Автор: Ершова Ольга Зиновьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ № 95
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: опыт
Тема: "Практика использования ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе"
Раздел: начальное образование
" Практика использования ИКТ на уроках окружающего мира
в начальной школе"
Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и
увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными,
современными.
Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим
предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать
предложенные им знания и учились добывать их сами.
Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным
технологиям, которые эффективно применяются при организации
творческой познавательной деятельности учащихся в процессе изучения
различных школьных дисциплин.
Современные информационные технологии открывают моим учащимся
доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют
реализовать принципиально новые формы и методы обучения.
Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, но очень
интересный и познавательный. Для того, чтобы интерес к предмету не угас,
необходимо сделать урок занимательным. Использование ИКТ на уроках
окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие
ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные,
коммуникативные, общекультурные. С введением ФГОС изучение
окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника,
но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных
приборов, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты
фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.
Именно в начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности
ребёнка на учебную. Применение компьютерных технологий в учебном
процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельность. В
своей педагогической деятельности уже много лет использую ИКТ.
ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного
процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего
школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана
и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит
щадящий характер. Планируя работу на уроке, я тщательно продумываю,
место и способ использования ИКТ. Наглядность информационно-
компьютерных технологий, простота использования, безусловно, улучшает
учебный процесс, развивает творческие способности детей, вызывает живой
интерес учащихся, создаёт положительную мотивацию к самообразованию.
Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моих
классов, а для меня стали нормой работы. Информатика и ИКТ – это области
знаний, которые идут вперёд стремительными шагами и, чтобы угнаться за
ними, необходимо все время учиться. Обмен опытом с коллегами позволяет
узнавать новые интересные приёмы, методы, новшества, которые каждый
открывал для себя ежедневным кропотливым трудом. Очевидно, что ИКТ –
мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и
широко использовать на своих предметных уроках. С первых дней появления
компьютера в классе дети стали интересоваться презентациями (в
редакторе Power Point). Самые первые работы были выполнены с помощью
взрослых: учителя, родителей. Обычно в конце урока я сообщаю тему
будущего и предлагаю желающим подобрать интересные материалы,
подготовить небольшое выступление. Очень активно включаются в работу
дети, ищут материал и с моей помощью фотографируют, сканируют готовят
электронные презентации. Создание презентаций учит детей самостоятельно
добывать знания, выделять нужную, полезную информацию по данной
проблеме, учит правильно доносить информацию до слушателей аудитории,
чувствовать уверенность в своих знаниях и делать свои выводы.
Использование детских презентаций на уроке многократно повышает
мотивацию детей, особенно авторов материалов. После просмотра ребята
задают вопросы по содержанию, дают советы по оформлению и
использованию эффектов анимации. Это помогает учащимся не только
освоить материал урока, но чувствовать уверенность в своих знаниях.
Уроки с использованием информационных технологий не только
расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени
повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку
фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит
учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с
помощью информационных технологий. Использование информационных
технологий на уроках окружающего мира в начальной школе даёт
возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы
выбирает для себя сам ученик.
Пользуюсь и готовыми электронными ресурсами, но хочется в короткие
сроки создавать качественные свои электронные ресурсы, отвечающие всем
современным требованиям к воспитательно-образовательному процессу в
школе. Я составляю свои презентации с учётом изученного материала,
способностей данного класса и особенностей программы, к тому же в этом
случае материал располагаю в нужном мне порядке, использую рисунки,
схемы, таблицы.
Использую презентации на любом этапе изучения темы и на любом этапе
урока:
-в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая
проблемную ситуацию;
-при повторении пройденного материала, для быстрой проверки
знаний учащихся;
-на этапе объяснения нового используются изображения,
видеофрагменты.
-на этапе закрепления
Для проверки домашнего задания или для закрепления составляю презентаци
- игры "Угадай - ка", "Своя игра", составляю кроссворды.
ИКТ позволяет демонстрировать на уроке:
фотографии снятые детьми, фотографии животных, растений, памятников,
городов, известных людей и др., отсканированные иллюстрации книг, карты и
др., схемы и таблицы, тесты, кроссворды для проверки знаний,
видеоматериалы на темы " Где живут белые медведи", "Где живут
слоны","Где зимуют птицы", аудиозаписи «Голоса животных», и др.,
музыкальное сопровождение при демонстрации фото- и видеоряда.
Компьютер можно использовать на всех этапах урока.
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала
(анимация, видео, звук)
Этап усвоения новых знаний (послайдовое изложение материала, таблицы,
схемы, анимация)
Этап
закрепления
новых
знаний
(тесты,
вопросы,
упражнения,
задания
различного характера).
Формы
использования
компьютера
в
качестве
обучающего
средства
различны. Это и работа всем классом, группами, и индивидуальная работа.
В своей работе я использую различные виды компьютерных программ
Одна из наиболее доступных для применения в работе программ —
Microsoft
Power
Point.
Тематические
презентации,
которые
представляют
собой электронное сопровождение к текстам учебника, значительно экономят
время
учителя,
способствуют
формированию
интереса
к
предмету
и,
следовательно,
положительно
влияют
на
качество
образования
младших
школьников.
Иллюстрации,
видео
фрагменты
помогают
учащимся
совершить
виртуальное путешествие по странам, городам России и мира.
Microsoft Power Point можно также использовать и для тестирования.
Тесты позволяют достаточно оперативно выявить уровень знания учащихся.
Слайд – шоу, созданное в программе Windows Movie Maker, позволяет
расширить рамки учебника и показать завораживающую красоту животного и
растительного мира.
Электронное
пособие
«Природа,
человек,
общество»
обеспечивает
поддержку образовательного процесса. Дополняет содержание и методику
обучения
материалом,
который
увеличивает
возможность
обогащения
чувственного опыта обучающегося (демонстрации, анимации), обеспечивают
условия
для
индивидуализации
процесса
обучения
(упражнения,
тесты,
игровые сюжеты).
Благодаря
использованию
данного
материала
по
предмету
у
ребят
повысилась мотивация к учению, они с удовольствием выполняют домашнее
задание, готовят дополнительные материалы к урокам, активно работают,
стараются показать свои знания на
уроках. Работа по внедрению новой
технологии
позволила
мне
повысить
собственную
информационную
компетентность, так как я: научилась структурировать объемный материал;
работать
с
различными
источниками
информации;
обрабатывать
информацию и представлять её в доступной для детей форме; научилась
сочетать
новую
технологию
с
другими
методами,
формами
и
приёмами
работы.
В своей же педагогической деятельности использование
информационно - коммуникационных технологий осуществляю следующим
образом:
ведение рабочей документации в электронном формате;
Это и составление календарно-тематического планирования по всем
предметам начального обучения, и создание методических копилок: «Уроки
окружающего мира», «Внеклассные занятия», «Дидактические материалы по
окружающему миру», «Фотогалерея», «Контрольные, проверочные работы»,
«Тесты», «Олимпиады», «Сообщения по природоведению», "Своя игра" по
всем предметам и многое другое.
создание и подготовка дидактических материалов, позволяющих
сделать процесс познания наглядно-образным и создать условия для развития
мышления учащихся. Сюда можно отнести визуальный ряд, состоящий из
портретов писателей, фотографии животных и растений, рисунки, печатные
варианты индивидуальных заданий (карточки для тренировки навыков,
организации самостоятельных и контрольных работ) памятки, наглядные
средства обучения: демонстрационные таблицы, схемы, чертежи.
создание презентаций на определённую тему по учебному материалу;
Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в
сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов
выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии,
видеофильмы, мультипликации).
Мультимедиа выступления повышают эффективность учебно-
воспитательного процесса за счёт:
- активизации восприятия учащихся за счёт использования звуковых и
зрительных демонстраций, выделения главных мыслей;
- во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом не
теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;
- большой объём информации может быть получен из Интернета и с компакт
дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся;
- учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый на
экране план выступления.
использование готовых программных продуктов;
Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир»
включает тематические уроки, анимированные интерактивные задания.
Уроки курса «Начальная школа» представляют собой наборы тематически
организованных интерактивных слайдов для наглядного изложения учебных
материалов, тренировки навыков и контроля успешности выполнения
заданий. В уроки включены игровые тестовые задания, загадки,
видеофрагменты, занимательные факты. Материал, представленный в
доступной форме, способствует развитию познавательного интереса
школьников.
Электронное учебное пособие по естествознанию для начальной школы
«Природа и человек» для учащихся 1 – 4 классов предлагает ребенку 250
интерактивных заданий, выполняя которые он научится размышлять и
самостоятельно находить верные ответы, пользуясь дополнительной
информацией в виде кратких текстов, схем и таблиц.
работа с электронными энциклопедиям;
Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную
информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет
отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска
информации необходимо научиться правильно, формулировать вопросы и
пользоваться поисковыми системами.
Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность,
сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе.
(Например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти
нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из
любой области знаний.)
Данную работу на первом этапе можно проводить, отображая на экране
всю последовательность операций для формирования у учащихся алгоритма
поисковой деятельности.
при организации исследовательской и проектной работы учащихся;
мониторинг по отслеживанию результатов обучения и
воспитания, в том числе создание тестовых работ.
Учитель, решивший воспользоваться тестовыми методом, может
самостоятельно создать тест, пользуясь соответствующей оболочкой-
системой для создания тестов (такую возможность даёт использование
интерактивного аппаратно-программного комплекса).
Компьютерное тестирование (с использованием индивидуальных
пультов тестирования) даёт возможность за короткий промежуток времени
фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к
выполненному заданию, работать над ошибками.
Считаю, что к этой процедуре следует относиться весьма ответственно:
- тестирование на уроке не должно занимать более 10-15 минут;
- следует обеспечить высокий темп тестирования (из расчета на каждый
вопрос – не более 1 минуты);
- необходимо создать максимально комфортные условия для учащихся.
Легче воспользоваться готовыми шаблонами, конструкторами тестов. К
примеру, несколько тестов разработаны участниками образовательного
портала «Сеть творческих учителей» А. Баженовым, А. Комаровским, Д.
Ивановым.
Авторы подготовили такие шаблоны, где учителю, имеющему даже
небольшой опыт работы с PowerPoint, окажется под силу подготовить
замечательную подборку тестов. Достаточно лишь заполнить слайды
необходимыми вопросами, вариантами ответов, соответствующей
наглядностью.
использование Интернет-ресурсов в процессе подготовки и
проведения урока, внеклассного мероприятия, самообразования;
Использование ИКТ в учебном процессе – это требование времени, что
позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к
получению знаний.
В настоящее время в нашей школе активно используются такие формы
документации, как электронный журнал, электронный дневник, портфолио
учителя, портфолио ученика, сайт школы и учителя. В течение года ученики
моего класса участвуют во всероссийских и международных онлайн-
олимпиадах и очень успешно. Для того чтобы эти формы работали,
необходимо, чтобы учитель имел постоянный доступ к сети Интернет.
Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и
стремиться к их достижению - это и есть основной механизм развития
личности, как ученика, так и учителя, ведь эффективность компьютеров и
информационных технологий зависит от того, как мы – педагоги их
используем, от способов и форм применения этих технологий.
Ресурсы сети Интернет я использую как для поиска дополнительного
материала к урокам и презентациям, так и для самообразования и повышения
своей квалификации. На уроках окружающего мира очень много сообщений
готовили дети пользуясь ресурсами сети ИНТЕРНЕТ.
Сообщения:
-"Мой родной край", "О животных ", Легенды о животных", "О своём
питомце", "О породе собак", "Рассказ о любом растении или животном,
занесённом в Красную книгу", "Сообщение о деньгах"," О работе
пожарных".
Виртуальные экскурсии:
-"В любой интернет музей"..
Фоторассказы:
"Красота неба","Красота растений", "Красота воды","Красота зимы",
"Водные богатства"
Неотъемлемым помощником в привитии интереса к предмету и
организации коллективной работы класса является использование
интерактивной доски.
При использовании ИКТ на различных этапах урока окружающего
мира в начальной школе повышается интерес к учёбе в целом. Учащиеся
активно включаются в подготовку презентаций к уроку, что в свою очередь,
развивает у них навыки учебно-исследовательской деятельности и позволяет
добиться лучших результатов .
Применение ИКТ на уроках в начальных классах позволяет сделать
учащихся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы,
повышает
заинтересованность
ребят
в
изучении
предмета,
заставляет
их
подходить
к
работе
творчески,
добывать
знания
самостоятельно.
Урок
превращается в настоящий творческий процесс, осуществляются принципы
развивающего обучения.
Список использованной литературы
1.
«Информационные технологии на уроках в начальной школе».
Составитель О.В.Рыбьякова. Издательство Учитель. Волгоград 2008г.
2.
Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная
школа плюс До и После. - 2007. - №7
3.
Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. – К., 2004.
3. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации
образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. -
Новосибирск, ИПСО РАО.-1997.- 1. с.77-81.
4.
Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах.//Начальная
школа плюс До и После. - 2007. - №7