Автор: Копылова Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СОШ №25 корпус 2
Населённый пункт: Алтайский край город Бийск
Наименование материала: статья
Тема: "УСПЕШНАЯ АДАПТПЦИЯ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ"
Раздел: дошкольное образование
«
Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего
настроения»
А.Чехов
Несомненно, все родители рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда
их подросшие малыши вынуждены будут познакомиться с детским садом.
Отводя ребенка в детский сад, мама и папа меняют привычный уклад его
жизни довольно сильно. Появляются новые обстоятельства, к которым
теперь ребенку надо привыкнуть. В этот момент перед взрослыми членами
семьи и встаёт множество вопросов, например, как будет
проходить адаптация в детском саду, в каком возрасте отдать своё чадо в
ДОУ, как ускорить привыкание к изменившимся требованиям и условиям.
Подобные сомнения и тревоги абсолютно естественны, потому что на
несколько лет дошкольное учреждение станет если не вторым домом для
ребёнка, то большей частью его жизни. К тому же именно от
успешности адаптации часто зависит психологическое и физическое
здоровье малышей.
Смена привычного образа жизни всегда становится
причиной психического напряжения, а то и стресса для организма. Как для
взрослого, так и для ребенка.
Стресс — состояние психического напряжения, возникающее у человека,
когда он оказывается в сложных условиях, когда приходится преодолевать
какие-то трудности, которые требуют от человека большого количества
физической и психической энергии. Стресс может оказывать как
положительное, так и отрицательное влияние на деятельность человека, в том
числе на ребенка. Стресс — это изменения в нервно-эндокринных системах.
Это физиология. Для одних перемены станут причиной небольшого
беспокойства, кратковременного напряжения, для других — стрессом,
который может стать причиной сложной, трудной адаптации ребенка
к детскому саду, и, как следствие, произойдет ослабление организма. Это
зависит от множества факторов: внешних и внутренних, зависящих
от родителей и не зависящих от вас. Другими словами, это такая мозаика,
элементы которой сложатся благоприятным или неблагоприятным образом.
Адаптационные ресурсы у всех детей разные! Поэтому кто-то легко остаётся
с первых дней в саду без всякой особой подготовки и дальше проблем не
появляется, а у другого всё наперекосяк.
Вот почему вопрос «Как помочь ребёнку адаптироваться к детсадовскому
коллективу?» должен волновать родителей ещё до того момента, как двери
ДОУ гостеприимно распахнутся перед новыми воспитанниками. Предлагаем
изучить основные проблемы, которые могут неизбежно возникнуть перед
мамами и папами, а также основные способы их решения.
Итак, что такое адаптация?
В общем смысле под этим процессом понимают приспособление
индивида к новой среде и условиям.
Попробуем подробнее разобраться в том, что представляет
собой адаптация к детскому садику. В первую очередь она требует от
ребёнка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм
перенапрягается. К тому же нельзя сбрасывать со счетов изменившиеся
жизненные условия, а именно:
• отсутствуют рядом мамы с папой и прочие родственники;
• необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;
• нужно взаимодействовать с другими детьми;
• уменьшается количество времени, которое уделяется конкретному
ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 20 малышами);
• малыш вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых.
Разумеется, что теперь жизнь малыша изменяется коренным образом. К
тому же адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами
в детском организме, которые выражаются внешне в виде нарушенных
поведенческих норм и «плохих» поступков.
Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь
приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими
состояниями:
• нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается
засыпать;
• сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает
пробовать незнакомые блюда;
• регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий,
умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в
горшок, «теряет» подобные навыки;
• снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми
игровыми принадлежностями и ровесниками;
• агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а
прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;
• понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка
к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.
Таким образом, адаптационный процесс – сложное явление, во время
которого поведение ребёнка может кардинально меняться. По мере
привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно
сглаживаются.
Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному.
Одни ребятишки скорее привыкают к изменившейся обстановке, другие же
надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями.
Именно по выраженности и длительности вышеперечисленных проблем и
судят об успешности адаптационного процесса.
Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса,
характерных для малышей преддошкольного возраста.
Лёгкая адаптация
В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели.
Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и
отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций.
Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по
следующим особенностям:
• он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;
• при обращении глядит в глаза педагогам;
• способен озвучить просьбу о помощи;
• первым идёт на контакт с ровесниками;
• способен занять себя на короткий промежуток времени;
• с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;
• адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или
неодобрительные реплики;
• рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.
Привыкание средней тяжести
Сколько длится адаптационный период в детском саду в данном случае?
Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует
выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об
его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив.
При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:
• с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;
• при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
• общается со сверстниками и воспитателем;
• придерживается озвученных правил и распорядка;
• адекватно реагирует на замечания;
• редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.
Тяжёлая адаптация
Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются
довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе.
Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика,
другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от
происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2
месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о
полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения.
Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации :
• нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
• слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго
времени;
• отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;
• нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;
• агрессивность либо замкнутость;
• неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или
испуг).
Взрослые должны понимать, что абсолютная неприспособленность к
садику – явление чрезвычайно редкое, поэтому необходимо обратиться к
специалистам (психологу, неврологу, детскому врачу) и сообща выработать
план
действий.
В
некоторых
случаях
медики
могут посоветовать повременить с посещением ДОУ.
Давайте попытаемся разобраться с тем, что влияет на адаптацию ребёнка?
Итак, период адаптации малышей в детском саду всегда протекает по-
разному. Но что же влияет на его успешность? К числу важнейших факторов
специалисты относят возрастные характеристики, детское здоровье, степень
социализации, уровень познавательного развития и пр.
Возраст ребёнка
Нередко мамочки, стремясь пораньше выйти на рабочее место, отдают
малыша в детский сад в два года, а то и раньше. Однако чаще всего
подобный шаг не приносит особой пользы, поскольку ребёнок раннего
возраста ещё не способен взаимодействовать с ровесниками.
Конечно, каждый ребёнок – яркая индивидуальность, однако, по мнению
многих психологов, можно выделить оптимальный возрастной промежуток,
который более всего подходит для привыкания к детскому саду – и это 3
года.
Всё дело в так называемом кризисном периоде трёх лет. Как только
малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности,
снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему
гораздо проще с ней расстаться на несколько часов.
Почему не следует спешить с отправкой ребёнка в дошкольное
учреждение? В возрасте 1 — 3 лет происходит формирование детско-
родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому
продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и
нарушает базовое доверие к миру.
Кроме того, нельзя не отметить и большую самостоятельность трё хлеток:
они, как правило, обладают горшечным этикетом, умеют пить из чашки,
отдельные ребятишки уже пытаются одеваться собственными силами.
Подобные навыки существенно облегчают привыкание к саду.
Состояние здоровья
Дети с серьёзными хроническими заболеваниями (астма, диабет и
пр.) достаточно часто испытывают сложности с привыканием в силу
особенностей организма и повышенной психологической связи с
родителями.
То же самое относится и к детям, которые часто и подолгу болеют. Таким
малышам требуются особые условия, сниженные нагрузки и наблюдение
медицинского персонала. Вот почему специалисты рекомендуют отдавать их
в садик позже, тем более что из-за болезненности режим посещения ДОУ
нарушится.
Основные проблемы адаптации болеющих детей в ясельной группе:
• ещё большее понижение иммунитета;
• рост восприимчивости к инфекциям;
• повышение эмоциональной лабильности (периоды плаксивости,
истощённости);
• возникновение несвойственной агрессивности, повышенной активности
или, напротив, медлительности.
Степень психологического развития
Ещё один момент, который может воспрепятствовать успешному
привыканию к ДОУ – отклонение от усреднённых показателей
познавательного развития. Причём привести к дезадаптации может как
задержанное психическое развитие, так и одарённость.
В случае задержки умственного становления применяют особые
коррекционные программы, помогающие восполнить пробелы в знаниях и
повысить познавательную активность малышей. При благоприятных
условиях такие дети к школьному возрасту догоняют ровесников.
Одарённый ребёнок, как это ни удивительно, также попадает в группу
риска, поскольку его познавательные способности выше, чем у сверстников,
к тому же он может испытывать сложности с социализацией и
коммуникацией с одногруппниками.
Уровень социализации
Адаптация ребёнка к детскому саду предполагает рост контактов с
ровесниками и с незнакомыми взрослыми. При этом существует
определённая закономерность – скорее привыкают к новому обществу те
малыши, чей социальный круг не ограничивался родителями и бабушками.
Те же ребятишки, кто редко взаимодействовал с другими детьми,
наоборот, сложно адаптируются к изменившимся условиям. Слабые
коммуникативные навыки, неумение разрешать конфликтные ситуации
вызывает рост тревоги и приводит к нежеланию посещать садик.
Безусловно, данный фактор во многом зависит от педагогов. Если
воспитатель хорошо ладит с ребёнком, адаптация заметно ускорится. Вот
почему, если имеется такая возможность, следует записываться в группу к
той воспитательнице, отзывы о которой чаще всего позитивные.
Детский сад и адаптация – понятия часто неразрывные, поэтому не
следует воспринимать привыкание к ДОУ в качестве какого-то абсолютного
зла и негатива. Наоборот, подобный процесс достаточно полезен для ребёнка,
поскольку готовит его к будущим переменам в жизни – школе, институту,
семейным отношениям.
Обычно малыш привыкает к садику за пару-тройку месяцев. Но
если детское состояние со временем не стабилизируется и возникают всё
новые психологические проблемы (агрессия, тревожность, гиперактивность,
следует обязательно пообщаться с психологом по поводу дезадаптации.
Если же проблема никак не решается, возможно, стоит рассмотреть
вопрос о более позднем посещении детского сада. Бабушка может посидеть с
малышом несколько месяцев? Вероятно, это будет наилучшим выходом из
сложившейся ситуации. Удачной адаптации к садику!
акция «Зеленый десант»