Напоминание

"Урегулирование налоговой задолженности в финансовой системе РФ"


Автор: Мордвинова Елена Анатольевна
Должность: студент
Учебное заведение: НГУЭУ
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: научная статья
Тема: "Урегулирование налоговой задолженности в финансовой системе РФ"
Раздел: среднее образование





Назад




Урегулирование задолженности по налогам в системе РФ

Аннотация

В

статье

рассматриваются

теоретические

и

методологические

проблемы взыскания недоимки по налогам и сборам налоговой инспекции .

Ключевые слова: налоговая задолженность, недоимка, возникновение

налоговой задолженности

Abstract

: The article discusses

theoretical and methodological problems in

collection of arrears of taxes and levies the tax office and foreign experience of

regulation of the tax debt.

Key words: tax arrears, arrears, the emergence of tax arrears

Одно

из

самых

важных

мест

в

финансовой

системе

российского

государства занимает бюджетная система, с помощью которой появляются,

распределяются

и

применяются

общегосударственные

централизованные

денежные фонды. Источники, которые составляют доходы бюджета любого

уровня и занимают важную долю, являются налоги и сборы, а одним из

наиболее

важных

показателей

эффективности

налоговой

системы

собираемость.

Взимание

налогов

-

это

одно

из

немаловажных

условий

существования государства, а также развития общества как в экономическом

плане,

так

и

социальном.

Нет

такого

государства,

которое

не

могло

бы

обойтись без налогов, т.к. налоги являются составной частью экономики,

которая определяет финансовое благосостояние общества, и одновременно

фактором, воздействующим на экономическое положение в России, а для

выполнения своих функций ему требуется определенная сумма денежных

средств. Опыт нашего государства и мировая практика доказывают, что более

чем 75 % доходов государственного бюджета являются налоговые платежи.

Задача

по

обеспечению

полноты

и

своевременности

внесения

в

бюджет

законодательно установленных налогов и сборов – возложена на налоговые

органы.

В

настоящее

время

сумма

задолженности

по

налогам,

администрируемых налоговыми органами в целом превысила сто миллионов

рублей.

Урегулирование

налоговой

задолженности

налоговыми

органами

является важным моментом для перехода к устойчивому развитию, а также к

возрастанию конкурентоспособности товаропроизводителей. Помимо этого,

понижение налоговой задолженности - это значит пополнение бюджета. На

данный момент особенно важен и трудно разрешим вопрос об организации

эффективного

урегулирования

налоговой

задолженности

в

России,

являющимся

главным

средством

защиты

интересов,

как

частных

собственников,

так

и

самого

государства.

Не

смотря

на

проводимую

налоговыми органами работу, эффективность взыскания задолженности не

всегда приносит желаемых результатов. Поэтому важным условием точного

функционирования

всей

системы

налоговой

системы

РФ

является

эффективность

работы

налоговых

органов,

которая

обеспечивает

формирование основной части бюджета страны,

но на практике налоговые

органы сталкиваются с проблемами на пути решения данной задачи:

Во-первых, это образование у организаций налоговой задолженности,

которая является существенным экономическим фактором.

Во-вторых,

сумма

налоговой

задолженности

организаций

сжимает

объем финансовых ресурсов государства.

Анализ литературы по теме внутри научно-исследовательской работы

доказывает, что нынешняя налоговая система в России вызывает большое

количество претензий со стороны предпринимателей, экономистов и простых

налогоплательщиков.

Надежды

на

улучшение

налоговой

системы

России

часто не оправдываются, т.к. вступившие в силу новые законодательные акты

в области урегулирования налоговой задолженности в большинстве случаях

ее ухудшают, чем совершенствуют, и это не способствует решению проблем.

Следует отметить, что налоговая система РФ развивается в тяжелейших

условиях экономического кризиса. В непростой ситуации она допускает, хоть

и

с

п е р ебоями,

финансирование

необходимых

государственных

потребностей,

а

также

обеспечивает

функционирование

хозяйственного

аппарата страны.

Таким

образом,

актуальность

выбранной

темы

обуславливается

потребностью переустройства налоговой системы, построения плана работы

налоговых органов по урегулированию налоговой задолженности, который

бы

отвечал

нынешним

условиям

и

обеспечивал

экономическое

развитие

нашей страны.

Цель моей работы заключается в изучении процедуры урегулирования

налоговой задолженности в финансовой системе РФ. Для выполнения данной

цели были поставлены следующие задачи:

-

изучить

теоритические

основы

урегулирования

задолженности

по

налогам;

-

выработать

рекомендации

по

совершенствованию

деятельности

налоговых органов по урегулированию задолженности по налогам.

Объектом

исследования

является

принудительное

взыскание

по

налогам.

Предметом

исследования

работы

является

деятельность

по

урегулированию

налоговыми

органами

задолженности

по

налогам

в

финансовой системе Российской Федерации.

Методы

изучения

налоговой

задолженности:

метод

общей

теории

статистики, метод логики, анализ документов.

Теоретической базой послужили труды Красюков А.В., Нестеров В.В.,

Пронин С.Б. и многие другие.

Понятие «налоговая задолженность» в законодательстве о налогах и сборах

не определено. Налоговый Кодекс Российской Федерации (НК РФ) содержит

только легальное определение недоимки как суммы налога или сбора, не

уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Таким

образом,

неисполнение

обязанности

по

уплате

налогов

и

сборов

является основанием образования недоимки. Тем не менее, термин

«задолженность» применяется в НК РФ как в отношении налогов и сборов –

«задолженность по налогам и сборам» (например, п. 4 ст. 49 НК РФ), так и в

отношении

пеней

и

штрафов

(например,

п.

2

ст.

59

НК

РФ).

Причем

основания возникновения налоговой задолженности, как показывает анализ

норм

законодательства

о

налогах

и

сборах,

различны.

В

юридической

научной литературе также встречаются термины «налоговая задолженность»,

«задолженность по налогу» (под которой понимается недоимка) и термин

«налоговый долг».

К.Н. Лебедев, рассматривая налоговую задолженность, полагает, что

«задолженность перед бюджетом - это прежде всего недоимки, то есть не

уплаченные

своевременно

налоговые

платежи;

начисленные

налоговыми

органами финансовые санкции.

Если

налогоплательщик

не

погасит

самостоятельно

свою

задолженность в виде недоимки по налогу и пеней перед бюджетом, то

налоговики будут взыскивать эти суммы уже в принудительном порядке. В

случае

невозможности

взыскания

недоимки

по

налогам

и

пеней

с

налогоплательщика налоговые органы могут списать эту задолженность как

безнадежную.

Большинство руководителей организаций и предприятий считает, что

полное погашение налогов и сборов и успешное ведение своего бизнеса -

невозможно. Во многих случаях подобным руководителям налоговые органы

начисляют значительные суммы и привлекают их к административной, а

также уголовной ответственности, но и в этом случае стараются уклониться

от

уплаты

образовавшейся

задолженности.

Практика

показывает,

что

подобные ситуации уклонения ни к чему хорошему не приводят, особенно,

если человек плохо знает законодательные нормы. Но тем не менее, это

происходит часто и большинство руководителей «бросают старые фирмы» и

открывают новые , с чем собственно и нужно бороться.

Существует

множество

причин

возникновения

задолженности

по

на лога м

и

с б ора м. Причины

морально-психологического

характера,

экономические и организационно-правовые - это, согласно М.С. Пронин и

С.Б. Пронин, причины возникновения налоговой задолженности . Например,

не достаточная компетентность руководителей организаций, низкий уровень

финансового

контроля,

так

же

немаловажную

роль

играет

отсутствие

хорошего технического оборудования в структурных подразделениях нало-

говых

органов,

участвующих

в

процессе

взыскания

задолженностей.

Отсутствие эффективной связи исполнительной и законодательной власти -

еще одна причина. Для точного понимания и осознания, рассмотрим ряд

конкретных проблем налоговой системы.

Во-первых, это усложненность налоговой системы. Данная проблема

состоит в том, что из-за существования многочисленных налогов, которые

однотипны по своим свойствам и почти ничем не отличаются друг от друга,

происходит

путаница

в

работе

организации,

следствием

чего

является

ошибки

при

отчислениях

налогов.

После

чего

насчитываются

пени

за

несвоевременную уплату налога.

Во-вторых,

наше

налоговое

законодательство

нестабильно.

В

налоговый кодекс очень часто вносятся поправки и какие-либо изменения,

что

в

значительной

мере

влияет

на

экономику

страны,

т.к.

обостряет

экономический кризис.

И, в-третьих, законодательные и нормативные акты не всегда имеют

четкую

формулировку.

Данная

проблема

влияет

на

эффективность

функционирования налоговой системы.

Все

чаще

организации

прибегают

к

помощи

профессиональных

аудиторов для ведения налогового и бухгалтерского учета. Так как налоговая

система усложненная. Еще хотелось бы отметить, что из-за слабого контроля

за сбором налогов, происходит уклонение налогоплательщиков от уплаты

налогов

в

казну. К

морально-психологическим

причинам

можно

отнести

низкий

уровень

внутренней

налоговой

культуры,

недостаточный

уровень

осознания

неотвратимости

взыскания

задолженностей,

в

которых

большинство предпринимателей считают, что при полной уплате налогов

невозможно построить успешный бизнес. Более 30 % различных компаний

имеет задолженность по налогам и сборам на данный момент.

Так

же

стоит

выделить

и

другие

характерные

и

немаловажные

обстоятельства организационно - управленческого характера:

- задолженность, в виде суммы до начисленных налогов в результате

проведенных мероприятий налогового контроля;

- неуплата текущих платежей;

-

задолженность,

принятая

в

связи

с

изменением

места

учета

налогоплательщика.

Значительный рост налоговой задолженности из-за того, что основная

доля

в

составе

совокупной

налоговой

задолженности

приходится

на

доначисленные

налоги,

пени,

штрафы

по

актам

налоговых

проверок .

Задолженность, которая утратила силу, то есть налоговые органы упустили

возможность взыскать ее с налогоплательщика, является самым негативным

фактором в сфере налогового администрирования. Причиной утраты является

не

соблюдение

сроков,

которые

предусмотрены

Налоговым

Кодексом

Российской

Федерации.

Требования

об

уплате

налогов

предусмотрены

статьями 69 и 70 Налогового Кодекса Российской Федерации. Также в статьях

46,47,48

Налогового

Кодекса

Российской

Федерации

оговорено

принятие

решения о взыскании налога, сбора, пени и штрафа.

Таким

образом,

можно

сказать,

что

предоставление

возможности

изменить срок исполнения налоговой обязанности (при наличии основания)

способствует

сохранению

финансового

равновесия

налогоплательщика.

Однако в случае, когда изменяется срок уплаты налога или сбора, недоимка

не образуется, но вместе с тем создается угроза для бюджетной системы

неполучения

суммы

причитающихся

налоговых

платежей

и

приводит

к

образованию налоговой задолженности.

Налоговая задолженность, образовавшаяся в связи с изменением срока

исполнения налоговой обязанности, в материальном понимании представляет

собой сумму неуплаченных налогов, сборов, а также сумму начисленных

процентов.

Изучая

данный

вопрос

хотела

прибегнуть

к

изучению

зарубежного опыта урегулирования налоговой задолженности.

Например, в Китайской народной республике контроль о взимании налогов

регламентируется Законом КНР от 17 марта 1996 года «Об административном

взыскании», Законом КНР «Об управлении взиманием налогов». Закон КНР

«Об управлении взиманием налогов» является актом, который был изменен в

соответствии с настоящими требованиями и принявший модель правовой

регламентации вопросов административной ответственности за налоговые

правонарушения.

Основной порядок взыскания, который действует на данный момент на

территории Китая, был законодательно закреплен еще в середине прошлого

столетия, что является большим плюсом, так как благоприятно влияет на

политику

соблюдения

налогового

законодательства

КНР.

Устойчивость

правовых норм, которая не подвергалась коренному изменению, способствует

усилению позиций государства в отстаивании своих законных интересов

перед злостными должниками налогов.

В соответствии со статьей 65 Закона Китайской Народной Республики

«Об управлении взиманием налогов» налоговые органы вправе арестовывать,

опечатывать и выставлять на аукцион имущество, которое не может быть

разделено, если другого имущества налогоплательщика недостаточно для

принудительного исполнения обязанности. Самым суровым наказанием в

отношении налогоплательщика - это лишение лицензии на осуществлении

предпринимательской деятельности, а также конфискация и изъятие счетов.

В соответствии со статьей 51 «О налоге на добавленную стоимость и не

добавленную

стоимость»,

если

налогоплательщик

уклоняется

от

уплаты

налогов, то его деятельность приостанавливается на шесть месяцев и, если,

налогоплательщик

не

исполнит

свои

обязанности

в

данный

срок,

то

применение

взыскания

может

быть

продолжено

до

того

момента,

как

задолженность не будет погашена.

В

Дании

налоги

уплачиваются

через

специальную

компанию,

к

примеру, компания PBS.

Данная компания имеет доступ ко всем счетам в

банках Дании и осуществляет уплату налогов за своих налогоплательщиков,

заключивших с ней договор. Эта компания ведет контроль за сроками уплаты

налогов и обеспечивает своевременное перечисление необходимой суммы со

счетов налогоплательщиков.

Чтобы

банки

своевременно

и

правильно

перечисляли

налоговые

платежи,

в

случае

просрочки

перечисления

сумм

налогов,

предусмотрен

штраф в размере трех процентов от суммы задержанного или отправленного

не

по

назначению

налога.

Датское

налоговое

законодательство

предусматривает принудительное взыскание налоговой задолженности лишь

в том случае, если ее размер превышает пятнадцати тысяч крон. Нормы

Дании направлены на стимулирование налогоплательщиков уплатить вовремя

и в полном объеме налог, так как тем, кто добросовестно и на протяжении

долго

времени

в

положенный

срок

уплачивает

налоги,

предоставляются

льготы

в

виде

освобождения

от

уплаты

части

пеней

при

наступлении

просрочки платежа.

Несмотря

на

высокие

налоги

Швеции,

данная

страна

расположила

своих налогоплательщиков тем, что большую часть всех расходов бюджета

тратится

на

здравоохранение,

социальное

обеспечение,

культуру

и

образование.

Такая

страна,

как

Испания

предусмотрела

следующие

условия

для

налогоплательщиков.

Если

налогоплательщик,

не

исполняет

вовремя

и

надлежащим

образом

свои

обязанности

перед

налоговыми

органами,

то

накладываются штрафные санации от 50% до 150% от неуплаченной суммы.

Самым действенным наказанием является утрата права на льготы, получение

дотаций, установление запрета на заключение договоров с государством и

государственными организациями на срок до пяти лет.

По

итогам

проведенного

анализа

деятельно сти

о р г а н о в

государственной власти зарубежных стран по применению принудительного

взыскания задолженности по уплате, можно сказать следующее, что порядок

принудительного взыскания задолженности, действующий в той или иной

стране, имеет как плюсы, так и минусы. Но отдельные законодательные

положения, которые удачно прижились и используются за рубежом, можно

использовать и в России. К примеру, Швеция, где в целях избегания проблем,

каждый налогоплательщик готов целиком и полностью уплачивать налоги,

также

налоговыми

органами

проводятся

постоянные

консультации

для

налогоплательщиков. На примере данной страны, можно было бы вести какие

- то поощрения для российских налогоплательщиков для стимула в плане

уплаты налогов. Или же Дания, где для добросовестных налогоплательщиков,

предусматривается предоставления льгот в виде освобождения от уплаты

части пеней при наступлении просрочки платежа.

1. Красюков А.В. Безнадежные долги по налогам и сборам: понятие и

процедура списания. М.: Ось-89, 2014. С. 12 - 46

2.

Нестеров,

В.В.

Налоговая

статистика

за

20150

г.

//

Налоговый

вестник. - 2016. - №3. - 3 с.

3. Пронин, С.Б. Взыскание задолженностей по налогам с организаций. /

С.Б. Пронин, М.С. Пронин // Тематический спецвыпуск журнала "Горячая

линия бухгалтера". - 2008. - 78 с.

4. 3.

Налоговый

кодекс

Российской

Федерации

(часть

первая)

от

31.07.1998 № 146-Ф3.



В раздел образования