Автор: Жулдыбина Ольга Николаевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: ГКОУ УР Школа-интернат 13
Населённый пункт: Удмуртская республика город Ижевск
Наименование материала: конспект
Тема: Имя прилагательное
Раздел: начальное образование
Тема : Имя прилагательное
Цель:Учиться употреблять имена прилагательные в устной и письменной
речи
Планируемые образовательные результаты:
Предметные результаты
:
-называть роль и значение прилагательных в языке, уметь обьяснять как
прилагательные используются для описания существительных, передачи
характеристик предметов или явлений.
-определять и выделять прилагательные в тексте.
- подбирать прилагательные к заданным словам.
-пересказывать текст через использование мнемотаблиц
Метапредметные результаты:
познавательные
-уметь извлекать информацию из текста путём осмысленного чтения
-устанавливать причинно-следственные связи, через чтение текста и его
преобразование в мнемотаблицы
регулятивные
-формировать тему логопедического занятия через отгадывание загадки
-использовать устную речь для формулирования своих выводов
коммуникативные
-уметь работать в паре по решению общих учебных задач
- умение слышать и слушать своих однокласников при обсуждении
Личностные результаты:
- развернуто и логично отвечать на вопросы, после прочтения текста
- обогощать словарный запас, используя новые слова в связной речи
-анализировать свою работу на занятии, при организации взаимопроверки и на
этапе рефлексии, используя цветные карандаши и «лесенку успеха»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-Углубить знания детей об имени прилагательном
-Закреплять умение выделять имя прилагательное в предложениях (текстах);
-Упражнять в подборе подходящих по смыслу прилагательных к заданному
слову;
-Познакомить детей с использованием мнемотаблиц при пересказе;
-Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, падеже и
числе;
-Продолжить формировать умения работать с текстом, анализировать текст;
-Учить развернуто отвечать на вопросы;
Коррекционно-развивающие:
-Развивать умения согласовывать имена существительные с прилагательными;
- Развивать пространственные ориентировки при нахождении листочка с
заданием
- Развитие слухового внимания при прослушивании рассказа
-Развитие мыслительной операции при просьбе отгадать загадку
Коррекционно-воспитательные :
-Воспитывать уважение к товарищам; их ответам
- Воспитывать наблюдательность, самостоятельность
Оборудование Презентация, листочки с заданием, текст, лестница успеха,
карандаши, ручки, мнемотаблицы (на каждого), мнемотаблица но доску, новые
слова.
ХОД:
Вводная часть:
Орг. момент:
Сядет тот, кто назовёт лишнее слово:
-Яркий, красный, день, зимний. Какое слово лишние почему? (СЛАЙД)
-Весенний, солнечный, месяц, теплый. Какое слово
лишние почему?
(СЛАЙД)
-Прохладный, дождливый, шумный, год. Какое слово лишние почему?
(СЛАЙД)
-Светлый, погожий, звонкий, рыхлый, погода. Какое слово
лишние
почему? (СЛАЙД)
Основная часть:
А сейчас я предлагаю вам отгадать загадку (СЛАЙД)
Часть речи это непростая,
Её вопрос «Какой?», «Какая?»,
Обозначает лишь признак предмета.
Как называется? Что же это? (СЛАЙД)
Как вы думаете о чем мы с вами сегодня будем говорить? (правильно о
имени прилагательном) (СЛАЙД )
И тема нашего сегодняшнего занятия? (СЛАЙД )
И
какая
цель
нашего
сегодняшнего
занятия
давайте
попробуем
сформулировать (СЛАЙД)
Открываем тетради, записываем число и тему нашего занятия
Давайте вспомним, что же такое имя прилагательное. А для этого я
предлагаю вам поиграть в игру «Верное ли моё утверждение»
-И
;
мя прилага
;
тельное — это часть слова (СЛАЙД)
И
;
мя прилага
;
тельное — это часть речи (СЛАЙД)
-обозначающая предмет (СЛАЙД)
обозначающая признак предмета (СЛАЙД)
-отвечающая на вопросы «что делает?», «что будет делать?» (СЛАЙД)
отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» (СЛАЙД)
-Имя прилагательное друг имени существительного оно всегда как бы
прилагается к существительному, поэтому так и называется
прилагательное(СЛАЙД)
Имя прилагательное друг имени существительного оно всегда как бы
прилагается к существительному, поэтому так и называется
прилагательное(СЛАЙД)
Для чего нам в речи нужны прилагательные?
-правильно, чтобы описать предмет (Лиана опиши весну)
-отгадать предмет (Солнечный, морозный, холодный -день)
- И для того,чтобы наша речь была более красивая.
-У Вас на столах лежат листочки с заданиями.
- Возьмите листочек с красным квадратом в правом верхнем углу .
(использовала ли я для инструкции прилагательное ? какое?)
-Лиана прочитай, что нужно сделать.
Вставить пропущенные имена прилагательные в правильной форме.
(СЛАЙД)
Пришла _________ весна. Зеленеет __________ травка. Журчат ________
ручейки. Распустились _________ подснежники.
Слова для справок: молодой, ранний, весёлый, белый.
Поменяйтесь листочками проверьте друг друга (СЛАЙД)
Пришла ранняя весна. Зеленеет молодая травка. Журчат весёлые ручейки.
Распустились белые подснежники. (СЛАЙД)
Все ли слова в тексте вам были понятны? Что значит ранняя? (Дать
листочек прочитать )
У весны несколько периодов? Ранняя (с 23 марта до схода снега на полях)
Средняя (с 17 мая до 26 мая) Поздняя (с 26 мая до отцветания сирени).
Посмотрите как изменился текст. Какой он стал? (ОН стал более
красочным и точным, потому что в нем появились прилагательные,
обозначающие признак предмета. Какие это прилагательные? Эти слова
помогают точно и ярко описать изменения в природе.)
Оцените себя.
-А сейчас я вам хочу прочитать рассказ.
-Возьмите листочек с желтым кругом в левом нижнем углу.
( использовала ли я прилагательное) какое?
-Настя, как называется рассказ который я хочу вам прочитать?
( «Муравей и голубка»)
- Ребята, это рассказ басня. Кто мне скажет что такое басня?( листочек)
-Как вы думаете о чем этот текст (спрашиваю каждого)
Читаю.
Как называется басня?
Какую услугу оказала голубка муравью?
Чем отплатил ей муравей?
Какова главная мысль басни?
Чему учит нас эта басня? (помогать людям бескорыстно Что значит
бескорыстно - это значит просто так)
Муравей и голубка.
Трудолюбивый муравей спустился к ручью: захотел напиться.
Голубая волна захлестнула его и чуть не потопила. Маленькая голубка
несла ветку; она увидела — муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей.
Уставший муравей сел на ветку и спасся. Потом злой охотник расставил
сеть на голубку. Крохотный муравей подполз к охотнику и укусил его за
ногу; охотник охнул и уронил сеть. Испуганная голубка вспорхнула и
улетела.
А сейчас мы прочитаем этот текст по цепочке
Найдите в тексте прилагательные и подчеркните их (Как мы
подчёркиваем прилагательные?)
Какие прилагательные в тексте вам встретились (СЛАЙД)
Физминутка.
Мелкие шажки – раз, два, три (вперёд)
Лёгкие прыжки –раз –два –три (назад)
Мягкая посадка – раз–два-три.
Вот и вся зарядка – раз-два-три.
Какие слова нам помогали понять какие нужно делать шажочки, прыжки,
посадку (прилагательные)
Сейчас я буду читать текст, а вы зашифруйте его, используя картинки
помощницы.
Пересказ басни.
Итог:
-Что мы повторяли сегодня
-Для чего нужны нам прилагательные
-Какое задание показалось вам самым трудным
-Какое задание показалось вам самым лёгким
-Какое задание понравилось вам больше всех