Автор: Игнатова Светлана Викторовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБНОУ "СПБ ГДТЮ"
Населённый пункт: г. Санкт - Петербург
Наименование материала: эссе
Тема: Роль игр в обучении детей плаванию
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение
“Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных”.
«Роль игр в обучении детей плаванию»
Эссе Светланы Викторовны Игнатовой
Педагога дополнительного образования.
Учебно-оздоровительный отдел.
Санкт-Петербург
2024г.
Игра - важное средство обучения плаванию. Она помогает воспитанию
чувств товарищества, выдержки, сознательной дисциплины, умения под-
чинять свои желания интересам коллектива. Игра, как и соревнование, по-
вышает эмоциональность занятий плаванием, являясь хорошим средством
переключения с однообразных, монотонных движений, характерных для
плавания.
Наблюдения за детьми на занятиях по плаванию показали, что не всем де-
тям общение с водой доставляет удовольствие и радость, многие боятся
входить в воду и купаться на глубине. Среди них встречаются и те, кто
имеет негативный опыт общения с водой. Причины приобретения такого
негативного опыта могут быть различны. И как результат, у ребенка фор-
мируется форма страха, которая относится к числу отрицательных эмоций
и именуется «водобоязнью». Попав в воду, ребенок чувствует себя неуве-
ренно, скованно. Особенно упражнения, связанные с погружением в воду,
вызывают у детей необходимость преодолеть чувство страха и неуверен-
ности. Есть дети, которые боятся погружения в воду, когда вода попадает
в нос и глаза и вызывает неприятные ощущения. Встречаются дети, стра-
дающие «просто» патологической боязнью воды. Страх перед водой обыч-
но связан с теми необычными ощущениями, которые вызывает у человека
эта среда.
Психологами установлено, что главная опасность на воде – не действия в
ней, а чувство страха и глубины. Каждый человек должен научиться пла-
вать. И чем раньше он этому научится, тем лучше. Купание, игры в воде,
плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребенка.
Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц,
что увеличивает их работоспособность и силу. В воде снижается нагрузка
на неокрепший детский позвоночник, вырабатывается хорошая осанка,
предупреждается развитие плоскостопия. Занятия плаванием ведут к со-
вершенствованию органов кровообращения и дыхания. Регулярные заня-
тия положительно влияют на закаливание детского организма.
Важным этапом освоения водной среды является знакомство со свойства-
ми воды – плотностью, сопротивлением, выталкивающей силой, темпера-
турой. На первых занятиях боязливых детей нельзя насильно заставлять
заходить в воду. Постепенно, после того, как новички зашли в воду, им
нужно дать возможность освоиться с местом купания, температурой воды,
разогреться.
Со всеми трудностями водобоязни ребенок справится с помощью педаго-
га по плаванию и систематичных посещениях бассейна.
Снятие страха, когда он возникает, в огромной мере зависит от того, на-
сколько удается успокоить ребенка, вернуть ему душевное равновесие.
В этот момент важно помочь ребенку, поддержать его, подбодрить.
Именно игра является ведущим видом деятельности малыша, у ребенка
пропадает чувство страха перед водой. Через игры начинается процесс
ознакомления детей со свойствами воды.
Необходимое условие педагогической успешности в работе с детьми –
поддержание положительного отношения к занятиям на всех этапах обуче-
ния. Занятия направлены на приобретение умений и навыков, обеспечива-
ющих чувство надежности в воде. Дети учатся держаться на поверхности
воды (всплывать, лежать, скользить).
В игре ребенок творчески осваивает приобретенные двигательные уме-
ния и навыки, учится применять их на практике.
Каждое занятие для детей большая радость. Использование элементов иг-
ры позволяет сохранять эту радость на протяжении всего занятия. Играя,
даже самые робкие дети быстро привыкают к воде, лучше усваивают пра-
вильное дыхание, положение тела в воде и основные движения. Увлекаясь
игрой, дети свободно, без напряжения выполняют нужные движения.
Часть каждого занятия проходит в игровой форме. Это вызывает
большой интерес, дети безболезненно преодолевают чувство неуверенно-
сти и страха, быстро адаптируются в воде, привыкают смело входить в во-
ду и погружаться в нее.
Упражнения для преодоления водобоязни.
1. «Вода течет по лицу». (домашнее задание)
- Встать под душ, подставить затылок под воду.
- Встать под струю воды под лейку, подставить макушку головы под воду.
При попадании воды на лицо не отводить голову в сторону, не вытирать
лицо руками, в случае попадания воды в глаза часто моргать.
- Встать под струю воды, сделать вдох через рот, задержать дыхание,
подставить лицо под воду. Отодвинуть лицо от струи воды, сделать выдох
через нос.
Результат: вдох через рот, лицо под душем в воде, выдох через рот и нос.
2. «Опусти лицо в воду».
-Умыть лицо, забирая воду ладонями. Сделать вдох через рот, опустить
лицо в воду в ладонях, задержать дыхание. Поднять лицо, можно дышать.
Не вытирать лицо руками! Лицо должно привыкнуть к «мокрой» воде. Ча-
сто поморгать, сбросив воду с ресниц.
Результат: лицо в воде.
3. «Открываем глаза под водой».
- Сделать вдох через рот, опустить лицо в воду в ладонях, задержать дыха-
ние, открыть глаза и поморгать под водой.
- То же, с мелкими игрушками на дне бассейна.
Результат: вижу под водой.
4. «Выдох в воду».
- Сделать вдох через рот, опустить лицо в воду в ладонях, задержать ды-
хание, сделать выдох через рот в воду. «Пузыри».
После выполнения упражнения не вытирать лицо руками, потрясти голо-
вой из стороны в сторону – вода скатится с лица и глаз.
Результат: выдох в воду через рот и нос.
5. «Лежу на спине, уши в воде» (« Звёздочка на спине»)
Сделать глубокий вдох, задержать дыхание на вдохе. Медленно, осторож-
но лечь на спину на воду
-
уши в воде, руки и ноги в стороны. Лицо об-
ращено вверх.
Результат: лежу на спине, уши в воде.
6. «Слышу под водой».
Выполнить то же, что и упражнение 5. Спокойно полежите, слушайте под
водой: как громко я «внутри себя» слышу шумный вдох и выдох. Задержи-
те дыхание на вдохе, слушайте как ровно и громко бьется ваше сердце.
Получите удовольствие от звуков под водой: это ваше ровное и спокойное
дыхание.
Результат: слышу под водой.
7. «Всплываю и погружаюсь».
Выполнить то же, что и упражнение 5. Слушайте свое дыхание; сделайте
вдох, надуйтесь, как воздушный шар, задержите дыхание на вдохе, счи-
тайте до 10. Ничего не заметили! Вверх движутся руки, т.е. движетесь и
вы, во время вдоха - вверх, вниз - во время выдоха. Итак: вдох - вверх, вы-
дох - вниз.
Результат: Вдох - я над водой. Выдох - я под водой.
8. «Устойчиво лежу в воде».
Выполнить то же, что и упражнение 7. После выполнения максимального
вдоха, задержать дыхание, лежать 5-10 секунд, на задержанном вдохе.
Результат: устойчиво лежу в воде.
Практические рекомендации.
Нельзя торопить малыша, заставлять его зайти в воду.
Негативно оценивать проявления страха.
Применять игровой метод поэтапно и только при личном желании ребен-
ка. Поиграть в воде, когда он не ощущает опасности от встречи с чем-то
неизвестным.
Проводить разъяснительную работу с ребенком, выполняя совместно с ни-
ми упражнения на суше.
Плавайте на здоровье!