Автор: Астахова Екатерина Вадимовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №5"
Населённый пункт: город Алексин, Тульская область
Наименование материала: методическая разработка внеурочного занятия
Тема: Фотосинтез. Обмен Веществ
Раздел: среднее образование
Проанализируйте таблицу «Обмен веществ в организме человека». Заполните пустые ячейки
таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой,
выберите соответствующий термин из
предложенного списка.
Обмен веществ в организме человека
Объект
Всасываются в тонком кишечнике
Конечные продукты распада
обмен белков
_________(Б)
вода, углекислый газ, мочевина
____________ (А)
глицерин и жирные кислоты
углекислый газ и вода
обмен углеводов
глюкоза
____________ (В)
Список терминов
1) обмен жиров
2) углекислый газ и вода
3) крахмал
4) водный обмен
5) аминокислоты
6) аммиак
7) белки
8) гликоген
Верны ли следующие суждения об обмене веществ?
А. Пластический обмен представляет собой совокупность реакций
расщепления органических веществ в клетке, сопровождающихся
выделением энергии.
Б. Хлорофилл растительных клеток улавливает солнечную энергию,
которая аккумулируется в молекулах АТФ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения об обмене веществ?
А. Совокупность реакций окисления органических соединений, при
которых выделяется энергия, представляет собой энергетический обмен
клетки.
Б. Преобразование
энергии,
выделяемой
при
окислении
неорганических веществ в энергию синтезируемых органических
соединений, называют хемосинтезом.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Какова взаимосвязь между пластическим и энергетическим обменом веществ? Аргументируйте
свой ответ.
Найдите три ошибки в приведённом тексте «Метаболизм». Укажите номера предложений, в
которых допущены ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
Метаболизм
(1)Метаболизм, или обмен веществ, обычно делят на две стадии:
катаболизм и анаболизм. (2)В ходе катаболизма сложные органические
вещества распадаются до более простых с выделением энергии.
(3)Начальный этап катаболизма глюкозы происходит в цитоплазме
клетки при аэробных условиях. (4)Дальнейшие этапы приводят к
полному окислению глюкозы до кислорода и воды. (5)А в процессах
анаболизма – из более простых веществ синтезируются более сложные,
и это сопровождается затратами энергии. (6)Примерами анаболизма
являются фотосинтез, хемосинтез и брожение. (7)Анаболизм также
включает
процессы
создания
аминокислот,
жирных
кислот
и
нуклеотидов.
Установите соответствие между характеристикой процессов,
происходящих при энергетическом обмене, и этапами этого
процесса: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) идёт с образованием ПВК
Б) происходит в митохондриях
В) процесс анаэробный
Г) в ходе процесса образуется 36 молей АТФ
Д) образуются углекислый газ, вода, мочевина
Е) происходит в цитоплазме
ПРОЦЕСС
1) гликолиз
2) окислительное
фосфорилирование
Установите соответствие между признаками обмена веществ и
его этапами.
ПРИЗНАКИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ
А) Вещества окисляются
Б) Вещества синтезируются
В) Энергия запасается в молекулах АТФ
Г) Энергия расходуется
Д) В процессе участвуют рибосомы
Е) В процессе участвуют митохондрии
ЭТАПЫ
1) Пластический обмен
2) Энергетический обмен
Установите соответствие между признаками обмена веществ и его
видом.
ПРИЗНАК ОБМЕНА
A) синтез углеводов в хлоропластах
Б) гликолиз
B) синтез 38 молекул АТФ
Г) спиртовое брожение
Д) окислительное фосфорилирование
Е) образование белков из аминокислот на рибосомах
ВИД ОБМЕНА
1) энергетический
2) пластический
Проанализируйте таблицу «Основной обмен (Ккал) у мужчин и женщин в
зависимости от возраста и массы тела».
Мужчины
Женщины
Масса тела,
кг
18–29
лет
30–39
лет
40–59
лет
Масса тела,
кг
18–29
лет
30–39
лет
40–59
лет
50
1450
1370
1280
40
1080
1050
1020
60
1590
1500
1410
50
1230
1190
1160
70
1750
1650
1550
60
1380
1340
1300
80
1920
1810
1700
70
1530
1490
1440
90
2110
1990
1870
80
1680
1630
1580
Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа
представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные
утверждения.
1) При одинаковой массе тела основной обмен у женщин ниже, чем у мужчин.
2) С возрастом основной обмен увеличивается.
3) С возрастом масса тела уменьшается.
4) С возрастом в пересчёте на кг массы тела основной обмен у мужчин снижается
сильнее, чем у женщин.
5) В пересчёте на кг массы тела основной обмен у женщин выше, чем у мужчин.
1. Как происходит преобразование энергии солнечного света в
световой и темновой фазах фотосинтеза в энергию химических связей
глюкозы?
Ответ поясните.
2. В ХVII веке голландский учёный ван Гельмонт провёл опыт. Он посадил
небольшую иву в кадку с почвой, предварительно взвесив растение и почву, и
только поливал её в течение нескольких лет. Спустя 5 лет учёный снова взвесил
растение. Его вес увеличился на 63,7 кг, вес почвы уменьшился всего на 0,06 кг.
Объясните, за счёт чего произошло увеличение массы растения, какие вещества
из внешней среды обеспечили этот прирост.
3. Скорость фотосинтеза зависит от лимитирующих (ограничивающих)
факторов, среди которых выделяют свет, концентрацию углекислого
газа, температуру. Почему эти факторы являются лимитирующими
для реакций фотосинтеза?