Напоминание

"УСПЕШНАЯ АДАПТПЦИЯ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ"


Автор: Копылова Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СОШ №25 корпус 2
Населённый пункт: Алтайский край город Бийск
Наименование материала: статья
Тема: "УСПЕШНАЯ АДАПТПЦИЯ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«

Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего

настроения»

А.Чехов

Несомненно, все родители рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда

их подросшие малыши вынуждены будут познакомиться с детским садом.

Отводя ребенка в детский сад, мама и папа меняют привычный уклад его

жизни довольно сильно. Появляются новые обстоятельства, к которым

теперь ребенку надо привыкнуть. В этот момент перед взрослыми членами

семьи и встаёт множество вопросов, например, как будет

проходить адаптация в детском саду, в каком возрасте отдать своё чадо в

ДОУ, как ускорить привыкание к изменившимся требованиям и условиям.

Подобные сомнения и тревоги абсолютно естественны, потому что на

несколько лет дошкольное учреждение станет если не вторым домом для

ребёнка, то большей частью его жизни. К тому же именно от

успешности адаптации часто зависит психологическое и физическое

здоровье малышей.

Смена привычного образа жизни всегда становится

причиной психического напряжения, а то и стресса для организма. Как для

взрослого, так и для ребенка.

Стресс — состояние психического напряжения, возникающее у человека,

когда он оказывается в сложных условиях, когда приходится преодолевать

какие-то трудности, которые требуют от человека большого количества

физической и психической энергии. Стресс может оказывать как

положительное, так и отрицательное влияние на деятельность человека, в том

числе на ребенка. Стресс — это изменения в нервно-эндокринных системах.

Это физиология. Для одних перемены станут причиной небольшого

беспокойства, кратковременного напряжения, для других — стрессом,

который может стать причиной сложной, трудной адаптации ребенка

к детскому саду, и, как следствие, произойдет ослабление организма. Это

зависит от множества факторов: внешних и внутренних, зависящих

от родителей и не зависящих от вас. Другими словами, это такая мозаика,

элементы которой сложатся благоприятным или неблагоприятным образом.

Адаптационные ресурсы у всех детей разные! Поэтому кто-то легко остаётся

с первых дней в саду без всякой особой подготовки и дальше проблем не

появляется, а у другого всё наперекосяк.

Вот почему вопрос «Как помочь ребёнку адаптироваться к детсадовскому

коллективу?» должен волновать родителей ещё до того момента, как двери

ДОУ гостеприимно распахнутся перед новыми воспитанниками. Предлагаем

изучить основные проблемы, которые могут неизбежно возникнуть перед

мамами и папами, а также основные способы их решения.

Итак, что такое адаптация?

В общем смысле под этим процессом понимают приспособление

индивида к новой среде и условиям.

Попробуем подробнее разобраться в том, что представляет

собой адаптация к детскому садику. В первую очередь она требует от

ребёнка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм

перенапрягается. К тому же нельзя сбрасывать со счетов изменившиеся

жизненные условия, а именно:

• отсутствуют рядом мамы с папой и прочие родственники;

• необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;

• нужно взаимодействовать с другими детьми;

• уменьшается количество времени, которое уделяется конкретному

ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 20 малышами);

• малыш вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых.

Разумеется, что теперь жизнь малыша изменяется коренным образом. К

тому же адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами

в детском организме, которые выражаются внешне в виде нарушенных

поведенческих норм и «плохих» поступков.

Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь

приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими

состояниями:

• нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается

засыпать;

• сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает

пробовать незнакомые блюда;

• регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий,

умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в

горшок, «теряет» подобные навыки;

• снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми

игровыми принадлежностями и ровесниками;

• агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а

прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;

• понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка

к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.

Таким образом, адаптационный процесс – сложное явление, во время

которого поведение ребёнка может кардинально меняться. По мере

привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно

сглаживаются.

Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному.

Одни ребятишки скорее привыкают к изменившейся обстановке, другие же

надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями.

Именно по выраженности и длительности вышеперечисленных проблем и

судят об успешности адаптационного процесса.

Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса,

характерных для малышей преддошкольного возраста.

Лёгкая адаптация

В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели.

Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и

отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций.

Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по

следующим особенностям:

• он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;

• при обращении глядит в глаза педагогам;

• способен озвучить просьбу о помощи;

• первым идёт на контакт с ровесниками;

• способен занять себя на короткий промежуток времени;

• с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;

• адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или

неодобрительные реплики;

• рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.

Привыкание средней тяжести

Сколько длится адаптационный период в детском саду в данном случае?

Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует

выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об

его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив.

При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:

• с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;

• при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;

• общается со сверстниками и воспитателем;

• придерживается озвученных правил и распорядка;

• адекватно реагирует на замечания;

• редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.

Тяжёлая адаптация

Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются

довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе.

Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика,

другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от

происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2

месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о

полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения.

Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации :

• нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;

• слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго

времени;

• отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;

• нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;

• агрессивность либо замкнутость;

• неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или

испуг).

Взрослые должны понимать, что абсолютная неприспособленность к

садику – явление чрезвычайно редкое, поэтому необходимо обратиться к

специалистам (психологу, неврологу, детскому врачу) и сообща выработать

план

действий.

В

некоторых

случаях

медики

могут посоветовать повременить с посещением ДОУ.

Давайте попытаемся разобраться с тем, что влияет на адаптацию ребёнка?

Итак, период адаптации малышей в детском саду всегда протекает по-

разному. Но что же влияет на его успешность? К числу важнейших факторов

специалисты относят возрастные характеристики, детское здоровье, степень

социализации, уровень познавательного развития и пр.

Возраст ребёнка

Нередко мамочки, стремясь пораньше выйти на рабочее место, отдают

малыша в детский сад в два года, а то и раньше. Однако чаще всего

подобный шаг не приносит особой пользы, поскольку ребёнок раннего

возраста ещё не способен взаимодействовать с ровесниками.

Конечно, каждый ребёнок – яркая индивидуальность, однако, по мнению

многих психологов, можно выделить оптимальный возрастной промежуток,

который более всего подходит для привыкания к детскому саду – и это 3

года.

Всё дело в так называемом кризисном периоде трёх лет. Как только

малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности,

снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему

гораздо проще с ней расстаться на несколько часов.

Почему не следует спешить с отправкой ребёнка в дошкольное

учреждение? В возрасте 1 — 3 лет происходит формирование детско-

родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому

продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и

нарушает базовое доверие к миру.

Кроме того, нельзя не отметить и большую самостоятельность трё хлеток:

они, как правило, обладают горшечным этикетом, умеют пить из чашки,

отдельные ребятишки уже пытаются одеваться собственными силами.

Подобные навыки существенно облегчают привыкание к саду.

Состояние здоровья

Дети с серьёзными хроническими заболеваниями (астма, диабет и

пр.) достаточно часто испытывают сложности с привыканием в силу

особенностей организма и повышенной психологической связи с

родителями.

То же самое относится и к детям, которые часто и подолгу болеют. Таким

малышам требуются особые условия, сниженные нагрузки и наблюдение

медицинского персонала. Вот почему специалисты рекомендуют отдавать их

в садик позже, тем более что из-за болезненности режим посещения ДОУ

нарушится.

Основные проблемы адаптации болеющих детей в ясельной группе:

• ещё большее понижение иммунитета;

• рост восприимчивости к инфекциям;

• повышение эмоциональной лабильности (периоды плаксивости,

истощённости);

• возникновение несвойственной агрессивности, повышенной активности

или, напротив, медлительности.

Степень психологического развития

Ещё один момент, который может воспрепятствовать успешному

привыканию к ДОУ – отклонение от усреднённых показателей

познавательного развития. Причём привести к дезадаптации может как

задержанное психическое развитие, так и одарённость.

В случае задержки умственного становления применяют особые

коррекционные программы, помогающие восполнить пробелы в знаниях и

повысить познавательную активность малышей. При благоприятных

условиях такие дети к школьному возрасту догоняют ровесников.

Одарённый ребёнок, как это ни удивительно, также попадает в группу

риска, поскольку его познавательные способности выше, чем у сверстников,

к тому же он может испытывать сложности с социализацией и

коммуникацией с одногруппниками.

Уровень социализации

Адаптация ребёнка к детскому саду предполагает рост контактов с

ровесниками и с незнакомыми взрослыми. При этом существует

определённая закономерность – скорее привыкают к новому обществу те

малыши, чей социальный круг не ограничивался родителями и бабушками.

Те же ребятишки, кто редко взаимодействовал с другими детьми,

наоборот, сложно адаптируются к изменившимся условиям. Слабые

коммуникативные навыки, неумение разрешать конфликтные ситуации

вызывает рост тревоги и приводит к нежеланию посещать садик.

Безусловно, данный фактор во многом зависит от педагогов. Если

воспитатель хорошо ладит с ребёнком, адаптация заметно ускорится. Вот

почему, если имеется такая возможность, следует записываться в группу к

той воспитательнице, отзывы о которой чаще всего позитивные.

Детский сад и адаптация – понятия часто неразрывные, поэтому не

следует воспринимать привыкание к ДОУ в качестве какого-то абсолютного

зла и негатива. Наоборот, подобный процесс достаточно полезен для ребёнка,

поскольку готовит его к будущим переменам в жизни – школе, институту,

семейным отношениям.

Обычно малыш привыкает к садику за пару-тройку месяцев. Но

если детское состояние со временем не стабилизируется и возникают всё

новые психологические проблемы (агрессия, тревожность, гиперактивность,

следует обязательно пообщаться с психологом по поводу дезадаптации.

Если же проблема никак не решается, возможно, стоит рассмотреть

вопрос о более позднем посещении детского сада. Бабушка может посидеть с

малышом несколько месяцев? Вероятно, это будет наилучшим выходом из

сложившейся ситуации. Удачной адаптации к садику!

акция «Зеленый десант»



В раздел образования