Напоминание

"Практика использования ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе"


Автор: Ершова Ольга Зиновьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ № 95
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: опыт
Тема: "Практика использования ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




" Практика использования ИКТ на уроках окружающего мира

в начальной школе"

Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и

увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными,

современными.

Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим

предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать

предложенные им знания и учились добывать их сами.

Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным

технологиям, которые эффективно применяются при организации

творческой познавательной деятельности учащихся в процессе изучения

различных школьных дисциплин.

Современные информационные технологии открывают моим учащимся

доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют

реализовать принципиально новые формы и методы обучения.

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, но очень

интересный и познавательный. Для того, чтобы интерес к предмету не угас,

необходимо сделать урок занимательным. Использование ИКТ на уроках

окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие

ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные,

коммуникативные, общекультурные. С введением ФГОС изучение

окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника,

но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных

приборов, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты

фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

Именно в начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности

ребёнка на учебную. Применение компьютерных технологий в учебном

процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельность. В

своей педагогической деятельности уже много лет использую ИКТ.

ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного

процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего

школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана

и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит

щадящий характер. Планируя работу на уроке, я тщательно продумываю,

место и способ использования ИКТ. Наглядность информационно-

компьютерных технологий, простота использования, безусловно, улучшает

учебный процесс, развивает творческие способности детей, вызывает живой

интерес учащихся, создаёт положительную мотивацию к самообразованию.

Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моих

классов, а для меня стали нормой работы. Информатика и ИКТ – это области

знаний, которые идут вперёд стремительными шагами и, чтобы угнаться за

ними, необходимо все время учиться. Обмен опытом с коллегами позволяет

узнавать новые интересные приёмы, методы, новшества, которые каждый

открывал для себя ежедневным кропотливым трудом. Очевидно, что ИКТ –

мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и

широко использовать на своих предметных уроках. С первых дней появления

компьютера в классе дети стали интересоваться презентациями (в

редакторе Power Point). Самые первые работы были выполнены с помощью

взрослых: учителя, родителей. Обычно в конце урока я сообщаю тему

будущего и предлагаю желающим подобрать интересные материалы,

подготовить небольшое выступление. Очень активно включаются в работу

дети, ищут материал и с моей помощью фотографируют, сканируют готовят

электронные презентации. Создание презентаций учит детей самостоятельно

добывать знания, выделять нужную, полезную информацию по данной

проблеме, учит правильно доносить информацию до слушателей аудитории,

чувствовать уверенность в своих знаниях и делать свои выводы.

Использование детских презентаций на уроке многократно повышает

мотивацию детей, особенно авторов материалов. После просмотра ребята

задают вопросы по содержанию, дают советы по оформлению и

использованию эффектов анимации. Это помогает учащимся не только

освоить материал урока, но чувствовать уверенность в своих знаниях.

Уроки с использованием информационных технологий не только

расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени

повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку

фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит

учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с

помощью информационных технологий. Использование информационных

технологий на уроках окружающего мира в начальной школе даёт

возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы

выбирает для себя сам ученик.

Пользуюсь и готовыми электронными ресурсами, но хочется в короткие

сроки создавать качественные свои электронные ресурсы, отвечающие всем

современным требованиям к воспитательно-образовательному процессу в

школе. Я составляю свои презентации с учётом изученного материала,

способностей данного класса и особенностей программы, к тому же в этом

случае материал располагаю в нужном мне порядке, использую рисунки,

схемы, таблицы.

Использую презентации на любом этапе изучения темы и на любом этапе

урока:

-в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая

проблемную ситуацию;

-при повторении пройденного материала, для быстрой проверки

знаний учащихся;

-на этапе объяснения нового используются изображения,

видеофрагменты.

-на этапе закрепления

Для проверки домашнего задания или для закрепления составляю презентаци

- игры "Угадай - ка", "Своя игра", составляю кроссворды.

ИКТ позволяет демонстрировать на уроке:

фотографии снятые детьми, фотографии животных, растений, памятников,

городов, известных людей и др., отсканированные иллюстрации книг, карты и

др., схемы и таблицы, тесты, кроссворды для проверки знаний,

видеоматериалы на темы " Где живут белые медведи", "Где живут

слоны","Где зимуют птицы", аудиозаписи «Голоса животных», и др.,

музыкальное сопровождение при демонстрации фото- и видеоряда.

Компьютер можно использовать на всех этапах урока.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала

(анимация, видео, звук)

Этап усвоения новых знаний (послайдовое изложение материала, таблицы,

схемы, анимация)

Этап

закрепления

новых

знаний

(тесты,

вопросы,

упражнения,

задания

различного характера).

Формы

использования

компьютера

в

качестве

обучающего

средства

различны. Это и работа всем классом, группами, и индивидуальная работа.

В своей работе я использую различные виды компьютерных программ

Одна из наиболее доступных для применения в работе программ —

Microsoft

Power

Point.

Тематические

презентации,

которые

представляют

собой электронное сопровождение к текстам учебника, значительно экономят

время

учителя,

способствуют

формированию

интереса

к

предмету

и,

следовательно,

положительно

влияют

на

качество

образования

младших

школьников.

Иллюстрации,

видео

фрагменты

помогают

учащимся

совершить

виртуальное путешествие по странам, городам России и мира.

Microsoft Power Point можно также использовать и для тестирования.

Тесты позволяют достаточно оперативно выявить уровень знания учащихся.

Слайд – шоу, созданное в программе Windows Movie Maker, позволяет

расширить рамки учебника и показать завораживающую красоту животного и

растительного мира.

Электронное

пособие

«Природа,

человек,

общество»

обеспечивает

поддержку образовательного процесса. Дополняет содержание и методику

обучения

материалом,

который

увеличивает

возможность

обогащения

чувственного опыта обучающегося (демонстрации, анимации), обеспечивают

условия

для

индивидуализации

процесса

обучения

(упражнения,

тесты,

игровые сюжеты).

Благодаря

использованию

данного

материала

по

предмету

у

ребят

повысилась мотивация к учению, они с удовольствием выполняют домашнее

задание, готовят дополнительные материалы к урокам, активно работают,

стараются показать свои знания на

уроках. Работа по внедрению новой

технологии

позволила

мне

повысить

собственную

информационную

компетентность, так как я: научилась структурировать объемный материал;

работать

с

различными

источниками

информации;

обрабатывать

информацию и представлять её в доступной для детей форме; научилась

сочетать

новую

технологию

с

другими

методами,

формами

и

приёмами

работы.

В своей же педагогической деятельности использование

информационно - коммуникационных технологий осуществляю следующим

образом:

ведение рабочей документации в электронном формате;

Это и составление календарно-тематического планирования по всем

предметам начального обучения, и создание методических копилок: «Уроки

окружающего мира», «Внеклассные занятия», «Дидактические материалы по

окружающему миру», «Фотогалерея», «Контрольные, проверочные работы»,

«Тесты», «Олимпиады», «Сообщения по природоведению», "Своя игра" по

всем предметам и многое другое.

создание и подготовка дидактических материалов, позволяющих

сделать процесс познания наглядно-образным и создать условия для развития

мышления учащихся. Сюда можно отнести визуальный ряд, состоящий из

портретов писателей, фотографии животных и растений, рисунки, печатные

варианты индивидуальных заданий (карточки для тренировки навыков,

организации самостоятельных и контрольных работ) памятки, наглядные

средства обучения: демонстрационные таблицы, схемы, чертежи.

создание презентаций на определённую тему по учебному материалу;

Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в

сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов

выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии,

видеофильмы, мультипликации).

Мультимедиа выступления повышают эффективность учебно-

воспитательного процесса за счёт:

- активизации восприятия учащихся за счёт использования звуковых и

зрительных демонстраций, выделения главных мыслей;

- во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом не

теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;

- большой объём информации может быть получен из Интернета и с компакт

дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся;

- учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый на

экране план выступления.

использование готовых программных продуктов;

Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир»

включает тематические уроки, анимированные интерактивные задания.

Уроки курса «Начальная школа» представляют собой наборы тематически

организованных интерактивных слайдов для наглядного изложения учебных

материалов, тренировки навыков и контроля успешности выполнения

заданий. В уроки включены игровые тестовые задания, загадки,

видеофрагменты, занимательные факты. Материал, представленный в

доступной форме, способствует развитию познавательного интереса

школьников.

Электронное учебное пособие по естествознанию для начальной школы

«Природа и человек» для учащихся 1 – 4 классов предлагает ребенку 250

интерактивных заданий, выполняя которые он научится размышлять и

самостоятельно находить верные ответы, пользуясь дополнительной

информацией в виде кратких текстов, схем и таблиц.

работа с электронными энциклопедиям;

Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную

информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет

отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска

информации необходимо научиться правильно, формулировать вопросы и

пользоваться поисковыми системами.

Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность,

сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе.

(Например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти

нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из

любой области знаний.)

Данную работу на первом этапе можно проводить, отображая на экране

всю последовательность операций для формирования у учащихся алгоритма

поисковой деятельности.

при организации исследовательской и проектной работы учащихся;

мониторинг по отслеживанию результатов обучения и

воспитания, в том числе создание тестовых работ.

Учитель, решивший воспользоваться тестовыми методом, может

самостоятельно создать тест, пользуясь соответствующей оболочкой-

системой для создания тестов (такую возможность даёт использование

интерактивного аппаратно-программного комплекса).

Компьютерное тестирование (с использованием индивидуальных

пультов тестирования) даёт возможность за короткий промежуток времени

фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к

выполненному заданию, работать над ошибками.

Считаю, что к этой процедуре следует относиться весьма ответственно:

- тестирование на уроке не должно занимать более 10-15 минут;

- следует обеспечить высокий темп тестирования (из расчета на каждый

вопрос – не более 1 минуты);

- необходимо создать максимально комфортные условия для учащихся.

Легче воспользоваться готовыми шаблонами, конструкторами тестов. К

примеру, несколько тестов разработаны участниками образовательного

портала «Сеть творческих учителей» А. Баженовым, А. Комаровским, Д.

Ивановым.

Авторы подготовили такие шаблоны, где учителю, имеющему даже

небольшой опыт работы с PowerPoint, окажется под силу подготовить

замечательную подборку тестов. Достаточно лишь заполнить слайды

необходимыми вопросами, вариантами ответов, соответствующей

наглядностью.

использование Интернет-ресурсов в процессе подготовки и

проведения урока, внеклассного мероприятия, самообразования;

Использование ИКТ в учебном процессе – это требование времени, что

позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к

получению знаний.

В настоящее время в нашей школе активно используются такие формы

документации, как электронный журнал, электронный дневник, портфолио

учителя, портфолио ученика, сайт школы и учителя. В течение года ученики

моего класса участвуют во всероссийских и международных онлайн-

олимпиадах и очень успешно. Для того чтобы эти формы работали,

необходимо, чтобы учитель имел постоянный доступ к сети Интернет.

Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и

стремиться к их достижению - это и есть основной механизм развития

личности, как ученика, так и учителя, ведь эффективность компьютеров и

информационных технологий зависит от того, как мы – педагоги их

используем, от способов и форм применения этих технологий.

Ресурсы сети Интернет я использую как для поиска дополнительного

материала к урокам и презентациям, так и для самообразования и повышения

своей квалификации. На уроках окружающего мира очень много сообщений

готовили дети пользуясь ресурсами сети ИНТЕРНЕТ.

Сообщения:

-"Мой родной край", "О животных ", Легенды о животных", "О своём

питомце", "О породе собак", "Рассказ о любом растении или животном,

занесённом в Красную книгу", "Сообщение о деньгах"," О работе

пожарных".

Виртуальные экскурсии:

-"В любой интернет музей"..

Фоторассказы:

"Красота неба","Красота растений", "Красота воды","Красота зимы",

"Водные богатства"

Неотъемлемым помощником в привитии интереса к предмету и

организации коллективной работы класса является использование

интерактивной доски.

При использовании ИКТ на различных этапах урока окружающего

мира в начальной школе повышается интерес к учёбе в целом. Учащиеся

активно включаются в подготовку презентаций к уроку, что в свою очередь,

развивает у них навыки учебно-исследовательской деятельности и позволяет

добиться лучших результатов .

Применение ИКТ на уроках в начальных классах позволяет сделать

учащихся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы,

повышает

заинтересованность

ребят

в

изучении

предмета,

заставляет

их

подходить

к

работе

творчески,

добывать

знания

самостоятельно.

Урок

превращается в настоящий творческий процесс, осуществляются принципы

развивающего обучения.

Список использованной литературы

1.

«Информационные технологии на уроках в начальной школе».

Составитель О.В.Рыбьякова. Издательство Учитель. Волгоград 2008г.

2.

Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная

школа плюс До и После. - 2007. - №7

3.

Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. – К., 2004.

3. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации

образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. -

Новосибирск, ИПСО РАО.-1997.- 1. с.77-81.

4.

Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах.//Начальная

школа плюс До и После. - 2007. - №7



В раздел образования