 06.10.2009 №373.

2.

Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 №1576 «О внесении

изменений

в

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования,

утвержденного

приказом

Министерства

образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373.

3.

Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ

от 12.05.2011г.№03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении

ФГОС стандарта ОО»

4.

Письма Министерства образования, науки и молодёжи РК №01-14/2013 «О

вопросах организации внеурочной деятельности».

Программа предназначена для обучающихся 2-4 классов, составлена в соответствии с

возрастными особенностями детей 7 - 11 лет.

Форма реализации программы – дистанционно-очная с применением дистанционных

образовательных технологий и электронного обучения (ДОТ и ЭО).

Формы организации обучения: учебные экскурсии, практические работы, игра, беседа,

аналитический разбор ситуаций, творческие задания, посещение библиотек и музеев,

викторины, выставки семейного художественного творчества, соревнования.

Формы контроля: проект, работа с контурной картой.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

1 уровень результатов:

приобретение

школьником

социальных

знаний,

понимание

социальной

реальности и повседневной жизни;

приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах;

отношения к памятникам природы, истории и культуры;

о рисках нарушения этих норм;

о нормах отношения к людям других поколений;

о действенных способах изучения своего края, способах сбора и обработки

собранной информации;

об истории и культуре родного края;

об основах организации коллективной творческой деятельности;

о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработке информации; о

логике и правилах проведения научного исследования.

2 уровень результатов:

формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям

нашего общества и к социальной реальности в целом;

развитие ценностного отношения к природе и культуре своей малой родины, к

родному Отечеству, его истории и народу;

к труду, знаниям, другим людям.

3 уровень результатов:

приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия;

школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности;

опыт публичного выступления при защите проекта;

3

опыт охраны памятников истории и культуры;

опыт общения с участниками и очевидцами ВОВ;

приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной

деятельности с другими школьниками;

опыта общения с людьми разного возраста, заботы о них;

опыта актуализации краеведческой деятельности в социальном пространстве.

Ожидаемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности,

патриотических ценностей; чувства гордости за свою Родину, родной край,

историю Крыма;

формирование целостного взгляда на мир;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре

других народов;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в

природе;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие

мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и

духовным ценностям Крыма.

Метапредметные результаты:

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях крымских

объектов (природных, социальных, культурных, исторических, технических и

др.) в соответствии с содержанием учебного предмета;

освоение способов решения проблем исследовательского, творческого и

поискового характера;

активное использование речевых средств и средств информационных и

коммуникационных

технологий

для

решения

коммуникативных

и

познавательных задач;

использование различных способов поиска (в справочных источниках и

открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,

обработки, анализа, передачи и интерпретации информации о Крыме.

Предметные результаты:

формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,

природе, истории, культуре нашего полуострова;

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;

освоение

основ

экологической

грамотности,

элементарных

правил

нравственного

поведения

в

мире

природы

и

людей,

норм

здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

воспитание любви к крымской природе, ее уникальности;

формирование умений самостоятельно выбирать интересующую литературу,

пользоваться

справочными

источниками

для

получения

дополнительной

информации о Крыме; воспитание чувства гордости за Республику Крым.

4

В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к

дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их развития, который

характеризуется как умения:

пополнять и совершенствовать свои знания о Крыме;

осуществлять поиск необходимой информации в литературных произведениях,

периодических изданиях, сети Интернет;

работать со справочно-энциклопедическими изданиями; использовать полученные

знания в жизни.

5

Содержание курса внеурочной деятельности

2 класс (34ч.)

Введение. (1ч.)

Визитная карточка уникальных особенностей Крымского полуострова. «Крымчане

– это звучит гордо!».

«Прекрасны Вы – брега Тавриды…». «Волшебный край, очей отрада…».

«Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!».

Раздел I. «Крым – орден на груди планеты Земля». (4 ч.)

Формирование

понятий

«полуостров»,

«пролив».

Главные

особенности

географического положения Крыма. Моря, омывающие крымские берега, береговая линия

полуострова. Морские заливы и бухты.

Мой Крым в составе Российской Федерации. Государственная символика: герб,

флаг и гимн Республики Крым.

Крым на карте России и мира. Знакомство с основными административными

единицами (город, село). Мой регион на карте Крыма. Столица Крыма, крупные города.

Раздел II. «Природные особенности и богатства Крыма». (17 ч.)

«По горам, по долам…». Рельеф полуострова. Крымские горы и равнины. Ущелья,

каньоны, овраги, балки. Крымские вулканы и гейзеры. Уникальный мир пещер. Самые

известные крымские пещеры. Горные породы и минеральные ресурсы полуострова.

Полезные ископаемые.

«У природы нет плохой погоды…». Особенности погодных условий на территории

Крымского полуострова. Стихийные и неблагоприятные погодные явления. Правила

безопасного поведения во время чрезвычайных погодных условий.

Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды.

Охрана вод.

Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и

экзотических растениях. Редкие растения Крыма. Ядовитые растения и грибы. Полезные

растения. Моя «зеленая аптека».

Крымская степь. Растения и звери степи.

Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и степей. Птичий мир

Крыма. Зимующие и перелетные птицы. Самые крупные и самые маленькие животные

полуострова.

Класс

насекомых.

Полезные

и

вредные

насекомые.

Знакомство

с

земноводными, пресмыкающимися. Морские и пресноводные рыбы.

Охрана растений и животных. Красная книга. Природно-заповедный фонд Крыма.

Заповедники и заказники. Известные парки и музеи природы.

Черное и Азовское моря. Природные особенности, подводный растительный и

животный мир. Экологические проблемы.

Раздел III. «Учимся путешествовать и дружить с природой». (4 ч.)

Экскурсия, путешествие, туризм.

Основы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы местности, часы).

Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. Правила

безопасности во время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад,

наводнение и др.). Твоя аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время

экскурсий, походов.

Раздел IV. «Историко-культурное наследие Крыма». (4 ч.)

Археологические и исторические памятники. Важнейшие исторические объекты

полуострова.

Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры. Крымские святыни.

Древние города Крыма. Города-герои.

Детские

крымские

поэты

и

писатели.

Литературные

и

художественные

произведения о Крыме. Крымские периодические издания для детей.

6

Проекты «Крым в моих рисунках».

Раздел V. «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона». (4 ч.)

Виды хозяйственной деятельности в Крыму.

Особенности сельского хозяйства Крыма. Культурные растения крымских садов и

полей. Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. Животноводство. Домашние животные.

«Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха.

Экологические тропы.

Профессиональная деятельность в Крыму. Профессии родителей. Твой посильный

вклад в развитие Крымского полуострова.

3 класс (34ч.)

Введение. «Волшебный край, очей отрада…» (1 ч.)

Визитная карточка уникальных особенностей Крымского полуострова. «Крымчане

– это звучит гордо!».

«Прекрасны Вы – брега Тавриды…». «Волшебный край, очей отрада…».

«Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!».

Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля». (4ч)

Мой Крым в составе Российской Федерации. Государственная символика: герб,

флаг и гимн Республики Крым.

Формирование

понятий

«полуостров»,

«пролив».

Главные

особенности

географического положения Крыма. Моря, омывающие крымские берега, береговая линия

полуострова. Морские заливы и бухты.

Крым на карте России и мира. Знакомство с основными административными

единицами (город, село).

Мой регион на карте Крыма. Столица Крыма, крупные города.

Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» (17ч)

Рельеф полуострова. Крымские горы и равнины.

Ущелья, каньоны, овраги, балки.

Крымские вулканы и гейзеры. Уникальный мир пещер. Самые известные

крымские пещеры.

Горные породы и минеральные ресурсы полуострова. Полезные ископаемые.

«У природы нет плохой погоды…». Особенности погодных условий на территории

Крымского полуострова.

Стихийные и неблагоприятные погодные явления. Правила безопасного поведения

во время чрезвычайных погодных условий.

Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды.

Охрана вод.

Почва, виды почвы на территории Крымского полуострова, ее охрана от ветра,

оползней и других стихий.

Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и

экзотических растениях. Редкие растения Крыма. Ядовитые растения и грибы. Полезные

растения. Моя «зеленая аптека».

Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и степей. Птичий мир

Крыма. Зимующие и перелетные птицы. Самые крупные и самые маленькие животные

полуострова.

Класс насекомых. Полезные и вредные насекомые.

Знакомство с земноводными, пресмыкающимися. Морские и пресноводные рыбы.

Охрана растений и животных. Красная книга. Природно-заповедный фонд Крыма.

Заповедники и заказники.

Известные парки и музеи природы.

Черное и Азовское моря. Природные особенности, подводный растительный и

животный мир. Экологические проблемы.

7

Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой». (4ч)

Экскурсия, путешествие, туризм. Основы ориентирования на местности (компас,

звезды, приметы местности, часы).

Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. Правила

безопасности во время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад,

наводнение и др.). Твоя аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время

экскурсий, походов.

Твоя посильная помощь живой природе. Проект «Как украсить школьный двор».

Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма». (4ч)

Археологические и исторические памятники. Важнейшие исторические объекты

полуострова.

Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры.

Крымские святыни. Древние города Крыма. Города-герои.

Детские

крымские

поэты

и

писатели.

Литературные

и

художественные

произведения о Крыме. Крымские периодические издания для детей. Проекты «Крым в

моих рисунках», «Я пишу о Крыме».

Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона». (4ч)

Виды

хозяйственной

деятельности

в

Крыму.

Крупные

промышленные

предприятия.

Особенности сельского хозяйства Крыма. Культурные растения крымских садов и

полей. Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. Животноводство. Домашние животные.

«Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха.

Экологические тропы.

Профессиональная деятельность в Крыму. Профессии родителей. Твой посильный

вклад в развитие Крымского полуострова.

4 класс (34ч.)

Введение (1ч) «Волшебный край, очей отрада…» (1 ч.)

Визитная карточка уникальных особенностей Крымского полуострова «Крымчане–

это звучит гордо!».

«Прекрасны Вы – брега Тавриды…». «Волшебный край, очей отрада…».

«Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!».

Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» (4ч)

Мой Крым в составе Российской Федерации. Государственная символика: герб,

флаг и гимн Республики Крым.

Формирование

понятий

«полуостров»,

«пролив».

Главные

особенности

географического положения Крыма. Моря, омывающие крымские берега, береговая линия

полуострова. Морские заливы и бухты.

Крым на карте России и мира. Знакомство с основными административными

единицами (город, село). Мой регион на карте Крыма. Столица Крыма, крупные города.

Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» (17)

«По горам, по долам…». Рельеф полуострова. Крымские горы и равнины. Ущелья,

каньоны, овраги, балки. Крымские вулканы и гейзеры. Уникальный мир пещер. Самые

известные крымские пещеры. Горные породы и минеральные ресурсы полуострова.

Полезные ископаемые.

«У природы нет плохой погоды…». Особенности погодных условий на территории

Крымского полуострова. Стихийные и неблагоприятные погодные явления. Правила

безопасного поведения во время чрезвычайных погодных условий.

8

Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды.

Охрана вод.

Почва, виды почвы на территории Крымского полуострова, ее охрана от ветра,

оползней и других стихий.

Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и

экзотических растениях. Редкие растения Крыма. Ядовитые растения и грибы. Полезные

растения. Моя «зеленая аптека».

Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и степей. Птичий мир

Крыма. Зимующие и перелетные птицы. Самые крупные и самые маленькие животные

полуострова.

Класс

насекомых.

Полезные

и

вредные

насекомые.

Знакомство

с

земноводными, пресмыкающимися. Морские и пресноводные рыбы.

Охрана растений и животных. Красная книга. Природно-заповедный фонд Крыма.

Заповедники и заказники. Известные парки и музеи природы.

Черное и Азовское моря. Природные особенности, подводный растительный и

животный мир. Экологические проблемы.

Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» (4ч)

Экскурсия, путешествие, туризм.

Основы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы местности, часы).

Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. Правила

безопасности во время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад,

наводнение и др.). Твоя аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время

экскурсий, походов.

Твоя посильная помощь живой природе. Проект «Как украсить школьный двор».

Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» (4ч)

Археологические и исторические памятники. Важнейшие исторические объекты

полуострова. Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры. Крымские

святыни. Древние города Крыма. Города-герои. Детские крымские поэты и писатели.

Литературные и художественные произведения о Крыме. Крымские периодические

издания для детей. Проекты «Крым в моих рисунках», «Я пишу о Крыме».

Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» (4ч)

Виды

хозяйственной

деятельности

в

Крыму.

Крупные

промышленные

предприятия. Особенности сельского хозяйства Крыма. Культурные растения крымских

садов и полей. Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. Животноводство. Домашние

животные.

«Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха.

Экологические тропы.

Профессиональная деятельность в Крыму. Профессии родителей. Твой посильный

вклад в развитие Крымского полуострова.

9

Тематическое планирование

2 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во

часов

Кол-во часов

Примерная

программа

Рабочая

программа

Аудиторных

Внеаудиторных

1

Введение. «Прекрасны Вы – брега

Тавриды…»

1

1

1

2

Раздел I. «Крым – орден на груди планеты

Земля».

4

4

2

2

3

Раздел II «Природные особенности и

богатства Крыма».

17

17

9

8

4

Раздел III «Учимся путешествовать и

дружить с природой».

4

4

2

2

5

Раздел IV «Историко-культурное наследие

Крыма».

4

4

2

2

6

Раздел V «Профессиональная деятельность

Крыма и моего региона».

4

4

2

2

Итого

34

34

18

16

Тематическое планирование

3 класс

п/п

Название раздела, темы

Кол-во

часов

Кол-во часов

Примерная

программа

Рабочая

программа

Аудиторных

Внеаудиторных

1

Введение. «Прекрасны Вы – брега

Тавриды…»

1

1

1

2

Раздел I. «Крым – орден на груди планеты

Земля».

4

4

2

2

3

Раздел II

«Природные особенности и богатства

17

17

10

7

10

Крыма»

4

Раздел III «Учимся путешествовать и

дружить с природой».

4

4

2

2

5

Раздел IV «Историко-культурное наследие

Крыма».

4

4

2

3

6

Раздел V «Профессиональная деятельность

Крыма и моего региона».

4

4

2

2

Итого

34

34

19

15

Тематическое планирование

4 класс

п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Кол-во часов

Примерная

программа

Рабочая

программа

Аудиторных

Внеаудиторных

1

Введение. «Прекрасны Вы – брега

Тавриды…»

1

1

1

2

Раздел I. «Крым – орден на груди планеты

Земля».

4

4

3

1

3

Раздел II

«Природные особенности и богатства

Крыма»

17

17

10

7

4

Раздел III «Учимся путешествовать и

дружить с природой».

4

4

1

3

5

Раздел IV «Историко-культурное наследие

Крыма».

4

4

2

2

6

Раздел V «Профессиональная деятельность

Крыма и моего региона».

4

4

2

2

Итого

34

34

19

15

11



В раздел образования