Напоминание

Роль игр в обучении детей плаванию


Автор: Игнатова Светлана Викторовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБНОУ "СПБ ГДТЮ"
Населённый пункт: г. Санкт - Петербург
Наименование материала: эссе
Тема: Роль игр в обучении детей плаванию
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

“Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных”.

«Роль игр в обучении детей плаванию»

Эссе Светланы Викторовны Игнатовой

Педагога дополнительного образования.

Учебно-оздоровительный отдел.

Санкт-Петербург

2024г.

Игра - важное средство обучения плаванию. Она помогает воспитанию

чувств товарищества, выдержки, сознательной дисциплины, умения под-

чинять свои желания интересам коллектива. Игра, как и соревнование, по-

вышает эмоциональность занятий плаванием, являясь хорошим средством

переключения с однообразных, монотонных движений, характерных для

плавания.

Наблюдения за детьми на занятиях по плаванию показали, что не всем де-

тям общение с водой доставляет удовольствие и радость, многие боятся

входить в воду и купаться на глубине. Среди них встречаются и те, кто

имеет негативный опыт общения с водой. Причины приобретения такого

негативного опыта могут быть различны. И как результат, у ребенка фор-

мируется форма страха, которая относится к числу отрицательных эмоций

и именуется «водобоязнью». Попав в воду, ребенок чувствует себя неуве-

ренно, скованно. Особенно упражнения, связанные с погружением в воду,

вызывают у детей необходимость преодолеть чувство страха и неуверен-

ности. Есть дети, которые боятся погружения в воду, когда вода попадает

в нос и глаза и вызывает неприятные ощущения. Встречаются дети, стра-

дающие «просто» патологической боязнью воды. Страх перед водой обыч-

но связан с теми необычными ощущениями, которые вызывает у человека

эта среда.

Психологами установлено, что главная опасность на воде – не действия в

ней, а чувство страха и глубины. Каждый человек должен научиться пла-

вать. И чем раньше он этому научится, тем лучше. Купание, игры в воде,

плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребенка.

Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц,

что увеличивает их работоспособность и силу. В воде снижается нагрузка

на неокрепший детский позвоночник, вырабатывается хорошая осанка,

предупреждается развитие плоскостопия. Занятия плаванием ведут к со-

вершенствованию органов кровообращения и дыхания. Регулярные заня-

тия положительно влияют на закаливание детского организма.

Важным этапом освоения водной среды является знакомство со свойства-

ми воды – плотностью, сопротивлением, выталкивающей силой, темпера-

турой. На первых занятиях боязливых детей нельзя насильно заставлять

заходить в воду. Постепенно, после того, как новички зашли в воду, им

нужно дать возможность освоиться с местом купания, температурой воды,

разогреться.

Со всеми трудностями водобоязни ребенок справится с помощью педаго-

га по плаванию и систематичных посещениях бассейна.

Снятие страха, когда он возникает, в огромной мере зависит от того, на-

сколько удается успокоить ребенка, вернуть ему душевное равновесие.

В этот момент важно помочь ребенку, поддержать его, подбодрить.

Именно игра является ведущим видом деятельности малыша, у ребенка

пропадает чувство страха перед водой. Через игры начинается процесс

ознакомления детей со свойствами воды.

Необходимое условие педагогической успешности в работе с детьми –

поддержание положительного отношения к занятиям на всех этапах обуче-

ния. Занятия направлены на приобретение умений и навыков, обеспечива-

ющих чувство надежности в воде. Дети учатся держаться на поверхности

воды (всплывать, лежать, скользить).

В игре ребенок творчески осваивает приобретенные двигательные уме-

ния и навыки, учится применять их на практике.

Каждое занятие для детей большая радость. Использование элементов иг-

ры позволяет сохранять эту радость на протяжении всего занятия. Играя,

даже самые робкие дети быстро привыкают к воде, лучше усваивают пра-

вильное дыхание, положение тела в воде и основные движения. Увлекаясь

игрой, дети свободно, без напряжения выполняют нужные движения.

Часть каждого занятия проходит в игровой форме. Это вызывает

большой интерес, дети безболезненно преодолевают чувство неуверенно-

сти и страха, быстро адаптируются в воде, привыкают смело входить в во-

ду и погружаться в нее.

Упражнения для преодоления водобоязни.

1. «Вода течет по лицу». (домашнее задание)

- Встать под душ, подставить затылок под воду.

- Встать под струю воды под лейку, подставить макушку головы под воду.

При попадании воды на лицо не отводить голову в сторону, не вытирать

лицо руками, в случае попадания воды в глаза часто моргать.

- Встать под струю воды, сделать вдох через рот, задержать дыхание,

подставить лицо под воду. Отодвинуть лицо от струи воды, сделать выдох

через нос.

Результат: вдох через рот, лицо под душем в воде, выдох через рот и нос.

2. «Опусти лицо в воду».

-Умыть лицо, забирая воду ладонями. Сделать вдох через рот, опустить

лицо в воду в ладонях, задержать дыхание. Поднять лицо, можно дышать.

Не вытирать лицо руками! Лицо должно привыкнуть к «мокрой» воде. Ча-

сто поморгать, сбросив воду с ресниц.

Результат: лицо в воде.

3. «Открываем глаза под водой».

- Сделать вдох через рот, опустить лицо в воду в ладонях, задержать дыха-

ние, открыть глаза и поморгать под водой.

- То же, с мелкими игрушками на дне бассейна.

Результат: вижу под водой.

4. «Выдох в воду».

- Сделать вдох через рот, опустить лицо в воду в ладонях, задержать ды-

хание, сделать выдох через рот в воду. «Пузыри».

После выполнения упражнения не вытирать лицо руками, потрясти голо-

вой из стороны в сторону – вода скатится с лица и глаз.

Результат: выдох в воду через рот и нос.

5. «Лежу на спине, уши в воде» (« Звёздочка на спине»)

Сделать глубокий вдох, задержать дыхание на вдохе. Медленно, осторож-

но лечь на спину на воду

-

уши в воде, руки и ноги в стороны. Лицо об-

ращено вверх.

Результат: лежу на спине, уши в воде.

6. «Слышу под водой».

Выполнить то же, что и упражнение 5. Спокойно полежите, слушайте под

водой: как громко я «внутри себя» слышу шумный вдох и выдох. Задержи-

те дыхание на вдохе, слушайте как ровно и громко бьется ваше сердце.

Получите удовольствие от звуков под водой: это ваше ровное и спокойное

дыхание.

Результат: слышу под водой.

7. «Всплываю и погружаюсь».

Выполнить то же, что и упражнение 5. Слушайте свое дыхание; сделайте

вдох, надуйтесь, как воздушный шар, задержите дыхание на вдохе, счи-

тайте до 10. Ничего не заметили! Вверх движутся руки, т.е. движетесь и

вы, во время вдоха - вверх, вниз - во время выдоха. Итак: вдох - вверх, вы-

дох - вниз.

Результат: Вдох - я над водой. Выдох - я под водой.

8. «Устойчиво лежу в воде».

Выполнить то же, что и упражнение 7. После выполнения максимального

вдоха, задержать дыхание, лежать 5-10 секунд, на задержанном вдохе.

Результат: устойчиво лежу в воде.

Практические рекомендации.

Нельзя торопить малыша, заставлять его зайти в воду.

Негативно оценивать проявления страха.

Применять игровой метод поэтапно и только при личном желании ребен-

ка. Поиграть в воде, когда он не ощущает опасности от встречи с чем-то

неизвестным.

Проводить разъяснительную работу с ребенком, выполняя совместно с ни-

ми упражнения на суше.

Плавайте на здоровье!



В раздел образования